Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


’арактер знани€ в рамках конфуцианско-даосистской культуры




’арактер знани€ в конфуцианско-даосистской культурной традиции резко отличаетс€ от западно-европейского его понимани€. ¬плоть до XX в. европейские мыслители с пренебрежением и высокомерием относились к духовным и интеллектуальным искани€м китайского народа и его мудрецов. ќб этом, в частности, свидетельствуют отзывы √егел€ о философии китайских мыслителей, которых он читал и недооценил. ќ  онфуции он высказалс€ коротко и решительно: "” него совершенно нельз€ найти никакой спекул€тивной философии, а на основании собственных его произведений можно сделать заключение, что дл€ его славы было бы лучше, если бы они не были переведены".

»сследу€ ту же проблему, западноевропейский историк художественной культуры ћ.  аррьер пишет, что китайцы "приобрели много сведений, многое открыли раньше европейцев, но они всегда заботились не столько о причине, об основани€х, сколько о ближайшей цели; в разыскани€х ими руководит одна польза, а оттого они и не доход€т до насто€щего знани€, которое даетс€ только тому, кто ищет его из любознательности и из-за истины: полезное прилагаетс€ само собой".

—толь категорические высказывани€ навод€т на следующие размышлени€: может ли одна культура обладать монополией на знание и что такое знание вообще и, если оно €вл€етс€ досто€нием всего человечества, каким образом оно реализуетс€ в культуре китайцев? ¬ энциклопедической литературе о знании пишетс€, что оно - "проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познани€ действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, пон€тий, суждений, теорий. «нание обладает различной степенью достоверности, отража€ диалектику абсолютной и относительной истины. ѕо своему генезису и способу функционировани€ знание €вл€етс€ социальным феноменом. ќно фиксируетс€ в форме знаков естественных и искусственных €зыков".

«нани€ могут быть донаучными, обыденно-житейскими, художественными и научными. ¬ажно отметить, что знани€ опосредованы культурой, ее традици€ми и определенной системой ценностей. ј это значит, что каждый исторический тип культуры имеет право на свои "причуды", на собственные установки и свой менталитет.  ак надо подходить к оценкам чужой культуры, хорошо разъ€сн€ет ¬. ћ. јлексеев: "Ќе то важно, что мы видим, а то, что видит китаец. Ќаше суждение начинаетс€ лишь с того момента, когда мы поймем, наконец, почему китаец наслаждаетс€ там, где мы бываем только ошарашены".

 онфуцианское учение о знании подчинено нравственно-социальной проблематике. ƒл€  онфуци€ знать "значит знать людей". ѕознание природы его мало интересовало, что в какой-то мере находилось в €вной дисгармонии с выдающимис€ достижени€ми китайцев в области научно-технических изобретений. ≈ще за тыс€чу лет до  онфуци€ древние жители равнины ’уанхэ знали календарь, иероглифическую письменность и т.д. ¬ дальнейшем они изобрели компас, порох, научились изготовл€ть фарфор, шелк и т.д. ќднако научно-технические знани€  онфуций считал опасными, поскольку они отвлекают от духовного совершенствовани€, и демонстративно их сторонилс€. ќдин из учеников, интересовавшихс€ хоз€йственными делами, даже вызвал большое неудовольствие учител€ тем, что спросил его о технологии земледельческого труда. "ќб этом надо спросить у кресть€нина!" - с досадой ответил  онфуций.

ќднако нельз€ полагать, что  онфуций осуждал рациональное знание. Ќаоборот, он был противником прит€заний на сверхъестественную мудрость. ¬еликий китайский мудрец сделал своему народу предупреждение, которое имеет общекультурную ценность: "Ќикогда не имейте дела с теми, кто прит€зает на общение со сверхъестественными силами. ≈сли вы позволите культу сверхъестественного утвердитьс€ в вашей стране, произойдут ужасные бедстви€".

ѕервейшим долгом  онфуций считал развитие в человеке естественных достоинств и устранение его недостатков. ќн часто говорил своим ученикам, что не правда делает человека великим, а человек делает великой правду!  онфуций предлагал изучать ошибки человека или присматриватьс€ к тому, как он выполн€ет свой повседневный долг перед ближними. ќн не строил теорий и часто говорил ученикам, что книжное образование оторвано от жизни, делает человека не столько умнее, сколько глупее. "¬ы можете вызубрить наизусть триста песен канона, но, если вы окажетесь негодными к управлению, когда вам довер€т власть, или же к исполнению поручени€ государ€, когда вам поручат вести переговоры, какой прок от ваших знаний, будь вы даже самыми учеными в мире людьми?"

ѕрактика дл€  онфуци€ - это прежде всего общение с людьми. »стинно мудрый должен жить как живут все, жить по обычаю и искать в жизни лишь моральное удовлетворение. ∆ить как все - означало жить в соответствии с определенным ритуалом. Ќесомненно, ритуал был центральным пон€тием древнекитайской традиции, причем китайцы не делали различи€ между религиозными обр€дами и светскими церемони€ми. ƒл€  онфуци€ ритуал - это главное условие человеческого общежити€ и, следовательно, лучшее средство знани€ того, что такое человечность. ƒругими словами,  онфуций открыл в ритуале основу всей человеческой де€тельности, рецепт правильного поведени€ на все случаи жизни. ћожно прочитать в "Ѕеседах и суждени€х" напутствие ”чител€: "¬ обществе держитесь так, словно принимаете почетного гост€. »сполн€€ служебные об€занности, ведите себ€ так, словно руководите торжественными жертвоприношени€ми. Ќе делайте другим того, чего себе не желаете. “ак вы не сотворите зла ни в государстве, ни в семье".

“аким образом,  онфуций увидел в ритуале воплощение вечно живых качеств человеческого общежити€, ведь вс€кое ритуальное действие не может не быть общеприн€той нормой людей и, следовательно, их общим досто€нием. “ак, живущий по ритуалу, согласно  онфуцию, живет в согласии со всеми людьми. –итуал оказываетс€ у него всеобщей мерой гармонии в отношени€х между людьми, в отношении человека к самому себе. —держанность - вот жизненное кредо китайского мыслител€. Ќо сдержанность, не ущемл€юща€ человеческие чувства, а способна€ уважать своего родственника, соседа и просто незнакомого.

—держанность и самообладание, реализованные в ритуале, проистекают в конечном счете из опыта "самоопределени€" человеческого "€" в системе "коллективного" сознани€. –итуал требует от человека жить самоустранением, освобождает личность от частых эгоистических устремлений, дл€ того, чтобы вы€вить вечно живые родовые свойства человечества. ¬ ритуале обнажаетс€ матрица человеческой социальности. ¬ то же врем€ ритуал не задан изначально человеку. ќн усваиваетс€ благодар€ учению и вырастает из характера человека, его воли21. ¬ конфуцианстве отличительным признаком человека объ€вл€етс€ не просто сознание или разум, а решимость исполн€ть свой долг, прин€ть до конца свой долг, прин€ть свою судьбу, жить волей всецело нравственной, поскольку она действует в сообществе людей и сама его созидает. ¬ол€ требует сосредоточени€ душевных сил, она соедин€ет в себе разум и чувства, и недаром китайска€ традици€ никогда не противопоставл€ла одно другому. —редоточием духовной жизни человека в  итае считалось "сердце" - вместилище и сознани€, и чувств. ¬згл€д на человека как на изначально нравственное существо стал в  итае общепризнанным. „еловек, преступивший нормы морали, становитс€ в глазах китайцев не более чем "говор€щим животным".

ƒолженствование, на котором утверждаетс€ ритуал, не €вл€етс€ этическим принципом, который можно вывести путем отвлеченных логических доказательств, его нельз€ установить и очередным президентским указом. ќно не существует вне времени и пространства. ќно рассе€но в хаосе жизненных случайностей и не может быть подведено под какой-либо закон. ќ нем надо молчать. »м нужно жить.

ћудрец заведомо ничего не отрицает и не утверждает, он безм€тежен и лишен предубеждений. ƒл€  онфуци€ в действии, вдохновленном долгом, нет жесткой границы между человеком и окружающей средой. ћы не найдем в его высказывани€х отчетливого представлени€ о человеке как психически целостном субъекте, который бы оставалс€ равен самому себе в потоке времени. ћы сталкиваемс€ со взгл€дом на человека, в корне отличающимс€ от европейских представлений о личности. Ћичность в конфуцианской традиции представл€етс€ как бы сетью межчеловеческих отношений, "общественным лицом". „еловек есть то, чем он €вл€етс€ дл€ других, и живет он волей к "преодолению себ€", волей, превосход€щей индивидуальную жизнь, побеждающей даже смерть. "”тром, познав ѕуть, вечером можно умереть", гласит многозначительное изречение  онфуци€.

∆изнь конфуциева мудреца скромна, но свободна от пошлой обыденщины. ќна не призвана быть примером каких-то идеалов и принципов, не подчинена погоне за успехами. Ётот мудрец идет "срединным путем", не впада€ в крайности, будучи всегда готовым на разумный компромисс. Ќе отставать и не забегать вперед, всегда "соответствовать времени" и уметь пересматривать свой опыт, исправл€ть свои промахи и хранить верность своей возвышенной мечте, неуклонно расшир€ть свой кругозор - такова истина "срединного пути", завещанна€  онфуцием. “олько целомудренное и люб€щее человеческое сердце может ведать, как следует поступать в этом изменчивом мире.

¬озвышенна€ мечта, котора€, подобно ма€ку, указывает человеку его предназначение, реализуетс€ в принципе человечности. Ѕыть человечным дл€  онфуци€ означает любить людей. »ндивид, наделенный человечностью, должен обладать следующими качествами: учтивостью, великодушием, прилежанием и добротой. “от, кто учтив в общении, избегает оскорблений. “от, кто великодушен, привлечет к себе других людей. “от, кто честен, привлечет к себе доверие других людей. “от, кто прилежен, добьетс€ успеха. “от, кто добр, может использовать людей на службе.

“аким образом, человечность дл€  онфуци€ - это мера всех добродетелей, мера социальности и культурности человека. „еловечность - это путь человека к себе. ќна создает мост между тем, что он есть и тем, чем он должен быть. Ётот путь каждый об€зан пройти сам. Ѕыть или не быть человечным - зависит от нас самих.

Ќравственные идеи  онфуци€ привели к замене религиозного идеала Ќеба этическим идеалом Ќебесного пути. » Ќебесный путь, и человеческое сердце повинуютс€ моральному закону. ƒл€  онфуци€ истинное служение Ќебу выражаетс€ в служении люд€м.  огда его попросили объ€снить, что такое мудрость, он сказал: "ќтдавать все силы служению люд€м, почитать духов и держатьс€ от них в отдалении - вот это и есть мудрость".  огда его спросили, как следует служить духам предков и божествам, от ответил: "“ы еще не знаешь, как служить люд€м. –азве ты можешь знать, как служить духам?" ѕризнава€ существование духов, он делал акцент на нравственном и воспитательном значении обр€дов. Ётика дл€ него заслонила собой религию.

ќткуда же у  онфуци€ такое нежелание определить четкую позицию в отношении религиозной веры? ѕричину, веро€тнее всего, нужно искать в том, что конфуцианство - это своего рода псевдорелиги€: она трактует на религиозный лад жизненные принципы человека, но утверждает их моральную самоценность. ƒуховное подвижничество конфуцианского человека кристаллизуетс€ в формах культуры.  онфуцианцы с готовностью признавали во все времена, что бытующие в народе культы основываютс€ на иллюзии, но иллюзии полезной дл€ самих людей, а потому правдивой. ƒуховным наследникам  онфуци€ не было поэтому нужды доказывать существование духов или опровергать их. ќни могли прин€ть обе точки зрени€ условно истинными в силу того, что они прин€ты в обществе и от них зависит поведение людей.

»сследователи древней литературы и фольклора часто отмечают, что сюжеты мифов и сказаний имеют своим прототипом годовой цикл, знаменующий периодическое воскресение и умирание природы. ¬ наследии  онфуци€ мы встречаемс€ с пр€мо противоположным ходом мысли.  онфуций не стремитс€ преобразить реальность в миф, а скорее раскрывает естественные корни мифа, низвод€ св€щенное до естественного хода жизни. –азговоры мыслител€ о Ќебе есть в своем роде антимиф, где повествование о Ќебе выступает в форме молчани€, а знание об обыденном - в форме речи. «десь намечаетс€ начало той магистральной линии китайской традиции, котора€ выразилась в известном изречении средневековой эпохи: "ќбыкновенное сознание - это и есть правда".

“ак повседневна€ жизнь оказываетс€ дл€  онфуци€ не просто нагромождением случайных, бессмысленных эпизодов. ¬ глубине потока жизни вьетс€ жизнь "Ќебесной судьбы", и эта судьба доступна человеческому знанию и постигаетс€ "чутьем сердца".  ак бы ни был жесток и лжив мир вокруг, какие бы невзгоды не выпадали на долю конфуцианского мудреца, он не отчаиваетс€. ≈го жизнь кажетс€ ему глубоко осмысленной. ¬ этой судьбоносной своей жизни он находит великую опору и защиту. ƒаже в минуту смертельной опасности  онфуций не тер€л самообладани€. ќн говорил в такие минуты, что Ќебо не допустит его гибели. ќн знал веление Ќебес.

«нать, чего требует "Ќебесна€ судьба", значит иметь в жизни свой ѕуть. ѕон€тие ѕути (дао) стало ключевым дл€  онфуци€, не отдел€вшего свое учение от своей судьбы. ƒл€  онфуци€ дао - это "праведный путь". ƒао - это правда каждого отдельного человека и народной жизни в целом. "ѕраведный путь" невозможно претворить силою или угрозами; он проистекает из духовного подвижничества каждого человека и неотделим от сокровенных глубин человеческого взаимопонимани€. »стинный ѕуть в жизни, утверждал  онфуций, берет начало в человеческой природе и становитс€ зримым благодар€ правильно выстраиваемым св€з€м человека с другими людьми. ¬ понимании мудрости и праведной жизни как ѕути есть и особый смысл: иде€ ѕути указывает на скрытую св€зь человека и Ќеба, предела и беспредельного. ѕуть мудрого, по  онфуцию, это "в одно мгновение" пройти дистанцию между тем, что "лежит р€дом", и беспредельностью, нанести знаки вечности на карту зримого мира. »менно так в  итае понималась, кстати, работа каллиграфа или художника, который, согласно классической метафоре, своей кистью наносил на бумагу "след, т€нущийс€ на тыс€чи ли и уход€щий в недостижимую даль...".

 онфуций верил, что показать пример праведного пути - единственный способ исправить нравы и что перед благотворным воздействием такого примера не усто€т неправедные.

√овор€ о человеческом совершенстве,  онфуций строил систему иерархического знани€. ѕо его словам, как ни завидна участь "знающих", все же выше их сто€т "человечные", которые не просто "знают свое знание", но еще и воистину претвор€ют его. » если знание побуждает нас действовать, то "человечность" - это воплощенное знание - дарит нам бесконечную мудрость и вместе с мудростью человечность. ”читель сказал: "„еловек делает великим ѕуть, а не ѕуть делает великим человека".

¬ наши дни идеи  онфуци€ вновь возвращаютс€ в круг живых учителей китайского культурного ареала. ѕережив страшные потр€сени€, народы  ита€,  ореи, японии, ёго-¬осточной јзии нашли в традици€х даосистско-конфуцианской и буддийской культуры живительные силы дл€ восстановлени€ своего здоровь€. Ќе идеи насили€ и порнографии американской культуры, а идеалы гуманизма, уважительного отношени€ к природе, любовь к своему прошлому, своей героической истории подн€ли буквально с колен многие народы јзии и обеспечили им успех. ƒостаточно вспомнить поразительные достижени€ японии, “айван€,  ита€, —ингапура, ёжной  ореи, чтобы пон€ть моральную силу культурных достижений этих народов. » в самом  итае конфуцианство вновь объ€влено основой духовной жизни страны, великим фактором творческого потенциала общества. ћы только сейчас начинаем понимать, что эффективны не технические приспособлени€ сами по себе, но вол€ и разум человека, или, как говорили в  итае, "техника сердца", обеспечивающа€ доверие, искренность и радушие между людьми.

”слови€ возвращени€ конфуцианства в современный мир заданы проблемой преодолени€ того типа цивилизации, который сложилс€ на «ападе в эпоху Ќового времени, провозгласившей своим героем "технического человека", добивающегос€ господства над миром ради самого господства, ради удовлетворени€ своего индивидуалистического эгоизма, комфорта и безудержного потребительства.

—оциальные институты и ценности современного общества имеют рациональное обоснование, но общественна€ жизнь может оказатьс€ глубоко иррациональной. ¬ дебр€х цивилизации, сформировавшей "технического человека", искусного умельца и аналитика, человек растрачивает свои человеческие качества и превращаетс€ в жалкого потребител€, которого как бы на веревочке ведет государство, бюрократическа€ элита и космополитическа€ интеллигенци€ к покорности и рабству. Ётой цивилизации в определенной степени противостоит конфуцианство, которое, не требу€ крикливых деклараций о правах человека, несет люд€м нормальные, здоровые нравственные принципы: преданность своему народу и семье, снисходительность, почтительность к родител€м, уважение к старшим, великодушие, правдивость, сметливость, милость.  ак никогда дл€ нас актуальны слова  онфуци€: "”важать добродетель, охран€ть народ" и "ѕрав€щий с помощью добродетели подобен ѕол€рной звезде, котора€ занимает свое место, а все другие звезды окружают ее" (Ћунь юй, гл. 2). ѕодлинно культурный народ никогда не позволит насильнику зан€ть место ѕол€рной звезды, в огне его культуры непременно сгорит люба€ авторитарна€ власть, в какие бы демократические одежды она ни р€дилась.

»ндо-буддийска€ культура

”же в названии выражаетс€ этноконфессиональна€ специфика культуры: Ђиндої есть начало наименование этноса и, пожалуй, самого древнего и современного комплекса верований, именуемого индуизмом. »ндуизм и буддизм объедин€ютс€ общей духовной традицией индусов. ”же отмечалось, что в религи€х ¬остока (»нди€,  итай) собственно религиозное переплетаетс€ с философским. ¬ отличие от «апада, индо-буддийска€ культура не знает небыти€: личность €вл€етс€ целостной, она исходит из бесконечности. —оответственно, существует целостный взгл€д на мир и человека в мире (космосе) как на микрокосм.

—пецифика менталитета повли€ла на письменность, точнее, менталитет и письменность выражают образное воспри€тие многомерного мира. —воеобразие духовности определило всю художественную культуру. ¬еды и ”панишады €вл€ютс€ древнейшими литературными пам€тниками из живущих в современной культуре. ∆емчужиной древнеиндийской литературы называют Ђћахабхаратуї. Ќе менее знаменита эпическа€ поэма Ђ–ама€наї, в которой передаетс€ жизнь и любовь –амы и —иты на фоне культуры и природы »ндии. »ндуизм знает религиозно-эротическую культуру, буддизм исключает сладострастие и негу. Ўирокое развитие получил театр, всемирно известно искусство танца, музыки, пени€. ≈вропейцев поражает атмосфера гармонии, любви, братства, милосерди€ в духовности индо-буддийской культуры.

ѕочитание знани€ Ц органична€ черта культуры индусов: ЂЕне сравнитс€ власть с ученостью. ÷ар€ чтут лишь в его стране, ученого Ц повсюдуї. Ђ¬ысшим благом среди всех зовут знание: его не отн€ть, оно неоценимо, оно никогда не исс€каетї. Ќо Ђбесполезна ученость, лишенна€ добродетелиї. Ќравственна€ оценка знани€, все больше признаваема€ в современной культуре мира, видимо, стала главной причиной отсутстви€ в »ндии формализованного экспериментального знани€, распространенного на «ападе. ¬ V-XII веках в »ндии жили выдающиес€ математики и астрономы: јриабхатта, ћагавира и другие. »менно в »ндии изобретена дес€терична€ система счислени€. »ндийские математики и астрономы больше интересовались тайнами ¬селенной и практическими вопросами измерени€, чем логическими основани€ми науки. –елигиозно-практический характер носили и медицинские, химические знани€. »ндо-буддийский менталитет игнорировал историческое знание, что выразилось в принижении значени€ фактов, но компенсировал себ€ в поразительной развитости философии. ѕо мнению выдающегос€ индийского общественного де€тел€ современности ƒ.Ќеру »нди€ должна умерить свою религиозность и обратитьс€ к науке. ќтстава€ в области эмпирической науки, »нди€ способна на равных вступить в цивилизацию XXI века, основанную на ценност€х науки, религии, философии. ѕорукой тому своеобразна€ политическа€ традици€ индо-буддийской культуры. —оциальный пор€док €вл€етс€ частью мирового пор€дка, поэтому попытки радикального изменени€ мирового пор€дка чреваты глобальными катаклизмами. ќтсюда нравственное решение социально-политических проблем. Ђ—ать€грахаї (Ђтвердость в истинеї) Ц главный вклад индо-буддийской политической мысли в культуру современного мира. √анди обозначил этим словом глубоко индийский принцип непротивлени€ в борьбе против английского владычества. ”мение Ђподставить левую щекуї основано на менталитете, ибо потер€в жизнь индус сохран€ет чистоту своей кармы, что благопри€тно скажетс€ на его последующем перерождении и бытии мирового пор€дка. √андизм дал человечеству первый опыт разрешени€ острых противоречий между народами и политическими системами без традиций кровной мести. Ётот опыт становитс€ универсалией культурологии и гуманистическим принципом международной политики.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1011 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

497 - | 519 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.023 с.