Статья про Алексея Заева была опубликована на старом сайте «Результатов», а также в девятом номере журнала (февраль 1999) года. С тех пор мои познания о творчестве Алексея несколько расширились. По крайней мере, размещенный тогда на сайте материал, помог мне познакомиться с людьми, близкими Алексею, правда с самим Заевым познакомиться так пока и не получилось, но вот наладить творческий контакт с его знакомыми и получить в конце концов аж двенадцать акустических альбомов, записанных с 2000 по 2002-й года, мне удалось. Всё собираюсь написать про это свои соображения, да пока так звёзды соответствующим образом и не встали.АТ (март 2003)
Алексей Заев. Фигура, не имеющая абсолютно никакого отношения к хоум-тэйпингу. Да и какая разница? "Результаты" уже давно стараются не зацикливаться только на одном ХТ и его проблемах. К тому же любовь к творчеству АЗ прошла серьёзную проверку временем - мы слушаем его с неослабевающей радостью начиная с 1995 года. Я даже затрудняюсь сказать кого из наших российских музыкантов (тем более из Москвы) я слушаю так долго и с постоянным интересом. Кроме этого АЗ, мягко говоря, малоизвестен в нашей стране. По крайней мере по радио я никогда его песен не слышал. По телевизору его тоже не показывают даже в программе "А". И в Интернете никакой информации о нём найти тоже не смог. Хочется надеяться, что эта публикация будет началом беседы об АЗ и в конце концов нам удасться найти с ним личный контакт и может быть даже взять интервью. Ибо его философская позиция настолько серьёзна, что требует гораздо более пристального расмотрения, нежели две коротеньких нижеприводимых заметки.
И ещё одно важное дополнение - на страничке сетевого журнала нереалистической прозы "Паттерн" в разделе "Интерфейс" размещено около 500 (пятисот!) стихотворений и тексов песен Алексей Заева, т.е. почти всё его творчество. Потрясающе!! www.pattern.narod.ru
Кроме этого в Рунете появился официальный сайт Алексея Заева с вполне понятным URL www.zaev.ru
AT
ЗАЕВ И "УМЕР": эта штука посильнее, чем...
Вот уже несколько лет я слушаю Алексея Заева. Сколько лет именно - можно уточнить у АТ. Именно он, потрясенный лаконизмом названия - А.Заев и группа "УМЕР" - купил пару кассет и не ошибся в выборе. (АТ нравятся названия ёмкие и энергичные, желательно единосложные, он может целое эссе изложить на эту тему. И примерами укрепить. Типа "CAN". Или "УМЕР"). Сейчас у нас накопилось шесть альбомов А.Заева, охотимся за "Танатология". И переслушиваем добытые. Захотелось узнать о авторе побольше - и тут оказалось, что информации почти ноль. Контактные телефоны или адреса на обложках кассет отсутствуют. ("Некоторые надписывают свои книги",- сказал Подберёзовиков. "Я не надписываю", - испуганно ответил Деточкин.) Беседы с посторонними музыкантами заканчиваются дежурной фразой - "А, Заев? Знаю, знаю, у меня приятель с ним на каком-то фестивале выпивал. Фамилию приятеля не помню". Даже фамилия переводчика германских поэтов оказалась ложным следом. Тот московский поэт и переводчик Топоров, с которым я знаком, оказался Вовой, а нужный нам - Витей (если можно так фривольно называть пожилого человека). Остаётся одно - написать на фирму "ТАУ Продукт", выпустившую кассеты (если она ещё существует после 17 августа), - "так мол и так, дайте домашний адрес любимого артиста".
"Что вы о себе думаете?"На вопрос отвечает Алексей Заев: "Замкнутость. Разобщённость. Внутренняя дисгармония."
Творчество Заева уникально. (Часто, чтобы не обидеть, говорят - "самобытно"). Но это же не народные промыслы, это - рок-н-ролл.) Группа "УМЕР" воплощает идею А.Заева не только рассказывать о смерти своими и чужими словами, но и заставить слушателя призадуматься о цели и способе бытия ("зачем мы живём и за что нам такая беда?"), и что нас ждёт после смерти - разложение, "сказочный мир жировоска" - и душа, естественно, покидает кучу той пакости, что осталась от тебя. Послушав песни "Бред" и "Грязнее грязи", где Заев отхлестал по мордасам увлёкшихся жизнью современников, понимаешь, что его укоры справдливы; действительно, мертвые ведут себя пристойно, чего не скажешь о соседях по подьезду. Очень оптимизирует песня Заева "Фантазия 1" - идиллистическая мечта о том, что и после смерти ты сможешь кому-то понравиться.
Послушав песню "Демон", где герой просит указать дорогу в ад, мой приятель сказал про Заева: "Паренёк доиграется".
Музыка у Заева разнообразна, внутри любого альбома присутствуют разные стили. Нарочитая эклектичность музыки необходима для лучшего усвоения текстов. Но уж банальной её никак не назовешь. Единственная рецензия на Заева (единственная - потому что других я не нашел) упрекает его в подражании эстрадным образцам. Вот тут я не согласен. Во-первых, всё, шесть-семь лет назад записанное Заевым, и сейчас слушается свежо, что является признаком искренности. Во-вторых, несмотря на то, что оригинальности в российской музыке всегда маловато, во многом Заев был оригинален заранее. Например песня 92 года "Рыбьи глаза" похожа на то, что сейчас сделали Deadушки с БГ. И третье, самое главное - что считать эстрадой? Фрэнка Синатру или же "Spice Girls"? Тот печатный орган, что обнародовал эту рецензию (прим.1), в определении лучших образцов отечественной рок-музыки тяготеет к "Агате Кристи" и вообще только что разве голые жопы на своих страницах не публикует. Так что их попытки оценить А.Заева по достоинству сродни мечтам Ф.Киркорова спеть с King Crimson. С музыкой А.Заев экспериментирует как с формой, примеряя её к текстам. На его сборнике синглов "Эксперимент" есть опыты, которые я бы назвал смелыми, но они мне не нравятся совершенно. То ли дело песня "Тайны" с альбома "Успокоение". Она мне весь BLACK SABBATH заменяет. Или насколько красиво гитарное соло в песне "Голубь"! Вообще гитара в первом альбоме "УМЕРА" "На брюхе" звучит на пять с плюсом. В смысле, играет. Что касается звучания как технического процесса, то звук у Заева выстроен профессионально, всё звучит так, как и должно звучать. И вокальные данные у Алексея выше всяких похвал. Я не знаю, занимался ли он голосом или у него он от природы такой, но когда вокалы наших рокеров похожи на меркантильные завывания люмпенов с баяном возле станций метро, то песня "Трудный день" или "Поздно" - слушаются как редкое мастерство сочетать дикцию и владение голосом. Единственный мой упрек по музыкальной части - засилие НЕЖИВЫХ барабанов. Но вдруг я подумал - а если это замысел автора?
Заев думает о себе:"Музыка осталась по ту сторону. Музыка застряла на одном месте. Конец музыке."
Наиболее органично Заев воплотился в проекте "УМЕР". От альбома к альбому оттачивается концепция и эти четыре "УМЕРА" - стройная картина отношения человека к смерти, живого к мертвецу, мертвеца к оставшимся жить. Если "УМЕР" #1 "На брюхе" целиком состоит из песен самого Заева, то далее он подбирает стихи уже УМЕРШИХ поэтов, близких ему по мировоззрению (но и собственные стихи тоже присутствуют). Подобрать - это значит с редкостным трудолюбием перечитать массу поэтов, в основном германских, и выбрать самое сильное и впечатляющее. Вот, например, отсчет утопленников:
"Вот мертвый проплывает по реке...Смотрите - вон ещё один плывет, Какая полнотрупная река."
А из стихов самого Заева потрясла отточенность:
"Танцевала на карнизеГолой Белая луна"
Один мой знакомый, будучи отправлен в Чечню, укреплял свою храбрость прослушиванием Заева:
"Главное - не бояться, Когда смотришь в дуло; Главное - не взрываться, Когда наступаешь на мину."
Заев думает о себе:"Апокалипсис, скорее всего, уже был." (прим.2)
Отдельно хочется порадоваться оформлению кассет. Тщательно подобраны картины малоизвестных мастеров, напечатано всё без ошибок, каждую кассету сопровождают специальные эмоции могильщика. Так всё продумано! А адреса нет! Таким образом пока я знаю об Алексее Заеве следующие факты: а). Обитает где-то под Москвой или в Москве. Что странно. Трудно понять, как такие искренние тексты могут быть рождены в столь пижонских местах, где подростковый символизм А.Макаревича принят за образец. б). Носит очки и бороду, значительно эрудирован. Не каждый знает, кто такой Норман Бэйтс, а Заев знает гораздо больше. в). Раскрученная FM-радивом Наташа Маркова подпевала на некоторых альбомах Заева, а её "Светозар" спродюсирован им самим, где он играет ещё и на басу и гитаре и прочих инструментах. Несмотря на такую скудность познаний, я всё же решился о Заеве написать, ибо его уникальное творчество мне нравится вот уже несколько лет, я верю в его подлинность, просто... Может, это и не хоум-тэйпинг, но Заев не классифицируется никак. Заев - один! Его и сравнить не с кем.
АИФ
ЖИЗНЬ И "УМЕР" АЛЕКСЕЯ ЗАЕВА
Когда в магазине я увидел торец кассеты Алексея Заева и группы "Умер" с названием альбома "Успокоение" (а это была именно первый альбом, который мне довелось послушать), то поразил меня в первую очередь вовсе не лаконизм названия (хотя, согласитесь, что название альбома и коллектива удивительно хороши), в тот момент я вспомнил фамилию Заева по его совместной работе с группой "Х.Забей" (имя его стояло в выходных данных альбома "Говна Самовар": вокал, рожок.). Опять-таки фирма та-же - Popa Begemota Records. (прим.3) Увлечение "Х.З." в 1995 году у меня ещё не прошло и я с радостью приобрел этот ферромагнитный материал, ожидая услышать нечто адекватное творчеству "забеевцев". Дома, распечатав коробочку кассеты, я с удивлением обнаружил, что картина на обложке принадлежит кисти неизвестного мне Йозефа Антона Коха (прим.4), и что часть текстов песен написаны разными иностранными поэтами: И.В.Гете, Ж.Лафорг, У.Б.Йейтс, М.Карем, Ш.Вильдрак, О.Ан (транскрипция с кассеты); и используются на русском в переводах очень известных российских поэтов (в частности Виктора Топорова). То есть, ничего общего с "ХЗ" не обнаруживалось и подавно. Не побоявшись начать прослушивание в присутствии домашних я тут же засунул кассету в магнитофон. С первых же тактов стало ясно, что к текстам у Заева отношение более чем тщательное. Во-первых, сам вокал поставлен в записи так, что не слушать слова просто невозможно - они так и прут постоянным императивом тебе в уши. Плюс соответствующие интонации. Фоном эта музыка не может быть никак. Во-вторых, собственно тексты. От некоторых берет оторопь и мурашки бегут по коже. Казалось бы, отстраненная манера пения, тем не менее полностью захватывает и не отпускает. И в третьих, музыка. Она хоть и проста, но в хорошем смысле этого слова. Скажем так - это простота в координатах геометрии Dire Straits или там J.J.Cale. Плюс ко всему практически на всех инструментах играет сам Алексей. И последнее, т.е. уже в-четвертых, качество записи - редко какая кассета, купленная в киоске, записана без завалов по частотам и без разбаланса по каналам. Здесь же мой кухонный хрипунок воспроизводил все нюансы "Успокоения" просто замечательно, а когда я поставил кассету на hi-fi аппарат, то смог оценить работу звукорежиссера и качество тиражирования у ТАУ Продукт полностью. Сделано безукоризненно. До сих пор удивляюсь - где же компакты? Почему в продаже есть только кассеты? Купил бы весь комплект оптом не думая ни минуты. Тот же самый "Х.З." издан давным давно на компактах (продающихся за дикие деньги), а вот за "УМЕР" никто браться даже и не думает. В Архангельске я смог купить ещё только один альбом Заева - другого ничего не было, впрочем, нет нигде и по сей день. Остальные кассеты куплены в Москве на Горбушке, либо в рок-н-рольном киоске у к-т "Художественный". Список имеющегося богатства приводится ниже. Если у кого есть ещё что, отсутствующее у нас, - сообщите, пожалуйста. Так вот, когда у нас собралась коллекция из этих шести кассет, то стала складываться более полная картина творчества Заева, которая буквально поразила стойностью систем оценки ценностей бытия и убежденностью в отношении окружающего мира. Стало ясно, что ни одной случайной строчки ни в одной из его песен нет. И если какая-то из них не вызывает эмоций, то это вовсе не значит, что она никуда не годится - просто в своей жизни ты ещё этого не пережил. На те строчки, что про "дуло и взрывание на мине" я не обращал никакого внимания, пока про них не сказал наш общий с АИФ знакомый, побывавший в Чечне. Ну и так далее. Было бы чрезвычайно интересно узнать мнение Е.А.Козловского по поводу поэзии Заева. Очень он интересно свои точки зрения излагает. Для тех, кто незнаком с его "Этюдами" - вот адресок (на этом месте был URL, да только сейчас он уже не действует, поэтому я его убрал). Всего там 38 рецензий и все прелюбопытнейшие. Я, в частности, забрёл туда в попытках узнать новое об Александре Лаэртском. (См. "Этюд 26"). Правда, к сожалению, уважаемый Евгений Антонович уже давно не сотрудничает с cdru - что-то у них не сложилось. Впрочем, к Заеву это никакого отношения не имеет. Про него-то я как раз в сети и не смог абсолютно ничего найти. Будто бы его вовсе не существует. Только вот на сайте "Fuzz`а" висит глупая рецензия, приводимая ниже. Хотя с Тошей Ивановой я может быть и соглашусь, но только в том, что с одного альбома Заева не просечь никак. И все её нейтральные фразы с заключительной оценкой в "fff", как раз от непонимания и происходят. Хотя для "Fuzz`а" подобная небрежная поверхностность в оценках давно стала нормой. Вообще, конечно, обидно. Никак не удается найти контакты с Алексеем. Телефоны на кассетах указаны только оптовых поставок, до офиса ТАУ Продукта. Естественно, девочки, сидящие на телефонах в этих офисах, не в состоянии ничего путнего сообщить. А больше ничего нету. Хотя бы какой а/я, или е-мэйлу. Впрочем, какая ещё е-мэйла в 1995 году? Тем не менее. Очень хочется связаться непосредственно с Алексеем или с кем-нибудь из его ближайшего окружения - сделали бы интервью для "Результатов". "Смерть - единственное, что будет точно, от всего можно открутиться, от неё - нет. Но смерть не конец, а начало". (П.Н.Мамонов - из пятничных бесед А.Ванденко, "КП" 15.01.99) (прим.5). Я прочитал эту общеизвестную фразу в интервью, которое попалось мне на глаза именно в тот момент, когда я, сидя на работе, пытался в очередной раз сгруппировать "околозаевские" мысли, болтающиеся без толку в голове. Так вот и получается, что Заев лучше всех нас понимает то, смерть - вещь гораздо более конкретная и существенная, нежели жизнь и развивает понимание этого вопроса со всей возможной для него серьёзностью. Он не философ и не учёный, тем более, не модный ныне "предсказатель", - он музыкант, и музыкант старого доброго рок-н-ролла, поэтому мир существующий "по ту сторону барьера" отображается им в песнях (прим.6) (а не научных трактатах) и если не прислушиваться к текстам которых, то как бы очень жизнерадостных и весёлых. Но, как я уже и говорил, "не прислушиваться" к ним, в силу особенностей записи вокальных партий, абсолютно невозможно. Эти вот, с позволения сказать, песенки имеют надо мной странную власть, я не могу их не слушать, не могу игнорировать, не могу с собой вообще ничего поделать. Странная власть. Ей не можешь противится, ей можно только подчиниться. Иного пути нет. Каким образом это достигается, имея внешне всего лишь обычные "песенки", я не знаю. Да и не хочу, собственно, знать. Мне это незачем. Творчество Алексея Заева - вещь самодостаточная и вполне конкретная. Конкретнее смерти вообще ничего нет. Это его творчество может нравится или нет, но оно существует и, если его просто не замечать, то хуже или лучше от этого никому не станет. Ни Заеву, ни нам всем. Это выше наших примитивных оценок.
АТ
Альбомы, которые есть у нас:
1. А.Заев и группа "Умер" "НА БРЮХЕ" (запись с 23 апреля по 5 мая 1991 г) 2. А.Заев и группа "Умер" "УСПОКОЕНИЕ" (запись с 15 по 23 августа 1991 г) 3. А.Заев и группа "Умер" "МУНДА ГАНДА" (запись сентябрь-октябрь 1991 г) 4. А.Заев и группа "Умер" "РЫБЬИ ГЛАЗА" (запись 10 сентября 1992 г) 5. А.Заев "Уже время" (запись 22 февраля 1994 г) 6. А.Заев "Эксперимент - Синглы" (записи 1992-1995 годов)
Всё это добро было выпущено на кассетах в 1995 году фирмой ТАУ Продукт, за исключением "Эксперимента", на котором стоит лэйбак только одной Popa Begemota Records.
В какое место этого списка следует поставить "Танатологию" я просто не знаю. Впрочем, скоре всего, это его последний альбом.
прим.1 - Мрачноватое название сам автор расшифровывает гораздо прагматичнее. "Танатология - учение о закономерностях умирания и обусловленных ими изменениях в органах и тканях. БМЭ". К большому сожалению, приходится признать адекватность формулировки. Альбом сделан старательно, и, по-видимому, достаточно искренне, но в целом производит тягостное впечатление. Вполне нейтральный по части ассоциаций, поглощающий все различия между отдельными композициями монолог, довольно слабо интонированный добротной музыкой эстрадного образца. Ряд образных находок тонет в обилии общих мест, перемежаясь с обидными в своей наивности провалами.
Танатология - дисциплина, вероятно, и солидная, и полезная, и, главное, искренне и без прикрас отображающая жизненные процессы. А если скучно, так не спать на лекциях, и зачет автоматом.
06/98, Фузз, Тоша ИВАНОВА (оценка - fff)
прим. 2 - Цитаты "Заев о себе" взяты со вкладыша к кассете "Hobbot Music News - Audio", (c) 1996. Извиняемся, что не спросясь
прим. 3 - Кстати говоря, издание альбома на Popa Begemota Records может вовсе ни о чём и не говорить. Поманившись на эту этикетку, я как-то раз купил кассету группы под названием "Сибирский мастурбатор". Оказалось редкостное дерьмо. Больше одного раза я её прослушать вообще не смог. А фирма одна и та же. (Прим. ПД).
прим. 4 - Художник Сергей Трубин, увидев обложки "Умера", мгновенно идентифицировал авторов. Но их, художников, в училищах учат, по музеям водят. Вот и подумайте, какая у Заева эрудиция. (Прим. АИФ).
прим. 5 - Мысль хорошая. Один уважаемый мною человек сказал: "Смерти бояться не надо. Это единственная вещь, которая случится с каждым. Вот всё остальное неизвестно". (Прим. АИФ).
прим. 6 - Справедливости ради нужно заметить, что на обложках некоторых кассет присутствуют ещё и коротенькие рассказы, принадлежащие скорее всего перу Алексея. Все на ту же тему. И с соответствующими названиями: "1 095 000" - на "Успокоении", "Занесенные снегом" - на "Рыбьих глазах", "Я видел сон" - на "Уже время". Плюс в дополнение (на сладкое) коротенькие реплики могильщика: - Недоумение могильщика - "Вот странная вещь: выкапывать почему-то всегда легче, чем закапывать". ("На брюхе"). - Реплика могильщика - "Зря вы это так... Гроб... могила... закопали... Ну и что с того, что он умер? Зато какой человек был!" ("Успокоение"). - Молчание могильщика - ".............................." ("Мунда Ганда") - Брюзжание могильщика - "Если смерть всему венец, не рождайтесь, наконец!.." ("Рыбьи глаза"). - Просьба к могильщику - "Когда я умру, разбуди меня, ладно? Мне будет о чём рассказать..." ("Уже время").
И это тоже является определённым дполнительным штрихом к творчеству Алексея.
И самое последнее примечание - ниже я привожу правильную дискографию Алексея Заева. Тут уже всё точно и проверенно.
АЛЕКСЕЙ ЗАЕВ и группа «УМЕР»: 1991: На брюхе [41`31] 1991: Успокоение [44`26] 1991: Мунда Ганда [41`51] 1992: Рыбьи глаза [36`58]
АЛЕКСЕЙ ЗАЕВ: 1994: Уже время 1995: Эксперимент (синглы 1993-95) 1995: Танатология 2001: Zaeff
ШАПОВАЛОВ / ЗАЕВ: 1998: Общие частности (издан только в 2004-м году на Попа Бегемота Рекордз РВ-151)АФАНАСОВ / ЗАЕВ: 2001: Когда начинается Психиатрия [74`32] (не вышел)АЛЕКСЕЙ ЗАЕВакустические альбомы 2000 Фантомные Боли [69’00] 2000 Выпадение В … [36’23] 2000 Странгуляционная Борозда [43’06] 2000 Вещи В Себе [43’38] 2001 Modus Vivendi [43’38] 2001 Мои Видения [43’29] 2001 Всё, Как Всегда [57’19] 2002 Я Начинаю [42’28] 2002 Всё В Порядке [43’49] 2002 Внесонница [42’59] 2002 Могила, Полная Червей [42’35] 2002 Внутри [43’42] 2002 Акустика номер 13 (названия пока нет) [42`44] 2002 Акустика номер 14 (названия пока нет) [46`06] 2002 Акустика номер 15 (названия пока нет) [45`10]
Александр ГАВЗОВ - интервью журналу Gaze Into A Gloom (Рига)
Мой собеседник - Александp Гавзов - автор и главный техник ПРИПАДКА. Конечно же, не возможно уместить в одном-двух терминах все работы это музыканта, экспериментатора и звукоинженера, но обозначить основные (и повторяющиеся) моменты в его самом независимом проекте стоит. В массе своей, ПРИПАДОК использует звуковой примитивизм и минимализм, а также Art-Rock, как фундамент для игры и конструирования звуковых сооружений. Большинство используемый в ранних вещах ПРИПАДКА звуковых сегментов, исключая конечно гитару, имели относительно не музыкальное происхождение. В списках "инструментов" перечисляются, к примеру: шуршащий пластиковый пакет, различные кухонные принадлежности, диван, банки из под краски, мыльница, швейная машинка и т.д.. В одной газете писалось: "если бы не достаточно прилично звучащая гитара, происходящее вполне можно было принять за пиратскую запись утренника в сумасшедшем доме". Но я уверен, не поэтому "предметные" записи ПРИПАДКА обладают музыкальностью. Только талант человека поработавшего над ними превращает их в музыку наполненную экспериментальным своеобразием. Каждый припадок несет в себе маленькое открытие и частицу авангарда, наполнен и передает эмоции автора.
ПРИПАДОК считается проектом одного человека. Это естественно, когда Александру принадлежит музыка, стихи, вокал, гитара, бас, клавишные, ударные и special effects. Но тем не менее, работы с соавторами для ПРИПАДКА скорее вещь периодическая. О своих соавторах рассказывает сам Александр: "Серега "Америка" Власов - 27 лет, классный басист. Немногословный и очень надежный товарищ. Отец двух милых сорванцов. Джордж Артемьев - 26 лет. Человек со сложной судьбой (в детстве птерял родителей). Меня поражает его восприятие музыки - прослушав небольшой отрывочек, он может поведать целую историю. Богатейшая фантазия. Саша Зубарев - 23 года. Парень с врожденным слабоумием, но он об этом не догадывается. Очень жизнерадостный индивидуум. Рассказывает потрясающие сюрреалистические байки (которые и включаются в ПРИПАДОК, прим. автора), нарушая при этом все правила русского языка. Рассказ о ПРИПАДКЕ был бы неполным, если бы я не указал на другой, известный на архангельской рок-сцене проект - ГЕЙЗЕР. Образовавшись в 1993, его отцами-основателями являются Александр Гавзов и Сергей Власов. И хотя группа не собирается для регулярных репетиций, они тем не менее остаются ключевой фигурой на местной рок-сцене, и в моменты, как сказал Александр в интервью газете "Архангельск", "когда планируются концерты или какие-нибудь акции - мы собираемся и готовимся, и тогда - ГЕЙЗЕР стоит на первом месте.". Еще, будучи по профессии этрадным ударником, Александр часто выступает по приглашениям других групп, а также кропотливо занимается профессиональной подготовкой некоторых молодых групп. В конце 1998 года, Александр собрал и выпустил две новые (3 и 4 по счету) 90-минутные кассеты ПРИПАДКА. Это "Зверящий ущь" ("Zveriaschy Usch") и "Причинный океан" ("Ocean of Causes") - коллекция подчеркнутой динамики, мощи, гениальности и изобретательности. Яркая смесь из нетрадиционого музыкального мышления, пугающих Зубаревских рассказов и хлыстающих гитарных элементов. Типичная нетипичная музыка. GIAG: Как давно увлекаешься музыкой? Твои любимые музыканты... Сколько себя помню, музыка интересовала меня всегда. В детстве слушал "то, что было" - итальянцев, MODERN TALKING. Позднее открыл для себя Thrash - VOIVOD, SLAYER, CELTIC FROST; затем арт-роковые дела. В последнее время предпочитаю слушать коммерческое радио (голова отдыхает) и изредка Art, и еще реже Fusion и Jazz Rock. Любимые музыканты? Наверное Jaco Pastorius, Neil Peart, Tony Levin, Frank Zappa, Dave Weckl - можно долго перечислять. GIAG: Когда ты начал ПРИПАДОК? Я задумался над этим не так давно - когда я начал ПРИПАДОК? Думаю, что все началось, когда родители купили мне магнитофон. Это был 85-ый год, мне было 12 лет и играть на чем-либо я не умел вообще. Но это не помешало мне возится с микрофонами и записывать всякую ерунду. GIAG: Расскажи о идеи ПРИПАДКА. Я предпочитаю не грузится идеями. ПРИПАДКИ я писал всю сознательную жизнь, несмотря на участие (работу) в других проектах, своих и чужих. Если представить спонтанное музицирование как ИДЕЮ, что ж, пусть так оно и будет. А на самом деле все гораздо проще - я занимаюсь этим только потому, что это доставляет мне удовольствие. GIAG: Высылал ли ты свои записи на Западные лейблы? Нет, не высылал. Для этого нужно качество CD. GIAG: Относительно Зубарева - как понимать то, что материал с его участием записывался в Архангельском Медицинском Институте? В смысле у него в палате? Медицинский Институт - это не клиника, а ВУЗ. Там нет палат, зато есть студенческий клуб, где и размещалась в свое время студия ГЕЙЗЕР. Зубарев наговаривал свои истории на записываемый инструментал. Никаких репетиций, все на ходу. Саша очень доволен записями. GIAG: Может хочешь сказать о тех, кто тебе мешает? Не люблю халавщиков - страдаю от них постоянно. Осаждают и досаждают, набиваясь в друзья. Последнее время избегаю общения. "Никогда не разговаривайте с незнакомцами". GIAG: У тебя есть как "понятные" песни, так и вещи "собранные" из предметных звуков. Отчего такое разнообразие? Разнообразие лучше однообразия. Мне в кайф даже настройка звука на пульте. Даже для других исполнителей. GIAG: Используешь ли ты "чужие" идеи в своей музыке? Что думаешь о плагиате? Трудно придумать что-то новое, ни на что не похожее, но только одни применяют чужии идеи слишком явно, а другие - деликатно. Не считаю свои идеи "своими". Иногда я удивляюсь - как мне такое приходит в голову. Природа вдохновения для меня непостежима, но я уверен, чо она имеет божественное происхождение. GIAG: Где происходит запись и сведение? Раньше все делал дома, сейчас у меня есть маленькая студия с нехитрой аналоговой техникой. GIAG: У тебя - в смысле твоя? Да. GIAG: Значит ты больше не используешь "две жестянки из под краски"и т.д.? Да, с тех пор многое изменилось в плане аппаратуры и исполнительского мастерства, но одна вещь осталась неизменой - я не могу этим заниматся с серьезным видом. Чем легче настроение, чем больше юмора и стеба, тем легче это воспринимается со стороны. GIAG: Считал ли ты себя экспериментатором, композитором, просто музыкантом, свободной творческой личностью, кем-то еще? Я считаю что я на своем месте - я делаю то, что лучше всего у меня получается. Согласись, что мало кто может похвастаться тем, что зарабатывает на жизнь любимым делом. В этом плане мне повезло. GIAG: Расскажи о двух своих самых новых релизах: "Зверящий Ущь" и "Причинный океан". Кроме того, что я работаю в Соломбальском Доме Творчества - обучаю детишек музыке и озвучиваю различные мероприятия (утренники, елки, дискотеки и т.п.), я еще, там же, работаю и ночным сторожем. Ночь - дежурю, ночь - дома. Так что Соломбальский Дом Творчества в прямом смысле мой второй дом. "Причинный Океан" и "Зверящий Ущь" - это результат моих ночных бдений за исключением песен "Тяжелая промышленость" - автор мой однокласник Женя Фарков, "Генератор случайных мыслей" - джем с Вовой Животовым (Зубарев записывался отдельно), и нескольких вещей Сергея Власова и ранних ПРИПАДКОВ. GIAG: Похоже ты не пишешь лирику, но у тебя есть "авторы". Я не ошибся? Нет, я пишу также и стихи, но не так часто, как музыку. Из других "авторов", кроме классиков (А.С.Пушкин, Дж.Р.Р.Толкиен) использую лирику Аркадия Ардати - моего давнего хорошего знакомого. Он не против. GIAG: Ты живешь с родителями? 22 года я жил с родителями. Это был маленький АД. Я рад, что мы разошлись. Сейчас живу с любимой женой Анастасией. GIAG: Тогда вопрос Анастасии: ты слушаешь работы Александра? Твое мнение, отношение, реакция? Анастасия: Да, я стараюсь следить за работами Саши. Все свои новые идеи и музыку он обсуждает прежде всего со мной и интересуется моим мнением. У меня чисто кчассическое музыкальное образование (Архангельское музыкальное училище по классу классической гитары), но я вполне понимаю то, чем занимается Саша. Меня поражает и восхищает его богатейшая фантазия и огромная работаспособность, а также его талант заниматься совершенно разными вещами - это и его студия для детей, и ГЕЙЗЕР, и ПРИПАДОК, и звукооператорство, и умние собрать из всяких старых частей хорошую гитару и т.д.. А еще, я очень люблю ходить на концерты с участием мужа и очень им горжусь. GIAG: Что ты понимаешь под музыкой Industrial? Я имею весьма смутное представление об этом направлении. Слышал лишь EINSTURZENDE NEUBAUTEN, ну еще LAIBACH по TV смотрел. То что я пытаюсь представить как Industrial - это реакция на всю эту беду, что меня окружает (я живу в индустриальном пригороде)... Здесь можно таких зловещих или "зверящих" (по Зубареву) пейзажей насмотреться, что ипугаешься за судьбу человечества. GIAG: Как мне кажется, в Росии, и особенно в северных ее регионах андерграунд придерживается Metal музыки. Это так? Да, это так. У нас тут есть целая метальная артель во главе с группой HITLER. Проводят сборные мини-фесты под названием "Рубилово напрочь", где иной раз выступают гости из Москвы, Питера. GIAG: Что ты думаешь о сатанизме, буддизме, христианстве? Насчет буддизма и христианства ничего против не имею, А сатанизм мне кажется очень смешным. GIAG: Состоишь ли ты в какой нибудь организации или секте, и считаешь ли ты, что отражаешь "свою" религию в музыке? Нет. Мне симпатичны люди из движения Харе Кришна. Я даже одно время работал у них в вегетарианском кафе, и помогал записывать песни. Ни о них самих, ни об их философии ничего плохого сказать не могу. Сам на досуге почитываю "Бхагавад-Гиту". Религиозные убеждения в музыке отразить невозможно. Можно сочинить грустную, веселую, загадочную, странную, лучезарную, музыку - на уровне эмоций. Какую-либо идею можно донести до слушателя только через текст, а стихоплетством я занимаюсь только по мере надобнасти - поэтические "озарения" со мной редко случаются. GIAG: Твой музыкальный прогноз на 2001 год. Торжество компьютерных технологий. Люди ленивы по своей природе. Даже сейчас, популярность многих музыкальных проектов дутая. На самом деле - это популярность Microsoft и других компаний, но никак не "музыкантов". Конечно же, проще по тактам программировать секвенсер, чем по шесть часов в день пыжится над гаммами. Так что ничего толкового, на мой взгляд не предвидется. GIAG: Спасибо за интервью! Удачи, новых идей, песен и альбомов! Тебе также спасибо. (c) GIAG #6
Gaze Into A Gloom (Riga) e-mail: [email protected]
address: Gaze Into a Gloom, c/o V.Edgar, p.o.box 15, LV-1011, Riga Latvia
Примечание от марта 2004 года. Журнал GIAG обзавелся наконец-то сайтом в интернете. Адрес простой - http://www.giag.lv
Первый номер Gaze Into A Gloom вышел в августе 1996 года. Два листочка формата А4, сложенных пополам, скрепленных скрепкой и заполненных рукописным текстом. В номере материал о двух группах: FRONTLINE ASSEMBLY и SPACH RANCH. На последней странице надпись: "Выпустив свою первую индустриальную работу в 1977 году, THROBBING GRISTLE полагали, что ее никто не станет покупать. Сегодня этот альбом стоит 70 фунтов стерлингов, а изобретенный ими жанр стал частью рок-мейнстрима". Недвусмысленный намек, но если посмотреть на дальнейшее развитие журнала, то можно предположить, что через определенное время именно Gaze Into A Gloom может стать самым известным независимым журналом. Через три месяца, в конце осени, появляется Gaze Into A Gloom #2. Формат А5, более-менее твердая обложка и компьютерный набор. На двадцати (ого!) страницах: короткий материал о новых работах трех групп с Cold Meat Industry - таких как PUISSANCE, SANCTUM и ARCANA, а также LEATHER STRIP, LANDFILL и, опять же, FRONTLINE ASSEMBLY. Большая часть материала - перевод статей и интервью из американской "индустриальной библии" Industrial Nation. Такой в некотором роде "воровской" метод добывания материала будет применятся вплоть до четвертого номера. Хотя и после него, но уже на уровне ссылок, журнал будет содержать немало фрагментов статей, интервью и рецензий из других печатных изданий. Третий номер появляется зимой 1997 года - это уже 68 страниц, но в прежнем формате А5. Номер предлагает: MZ. 412, RAISON D`ETRE, KMFDM, KEVORKIAN DEATH CYCLE и 70 GWEN PARTY. Появляется раздел рецензий на звукосодержащую продукцию. Этот номер отличает то, что большая часть материала напечатана как на русском, так и на английском языках. Весной 1997 года выходит Gaze Into A Gloom #4 - этот шедевр А4-ого формата состоит из 60-ти страниц, оформленных в истинно индустриальной манере. Оформление показывает пристрастие издателя к "промышленным" фотографиям - заводы, огромные цеха, великие стройки и силуэты людей на их фоне - "без слов" подчеркивают индустриальную направленность Gaze Into A Gloom. Исключительно на русском, номер вобрал большую часть материала предыдущих выпусков, а именно: LEATHER STRIP, FRONTLINE ASSEMBLY, LANDFILL, MZ. 412, KEVORKIAN DEATH CYCLE и KMFDM. Также в номер попали: ROMANTIC SUB V-19/X° P.C., SPAHN RANCH, PRONG, NINE INCH NAILS, и статья о появлении музыки Industrial, включающая рассказ о таких зачинателях жанра как THROBBING GRISTLE, CABARET VOLTAIRE, MONTE CAZAZZA, NON, SPK, 23 SKIDOO, WHITEHOUSE, Z`EV, и, разумеется, раздел рецензий. По сути, четвертый номер вобрал в себя весь опыт, познания и материал первого года существования Gaze Into A Gloom. Следующий номер появляется очень тяжело. Решение более не использовать (хотя бы столь открыто и полно) чужие материалы требует своего воплощения, а значит, новых контактов, времени и всяческих затрат. Из-за этого сильно страдает оформление, хотя благодаря "новому" компьютеру качество журнала в целом улучшается. Так, глубокой осенью, вымученный и одновременно собранный "на скорую руку", появляется пятый номер Gaze Into A Gloom. В номере: Лина Бэби Долл с рассказом о шведском лейбле Cold Meat Industry, ROMANTIC SUB V-19/X° P.C., американский лейбл Decomposed Skunk Bud Productions и его шеф Томми Т (он же автор и создатель трех Elektro-Industrial-Cyber проектов), IN THE NURSERY, DEPRESSOR и 70 GWEN PARTY. Плюс рецензии, и в общем итоге - 20 страниц А4-ого формата. На фоне маленьких минусов у номера есть и большой плюс - он был выпущен в двух раздельных версиях, а именно: на русском и английском. Такой вариант будет использован лишь в этом и следующем номерах. Летом 1998 года, Gaze Into A Gloom наносит новый удар! Начиная с июля (и по сей день), 800 русских и столько же английских копий шестого номера Gaze Into A Gloom готовы отравлять сердца читателей своим содержанием и дизайном. Читайте: BIRMINGHAM 6 - полная официальная биография этого хорошо известного EBM-Dance-Electro-Industrial дуэта из Дании. Затем рассказ, составленный на основе личной переписки с Майклом Хиллерапом, о том, как провалилось их турне, и почему Ким Лоде Петерсен покинул группу. А также огромное интервью с Майклом, где он рассказывает буквально обо всем, начиная с того, как он завязал с рок-группами и его отношение к ремикшированию THE BEATLES, и кончая тем, что он думает об инциденте с летающими тарелками в Росуэлле; CALMANT - литовский фэнзин (на английском), кратко описать который можно так: "Профессиональное оформление, высококачественная печать, и содержание, меняющееся параллельно смене интересов Саулиуса Маяускаса - его единственного и непредсказуемого издателя"; V2/Spread The Word - журнал содержит шесть наклеек с символичным изображением перечеркнутого пришельца. Что означают эти наклейки? На этот и еще на 25 вопросов подробно отвечает создатель и руководитель американского "Движение сопротивления пришельцам". Рассказ о том, что из себя представляет эта организация, каковы ее цели, каковы, на их взгляд, намерения пришельцев, и как им противостоять. А также не связана ли современная музыка с космосом и его обитателями; GRIFFIN`S FALL - трое музыкантов - Мартин фон Арндт, Ральф Дзезек и Дирк Лакоми - известных на альтернативной сцен Германии, но играющих в разных группах со стилями от Wave-Pop до Dark-Folk и даже Avangarge, объединяются в новый побочный проект для записи совместного альбома. Почему они это сделали, довольны ли результатом, станет ли теперь это их основным проектом? Об этом, а также о своем "юношеском" увлечении шумовой музыкой рассказывает один из создателей GRIFFIN`S FALL - Ральф Дзезек; THE HYPERSEXUAL NYMPHOMANIACS - проект двух полупрофессиональных, но талантливых музыкантов, экспериментаторов, электронщиков и медиков из Италии Марко Гаэтани и Алессандро Скарпеллини. Интервью, где есть все - панк-рок в 70-ые, гранж, бит и прсиходелия в 80-ые, амбиент и транс в 90-ые, вдохновение от THROBBING GRISTLE и ненависть к тупой попсе, наркотикам и фашизму; MISERY - живой нойз из России - интервью с Андреем Ивановым. Используя способность звуков ложиться друг на друга, смешиваться и звучать по-новому, Андрей Иванов создает "звуковые полотна, еще не вылившиеся в конечные формы, где еще возможен полет фантазии, где можно домыслить идею"; CRAWLING WITH TARTS - по общему признанию музыкальных критиков, одна из самых странных из когда-либо существовавших групп. Тринадцать рецензий из различных изданий (включая CMJ и Industrial Nation), датированных с 1986 по 1995 года, дадут самое полное "словесное" представление о музыке CWT. После этого вас ожидает интервью с Майклом Гендро, ответившим на такие вопросы как: "Где вы повстречались со Сьюзи (второй половиной CWT)? Что отражает ваша музыка? Где вы записываетесь? Окупают ли себя записи? Выступаете ли вы?" и так далее; AIRFRESH - далеко не Industrial, а скорее относящаяся к пост-панку и альтернативному року. Ревущий голос вокалистки Кирстен и талантливые и безупречно красивые инструментальные аранжировки побудили меня напечатать интервью с этой подающей надежды для большой сцены немецкой группой. "ALBUM REVIEWS SECTION" - рецензии на свежие диски таких групп как DE FABRIEK, FADING COLOURS, IN THE NURSERY, SCHLOSS TEGAL, TRYLOK, WHITEHOUSE и т.д., а также демо-записи. И, наконец-то, рубрика "THE MESSAGES FROM... A GLOOM" с бесплатными объявления от всех желающих и читающих Gaze Into A Gloom. Gaze Into A Gloom #6 выходит в начале лета 1999. Его тираж - 1100 копий. На английском, формат А5, 48 страниц, отпечатан на резографе. В номере: Гэри Симмонс - фан WHITEHOUSE в течении 18 лет. Искренний рассказ начиная с момента когда Гэри Симмонс впервые услышал WHITEHOUSE, о ощущениях, о выступлениях которые он посетил, о лирике, о своей коллекции записей, о силе которая исходит от WHITEHOUSE,... Мы считаем этот материал наиболее интересным и оригинальным. Только в GIAG и специально для GIAG. Евгений Соломатин - российский творец крайне шумовых записей и последователь собственной неофашистской идеологии. В конце 70-ых, на Industrial Records высказали свое отношение к MONTE CAZAZZA: "Его и в самом деле совершенно НЕ волнуют записи и музыка, он единственный, кого мы всегда будем выпускать. Его позиция безупречна.". Примерно такой же подход к музыке у Евгения Соломатина (a.k.a. Feitnathoroth). Рассказ о таких его проектах как U238, 16P17R15O19T15O19T23Y16P, TCHORT, HILDEREND, а также интервью. TRYLOK - австрийская группа комбинирующая E.B.M., Electro, Wave, Synth Pop и компьютерную графику. Кроме всего прочего, TRYLOK имеют в своем распоряжении собственную хорошо оборудованную студию. Материал включает предисторию, интервью данное GIAG, а также наиболее интеретные фрагменты интервью из других изданий. HEID - интервью с Draug Tarnhari - шведским музыкантом Dark Ambient, поклоником PROJECT HAT, DEATH IN JUNE, BRIGHTER DEATH NOW, etc. и серийных убийц. SPAHN RANCH - в статье о этой культовой группе из Лос-Анджелеса мы попытались наиболее объективно рассказать историю SPAHN RANCH, описать их работы начиная с момента образования группы весной 1992 и заканчивая 1998 годом. В статье слились официальная биография SPAHN RANCH, фрагменты из личной переписки с Атаном Мароулисом, а также куски из рецензий, статей и интервью из 12 журналов. SIGILLUM dEI DRACONIS - или Bard Algol. Он также создател CERNUNNOS WOODS - проекта вращающегося вокруг друидской и кельтской мифологии и фольклора. Он также издатель Metal журнала Battle Helm. И конечно же, SIGILLUM dEI DRACONIS - потустороний Ambient c семплами из фильмов таких как "Прирожденные убийцы". Bard Algol рассказывает о своих музыкальных проектах, религии, увлечении среднивековыми предметами и просто о своей жизни. SWEET WILLIAM - известная немецкая группа. Ее основатель Oliver Heuer откровенно безразличен к тому, каким стилем называют музыку группы и предпочитая давать такие определения как "strangy-popy-undergroundy-electrony-psyche-ullapula-bing-band-etc.". К альбому "Show" подходит Psyshedelic-Rock, но только вот SWEET WILLIAM никогда не копируют сами себя, и что будет в будущем... Читайте интервью с Oliver Heuer! FADING COLOURS - начав с классического Goth, польские FADING COLOURS вскоре поддались искушению использовать электронику. Звуковой калейдоскоп из Dark-Trance, Ambient, Hypnotic, Goa-Trance, Techno, E.B.M., etc. и потрясающие вокальные способности De Coy прежде работавшей в профессиональном хоре дали FADING COLOURS второе рождение... К сожалению, мы слишком поздно связались с группой, а желание написать о них было очень велико. Но благодаря их выпускающему лейблу Dion Fortune (Germany), мы составили небольшую биографию группы и коллаж из недавних интервью для ORA Music, Empyre, Naked Truth и Gig. IN THE NURSERY - гармония и музыкальность свойственная классике и синтетическая красота ультра современных музыкальных технологий. Несканчаемый, непрерывный поток энергии. Мы искренне любим IN THE NURSERY, и поэтому испытывали особый трепет делая материал о них. В него вошла официальная биография группы включая 1998 год, в которую мы, в хронологической последовательности вплели фрагменты из около 20 рецензий на их работы. Также, мы переиздали интервью с группой из GIAG #5, новые вопросы/ответы и фрагменты из интервью для Chain D.L.K.. PRIPADOCK (PAROXYSM) - еще один российский музыкант на страницах GIAG - Александр Гавзов. В родных краях он больше известен как барабанщик в рок группе GEYSER. Но нас он больше интересовал как независимый творец экспериментальной музыки. Об этом и рассказывается в истории PRIPADOCK и в интервью с его ключевой фигурой... Australian scene report - об этот расказывает наш австралийский друг, издатель fan`zine Blatant Propaganda и музыкант из Hard Elektro проекта EYE - J.Citizen. Album revieiws section - рецензии на последнии работы таких групп как ANDROMEDA COMPLEX, ATARAXIA, BLOOD AXIS, BRIGHTER DEATH NOW, DE FABRIEK, THE ELECTRIC HELLFIRE CLUB, RAISON D`ETRE, SUTCLIFFE JUGENT, WHITEHOUSE и многих, многих других. Номер переполнен фотографиями и обложками рецензируемого материала. Номер условно бесплатный, вам следует лишь оплатить почтовые расходы: 1IRC = $1 в Латвии, 2 IRC = $2 В Европе, 3 IRC =$3 в Америке. Осенью 1999 нас посещает новое "вдохновение", и мы решаем провести глобальные перемены. Так GIAG обретает форму бесплатного мини журнала в формате А6, 34 страницы, на английском, один номер каждые три месяца. Тираж 1100 копий, которые распостраняются только через лейблы и дистрибьюторов. Сейчас это: в Германии - Artware Products, Archegedon, Ant-Zen, Cop International, Hands, Drone Records, Going Underground, Xhponozon; в Чехии - Napal Med; в Америке - V2/Spread The Word, Cleopatra, DSBP, RRRecords, Soleilmoon; в Голландии - De Fabriek; в Италии - Slaughter Productions, Amplexus; во Франции - Metamkine; в Финляндии - Spikefarm; в Швеции - Cold Meat Industry; в Латвии - Mandragora Music, Beverina Productions; в Австралии - Blatant Propaganda; в Испании - Tabula Rasa Pub; в Англии - Inner Psyche Productions. Пробный номер GIAG в формате мини журнала, за ноябрь/декабрь 1999, имеет 24 страницы. В нем рассказывается о нашей новой политике, будущих планах, а также расценка на рекламное пространство и рецензии на новые релизы. 34-страничный номер за февраль/март 2000 включает: DE FABRIEK - рассказ о группе, ее политике, прошлом и настоящем. А также интервью с Ричардом ван Делленом. ATARAXIA - Франческа Николи предлагает заватывающее повествование о группе, музыке и средневековье. А кроме этого, интригующие рецензии на их работы и интервью. Рубрика рецензий - более 60 рецензий на продукцию наших лейблов-поставщиков, таких как Cold Meat Industry, COP International, Energeia, Drone Records, Cleopatra, и так далее... Ближайший номер, май/июнь 2000, намерен представить: статью о ANDROMEDA COMPLEX - итальянском проекте в котором Industrial и Noise переплелись с классицизмом, гитарными балладами и эротикой. TESTIFY - их называют повторное воплащение потенциала MINISTRY... Интервью с главой американского лейбла DSBP, Tommy T. Rapisardi - релизы этого лейбла занимают высшие позиции в американских чартах, что же в будущем... Вся вышеприведенная информация, т.е. собственно интервью и рассказ о самом журнале, любезно предоставлены непосредственно редакцией GIAG.(июль 2000)
Grundik + Slava - Уроки музыки или прогулки дилетантов
Чему я радуюсь в условиях существования Результатов в Сети - так это реальной возможности активно общаться с разным народом и легко находить новых друзей. Вот и на этот раз так получилось. Ребята (Slava + Grundik) живут вообще в Израиле, а почитав Результаты on-line решили написать мне письмо и рассказать о своей музыке. Сначала я послушал мр3, которые есть на их сайте и сразу же решил - что это моё. Написал об этом Славе (общение происходит именно через него, Грюндик в этом отношении несколько виртуален) и мне были присланы компакты. Сижу вот сейчас слушаю. Потом будет материал в разделе "Рецензии". А рассказ, который приведен ниже, размещен также на славогрюндиковском сайте. АТ (январь 2000).contact: Slava Smelovsky: [email protected] "Grundik+Slava" web site: www.listen.to/grusla
Уроки музыки или прогулки дилетантов, или everybody doing it so why shouldn`t we do
С: Началось это лет пять или шесть назад, когда от скуки или, наоборот, от излишней энергии (ну-ну) я рискнул взять в руки гитару. Моим первым учителем стал Грюндик, который немедленно рассказал мне все, что знает. На двух изученных аккордах (см. цоевскую "Электричку") много не поиграешь, к тому же совершенствоваться как гитаристам ни мне, ни Грюндику не хотелось. Оглядев комнату в поисках музыкальных инструментов, мы приступили к записи первого альбома.
В то время я еще пытался получить программистское образование и 386-й компьютер, стоящий у меня в комнате, был предметом тщательно изученным. Из-за присущей как мне, так и Грюндику странной привычки очеловечивать окружающие нас предметы, компьютер был немедленно наречен (правда, созвучно со словом "обречен"?) Люсей, а весь проект получил скромное название "Приятные Гагарины и Люся". С тех пор Pc-speaker в моей комнате пищал не переставая, а пальцы, которые так неумело тыкались в компьютерную клавиатуру (MIDI-клавиш у нас еще тогда не было, да они нам и не помогли бы) часто сводило судорогой.
SoundBlaster казался нам дорогой и не очень нужной игрушкой из того мира, в котором так хотелось, и вместе с тем не хотелось, оказаться. Видно начинал сказываться синдром боязни успеха. Отсутствие необходимого технического оборудования компенсировалось гениальными идеями и находками. Использование нескольких магнитофонов с микрофонами вместо rever-ов приводило к тому, что голос еще в начале песни настолько расходился со своим эхом, что "крыша", уехав, уже не возвращалась на свое место. Добавление трэков также делалось не в самой тихой комнате моего дома и практически всегда без применения всяких там ненужных на фиг проводов. Частые переписывания с одной кассеты на другую приводили к тому, что шум и шипение становились все громче и вскоре начинали складываться в отдельные, параллельные композиции. Так мы и пришли в электронную музыку.
Для чего я это все рассказываю? Да чтобы доказать и объяснить, что отсутствие "навороченного" компьютера вполне заменяется бытовой техникой. Разумеется только поначалу. Хотя сейчас возникновение команд по типу российской "386DX" (а этот компьютер уже нельзя найти даже на свалке) вызвано скорее концепцией, чем недостатком технических средств.
Вскоре была приобретена далеко не профессиональная звуковая карта. Одна на двоих. Появление на моем компьютере windows 3.1 вылилось в настоящую революцию. Ведь теперь можно было экспериментировать, запуская сразу несколько музыкальных программ и терпеливо доводить слышимое до желаемого. О месте, где берутся программы, я расскажу в другой раз, а может и вообще рассказывать не буду, так как дело это подсудное. Со временем технофоб Грюндик прикупил себе компьютер, и жить стало в два раза интереснее. Теперь можно было обмениваться музыкальными заготовками до бесконечности перемиксовывая друг друга.
Подобный способ развития привел к новой проблеме: наши доходы не поспевали за потребностями. Конечно, нужно было купить CDWriter. Куда же без него денешься. Практически до момента покупки все наши бесценные творения хранились на хромовых кассетах, а для того чтобы сделать копию альбома в те редкие разы, когда нас об этом просили, приходилось бегать друг к другу с магнитофонами.
Нет, это не правда. Но как же я могу всем рассказать о том, что у меломана Грюндика не было нормального магнитофона так, что мне с моими двумя никуда бегать не надо было.
Итак, с появлением CDWriter пришло качество, а с внутренней метаморфозой Грюндика (он уже не отстранялся от компьютера, а принимал весьма активное участие в перемещении мышки по экрану) появилась группа "Grundik+Slava". Здесь, по идее, должно идти перечисление award-ов, платиновых дисков и список концертных залов, в которых мы выступали. Я опущу это. Из скромности.
Window 95 убила нас. Возможность достаточно профессиональной работы со звуком в домашних условиях привела к тому, что параллельно с созданием новых произведений мы начали учиться. Безумно сложные программы с многотысячностраничными manuals заставили меня вспомнить о том, что я программист. Что они заставили вспомнить Грюндика, я не представляю. Знаю лишь то, что параллельно с моей покупкой CDWriter, Грюндик прикупил Roland MC 303, а это уже был выход на live.
Г: "Живое" выступление было мечтой. При всем моем уважении к компьютеру и его устрашающему всемогуществу, хотелось большего. Хотелось летать не только, прослушивая законченную композицию, но и в процессе ее делания. Компьютер этого нам позволить не мог. Технократичная бездушная Люся требовала к себе трезвого академического подхода. Roland MC 303, культовое изобретение японских умельцев, драм-машина, сиквенсер, полусинтезатор - получерти - знает - что - все в одной коробочке, или попросту "шарманка", пинком под два худосочных зада подкинула группу "Грюндик + Слава" на новый уровень. Мы начали думать о концерте.
Примерно в это же время наш хороший друг и вообще большая умница Коля свел нас с двумя израильскими манекенщицами, которые хотели петь в электронной группе. Альянс двух здоровенных и вместе с тем красивых барышень и субтильно богемных "русских" пареньков показался нам очень даже забавной штуковиной. Мы решили попробовать.
Славкина спальня в качестве репетиционной комнаты перестала нас устраивать. Начались долгие безрезультатные поиски студии. Долгими и безрезультатными поиски были потому, что основное условие, к которому в конечном итоге сводились наши требования, было абсолютно невыполнимым: мы не собирались платить за нее деньги. Самое смешное, что такую студию мы нашли и не где-нибудь, а в модном тель-авивском клубе "1274".
Вскоре к нам присоединилась еще и симпатичная приятная во всех отношениях шестнадцатилетняя гитаристка. В таком составе группа просуществовала полмесяца и, так и не успев как следует родиться, распалась. То ли девушки не поняли наших загадочных русских душ, то ли мы не справились с комплексом неполноценности по отношению к росту певиц, то ли просто перестали быть интересны друг другу. Да и, честно говоря, кому нужен живой женский голос, когда есть сэмплер, питч-контролер и вокодер.
Так что мы со Славкой вдруг обнаружили себя в студии, вдвоем, без женщин, но с "шарманкой", Boss-овской драм-машинкой, позаимствованной у приятеля, патефонами и ударной установкой - единственным не нашим, а хозяйским музыкальным инструментом.
Мы вновь вернулись к компьютеру (то есть Славка от него и не отходил, он стоит у него в спальне, в двух шагах от кровати... Впрочем, у меня теперь тоже...)
Мы попросили у компьютера прощение за то, что на некоторое время забыли его. За рекордно короткий срок мы сделали на компьютере новый альбом. С помощью компьютера мы записали его на CD. С помощью компьютера (по Интернету) мы связались со звукозаписывающими компаниями в Европе и Америке и разослали им демо. С помощью компьютера же (то есть снова через Интернет) мы прочитали первую рецензию на себя. Голландский онлайновый журнал Demonskull писал: "Грюндик+Слава - это два русских иммигранта, живущих в Израиле. Они делают очень странную музыку. Эта музыка психоделична, почти как у Пинк Флойда. В то же время она отличается от музыки Пинк Флойда потому, что сделана на компьютере... Если вы хотите "попутешествовать" не используя для этой цели грибы или LSD, Грюндик+Слава вполне могут стать вашими путеводителями". Мы посмеялись, но нам было приятно, чертовски приятно.
Мы продолжали играть электронную музыку живьем. Но, отыграв первые несколько концертов, испытав первую радость и первое разочарование от непосредственного общения с аудиторией, мы вдруг обнаружили престранный парадокс: публика, которая знает нас по живым выступлениям даже и не подозревает, что ей предлагается второсортный продукт. Возможности компьютера (уже давно не 386-го) были, несомненно, больше, чем у "шарманки" и патефонов. Мы поняли: для полноценного live-а нам не хватает аппаратуры. Славка проявил, в принципе, не свойственную ему решительность, побежал в "Music Shop" (тот, что на Дизенгофф) и купил себе Rave-o-lution.
Как-то, попивая чаек (прим. С: чаек-то с ромом был) на старой Славкиной квартире, мы решили (прим. С: гонит! Ничего мы не решали. Все как-то само собой получилось) записать наш первый альбом. Поскольку из аппаратуры в распоряжении было лишь два старых бытовых магнитофона, нам пришлось компенсировать недостаток средств бурной фантазией дилетантов. Например, чтобы достигнуть эффекта "эхо", мы записывали материал на одну пленку, потом на другую пленку, а затем миксовали его таким образом, чтобы одна запись на секунду отставала от другой. Поскольку "звукозаписывающая студия" не была обита, естественно, никакими шумопонижающими материалами, а смежной с ней комнатой был салон с вечно работающим телевизором, на кассету часто записывались и посторонние шумы. Однажды на пленку записалась потрясающе громко мяукающая Славкина кошка, а на другую пленку - передача российского телевидения "Что? Где? Когда?". При сведении мы обнаружили, что голос Ворошилова в нашей интерпретации приобрел мяукающие интонации. Так мы узнали, что такое... синтез.
С: Don`t try this at home. А если серьезно, то мы купили гитарный delay. Не со зла, а по незнанию. Честно говоря, похоже, мы не очень представляли себе, чем отличается delay от reverb или echo. Более того, мы забыли посмотреть на разъемы, и коробочку пришлось спаивать. То есть перепаивать. В общем, если кому нужен неработающий гитарный delay, то обращайтесь к нам. Не стесняйтесь. Рискну дать совет. Прежде чем вы решите заниматься электронной музыкой, купите себе хороший паяльник. А лучше всего, поработайте пару-тройку месяцев в качестве стажера в какой-нибудь радиомастерской.
Во всем остальном вполне можете довериться интуиции. Если у вас есть синтезатор, но нет manual-а, то не бойтесь дергать за все ручки. Если у вас есть какая-то хитрая компьютерная программа, но вам совсем не хочется убить остаток жизни на ее изучение, то не надо этого делать. Пользуйтесь ей смело, не боясь экспериментировать.
Дам еще один совет. Вам вовсе не нужно поначалу вкладывать большие деньги в это ваше новое хобби. Если у вас есть компьютер, то используйте его. Если вы умеете играть на клавишах (мы, кстати, нет), то прикупите себе какой-нибудь аналоговый синтезатор на шуке пишпешим (блошиный рынок). Мне, правда, там ни разу не повезло, но на моей памяти люди возвращались оттуда с разными прикольными вещами.
Пройдет пару месяцев, пока вы не поймете, что синтез звука это не только мяукающий Ворошилов (пример аддитивного синтеза), а намного более сложная, иногда даже скучная вещь. Дам вам практический совет. А что делать, если все приколы уже порасписал Грюндик?
Найдите на пиратских CD или на интернете программу под названием Reality (да, именно отсюда произошло культовое "сделать backup на Reality"). С ее помощью вы сможете создать абсолютно любой звук. А пока вы скачиваете это громадину себе на компьютер, почитайте еще одну грюндиковскую сказочку.
***
Г: Как-то нам со Славкой предоставили помещение при тель-авивском клубе "1274". Нам предложили переустроить его в студию. Денег за съем помещения с нас не брали, но обязали раз в две-три недели устраивать по концерту. Хозяин клуба, статный и красивый парень (прим. С: тебе виднее) огромадного роста, по имени Офер, по слухам, сын миллионера, желал превратить свой клуб в "art-house". Мы были наняты в качестве потенциальной приманки для богемы, ищущей, куда приложить нерастраченные творческие силы. Мол, приходите к нам, у нас вот уже и музыканты есть... Нас со Славкой эта роль более чем устраивала. Мы натащили в будущую студию аппаратуры (к тому времени бытовые тейпы были забыты и отставлены в сторону) и начали репетировать. Постепенно к нам пришло прозрение. Офер любил строить прожекты и терпеть не мог прикладывать усилия для их осуществления. Ездить за тридевять земель, чтобы играть на собственной аппаратуре стало неинтересно. А все деньги за те несколько концертов, которые мы успели дать, ушли в счет "арт-хауса", то есть в карман к Оферу. Наконец мы решились, и объявили хозяину, что уходим. Реакция Офера пришлась бы по вкусу любителям бразильских сериалов. Он запер нас в полупустой (часть аппаратуры мы успели вывести) студии и объявил, что не выпустит, пока мы не подпишем страшные бумаги, подтверждающие права Офера, как нашего продюсера, с предоставлением ему 50% со всех наших гонораров. Вау, вот это да. Пробиваться к выходу пришлось с боем, в результате которого Славка заработал себе синяк, а я сломал свой усилитель (прим. С: да не было с тобой усилителя тогда. Был экран. Тяжелый). Таким образом, мы, наконец, узнали, что такое шоу-бизнес.
С: Вот такая вот антиреклама. Нет, что ни говори, но иметь какую-то точку в центре Тель-Авива было совсем неплохо. Можно было, если что, даже с девушкой туда заскочить. Девушка, правда, сказала, что там слишком жарко. Ага, ведь дело было летом. "1274" находится в помещение какой-то заброшенной фабрики. Разогретые за весь день крыши и стены, а вместо кондиционера сломанный вентилятор, которым можно было обмахиваться с риском шарахнуть им себя по голове. Зато это было самое безалкогольное лето. Хозяин соседней лавочки смотрел на нас с уважением, когда мы закупались холодным молоком.
Кстати, окончательное решение об уходе мы приняли в тот момент, когда на очередном концерте Офер решил, что он тоже хочет играть с нами (сам-то он барабанщик) и принялся отламывать ручки у миксера, взятого напрокат. Вот тут-то и случился первый конфликт. Ему было заявлено, что играть он с нами на таких условиях не будет. Тогда он демонстративно выключил электричество и выгнал всех наших немногочисленных зрителей. С его стороны это было очень некрасиво. Но он-то считал, что он нас уже купил.
Попробуйте сразу понять, что человеку от вас надо. Помните, где бывает бесплатный сыр?
***
Г: Как-то мне позвонил иерусалимский знакомый и предложил выступить в столице в "приличном месте". Мол, он договорился, и нас там ждут. Почему бы и нет? Мы решили сыграть втроем, вместе с Вадимом, отличным и абсолютно сумасшедшим электронщиком из Иерусалима (прим. С: про Вадима надо будет написать особо. ОК?). В назначенное время мы подъехали к клубу, и тут... ух, ты... оказалось, что "приличное место" - это русская дискотека. Притом, наипопсовейшая. На входе нас долго проверяли на предмет наличия оружия, водки и наркотиков. Наконец, мы прошли внутрь. Помещение чем-то напоминало средней руки московский ресторан. Золотая мишура, ковры на полу, освещение а-ля "не бойся, девочка, нас никто не увидит", под счастливые ритмы российской эстрады бляди танцевали с бандитами. Мы переглянулись. Мы потерли руки. В глубине души каждому из нас уже давно не хватало острых ощущений панковского детства. Славка обратил внимание, что Вадим почти вдвое увеличивает "дисторшн" на своем "мульти эффекте". Мы не очень хорошо представляли себе, что и как играть. Мы надеялись на чудо. Чуда не произошло. Концерт начался с предложения публике ознакомиться на нашем примере с идеей восприятия музыки как психоделического стимулятора. Бас-лайн окислил пространство за считанные секунды. Еще через несколько секунд нас вырубили. Офигевшим бандитам и блядям было сообщено, что концерт отменяется по техническим причинам. Нас спровадили вон, перед этим (за что большое им спасибо) напоив текиллой. Так мы с удивлением обнаружили, что бандиты и бляди, к сожалению, не имеют ни малейшего представления о том, что такое экспериментальная электронная музыка.
Последнее примечание и подведение итогов. Не лезьте вы со своими экспериментами на русские дискотеки. Вам место не там, а на Warp-е каком-нибудь. Денег вы не заработаете. В лучшем случае вам не набьют морду. Чудо никогда не произойдет, если вы будете соваться туда, где вас совсем не ждут и, априори, не любят. Конечно, если бы можно было бы посадить перед нами одного или, максимум, двух людей из этой тусовки и при этом сопроводить акт долгой вступительной беседой... Может чего-то из этого и вышло бы...
Но, как только вас начинают представлять как "ди-джейскую музыкальную группу", бегите из этого места. Играйте лучше для себя, дома, в наушниках. Вернитесь туда, когда вы будете самой модной командой в стране или в мире. Да и тогда не забудьте прихватить с собой фонограмму Киркорова или Аллегровой. Хотя,