Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вещь и ценность: сквозь призму истории, культурологии и политической экономии




Вещь как единичность vs мир как множественность.

Нужно отметить, что попытки сократить дистанцию, физически приблизить и сделать доступной вещь, достигшую интерсубъективного статуса в чувственном восприятии, могут не принести желаемого результата. Вальтер Беньямин, например, ценность вещи определял наличием ауры, которая приобретается в процессе исторического времени и соразмерна возрасту артефакта. Историческая ценность и авторитет произведения искусства складываются веками. Именно отдаленностью своего возникновения, принадлежностью к прошлым эпохам и притягивает вещь. С появлением технически доступного копирования человек получил возможность приблизить влекущий объект культуры: «...страстное стремление приблизить к себе вещи, как в пространственном, так и в человеческом отношении так же характерно для современных масс, как и тенденция преодоления уникальности любой данности через принятие ее репродукции. Изо дня в день проявляется неодолимая потребность овладения предметом в непосредственной близости через его образ, точнее – отображение, репродукцию» [5, С. 24]. В результате этого субъект не стал причастен к подлинному культурному артефакту. Произошел обратный эффект: материальная симуляция стала абсолютно не идентифицируемой с подлинником, сливающейся в общем потоке массовых образов, превратившаяся в безликий потребительский инструментарий. Такое качество подлинника, как временное отдаление, было утеряно в репродукциях, которые стали доступны и повседневны. Можно сказать, что произведения искусства посредством своих репродукций, получив близость к телесности человека и утратив свойство принадлежности к другому пространству и времени, стали подручными, не различаемыми, «зондирующими» повседневность объектами. Многие философы и культурологи критически относятся к сложившимся в современной массовой культуре отношениям человека и вещи. Современный человек не знает меры в приобретении вещей, относительная доступность и изобилие которых обеспечивается индустрией потребления. В свою очередь, этот процесс приводит к нарушению традиционных способов формирования культурной памяти, отсутствию рефлексии, ценностной дезориентации и к прочим симптоматичным состояниям. В защиту современного отношения к вещам можно сказать, что отсутствие магистральных идей, идеологий, постмодернистский плюрализм смыслов не оставляют ничего другого, как находить опору и подтверждение чувству и мысли в материальном опредмечивании. Вещь в данном случае становится доказательством существования устойчивости в реальном мире. Таким образом, вещи стали обладать большей достоверностью и объективностью существования, чем слова. Индивид определяет основания своей жизнедеятельности в окружающих предметах и вещах, именно в них пытается найти подтверждение реальности своего существования и всего происходящего. Неустойчивость семантических форм замещается относительной устойчивостью форм материальных, в которых видится, хоть и сомнительное, но продолжение традиции.

Карл Маркс. Вещь и стоимость vs желание. Функционализация со стороны политэкономии.

Одной из широких проблем современной философии языка, где проявилась специфика национальных традиций, стало изучение онтологического соотношения слов, идей и вещей. Так, среди «национальных пристрастий» отмечается сохранение немецкой философией языка родовых черт реализма (сознание как соотношение вещи и ее понятия); английской – черт номинализма (понятие о вещи–слово–познание), французской – черт рационалистического концептуализма (вещь–слово–достоверность знания). Во французской семиологии изучение социальных мифов и генетических условий последних приводит к идее децентрации субъекта и его растворении в «игре означающих» (концепт смерти субъекта). Подвергаются критике теории автономного существования человека и прозрачности сознания, пересматриваются основания классической рациональности. Мишель Фуко отрицает автономность языка по отношению к историческим и социальным системам: текст всегда вторичен по отношению к породившим его силам. Если массу французских структуралистов интересуют синхронические описания с акцентом на проблемах власти/идеологий, то Фуко переносит приемы структурной лингвистики на доступный материал прошлого европейской культуры. Здесь исследуются не структуры в традиционном понимании: Фуко стремится вычленить структурирующие механизмы во всех образованиях сознания и культуры рассматриваемой эпохи, выявить общие принципы организации знания. По мнению Фуко, каждому историческому этапу соответствует своя система знания. Изучение соотношения «слов и вещей» дает возможность представить собственную новую концепцию истории «прерывностей», согласно которой история носит скачкообразный характер. Фуко отмечает обманчивость сходства современной лингвистики с идеями «Всеобщей грамматики»: «Вся эта квазинепрерывность на уровне идей и тем, несомненно, оказывается исключительно поверхностным явлением» [3, С. 40]. На каждой стадии культурного развития трансформации настолько радикальны, что последующий этап развития человеческой мысли не может выводиться из предыдущего; сама история в целом выступает сферой действия бессознательных сил. Внутрикультурное соотношение «слов и вещей есть «способ, с помощью которого она устанавливает близость между вещами, картину их сходств и порядок, согласно которому их нужно рассматривать» [3, с. 42]. Это способ детализировать обоснование тождественности и устанавление семантических связей/ассоциаций. Сцепляющее слова с вещами детерминирует также корни «логичности», не априорной и не обусловленной только эмпирическими характеристиками. Для демаркации Фуко вводит термин эпистемы как сетки, внутри которой определяются типы тождеств и различий, выделяются форма и содержание, выявляются закономерности и каузальные связи. Изучение соотношения «слов и вещей» выявляет условия возможности разных типов знаний, позволяющих в каждую историческую эпоху проводить новую линию демаркации между рациональным и иррациональным. «Между уже кодифицированными взглядами на вещи и рефлексивными познаниями имеется промежуточная область, раскрывающая порядок самой его сути», которая «может рассматриваться как наиболее основополагающая, то есть как предшествующая словам, восприятиям и жестам» [3, С. 38]. Таким образом, эпистема предшествует знаниям, их упорядочивает и организует, делая возможным формирование знания в той или иной форме. Подобная ориентация исследования принципиально отличается от анализа идей или истории развития научной мысли. Здесь философские или научные теории вторичны по отношению к эпистеме они есть ее результат, поскольку объектом рефлексии становятся не сами идеи, а базис, благодаря которому они приобрели ту зафиксированную текстовым образом форму. В рамках такого исследования происходит выявление самих условий возможности формирования некоторого типа знаний, а история науки превращается в «археологию знания», выявляющую структурные связи, что обусловливают устойчивость и надежность существования эпох. Именно такая археология, «обращаясь к общему пространству знания, определяет синхронные системы, а также ряд мутаций, необходимых и достаточных для того, чтобы очертить порог новой позитивности» [3, С. 40]. Фуко убеждается, что с каждым этапом серьезно меняется сам «способ бытия вещей и порядка, который, распределяя их, представляет их знанию» [3, С. 40]. Во французской лингвистической философии языка гносеологическое направление устремлено к «постижению концепта как сущности слова-вещи» [2, С. 461]; эту традицию развивает и Фуко, в творчестве которого заметно одновременное влияние рационализма с позитивизмом. Эпистема может считаться полем методологических операций – как семиотическое конструктивное пространство формирования знания, где явления обнаруживают свое бытие для S и утверждают свою позитивность вступлением в допускаемые эпистемой комбинации. Всякая культура как оперирование смыслами/концептами подразумевает правила оперирования ими, причем упорядочивая сущее главным образом в языке/тексте средствами языка же. Следует отметить, что «язык» у Фуко несводим к языку из традиционного анализа лингвистических концепций – это скорее метафора феноменов духовной культуры. Таким образом, изучение «слов и вещей» выявляет скрытые основы видов знания и поведения, при этом исследуя почву, которая изнутри конкретной культуры/эпистемы зачастую не может быть рационализирована.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 480 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.