Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Метафизика, диалектика и феноменология после Гегеля




У самого Гегеля речь идет о логико-онтологическом решении вопроса соотношения бытия с мышлением. Причем мышление понимается как понятийное, а Истина – как соответствие понятия своему предмету. Однако это не значит, что понятие должно подстраиваться под предмет (как у Декарта) или что предмет зависит от понятия (об этом говорил Кант, вводя понятие априорного знания). Она всегда понимается в контексте соотношения бытия и мышления, их взаимной диалектики. Нет изначально заданных масштабов, но взаимоотношения предмета и понятия всегда взаимонаправлено, взаимозависимо и взаимоопределяюще. То есть, масштабы и сам критерий истины выстраивается в процессе диалектического саморазвития духа.

«Если мы назовем знание понятием, а сущность или истинное – сущим или предметом, то проверка состоит в выяснении того, соответствует ли понятие предмету. Если же мы назовем сущность или в-себе [-бытие] предмета понятием и будем, напротив, понимать под предметом понятие как предмет, то есть так, как он есть для некоторого иного, то проверка состоит в выяснении того, соответствует ли предмет своему понятию. Очевидно, что и то и другое – одно и то же».

Данная цитата хорошо определяет своеобразие гегелевской диалектики: мышление и предмет одно и то же, а истина не зависит от исходной точки, за которую берется либо предмет, либо мышление, но заключается во взаимном отношении последних.

Так, Кожев в своих лекциях о Гегеле говорит, что структура мышления в каком-то смысле зависима от структуры открываемого ею бытия. Отсюда, во-первых, мышление и бытие совпадают; во-вторых – становится понятным поздний тезис Гегеля о совпадении разумного и действительного. Хотя Кожев предлагает несколько неожиданную интерпретацию, говоря, что мышление Гегеля скорее онтологично, а не логоцентрично, как это было принято считать. Впрочем, такое понимание «Феноменологии духа» нисколько не противоречит вышеприведенной цитате. Кожев пишет: «Истинное есть нечто реально сущее, поскольку оно правильно раскрыто логосом, или понятием Begriff». Таким образом, в истине совпадают предмет и понятие.

Вещь-Дух и Вещь-Абсолют (Кожев, Бибихин, Жижек)

В рамках течения феноменологии вещь анализируется только через внешность. Гуссерль рассматривает вещь как воспринимаемое единство в разнообразном потоке восприятия, являющегося частью потока сознания. Трансцендентная вещь противопоставляется имманентному потоку. У Гуссерля речь идет не об анализе вещного сознания и не об описании вещи, здесь описывается «смотрение на вещь» и ее «видимость». Однако, только воспринимая, мы не можем провести границы между разными вещами.

Для Гуссерля воспринимать и представлять означает обладать не образом вещи, а самою вещью: «Между восприятием и вещью нет никакого посредствующего образа, воспринимать значит видеть вещь, а не образ вещи» [9. С. 81]. Однако видимость может дать разглядеть разницу только между формами, но не между вещами. Реальность, автономность и наглядность вещи проистекает не из видимости, а из иного состояния сознания. Нельзя знать вещь, не зная ее внешности: «Как видимость становится реальной и из различных модификаций символики, фикции превращается в вещь». Вещь есть реальность внешней телесности. За ней нет никакого носителя, никакой субстанции, а «только целостность частей и ничего больше» [9. С. 91].

Феноменология версии Мартина Хайдеггера, помимо методических разработок Эдмунда Гуссерля, во многом близка также, в частности, концепции А. Ф. Лосева. Хайдеггер рассматривал вещь в контексте античной проблемы соотношения вещи и ее материи: «Наука делает эту вещь чем-то ничтожным, не допуская вещи самой по себе существовать в качестве определяющей действительности. А каким способом существует вещь? Вещь веществует. Веществование собирает. Веществуя, она дает пребыть земле и небу, божествам и смертным; давая им пребыть, вещь приводит этих четверых в их далях к взаимной близости. Вещью веществится мир. Мы позволяем мирящему существу вещи задеть нас. Вспоминая, значит думая о вещи как вещи, мы оказываемся способны к ней при-слушаться. Мы оставили позади себя претензию на всякую безусловную отвлеченность от вещи. Веществование есть при-ближение мира. При-ближение – существо близости. Щадя вещь как вещь, мы поселяемся в близком. При-ближение близости – собственное и единственное измерение зеркальной игры мира. Сперва человек как смертный достигнет, обитая, мира как мира. Только то, что облегчено миром, станет однажды вещью».

Заслуживает также отдельного внимания трансформировавшаяся «барочная» оппозиция вещи и субъекта в рамках сложного комплексного взаимодействия вещи-предмета-объекта. Отношение S и вещи может быть рассмотрено через отношение «Я» и «Другого», чем, в частности, детально занимается психоанализ. Вещь в качестве «Другого» вызывает интерес к этому «Другому» в её выражении. Это «Другое» для S вещь открывает в своем смысловом содержании и являет заключенное в форму «иное пространство». Переживание Другого – переживание особенного, данного непосредственно в перцептивном опыте человека; оно носит событийный характер и позволяет S перейти к пониманию цельности собственного бытия. Именно через встречу с Другим S формирует знание о себе и достигает полноты самости.

Вещь выступает как «другое» по отношению к S, если представляется принадлежащей другому семиотическому, географическому или историческому пространству. Она не обязательно должна состояться как артефакт (её происхождение может быть природным), но обязательно должна провоцировать интерес и воображение. Такой материальный объект имеет собственный жизненный цикл, встреча с ним происходит уже на каком-то этапе его существования. Степень отдаления вещи до момента восприятия её S пропорциональна степени её инаковости и автономности. Соприкасаясь, S встречается с отличным от обыденности своего жизненного мира. Вещь представляется адаптером в пространство условий своего создания, происхождения, причастности к событиям прошлого и к личности своего творца или хозяина. Такая вещь заключает в себе целый комплекс смыслов и выступает для S единицей символического обмена. Инаковость вещи предугадывается и сложно вербализуется. Именно за счет герметичности заключенного смысла вещи она всегда останется не до конца понятой и неподконтрольной. S наделяет вещь активным началом, чему могут присваиваться различного рода стереотипные названия. В этой связи ожидаемое «поведение» вещи носит самостоятельный и непредсказуемый характер: «Для того чтобы быть вызвать чувства у субъекта, необходимо вывести его на границу соприкосновения с "иным”, отличным от него самого, создать гетерогенность пространства материальных вещей» [17, С. 78]. Отдаление, определяющее инаковость вещи, связано не только с пространственно-временными характеристиками в их прямом значении. Вещь может служить выражением духовно-ценностного пространства: религиозно-мистического, художественного, профессионального и прочих. То есть, она должна принадлежать другому смысловому пространству, не свойственному рутинной жизни человека. Созерцание такой вещи помогает воображению преодолеть «здесь и сейчас» и делает причастным S к новому трансцендентному пространству смыслов. Другое может отсылать воспринимающего к себе самому во временной динамике. Здесь Другим будет выступать любое состояние, отличное от переживаемого S в реальном времени. Это может быть вещь-воспоминание (актуализирующая прошлое событие и чувство) или вещь-поиск, способная формировать будущий образ S и складывать будущую ожидаемую предметность. Например, Бодрийяр в той же «Системе вещей» писал о фамильных реликвиях: «Они служат бегством от повседневности, а самое радикальное и глубокое бегство -это бегство во времени, в свое собственное детство» [6, С. 90]. Что касается реликвий как фамильных ценностей, здесь детство выступает ключевой темпоральной формой для возвращения познающего S. Но относительно старинных вещей возвращение можно расширить до любого момента в историческом прошлом. Принимая в жизненное пространство вещь из другого пространства, S расширяет не границы своего физического тела, а горизонт смыслов и чувственного созерцания. Степень инаковости, приписываемая вещи, определяет степень герметичности её смысла, сакральности и символичности. Местоположение вещи по отношению к телу человека имеет прямую зависимость от степени её аксиологического основания и сущности, выходящей за пределы сферы профанного. Чем значительнее самоценность вещи, тем она более пространственно дистанцирована и менее близка к орудийной функции зонда. По мере повышения статусности вещи происходит расширение её собственных границ. В её пространство включаются другие вещи, служащие ей для подчеркивания её цельности, значимости и самостоятельности. Они, подобно «зонду» телесности человека, не объективируются как свободные материальные вещи, а едва обращают на себя внимание в качестве вспомогательного элемента и даже невидимы для созерцающего S.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 440 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.