Артиллерия Турции в 16-м веке постепенно начала отставать от европейской. Качество стволов в ту эпоху у турок было даже выше, лафеты вполне соответствовали, но отсутствие конной тяги и неудовлетворительное качество чугунных ядер (из-за большой примеси шлаков в штукофенном чугуне ядра получались неровные, непрочные и менее тяжелые, чем европейские) серьезно снижали боевые качества турецкой артиллерии. В 16-м веке это еще нивелировалось лучшей организацией и большим количеством орудий, но в 17-м веке турки стали отставать и в качестве стволов, - кулеврины использовались до конца века. В 18-м веке турецкая полевая артиллерия все еще могла давать только оборонительный бой на заранее подготовленных позициях. Полковых и конных орудий у турок не было до середины 19-го века. Не использовали турки также и гаубиц, так как если уж не были способны отлить нормальное ядро, то, тем более, не могли изготовить и разрывной снаряд с чугунным корпусом.
Индийская артиллерия страдала всеми этими болезнями, плюс к чему имела несравненно меньший против турецкой опыт. К середине 18-го века в армиях индийских государств все еще служили кулеврины местного, турецкого и португальского производства. Основным боеприпасом оставались каменные ядра. Количество орудий было очень небольшим в сравнении с европейскими странами, Россией или Турцией. Вероятно, на всю Индию их было не более 5000. Любопытно, что нередко использовалась слоновья тяга. Это было лучшей идеей, чем запряжение волов.
Военное искусство в Китае с 14-го века находилось в застое. Серьезных войн не велось, манчжурские полководцы некритично воспринимали содержимое древних китайских трактатов, а собственного опыта использования артиллерии у манчжуров не было. Тем не менее, в каком-то количестве китайские полевые пушки использовались даже народами Центральной Азии. Например, уйгурами и чжурчженями в 17-м веке. Но в самом Китае артиллерии не имелось как рода войск, она не имела организации и использовалась эпизодически. В основном, как и везде, пушки употреблялись для обороны крепостей, но и в этом качестве они не были распространены в Китае. Более китайцы полагались на свои мушкеты и крепостные ружья. А еще более - на луки и арбалеты. Сунь-Цзы ни чего про использование пушек не писал (он, кроме колесниц, вообще, мало что в жизни видел), а китайские полководцы и императоры не хотели, чтобы сложилось впечатление, будто они стремятся превзойти мудростью самого Сунь-Цзы. Это было бы непочтительно к предкам. Китайские металлурги почти не имели отечественных заказов на артиллерию. Но если таковые поступали из-за границы, то еще в 16-м веке делались броненосцы с 50-ти фунтовым калибром в железном каземате. Использование лошадей для перевозки пушек китайцам было знакомо, и отливка чугунных ядер их не затрудняла.
Японцы к концу 16-говека имели армию вполне соответствующую европейским стандартам того времени. В частности имели они и полевую артиллерию. Хотя общее количество пушек в государстве было невелико, но для полевой артиллерии их много и не нужно. Качество материальной части было не всегда удовлетворительно (фактически сами японцы могли тогда отливать только небольшие бомбарды, мортиры и фальконеты, - все приличные пушки были китайскими или европейскими), но тяга была конной, а организация вполне прогрессивной.
Однако, после того как японское вторжение в Корею окончилось катастрофой, два столетия внешней политики Япония как-то пропустила. Внешнего врага страна не ощущала (Европа была очень далеко, а китайцы не имели ни какого призвания к экспансии, - иначе, не то что Японии, Англии мало бы не показалось), гражданских войн не велось и надежд завоевать что-нибудь не имелось. Самые крутые самураи в 17-18 веках служили в пожарной охране, - это не шутка, другой службы для самураев не было. Пушки при тушении пожаров, а равно и при ликвидации последствий землетрясений и цунами не применялись. Японская армия снова стала набирать силу только в начале 19-го века.