Знакомство каждого из нас с явлением культуры предполагает не абстрактную культуру, а её конкретную, специфическую форму, присущую данной истории, данному народу, данной группе людей, или отдельному человеку. Тот, кто является специалистом по культуре, разбирается в её особенностях, специфике. Таким образом, любая типология культуры, систематизация её разновидностей есть выявление специфических культур. Нам знакома типология, разделяющая культурные миры на Запад и Восток, но и Западная и Восточная культуры имеют внутреннюю специфику. Запад - это и американская и европейская специфики (разновидности), со своими особенными, но, все же, западными характеристиками. Восточная культура выявляет особенности (специфику) китайско – конфуцианской, арабо – исламской и индо – буддистской форм. Степень разнообразия или культурная специфика, проявляется на уровне ойкумены (или человечества в целом), например, в расовых различиях; в рамках национальной и этнической, или профессиональной, демографической и других специфических культурных примет. Так, религиозная культура обеспечивает спасение, но каждая религия имеет свою специфику, «свои варианты спасения, не предназначенные для всех, свои способы отбора последователей и передачи им особых знаний и традиций». Разнообразная культурная деятельность создает потребность в высокой специализации, формирует специализированные по уровням и способам деятельности культуры, институты. Развитый сельский или городской промышленный труд, ремесленная, интеллектуальная и иная деятельность складываются в институциированные формы культуры. Специфическая культура имеет как высокие, так и обыденные формы. Так, знание функционирует и как оформленная государством культурная разновидность, официальная наука, так и как культура неформального научного сообщества, а также как обыденная, традиционная, и, возможно, упрощенная, бытовая форма. Размышления о культурной специфике - это вопросы её выражения, культурной формы.
В осмыслении культурной формы существует понятие срединная культура. Серединная культура – это устойчивая и непротиворечивая, сложившаяся культура общества. Она оформляется в виде целостности, имеющей структуру с непротиворечивым, гармоничным основанием, культурным ядром.
В рамках такой сложившейся культуры снимаются крайние, полярные, противоречивые ориентации: аскетизм – гедонизм; покорность – воля, священное – бесовское; народное – антинародное; пролетарское – буржуазное и т. п. Для срединной культуры характерен устойчивый образ жизни, умеренное благосостояние для широких слоев населения, доступные цели и возможность их реализации. Существуют разные типы срединных культур, специфичные для той, или иной цивилизации или национальной общности. В классических цивилизациях Востока срединная культура формируется в рамках религиозной системы. В индустриальном обществе такая культура создается на основе единства хозяйственной системы и рынка, которые и порождают средний класс. Сложные процессы перестройки срединной культуры возникают в ходе модернизации. В российской культуре постоянно ощущается необходимость вызревания срединной культуры. Этот процесс прерывается столкновением противостоящих принципов и начал, прерывностью культурных эпох (Н. Бердяев). В этом процессе важными становятся нормативные, ценностные, смысловые элементы, формирующие уровни, блоки, синтезирующие разнородные формы. Срединная культура проникает на обыденный уровень, но не сливается с ним. С понятием срединная культура сходно понятие стыковая культура в концепции субэкумен Григория Померанца2. В многообразии культурных типологий к началу ХХ века появилось и вошло в обиход в рамках культурно – исторической школы понятие локальной культуры. Локальный - [лат. - lokalis], местный, свойственный данному месту3. Этому послужили многочисленные географические и культурные открытия, которые к ХХ веку позволили сделать вывод о множественности культурных миров и их независимости от мировой целостности. Эта точка зрения выявилась в концепциях культурно – исторических типов Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Каждый культурный мир, подобно живому организму (Н.Данилевский, О.Шпенглер), обладает внутренней органикой: рождается, достигает зрелости и умирает. Он не связан с другими культурными мирами, не влияет на них. Его смерть – это иная, не культурная, а цивилизационная форма бытия (О.Шпенглер). Более сложная точка зрения на развитие и внутреннюю динамику локальной цивилизации в концепции А.Тойнби4.
Этногенез
Этногенез (от греч. ethnos – племя, народ) – происхождение народов. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
Главная идея культурологической концепции русского историка, географа, философа Льва Николаевича Гумилёва (1912-1992) состояла в обосновании влияния географической среды на развитие всемирной истории и культуры. Решению данной проблемы были посвящены следующие работы учёного: «Этногенез и биосфера Земли»(1979), «Древняя Русь и Великая степь»(1989), «География этноса в исторический период»(1992), «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации»(1993) и др. Понятие «этноса» - как исторически сложившейся, устойчивой социальной группировки людей, явилось исходной категорией концепции Гумилёва. По мысли философа, жизнь этноса находится под влиянием трёх видов энергии: Солнца, распада внутри Земли и сил космоса. Воздействие этой энергии является причиной «этногенеза» - происхождения, развития и исчезновения этносов. Начало этногенеза обусловлено космическим энергетическим импульсом – т.н. пассионарным толчком. Гумилёв рассматривает культуру как результат органичного взаимодействия природной среды, этноса и мутационных космических влияний, вызывающих т.н. «пассионарность». Пассионарность (от лат. passio – страсть) – это признак, возникающий после пассионарного толчка и образующий внутри этноса некоторое количество людей, обладающих неодолимым стремлением осуществить свои цели, способных к сверхнапряжению и творчеству. Гумилёв называл этих людей пассионариями, которые выступают организаторами, способными на радикальные перемены. Пассионарность является чертой психики, одинаково порождающей в человеке подвиги и преступления, благо и зло, творчество и разрушения. Для всех пассионариев, полагает учёный, характерно посвящение себя той или иной цели жизни. Он считает, что начало своего исторического пути этносы получают из космоса. Становление новых народов (этногенез) – явление природное, в то время как в роцессе пассионарного подъёма этносы создают свой особый тип культуры – творение рук человеческих и его разума. Согласно представлениям Гуимлёва, жизненный цикл этноса составляет 1200 – 1500 лет. За это время этнос формирует свою культурную традицию и проходит в своём развитии несколько фаз:
– возникновение и подъём, вызванные пассионарным толчком;
– этническую активность, нередко сопровождаемую соперничеством, изменением, стереотипов поведения и кровопролитием;
– фазу надлома, характеризующуюся рассеиванием пассионарной энергии и её кристализацией в памятниках культуры и искусства;
– инерционный период, создающий накопление материальных благ и способствующий расцвету культуры;
– деградация этноса, с необходимыми процессами распада и господства потребительской философии людей;
– фазу покоя, когда этнос сохраняет лишь память о своей культьурно-исторической традиции.
Затем исчезает и память. Пассионарность поддерживает равновесие с природой и сохраняет налаженноё хозяйство. Новый цикл общественного развития возможен только с появлением новых пассионарий и нового этноса. Таким образом, этнос соединяет в единое целое развитие природы, общества и культуры. Концепция пассионаронсти позволяет соединить воедино космические, гелио-, геологические и социокультурные процессы, понять процессы возникновения и развития народов в направлении, обеспечивающим существование и адаптацию к среде обитания с минимальными затратами биохимической энергии.
Особого внимания в концепции Гумилёва заслуживает вопрос формирования русского этноса. В своей работе «От Руси к России» учёный отмечает, что русский этнос примерно на 500 лет моложе западноевропейских народов. Западные стандарты не могут быть норами нашей жизни. Возраст русского этноса, уровень отечественной пассионарности в целом, предполагают иные формы поведени. Отсюда, главный вывод у Гумилёва заключается в том, что Россия – это особая цивилизация, культуру которой формируют только входящие в её состав народы
Тема 4 Религия и культура