БычковЛ.Д.
студент факультета «Бизнес и менеджмент» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва).
В условиях активных реформ и перемен в обществе возникает необходимость принимать управленческие решения в непривычных и нетипичных условиях, в условиях неопределённости и риска.Всё это требует от менеджера нестандартного мышления, способности генерирования идей, то есть возникает потребность в применении творческих способностей в сфере управления более остро, чем в стабильных условиях развития общества. Потребность в менеджерах с креативным мышлением в последнее время возрастает, так как массовая их подготовка во всех вузах страны не позволяет готовить штучно и качественно специалиста, обладающего таким мышлением.
Вместе с тем, актуальность введения креативного менеджмента в деятельность предприятий и организаций в эпоху перманентных перемен в обществе рыночного характера очевидна по той причине, что основным методом конкурентной борьбы является инновационный продукт или услуга. Возникает проблема подготовки и развития креативных менеджеров, способных создавать новые знания, идеи путём трансформации видения реальности как будущего и организовывать деятельность методами творческого конструирования.
Взгляд на креативный менеджмент, как созидательной науки управленческой деятельности, существует в современной науке применительно к решению нестандартных проблем, хотя он и не широко распространён. Креативный менеджмент рассматривается исследователями как самостоятельная отрасль управленческой науки и профессиональной деятельности, задачи которой связаны с организацией работы предприятий и учреждений [1-3 и др.].
Позиция разделения понятий «креативный менеджмент» и «инновационный менеджмент» имеет место в работе А.И. Пригожина [4]. Он считает, что задачей креативного менеджмента с точки зрения организации заключается в создании творческих коллективов для формирования банка новых идей, а инновационный касается коммерциализации этих идей.
Но есть и точка зрения на «креативный менеджмент» как на направление «инновационного менеджмента», связанного с инновациями в решении технических и маркетинговых проблем.
Поэтому, наверное, в узком значении эти понятий их следует рассматривать как самостоятельные, в пользу этого говорит тот факт, что в основе креативного менеджмента - креативистика, отрасль знаний о коллективном решении творческих задач, а инновационного – инноватика, отрасль, изучающую формирование и распространение нововведений.
Думается, что эти позиции хоть и разняться, но особо не противоречат друг другу, а дополняют, так как креативный менеджмент, с точки зрения его структуры как отрасли управления, представляет собой совокупность принципов, форм, методов управления организацией как творческим процессом.
В широком смысле слова, с точки зрения науки управления в целом, это отрасли одной науки, развитие которых, во многом, определяется их интегративным началом. Кроме того, взгляд на управление как на творческий процесс – взгляд не новый, он давно устоялся в понимании того, что управление – это и наука, и искусство. Дискуссия о терминах – это приоритет науки, и она будет всегда, а проблемы практики - это сегодня.
Не смотря на то, что выделение креативного менеджмента в самостоятельную отрасль и включение её вузами в качестве дисциплиныв отечественной науке произошло более 20 лет назад, современная практика свидетельствует о том, что голод на менеджеров, обладающих творческим началом, так и остаётся в российской практике управления. Понятно, что одна дисциплина эту задачу не решит. Но это проблему не решает, а только как - то объясняет.
Развитие творческих способностей менеджера должно стать задачей не только одной учебной дисциплины. На это должна быть направлена вся образовательная программа в вузе, вся управленческая деятельность менеджера, она не может быть не творческой по своей природе, так как двух одинаковых управленческих решений не бывает, могут быть похожие, но не одинаковые, что предполагает наличие творческого мышления менеджера как основы профессиональной компетентности.
Особо актуальными и востребованными эти свойства личности менеджера становятся в условиях перемен и реформ, что, безусловно, свойственно современной России, а значит, решение проблемы формирования творческого менеджера является первостепенной и важной и требующей поиска её разрешения.
Список использованных источников:
1. Аллес Т.А., Заруба Н.А. Проблемы подготовки управленческих кадров в современных условиях. В сборнике: Сборник докладов студентов, аспирантов и профессорско- преподавательского состава университета. По результатам IV Всероссийской, 57 научно-практической конференции молодых ученых «РОССИЯ МОЛОДАЯ» В.Ю. Блюменштейн (ответственный редактор). 2012. С. 328-330.
2. Заруба, Н.А. Актуальность адаптивного подхода к подготовке специалистов в условиях социальных трансформационных процессов российского общества. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 29-1. С. 109-115.
3. Заруба, Н.А Современная роль кафедры вуза в подготовке специалистов для сферы государственного и муниципального управления в условиях транзитивного общества. В сборнике: УЧИМ УПРАВЛЯТЬ И УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ Сборник научных статей, посвященный 65- летию КузГТУ 15-летию кафедры ГиМУ. Министерство образования и науки Российской Федерации, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева; редакционная коллегия: П.Д. Косинский, С.А. Дочкин. Кемерово, 2015. С. 1.-15.
4. Заруба Н.А., Егорова Н.Н. Инновационный подход к подготовке специалистов в вузе в условиях реформирования местного самоуправления. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 115-120
5. Пригожин, А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. - 863 с.
6. Мескон, М.Х Основы менеджмента/ Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф./ Пер. с англ. – М.: Дело, 1992, -702с.
УДК 352