Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Специфические и «срединные» культуры. Локальные культуры




Знакомство каждого из нас с явлением культуры предполагает не абстрактную культуру, а её конкретную, специфическую форму, присущую данной истории, данному народу, данной группе людей, или отдельному человеку. Тот, кто является специалистом по культуре, разбирается в её особенностях, специфике. Таким образом, любая типология культуры, систематизация её разновидностей есть выявление специфических культур. Нам знакома типология, разделяющая культурные миры на Запад и Восток, но и Западная и Восточная культуры имеют внутреннюю специфику. Запад - это и американская и европейская специфики (разновидности), со своими особенными, но, все же, западными характеристиками. Восточная культура выявляет особенности (специфику) китайско – конфуцианской, арабо – исламской и индо – буддистской форм. Степень разнообразия или культурная специфика, проявляется на уровне ойкумены (или человечества в целом), например, в расовых различиях; в рамках национальной и этнической, или профессиональной, демографической и других специфических культурных примет. Так, религиозная культура обеспечивает спасение, но каждая религия имеет свою специфику, «свои варианты спасения, не предназначенные для всех, свои способы отбора последователей и передачи им особых знаний и традиций». Разнообразная культурная деятельность создает потребность в высокой специализации, формирует специализированные по уровням и способам деятельности культуры, институты. Развитый сельский или городской промышленный труд, ремесленная, интеллектуальная и иная деятельность складываются в институциированные формы культуры. Специфическая культура имеет как высокие, так и обыденные формы. Так, знание функционирует и как оформленная государством культурная разновидность, официальная наука, так и как культура неформального научного сообщества, а также как обыденная, традиционная, и, возможно, упрощенная, бытовая форма. Размышления о культурной специфике - это вопросы её выражения, культурной формы.

В осмыслении культурной формы существует понятие срединная культура. Серединная культура – это устойчивая и непротиворечивая, сложившаяся культура общества. Она оформляется в виде целостности, имеющей структуру с непротиворечивым, гармоничным основанием, культурным ядром.

В рамках такой сложившейся культуры снимаются крайние, полярные, противоречивые ориентации: аскетизм – гедонизм; покорность – воля, священное – бесовское; народное – антинародное; пролетарское – буржуазное и т. п. Для срединной культуры характерен устойчивый образ жизни, умеренное благосостояние для широких слоев населения, доступные цели и возможность их реализации. Существуют разные типы срединных культур, специфичные для той, или иной цивилизации или национальной общности. В классических цивилизациях Востока срединная культура формируется в рамках религиозной системы. В индустриальном обществе такая культура создается на основе единства хозяйственной системы и рынка, которые и порождают средний класс. Сложные процессы перестройки срединной культуры возникают в ходе модернизации. В российской культуре постоянно ощущается необходимость вызревания срединной культуры. Этот процесс прерывается столкновением противостоящих принципов и начал, прерывностью культурных эпох (Н. Бердяев). В этом процессе важными становятся нормативные, ценностные, смысловые элементы, формирующие уровни, блоки, синтезирующие разнородные формы. Срединная культура проникает на обыденный уровень, но не сливается с ним. С понятием срединная культура сходно понятие стыковая культура в концепции субэкумен Григория Померанца2. В многообразии культурных типологий к началу ХХ века появилось и вошло в обиход в рамках культурно – исторической школы понятие локальной культуры. Локальный - [лат. - lokalis], местный, свойственный данному месту3. Этому послужили многочисленные географические и культурные открытия, которые к ХХ веку позволили сделать вывод о множественности культурных миров и их независимости от мировой целостности. Эта точка зрения выявилась в концепциях культурно – исторических типов Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Каждый культурный мир, подобно живому организму (Н.Данилевский, О.Шпенглер), обладает внутренней органикой: рождается, достигает зрелости и умирает. Он не связан с другими культурными мирами, не влияет на них. Его смерть – это иная, не культурная, а цивилизационная форма бытия (О.Шпенглер). Более сложная точка зрения на развитие и внутреннюю динамику локальной цивилизации в концепции А.Тойнби4.

Этногенез

Этногенез (от греч. ethnos – племя, народ) – происхождение народов. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

Главная идея культурологической концепции русского историка, географа, философа Льва Николаевича Гумилёва (1912-1992) состояла в обосновании влияния географической среды на развитие всемирной истории и культуры. Решению данной проблемы были посвящены следующие работы учёного: «Этногенез и биосфера Земли»(1979), «Древняя Русь и Великая степь»(1989), «География этноса в исторический период»(1992), «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации»(1993) и др. Понятие «этноса» - как исторически сложившейся, устойчивой социальной группировки людей, явилось исходной категорией концепции Гумилёва. По мысли философа, жизнь этноса находится под влиянием трёх видов энергии: Солнца, распада внутри Земли и сил космоса. Воздействие этой энергии является причиной «этногенеза» - происхождения, развития и исчезновения этносов. Начало этногенеза обусловлено космическим энергетическим импульсом – т.н. пассионарным толчком. Гумилёв рассматривает культуру как результат органичного взаимодействия природной среды, этноса и мутационных космических влияний, вызывающих т.н. «пассионарность». Пассионарность (от лат. passio – страсть) – это признак, возникающий после пассионарного толчка и образующий внутри этноса некоторое количество людей, обладающих неодолимым стремлением осуществить свои цели, способных к сверхнапряжению и творчеству. Гумилёв называл этих людей пассионариями, которые выступают организаторами, способными на радикальные перемены. Пассионарность является чертой психики, одинаково порождающей в человеке подвиги и преступления, благо и зло, творчество и разрушения. Для всех пассионариев, полагает учёный, характерно посвящение себя той или иной цели жизни. Он считает, что начало своего исторического пути этносы получают из космоса. Становление новых народов (этногенез) – явление природное, в то время как в роцессе пассионарного подъёма этносы создают свой особый тип культуры – творение рук человеческих и его разума. Согласно представлениям Гуимлёва, жизненный цикл этноса составляет 1200 – 1500 лет. За это время этнос формирует свою культурную традицию и проходит в своём развитии несколько фаз:

– возникновение и подъём, вызванные пассионарным толчком;

– этническую активность, нередко сопровождаемую соперничеством, изменением, стереотипов поведения и кровопролитием;

– фазу надлома, характеризующуюся рассеиванием пассионарной энергии и её кристализацией в памятниках культуры и искусства;

– инерционный период, создающий накопление материальных благ и способствующий расцвету культуры;

– деградация этноса, с необходимыми процессами распада и господства потребительской философии людей;

– фазу покоя, когда этнос сохраняет лишь память о своей культьурно-исторической традиции.

Затем исчезает и память. Пассионарность поддерживает равновесие с природой и сохраняет налаженноё хозяйство. Новый цикл общественного развития возможен только с появлением новых пассионарий и нового этноса. Таким образом, этнос соединяет в единое целое развитие природы, общества и культуры. Концепция пассионаронсти позволяет соединить воедино космические, гелио-, геологические и социокультурные процессы, понять процессы возникновения и развития народов в направлении, обеспечивающим существование и адаптацию к среде обитания с минимальными затратами биохимической энергии.

Особого внимания в концепции Гумилёва заслуживает вопрос формирования русского этноса. В своей работе «От Руси к России» учёный отмечает, что русский этнос примерно на 500 лет моложе западноевропейских народов. Западные стандарты не могут быть норами нашей жизни. Возраст русского этноса, уровень отечественной пассионарности в целом, предполагают иные формы поведени. Отсюда, главный вывод у Гумилёва заключается в том, что Россия – это особая цивилизация, культуру которой формируют только входящие в её состав народы


Тема 4 Религия и культура





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1369 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2751 - | 2313 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.022 с.