Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


СЕЛЛАРС (Sellars) Рой Вуд (1880—1973) — аме­риканский философ, один из основателей критического реализма




СЕЛЛАРС (Sellars) Рой Вуд (1880—1973) — аме­риканский философ, один из основателей критического реализма. Главные работы: "Критический реализм" (1916), "Эволюционный натурализм" (1922), "Принци­пы и проблемы философии" (1926), "Философия физи­ческого реализма" (1932), "Рефлексия над американ­ской философией изнутри" (1969), "Отвергнутые аль­тернативы" (1973) и др. Собственную, в принципе мате­риалистическую (по С., "реальность есть оформленная материя"), концепцию С. называл "эволюционным нату­рализмом", отличным от теологических интерпретаций эволюционного процесса. При этом, по мысли С., фун­дироваться адекватные философские подходы должны "физическим реализмом", согласно которому "все суще-

ствующее существует в пространстве и времени и явля­ется или физической системой, или тем, что в экзистен­циальном отношении неотделимо от нее". "Реализм здравого смысла", согласно С., весьма созвучен подлин­ным истинам: "Простой человек смотрит вовне и при­нимает результаты с их наличной ценностью. Чувство вещности во внешнем мире доминирует над его воспри­ятием. Оправданная функция идеализма, поскольку он апеллирует к реальным физиологическим, логическим и психологическим фактам, — это борьба против про­стоватости здравого смысла... К сожалению, идеализм обычно выходит за границы этого, утверждая, что мы не можем знать физическую реальность". Но, по мысли С., объекта познания, целиком совпадающего с чувственно данным, нет и быть не может: необходим отказ от отож­дествления объекта и ощущения. (По С., сознание не может выйти за пределы организма: оно существует только на основе тех или иных состояний мозга.) Про­цесс познания, по схеме С., структурирован и включает в себя следующие элементы: внешний материальный объект, восприятие как содержательный элемент созна­ния, акт отнесения второго к первому. Как полагал С., "целостный акт восприятия с его суждениями, категори­ями и различениями является наиболее элементарной единицей в познании внешнего мира". Не оставаясь за­ключенным в мире данных, согласно С., можно пола­гать, что восприятие является "актом суждения, направ­ленным вовне". Субъект, по С., подвергает элементы физического мира собственным практическим воздей­ствиям с целью реализации жизненного интереса: из­бранная вещь становится объектом познания. "Данные" (или восприятия) — продукт воздействия последнего на нервную систему: субъект же посредством самых разно­образных процедур соотносит их с объектом. По мысли С., "в основе познания лежит воспроизведение поряд­ка". ("Тот факт, что наука работает, давая нам возмож­ность предсказывать события и контролировать окружа­ющую среду, оправдывает нашу уверенность в том, что мы достигаем знания об окружающем мире".) Одновре­менно С. отвергал теорию отражения, полагая, что "гос­подствующим допущением в этой концепции является то, что содержанием физических вещей является чувст­венная природа. Но сама уникальность сознания как будто исключает такой взгляд". Соответствие же знания о вещи с самой этой вещью, по С., достигается тем, что вещь правильно указана, обозначена и символизирова­на. (Ср.: идея "первичных" и "вторичных" качеств Локка.) Позже, в конце 1950-х, С. отметил, что "Энгельс и Ленин были совершенно правы, считая ощущения в не­котором смысле отражениями вещей, и что феномена­лизм и идеализм заблуждались, превращая ощущения в

конечный объект познания". С. разрабатывал "эмерджентистскую" концепцию "уровней организации" при­роды, согласно которой появление качественно нового связано с динамичным переходом к ее более высоким, несводимым к низшим, уровням. Полемизируя с моде­лью в принципе непредсказуемой "эмерджентной эво­люции" С.Александера, С. подчеркивал, что "отрицание возможности предвидения... появилось как реакция на лапласовское признание почти априорной выводимос­ти". По мысли С., "для меня, как последовательного на­туралиста, физические системы являются окончатель­ными и я не вижу оснований постулировать экстрафизи­ческий низус такого рода, который признают Морган и Александер. Для меня природа внутренне динамична. Я выразил бы это, сказав, что... причинность есть "про­грессивное движение" физических систем". (Т.е., в от­личие от схемы С.Александера, у С. эволюционирует не пространство-время, а та или иная, вполне конкретная физическая система.) В этике С. подчеркивал историче­ский и социально обусловленный характер моральных оценок и антиэкстремистских нравственных ценностей: "рациональная эволюция всегда лучше, чем нарушение жизненного процесса и революция".

A.A. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 300 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2307 - | 2069 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.