Развитие государства и права России во второй половине ХIХ века в значительной степени выразилось в проведении ряда буржуазных реформ: Крестьянской, Земской, Городовой, Судебной и других.
Эти реформы были предопределены действием следующих основных причин:
1) Феодальные отношения в обществе стали сдерживать его развитие. Подневольный (крепостной) труд в сельском хозяйстве и промышленности показал свою экономическую бесперспективность (низкую эффективность).
2) Дальнейшая интенсификация крепостного труда в конце 50-х годов ХIХ века вызывала крестьянские волнения. Александр II вскоре после вступления на престол, выступая перед дворянами Московской губернии, сказал: “Существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, как оно само собой начнет отменяться снизу”.
3) Крепнущая буржуазия была кровно заинтересована в отмене крепостного права.
4) Отмена в 1861 году крепостного права вызвала необходимость приспособления страны к вновь созданным социальным условиям, в которых масса крестьянства вышла или выходила из крепостной зависимости от помещиков или государства.
Это важное обстоятельство во многом обусловило необходимость Земской, Городовой, Судебной и других реформ. В 1857 году в стране был создан “Главный комитет по крестьянскому делу”. Он, оценив положение, пришел к выводу о необходимости постепенного освобождения крестьян от крепостной зависимости. Учитывая этот вывод, правительство предложило приступить к обсуждению в губерниях вопроса об улучшении быта крестьян. В некоторых губерниях были созданы губернские комитеты, посылавшие свои предложения и проекты в редакционные комиссии при главном комитете.
Подготовка реформы заняла три года.
Было представлено три основных концепции:
1) освобождение крестьян с землей без выкупа;
2) освобождение крестьян без земли;
3) освобождение крестьян с землей, но за выкуп. Этот “средний путь” и был положен в основу реформы.
19 февраля 1861 года Александр II подписал ряд актов, вводивших и регламентировавших Крестьянскую реформу: Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта; Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Местные Положения, в которых учитывались особенности отдельных губерний; Положение о выкупе крестьянами...их усадебной оседлости и другие акты.
По Общему положению крестьяне получили права свободных сельских обывателей, признавались лично свободными людьми, наделенными всем комплексом гражданских прав. Крестьянин теперь мог выступать в суде и ответчиком и истцом (раньше его спорные проблемы решал помещик), владеть движимым и недвижимым имуществом, передавать его по наследству, заниматься торговлей и промыслами. Крестьяне получили право вступать в брак без разрешения помещика, заключать сделки, брать на себя обязательства по договорам, быть свидетелями и поручителями.
Помещик больше не мог покупать и продавать крестьян, отдавать их в услужение или на другие работы, переселять на другие места жительства и отправлять их в исправительные учреждения.
Вместе с тем не сразу и не все категории бывших крепостных крестьян получили вышеуказанные права в полной мере.
В течении двух лет после объявления реформы (не свыше этого срока), помещик и крестьянин должны были определить свои поземельные отношения составлением и подписанием Уставной Грамоты. До ее подписания бывшие крепостные крестьяне находились в значительной зависимости от помещика. Они продолжали исполнять прежние повинности. Помещик сохранял права вотчинной полиции и попечительства, продолжал разбирать и судить взаимные споры и иски крестьян, наказывать их и выдавать им паспорта в случае необходимости.
В Уставной грамоте оговаривался размер и местоположение земли, выделяемой помещиком крестьянину. Здесь же подробно перечислялись обязанности крестьянина (оброк, барщина) и порядок их исполнения на период после подписания им Уставной грамоты и до Заключения выкупной сделки, то есть до полного выкупа земли крестьянином. В этот период крестьянин считался временнообязанным.
Если при составлении и подписании Уставной грамоты возникали какие-то разногласия между помещиком и крестьянином, то для урегулирования этих споров приглашались мировые посредники, назначавшиеся из наиболее родовитых и богатых помещиков этой местности.
Для определения примерных величин крестьянских наделов, все земли были разделены на три категории: нечерноземные, черноземные и степные. Местные Положения, исходя из конкретных условий различных губерний, устанавливали высший и низший пределы размеров душевых наделов, ибо земля распределялась по количеству ревизских душ, то есть людей, записанных при переписи в ревизские книги. На женщин земля не выдавалась. Для черноземной полосы высший душевой надел составлял 2,75 - 6 десятин, низший от 0,9 до 2 десятин. Для нечерноземных и степных губерний эти величины были больше.
Крестьянин не имел права отказываться от выделенного ему помещиком надела, если размеры его были в рамках предусмотренного Местными Положениями. Земля крестьянину давалась за выкуп. Сумма выкупа исчислялась такой, чтобы 6 % банковских годовых от нее равнялись сумме старого душевого годового оброка, который получал помещик с крестьянина до реформы.
Помещик получал 75 - 80 % (80 % - если надел крестьянину им выделялся полный) выкупной суммы из государственной казны деньгами или ценными бумагами. Остальные 20 - 25 % крестьянин должен был заплатить помещику лично. Сумму, которую государство заплатило помещику (как бы предоставляя крестьянину долгосрочный кредит), крестьянин должен был погашать в течении 49 лет не менее чем по 6 % ежегодно. Так, что государственная казна получала при этом хорошую прибавку в виде процентов.
Помещик по реформе мог при согласии крестьянина дать ему надел без выкупа (дарственный надел). В этом случае надел уменьшался помещиком до одной четверти высшего предела для данной местности.
Дворовые крестьяне по реформе должны были в течении 2-х лет работать на помещика, как и прежде, и по истечении этого срока могли освобождаться помещиком без земли и без выкупа.
Так же без земли и без выкупа освобождались крепостные и посессионные рабочие, то есть крестьяне, приписанные к заводам.
Во второй половине ХIХ века высшие органы власти и управления изменились незначительно. Император Российский продолжал быть самодержавным и неограниченным. Продолжали функционировать Государственный совет и Комитет министров. В 1861 году был создан Совет министров, как совещательное учреждение, в котором рассматривались дела, требующие при их обсуждении личного присутствия царя.
К концу ХIХ века были созданы Военный совет и Адмиралтейский совет, как высшие совещательные учреждения по военным и морским вопросам.
На местах в целом продолжали функционировать те органы управления, которые были учреждены губернской реформой 1775 года. Новые органы самоуправления были созданы Земской (1864г.) и Городовой (1870г.) реформами.
Земская реформа была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях от 12 января 1864 года. По этому Положению на местах “для обеспечения земских польз и нужд” создавались уездные и губернские собрания, избираемые сроком на три года. Их возглавляли уездные и губернские предводители дворянства. Эти собрания заседали сессионно (обычно один раз в году) и обладали распорядительно-директивными функциями.
Исполнительными органами земских собраний, работающими не сессионно, а на постоянной основе, были уездные и губернские управы. Обычно они состояли из нескольких человек, точное количество которых зависело от размеров подведомственной территории.
В компетенцию земских органов самоуправления входило практически все руководство и управление местным хозяйством: дороги, рынки, местная промышленность, тюрьмы, здравоохранение и просвещение. Осуществляя эти функции, земские учреждения не обладали самостоятельной властью. Для осуществления своих решений они должны были обращаться в органы государственной власти.
Вся деятельность земств находилась под контролем местных губернаторов и министра внутренних дел. Они имели право приостанавливать решения земских собраний, если те, по их мнению, противоречили законам или вредили общественному порядку.
В целом деятельность земских учреждений приносила немалую пользу для своих уездов и губерний.
В 1890 году Александр III (после убийства народовольцами его отца Александра II) ввел новое Положение о земствах, которое усилило надзор за органами земского самоуправления и урезало их права. По новому Положению, избранные уездным земским собранием, члены и председатель уездной земской управы должны были утверждаться правительством. Кроме этого, большинство постановлений губернских земских собраний должно было утверждаться губернаторами или министром внутренних дел.
Городовая реформа была проведена по Городовому положению 1870 года, по которому сословные городские Думы екатерининских времен, введенные в 1785 году Жалованной грамотой городам, заменялись выборными органами городского самоуправления, избиравшимися на 4 года на основе цензового избирательного закона. Такими органами стали Городские думы, обладавшие распорядительными функциями, и городские управы, наделенные исполнительными полномочиями.
Число членов Городских дум зависело от количества жителей города. Городская управа состояла из нескольких членов и городского головы, который дополнительно утверждался на этот пост губернатором (а в столичном городе - царем) по представлению министра внутренних дел.
К компетенции Городской думы и городской управы относились: внешнее благоустройство городов, организация рынков, забота о местной торговле и промышленности, здравоохранении и просвещении.
В 1892 году было принято новое Городовое положение, по которому вводился высокий имущественный ценз на участие в выборах, а также усиливался контроль за органами городского самоуправления.
В частности, все постановления дум представлялись губернатору или градоначальнику, который мог в двухнедельный срок приостановить их исполнение, если находил их незаконными или вредными. Кроме того, некоторые постановления дум должны были в обязательном порядке утверждаться губернатором или же министром внутренних дел.
Судебная реформа 1864 года проводилась в соответствии с установлениями, отраженными в ряде нормативно-правовых актов: Уставе уголовного судопроизводства, Уставе гражданского судопроизводства, Учреждении судебных установлений, Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями и других актах.
Этой реформой вводились демократические принципы судопроизводства: открытость и гласность процесса, право на защиту обвиняемого, несменяемость судей, состязание сторон (защита и обвинение).
Вся судебная система делилась на две части: общую и местную.
Местная часть была представлена мировой юстицией. Для ее организации каждый уезд был разделен на участки, в которых учреждались камеры мировых судей. Мировой судья избирался, как правило, из местных дворян. Для выборов в судьи необходимо было обладать определенным имущественным и образовательным цензом. Кроме мировых судей избирались почетные судьи, которые помогали мировым в работе и заменяли их во время отсутствия. В компетенцию мировых судей входило рассмотрение гражданских дел по искам на сумму не более 500 рублей, мелких уголовных дел, наказание по которым не превышало трех месяцев тюремного заключения или трехсот рублей штрафа. Обжаловать решение мирового судьи можно было перед Съездом мировых судей, состоявшим из мировых и почетных судей уезда. Жалобы на решения Съезда мировых судей могли приноситься в высший судебный орган страны - Сенат.
Общая часть состояла из системы судов, в которой низшим звеном были окружные суды. Вся территория страны делилась на округа (в губернии в зависимости от ее размера могло быть несколько таких округов), в каждом из которых учреждался окружной суд, состоявший из трех профессиональных судей. В каждом окружном суде имелись отделения по гражданским и уголовным делам.
Наиболее сложные уголовные дела слушались в составе судейской коллегии и двенадцати выборных присяжных заседателей. Заседатели отдельно от судей и самостоятельно выносили свой вердикт (решение), в котором они должны были выбрать одну из трех формул: виновен, невиновен или виновен, но заслуживает снисхождения. Судьи оформляли приговор на основании вердикта, вынесенного присяжными заседателями. Приговор, принятый с участием присяжных заседателей мог быть обжалован только в случае вновь открывшихся обстоятельств.
Следующей судебной инстанцией общей юстиции были Судебные палаты, которые состояли из двух департаментов - уголовного и гражданского. Дела в них решались коллегией из трех человек при участии сословных представителей, в качестве которых выступали губернский или уездный предводитель дворянства, городской голова и волостной старшина. Судебные палаты рассматривали жалобы на решения и приговоры окружных судов, если эти решения принимались без участия присяжных заседателей.
Высшей судебной инстанцией был Сенат. Он рассматривал дела, отнесенные к его компетенции, а также принимал жалобы на приговоры и решения нижестоящих судов.
Для решения особо важных дел, например о государственных преступлениях, по высочайшему повелению создавался Верховный уголовный суд.
Реформой 1864 года образовывались следственные органы, учреждалась прокуратура, которая состояла при окружных судах, судебных палатах и Сенате. Прокуроры руководили следствием, выступали обвинителями на суде, следили за исполнением приговоров. Предусматривалась также и адвокатура. Присяжными поверенными были лица с высшим образованием, прикрепленные к судебным палатам. В качестве частного поверенного могло выступить любое благонадежное лицо мужского пола, которое бралось представлять и защищать интересы клиента в суде.