Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


СВЕРХ-Я (Супер-Эго, Идеальное-Я, Идеал-Я, Я-Идеал




"СВЕРХ-Я" (Супер-Эго, Идеальное-Я, Идеал-Я, Я-Идеал) — понятие и гипотетический конструкт; тради­ционно используется представителями интеллектуаль­ных направлений, постулирующих идею о принудитель­но-репрессивном характере по отношению к человечес­кому "Я" институтов социализации, а также структур социальности и позиций "трансцендирования" /о по­следнем в данном контексте см. 3) настоящей статьи — А.Г., T.K./. — 1) В учении Фрейда — А). Часть Я (Эго), в котором инициируются и развиваются главные состав­ляющие комплекса совести, моральных черт, идеалов и рефлексивных способностей человека: самоконтроля, самонаблюдения и т.п.; представитель всех моральных ограничений и источник стремлений к нравственному совершенствованию. Б). Сфера осуществления процес­сов родительных интроекций. Понятие "С." впервые по­явилось в работе Фрейда "Я и Оно". Предполагается, что С. отлично от сознания тем, что, включая в себя эле­менты бессознательного, описывается в понятийных ря­дах общей теории психологии (а не этики). Кроме этого, инициируемые С. санкции и табу принадлежат к про­шлому опыту индивида и нередко вступают в конфликт с ценностями настоящего. Несмотря на то, что в психо­анализе интроекция родителей в сферу С. трактуется основополагающим психическим процессом, конститу­ирующим последнее, в современном фрейдизме господ­ствует точка зрения, согласно которой С. не может точ­но воспроизводить интроецированные образы родите­лей, ибо в юном возрасте ребенок наделяет внешние объекты преимущественно собственными характерис­тиками и свойствами. Избыточные жесткость и радика­лизм С. нередко объясняются в этом контексте повсед­невным насилием индивида над собственными чувства­ми в детстве, а также проявлением черт Эдипова ком­плекса. Энергетической основой С. полагаются импуль­сы агрессии, продуцируемые Оно: в случае направлен­ности агрессивных актов на самого индивида имеет ме­сто моральный мазохизм (обращение садизма против себя, присущий неврозам навязчивых состояний или, по Фрейду, когда "желание мучать превращается в самоис­тязание и самонаказание"). Психотерапевтическая и психоаналитическая коррекция С. традиционно ослож­нена сочетанием в его структуре результатов "архаичес­ких" младенческих интроекций, с одной стороны, и компонентов обретенного на базе жизненного опыта че­ловека рефлексивного самосознания, — с другой. 2) В языковых играх некоторых субъектов контркультуры 1960—1970-х — Бог. Репертуары интеллектуально-нравственного террора, осуществляемого идеологами "новых левых", предполагали деструкцию основопола­гающих общественных идеалов с целью разрушения ос-

нов капитализма. В 1960-е ниспровержение С.-Бога акцентированно носило карнавально-эротический харак­тер, фундированный романтическим утопизмом и кросс-культурным молодежным языком универсальных символов-паролей. Разрушение большей части сакраль­ных табу в ходе сексуальной революции результировалось в эмоциональном пресыщении значительной сово­купности людей и травмирующем проникновении бес­сознательного в сферу сознания. Коллективные и инди­видуальные проблемы рядовых представителей постин­дустриального общества были редуцированы бюрокра­тическими социальными институтами до уровня вопро­сов терапевтического порядка: соответствующие фантазмы и "фанатизмы" устранялись интенсивным психо­анализом, пропагандой поведенческих ритуалов и цен­ностных смыслов реинкарнации, освоением прост­ранств и техник медитации — системной многомерной психотерапией эпохи нового нарциссизма. Последний предполагал в качестве собственной сверх-задачи — обретение возможности преодоления любящего Друго­го — Бога. По мысли Фуко, данные процедуры поэтап­но трансформируют историю как сферу Божественного промысла — в сферу осуществления Логоса Другого: соответственно изменяется и статус С. в иерархии уров­ней мотивации человеческого поведения. 3) Согласно Мамардашвили, организация человека в качестве "су­ществующего существа" осуществляется посредством "постоянного сознания себя в актах мышления" или в состоянии "трансцендентального сознания" — одного из конституирующих начал С. По мысли Мамардашви­ли, "сверхчеловеческое" — это некое предельное для че­ловека состояние, лишь устремляясь к которому, лишь через собственное отношение к которому человек спо­собен создать себя в качестве человека. Переинтерпре­тируя мысль Декарта о том, что для воспроизводства бытия требуется вдвое больше усилий, чем для его тво­рения, Мамардашвили утверждает: "Онтологическое устройство бытия воспроизводит себя лишь с включе­нием нашего усилия...". "Личностные основания" мыс­лей людей, по Мамардашвили, могут быть охарактери­зованы "принадлежностью другому пространству и вре­мени": "нравственность должна иметь де факто некото­рые абсолютные основания вневременного". В таком контексте "трансцендирование" предполагает не суще­ствование абсолютного вневременного мира, а, напро­тив, означает "выход человека за данную ему стихийно и натурально ситуацию, за его природные качества, спо­собность соотнести себя с чем-то не в природе лежа­щем". Как полагал Мамардашвили, трансцендирование позволяет выходить за рамки и границы любой культу­ры, любой идеологии, любого общества и находить ос-

нования своего бытия вне зависимости от их временных изменений: "без форм и изначальных надындивидуаль­ных устоев человек отбрасывается в сферу историческо­го бессилия, "немоготы". Ведущими принципами трансцендирования Мамардашвили считает "принципы трех К": а) декартовский принцип cogito — любые события происходят не без участия сознания; б) кантовский принцип, постулирующий право человека на осмыслен­ность — особые умопостигаемые объекты, дающие воз­можность совершить акт познания или моральной оцен­ки; в) принцип Кафки, предполагающий ситуацию аб­сурда и заставляющий человека выходить из нее, искать смыслы. С точки зрения Мамардашвили, трансцендиро­вание — это не просто форма, это — "бесконечная фор­ма всякой актуальности", это — свобода самоосуществ­ления. Последняя в качестве принципиального условия трансцендирования не есть выбор, данная свобода суть "движение, путь человека к самому себе". "Внутренняя свобода", по Мамардашвили, — это размышление о том, "что больше тебя", это — "реально явленная свобо­да в смысле освобожденности человека внутри себя от оков собственных представлений и образов". (Ср. у Дж.Брунера в "Психологии познания": "Три вопроса по­вторяются неизменно: что в человеке является собст­венно человеческим? Как он приобрел это человечес­кое? Как можно усилить в нем эту человеческую сущ­ность?")

A.A. Грицанов, Т.В. Комиссарова





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 387 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.