Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Герменевтика и психоанализ вещей: новая пространственность, телесность, предметность




Независимо от восприятия вещи (в разные исторические эпохи отношение к вещи было неоднозначным, ее понимание прошло путь от неподдающейся познанию во времена античности до показателя престижности в эпоху постмодерна) сложно опровергнуть, что ее появление и определение ценностного эквивалента обусловлены практической необходимостью, возникшей в процессе повседневной деятельности человека. Мы далеки от понимания пространства Лукрецием, который рассматривал его как вместилище для существования вещей: мы говорим о том, что пространство не только определяет тип вещей, его заполняющих, но и влияет на процесс развития личности; предметы же, используемые индивидом в процессе повседневного бытия, отражают его социокультурную принадлежность и способность к мировосприятию. Тут уместно обратить внимание на замечание Мориса Мерло-Понти о том, что «пространство – это не среда, в которой расположены вещи, а средство, благодаря которому положение этих вещей становится возможным» [1, С. 313]. Отсюда вытекает понимание пространства как универсальной возможности взаимодействия вещей, при этом последние отражают ценностное отношение человека с действительностью и существуют только благодаря S, способному организовывать воздействие на собственный мир и (добавим) только в рамках повседневной жизнедеятельности индивидов.
Вещь не выходит за рамки пространства повседневности, ее существование обусловлено общественной необходимостью и предпочтениями S.

Тело, как пишет Мерло-Понти, «принадлежит к числу вещей», вещи «инкрустированы в плоть тела, составляют часть его полного определения, и весь мир скроен из той же ткани, что и они» [7, С. 15], поэтому восприятие субъектом мира происходит через осознание вещей, его заполняющих. Этому сложно возразить, поскольку восприятие вещи продиктовано опытом, выработанным в процессе повседневного бытия, а телесные потребности, как во времени архаики, так и в современном мире, определяют необходимый набор вещей для обеспечения повседневной жизнедеятельности: для добывания и приготовления пищи необходимы определенное оружие и различные приспособления; чтобы обеспечить безопасность, важно наличие жилища; для защиты тела от температурных перепадов нужна одежда; для подчеркивания статуса важны украшения либо иные вещи, способные это подтвердить. Для пространства повседневности вещи значимы не только потому, что они обустраивают среду повседневного существования и отражают связь с миром, но и потому, что являются важным элементом в усвоении и запоминании поступающей человеку информации. Вещи образуют «форму, в которой бытийствует человеческая память», поэтому «всякая вещь удивительна именно своим длящимся пребыванием» [8, С. 223] как в настоящем, так и будущем. Это понятно, ведь предметы способны хранить информацию не только об эпохе и субъектах, их создающих, они сохраняют опыт производства вещей, на основе которого следующее поколение создает другие материальные атрибуты своего бытия, определяя тем самым свое присутствие во времени и пространстве.

 

В ХХI веке производство перекрыло потребность в вещах: последние, к сожалению, начинают выполнять функцию оболочки, или, по Сартру, «облицовки» бытия. Не случайно повседневная жизнь понимается исследователями как «вхождение в облицовку», которая заслоняет от человека реальность бытия. Стремясь соответствовать облицовочным стандартам, субъект «упаковывается с головы до ног, причем не только с помощью нарядов, косметики, автомашины, но и шаблонов речи и поведения» [4, С. 182]. Можно осуждать стремление S соответствовать стандартизированным требованиям, но общество само продиктовало эти правила и потому осуждает того, кто устраняется от выполнения. Если сегодня успех оценивается по внешнему и имущественному критериям, то как подвергать критике человека, стремящегося ответить на требование общества по поддержанию культа молодости и красоты? Мы даже не задумываемся, что спортклубы и косметические салоны – ответ на повседневную потребность общества. К сказанному следует добавить, что обществом еще до перехода к современным экономическим формам отношений не отрицалось стремление «иметь» как определяющее статус превосходства.

Вещь и смысл. Попытки герменевтики вещей (Рикер, Гадамер).

Вещь и образ. Проект психоанализа вещей (Башляр, Сартр).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 471 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.