Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вещь как важная онтологическая категория классической философии




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

Философский факультет

Направление подготовки магистров «Философия»

Кафедра онтологии и теории познания

 

Рыженков Владислав Евгеньевич

Реконцептуализация вещи в современной философии

 

курсовая работа магистра

 

 

Научный руководитель:

кандидат философских наук, доцент

Кузнецов Василий Юрьевич

 

 

Москва

2016

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Функционализация вещи как ее реконцептуализация. 10

§ 1.1. Вещь, имя, символ, знак: символизм vs фетишизм.. 11

§ 1.2. Вещь, функция, стоимость: «технэ» на фоне антропоцентризма. 22

§ 1.2. Концептуальные характеристики «material turn» в контексте функционализации вещи. 39

Глава 2. «Онтологизация» вещи как ее реконцептуализация. 44

§ 2.1. Вещь и феномен: (пост)феноменология. 50

§ 2.2. Вещь и концепт: психоанализ vs шизоанализ. 61

§ 2.3. Вещь как современная философская цель и ценность: постконтинентальная философия 73

Заключение. 87

Литература: 92

 

 


Введение

«…Все начало говорить: их глиняные кувшины, их сковородки, их тарелки, их горшки, их собаки, их камни, на которых они растирали кукурузные зерна, – все, сколько было, поднялось и начало бить их по лицам.

– Вы сделали нам много дурного, вы ели нас, а теперь мы убьем вас – сказали их собаки и домашние птицы.

А зернотерки сказали:

– Вы мучили нас каждый день; каждый день, ночью и на заре, все время наши лица терлись (друг о друга и говорили) холл-холи, хуки-хуки из-за вас. Вот какую дань платили мы вам. Но теперь вы, люди, наконец-то почувствуете нашу силу. Мы измелем вас и разорвем вашу плоть на кусочки, – сказали им их зернотерки.

А затем заговорили их собаки и сказали:

– Почему вы не хотели давать нам ничего есть? Вы едва замечали нас, но вы нас преследовали и выбрасывали нас. У вас всегда была палка, готовая ударить нас, когда вы сидели и ели. Вот как вы обращались с нами, потому что мы не могли говорить. Разве мы не подохли бы, если бы все шло по-вашему? Почему же вы не глядели вперед, почему вы не подумали о самих себе? Теперь мы уничтожим вас, теперь вы почувствуете, сколько зубов в нашей пасти, мы пожрем вас, – говорили собаки, и затем они разодрали их лица.

А в это же самое время их сковородки и горшки также говорили им:

– Страдания и боль причинили вы нам. Наши рты почернели от сажи, наши лица почернели от сажи; вы постоянно ставили пас на огонь и жгли нас, как будто бы мы не испытывали никаких мучений. Теперь вы почувствуете это, мы сожжем вас, – сказали горшки, и они били их по лицам.

Камни очага, сгрудившись в одну кучу, устремились из огня прямо в их головы, заставляя их страдать …»

(отрывок из майянского космогонического эпоса «Popol Wuj»)

При всей своей, казалось бы, интуитивной прозрачности и обширности сопряженной языковой практики вещь (также thing, ding, res), как она представлена в современном философском дискурсе – оказывается одним из самых загадочных и текучих его элементов. Раскрытие контекста для формирования современных стратегий реконцептуализации вещи. Троп в последовательности от тезиса про онтологическое различие между вещественным и невещественным как различие между реальным и виртуальным (собственная концепция в ВКР).

Вещь как важная онтологическая категория классической философии

Кратко охарактеризуем вещь как самостоятельную онтологическую категорию, отлично известную философской мысли с самого ее зарождения.

Как известно, античная философская традиция некогда находит возможность и даже онтологическую необходимость принципиально отграничить «мир идей» от «мира вещей»: сам Платон в диалоге «Кратил», где идет речь об именах для вещей, предметов и явлении, прямо утверждал: «Кто знает имена – знает и вещи». Конечно, когда дело касается изначального платоническом идеализма – как для имен, так и для вещей представляются некоторые прообразы. Утверждение «правильность имени, говорили мы, состоит в том, что оно указывает, какова вещь» [10, С. 474] сменяется предположением о договоре называть что-то так или иначе независимо от сути вещей. А итогом совместных рассуждений Сократа, Гермогена и Кратила становится вывод: «нельзя говорить о знании, если все вещи меняются и ничто не остается на месте» [10, С. 490], «таковы уж вещи от природы: в них нет ничего устойчивого и надежного, но все течет и несется, все в порыве и вечном становлении», хотя в конце диалога и в этом слышится сомнение [10, С. 452].

Вскоре философия благодаря трудам Аристотеля также получает в свой арсенал на долгие тысячелетия собственную понятийную сетку и базовые грамматические категории. Стагирит также дал свое определение вещи, когда провозгласил, что она есть равноценно материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность. Эйдос вещи для Аристотеля не существует отдельно, но всегда воплощается в материи; потому сама вещь есть материально осуществленная форма. В этом определении, пожалуй, остается место феноменологическому переживанию вещи, поскольку эйдос вещи у Аристотеля тесно связан с материей и ее внутренней способностью к энтелехии. Материя здесь – отнюдь не косный материал, но сама наделена внутренней силой творческого «оформления».

Однако, при всем при этом – подключение диахронической лингвистики к исследованию сразу заставляет смутиться. Даже на самом примитивном уровне: понимая вещь, как, прежде всего, некое композиционное единство формы и материи, жители Древней Греции использовали для ее обозначения самые разные термины, ни один из которых не может считаться прямым аналогом нашей кириллической «вещи». Одну и ту же непростую роль в общей схеме «койне» и сохранившихся диалектах как будто бы с разных стороны отыгрывали, в частности, субстантивы. Иногда это были отдельные термины типа πρᾶγμα или πρᾶξις: причем, если praxis можно перевести как «деяние» или «поступок», то уже pragma – в равной степени «дело», «действие», «акт», «факт» и снова «поступок». Многие из этих терминов и понятий, конечно, не были чужды и собственно философии: можно вспомнить, например, uποκειμενον как некое «подлежащее».

А вот уже для римской культуры той же эпохи вещь предстает до крайности собранно и символично: как громогласное «Res» («Дело») в основе единства звучаний того самого «Res Publica». Впоследствии, уже после окончательной смены Республики на Империю, один из значительнейших представителей ее интеллектуальной сцены Тит Лукреций Кар пишет целую философическую поэму о подлинной природе вещей. Именно на данном этапе философии намертво оседает в ней пришедший из классической латыни терм realis (реальное). Он делает это благодаря иллюстрируемой им завершенности и собственного, «действительного» существования некоторого сущего в форме вещи: именно поэтому абсолютно закономерным для классического мышления образом вещь, реальное и реальность без помех встраиваются в реестр важнейших человеческих смыслов. Больше того, уже имевшийся философский инструментарий позволяет на основе пристального внимания к римскому Пантеону отчетливо усмотреть здесь, прямо за Реальным – еще и полноценное Виртуальное.

Значительно позже, в результате усилий философской мысли уже на культурном пространстве Европы, умами эпохи Модерна последовательно проводится онтологическое различение вещи, предмета и объекта. Готфрид Вильгельм Лейбниц впервые проводит логическое различение субъекта и предиката в структуре языковых предложений, тем самым в перспективе разводя всякую вещь с ее якобы эссенциально необходимыми атрибутами. Важно, тем не менее, подчеркнуть, что вещь у большинства философов Нового времени (пожалуй, кроме Лейбница и Давида Юма) существует реально и находится на определенном расстоянии от ее исследующего субъекта. С другой стороны, здесь же оказывается впервые концептуализован Субъект, который, что любопытно, у самого Рене Декарта вполне может быть прочтен из сегодняшней перспективы как своего рода двоякая (дуалистическая или даже расщепленная) антропоморфная вещь с Божественной гарантией.

В результате всех этих глобальных концептуальных сдвигов, уже в философской системе Иммануила Канта вещь предстает как ноумен Ding – или, по сути, «нечто-в-себе», своим необналиченным, но повсеместным присутствием в мире лишь необходимо аффицирующее трансцендентальную схему рационального субъекта.

В современности же (описываемой, в том числе, как некая система Вещей) суммарная характеристика вещи/вещам выдается с явным перекосом социологии и смежных дисциплин. Утверждается «Антропоцен», некая «символическо-невротическая пространственность»: то есть, своей унаследованной от классической категории фактурностью и концептуальной властностью вещь как концепт структурирует современность комбинацией символического порядка с неким императивным неврозом (или фетишизмом, истерией, расщеплением) производящего субъекта на основе перманентной нехватки (вещи/вещей) в социальном и экзистенциальном поле.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 940 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.