Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Экспликация вещи в проекте фундаментальной онтологии




Известно, что призыв феноменологии «назад к самим вещам!» Мартин Хайдеггер попытался реализовать в рамках «лингвистического поворота» (кажется, так правомерно говорить лишь по отношению к аналитике), путем прямого обращения к собственной реальности языка и слова. «Существо вещи никогда не дает о себе знать, то есть, ему не дают слово»: так звучит равно торжественный и неутешительный диагноз «забвения», «ухода» и «уничтожения» вещей.

В ранней своей книге «Пролегомены к истории понятия времени» немец детально исследует понятие вещи и ставит вопрос о значении гуссерлевской максимы. Это высказывание, по мнению Хайдеггера, призывает обратиться от бессмысленных философских умозрений к реальности. Он вопрошает: «Что это за вещи, к которым должна вернуться философия?» [1. С. 83]. Ответ на этот вопрос есть определение предметного поля феноменологии, а также ее метода обращения с предметом.

Хайдеггер показывает сущность трех открытий феноменологии (интенциональности, категориального созерцания и априори), после чего задается вопросами: необходимы ли эти открытия для созерцания и описания предметного поля науки; нацелены ли три открытия на единый предметный горизонт и относятся ли они к одним и тем же предметам?

В ходе рассуждения он заключает, что изначально предметы обнаруживаются в интенциональности как «совокупность сущего в его бытии» [1. С. 84]. Она рассматривается философом как «преданность», как априори данные. Интенциональность как априори должна соизмеряться с «самими вещами». Для этого необходимо такое интеллектуальное средство, как «дескрипция», аналитически расчленяющая структуру предметного поля. Резюмируя данные рассуждения, Хайдеггер дает определение учению: «Феноменология – это аналитическая дескрипция интенциональности в ее априорности» [1. С. 85]. Так оказываются определены предмет (интенциональность) и метод (дескрипция) философии.

Исследуя «сущее само по себе», Хайдеггер выделяет в его структуре три типа вещей: «вещь окружающего мира», «природную вещь» и «вещность». Первая – некий конкретно-данный предмет. Описание его внешнего вида и функциональности дает представление о нем как о единичном предмете.

«Вещь окружающего мира» является одновременно «природной вещью»: мы дарим розы, но исследуем растения. «Роза как цветок – вещь окружающего мира, как растение – природная вещь» [1. С. 42]. Впрочем, на фиксации этих различий Хайдеггер не останавливается.

Любая природная вещь обладает различными признаками предметности (материальность, протяженность, способность к передвижению) и другими свойствами, присущими ей уже не как вещи природного мира, но как любой вещи вообще. Это то, что Хайдеггер называет «вещностью».

Он формулирует свое представление о сущности феноменологии в противоположном по отношению к Гуссерлю смысле. Если для последнего нежелательна естественная установка, которую он редуцировал из области феноменологии, то Хайдеггер, наоборот, желает выделить естественный взгляд на вещи так, чтобы в нем схватывалась вещность. При этом объем такого знания о вещи на порядок шире области знания, которая опирается на теорию восприятия или познания. Вещные свойства вещи философ называет «связями между всеобщими атрибутами» [1. С. 44].

Эти связи даны не в мистическом акте, но видны в естественной структуре предмета. Таким образом, философия Хайдеггера стремится продолжить путь, по которому шел Гуссерль: очищенное сознание, насыщенное феноменами, вновь обращается к «естественному миру». Поэтому смысл максимы «к самим вещам» может быть реинтерпретирован как поворот сознания в «наивной» установке к непосредственной чувственности окружающего сущего.

Следует также отличать сущее само по себе («вещь окружающего мира», «природную вещь», «вещность») от сущего в качестве предмета восприятия или интенции. Если для первого имеет значение, что воспринимается, то для второго важно лишь, что это воспринимается. Во втором своем качестве сущее превращается в предмет представления, любви, ненависти, мысли. Вещь, как воспринятое по своей структуре отличается от структуры сущего самого по себе.

Хайдеггер подвергает резкой критике теорию образного восприятия, согласно которой в нашем мышлении присутствует образ вещи, находящейся во внешнем мире. Он пишет: «Воспринятое как таковое имеет характер живого присутствия, то есть сущее, презентирующее себя в качестве представленного, присутствует вживе» [1. С. 45]. Эту «данность вживе» Хайдеггер отличает от «самоданности». Последняя имеет место в простом воображении. Например, мы представляем себе мост, не видя его. Такое представление Хайдеггер называет «пустым подразумеванием» и утверждает, что большая часть наших размышлений проходит именно в этом модусе – когда вещи не даны нам зримо. При этом он оговаривается, что простое воображение может быть и созерцательным – если сущее дано, но не в живом присутствии.

Далее Хайдеггер анализирует еще один вид представления – восприятие образа. Предмет этого типа восприятия структурирован совершенно иначе, чем вещь простого восприятия или воображения. В качестве примера философ приводит открытку с изображением моста. Мы, утверждает Хайдеггер, смотрим словно сквозь открытку и видим изображение. Такова «естественная установка». «В образном сознании имеет место вещь – изображение, и то, что изображено». Открытка и холст картины – тоже вещь, но она здесь важна именно как «изображение». Она не играет роли ни как «вещь окружающего мира», ни как «природная вещь». Она прежде всего – носитель образа. Философ утверждает, что в простом восприятии нет «образного сознания». Он пишет: «Трактовка, согласно которой в сознании есть субъективный образ, а вовне, в сфере трансцендентного, изображенное, - совершенно не считается с самым простым положением вещей. В восприятии невозможно обнаружить ничего подобного; самый простой его смысл состоит в том, что я вижу сам дом» [1. С. 47]. Неправильно полагать, будто сначала в сознании предстает «вещь-изображение», а потом мы видим, что этот образ соответствует предмету вне нас. Образное сознание для Хайдеггера возможно лишь в том случае, когда вещь-изображение существует как предмет внешнего мира, схватываемый одновременно с изображаемым предметом.

Итак, существует несколько форм «интендирования предметов»: образно-сознаваемое показывает себя в статусе образа; воображаемое показывает себя в форме воображения; подразумеваемое показывает себя как «пустое подразумевание». Таким образом, интенциональность имеет собственную конституцию и обладает способом интендированности как ноэзисом и интендированным предметом как ноэмой. Интенциональность существует лишь в единстве интенции и интенционального предмета. Она суть структура, которой принадлежит собственный предмет как неотъемлемый.

Совершенно очевидно, что смысл должен быть для своего бытия выражен вовне, пусть даже это «вовне» имплицитно присутствует в сознании. Это «вовне» может быть образом, понятием, нормой и так далее. Получается, что таким образом оформленный смысл есть внутренняя вещь феноменологии, которая может влиять на опыт человека в его бытии-в-мире и одновременно может быть выражена во внешнем мире. Символ и есть такая вещь.
Итак, образ и понятие есть вещи, имманентные мышлению. Символ – вещь имманентная, ставшая «вещью окружающего мира». Вообще говоря, в результате восприятия сознанию остается «след»: образ, ноэма, феномен.

Хайдеггер подробно исследовал понятия «явление» и «феномен» в их взаимосвязи, чтобы предотвратить лжетолкование этих философских терминов (если явление – феномен, то феномен – отнюдь не явление). Говорят, что за мышлением стоит нечто от него отличное; и то и другое есть нечто сущее, «...так что связь между явлением и вещью в себе становится бытийным отношением: одно стоит за другим» [1. С. 90].

Явление и отсылка понимаются онтически: речь идет о двух видах сущего. Иногда при этом наличествует бытийная иерархия: основным значением обладает то, к чему отсылает явление, тогда как само оно объявляется всего лишь явлением, несущественным с точки зрения бытия.

Хайдеггер выделяет два смысла слова «явление»: отсылка, лишенная онтического значения и онтическая отсылка феномена к ноумену (или явления к сущности). После этого он показывает два смысла понятия «феномен» (открытое, само-себя-являющее бытие и кажимость), при этом настоятельно требуя не путать первый смысл со смыслом «явления».

Итак, «феноменология означает способ, каким нечто встречается». Этот способ есть «показывание себя в себе самом» [1. С. 92]. Феномен есть структура интенциональности в ее априорности; он показывает, каким способом встречаются предметы. Предмет, встречающийся феноменологическим образом, показывающий сам себя, есть феноменологический предмет (тогда как все прочие предметы – не феноменологические).

Предметы феноменологии должны являться как феномены. Для этого необходимо проделать сложнейшую критическую работу: «В требовании изначальной прямой данности феноменов нет ничего от комфортного непосредственного созерцания» [1. С. 94]. Хайдеггер пишет: «Феномен не дан с самого начала, поэтому уже исходные рассмотрения требуют значительного методического обеспечения». В реализации процедуры «радикального раскрытия» философ видит смысл максимы «к самим вещам». Рассмотрим эти мысли критически.

Хайдеггер говорит, что за феноменом не стоит ничего – он изначален. Во-первых, мы узнаем, что он очерчивается феноменом и должен быть приведен к данности в результате экспликации. Во-вторых, само имя «феномен» ничего не говорит о том, как бытийствуют эти предметы: оно есть лишь их способ встречи с мышлением. Предметы как феномены существуют феноменологически, если соблюдают условие самопоказывания.

О феномене говорится, что он сам – не явление, но нечто в себе самом. Здесь легко узнается кантианская идея вещи-в-себе. Представление о том, что это «нечто в себе самом» может быть сокрыто, и его надо еще открыть, еще более сближает теорию Хайдеггера с кантианством. Расчистка феноменов (они же – предметы или вещи) есть процедура познания неизвестного (или искаженного) через элиминацию негативных моментов знания, в результате чего феномен являет себя именно как вещь.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 386 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.