Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Те­ма 8. Го­су­дар­ст­во и пра­во Рос­сии во вто­рой по­ло­ви­не ХIХ ве­ка




 

Раз­ви­тие го­су­дар­ст­ва и пра­ва Рос­сии во вто­рой по­ло­ви­не ХIХ ве­ка в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни вы­ра­зи­лось в про­ве­де­нии ря­да бур­жу­аз­ных ре­форм: Кре­сть­ян­ской, Зем­ской, Го­ро­до­вой, Су­деб­ной и дру­гих.

Эти ре­фор­мы бы­ли пре­до­пре­де­ле­ны дей­ст­ви­ем сле­дую­щих ос­нов­ных при­чин:

1) Фео­даль­ные от­но­ше­ния в об­ще­ст­ве ста­ли сдер­жи­вать его раз­ви­тие. Под­не­воль­ный (кре­по­ст­ной) труд в сель­ском хо­зяй­ст­ве и про­мыш­лен­но­сти по­ка­зал свою эко­но­ми­че­скую бес­пер­спек­тив­ность (низ­кую эф­фек­тив­ность).

2) Даль­ней­шая ин­тен­си­фи­ка­ция кре­по­ст­но­го тру­да в кон­це 50-х го­дов ХIХ ве­ка вы­зы­ва­ла кре­сть­ян­ские вол­не­ния. Алек­сандр II вско­ре по­сле всту­п­ле­ния на пре­стол, вы­сту­пая пе­ред дво­ря­на­ми Мо­с­ков­ской гу­бер­нии, ска­зал: “Су­ще­ст­вую­щий по­ря­док вла­де­ния ду­ша­ми не мо­жет ос­та­вать­ся не­из­мен­ным. Луч­ше от­ме­нить кре­по­ст­ное пра­во свер­ху, не­же­ли до­жи­дать­ся то­го вре­ме­ни, как оно са­мо со­бой нач­нет от­ме­нять­ся сни­зу”.

3) Креп­ну­щая бур­жуа­зия бы­ла кров­но за­ин­те­ре­со­ва­на в от­ме­не кре­по­ст­но­го пра­ва.

4) От­ме­на в 1861 го­ду кре­по­ст­но­го пра­ва вы­зва­ла не­об­хо­ди­мость при­спо­соб­ле­ния стра­ны к вновь соз­дан­ным со­ци­аль­ным ус­ло­ви­ям, в ко­то­рых мас­са кре­сть­ян­ст­ва вы­шла или вы­хо­ди­ла из кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти от по­ме­щи­ков или го­су­дар­ст­ва.

Это важ­ное об­стоя­тель­ст­во во мно­гом обу­сло­ви­ло не­об­хо­ди­мость Зем­ской, Го­ро­до­вой, Су­деб­ной и дру­гих ре­форм. В 1857 го­ду в стра­не был соз­дан “Глав­ный ко­ми­тет по кре­сть­ян­ско­му де­лу”. Он, оце­нив по­ло­же­ние, при­шел к вы­во­ду о не­об­хо­ди­мо­сти по­сте­пен­но­го ос­во­бо­ж­де­ния кре­сть­ян от кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти. Учи­ты­вая этот вы­вод, пра­ви­тель­ст­во пред­ло­жи­ло при­сту­пить к об­су­ж­де­нию в гу­бер­ни­ях во­про­са об улуч­ше­нии бы­та кре­сть­ян. В не­ко­то­рых гу­бер­ни­ях бы­ли соз­да­ны гу­берн­ские ко­ми­те­ты, по­сы­лав­шие свои пред­ло­же­ния и про­ек­ты в ре­дак­ци­он­ные ко­мис­сии при глав­ном ко­ми­те­те.

Под­го­тов­ка ре­фор­мы за­ня­ла три го­да.

Бы­ло пред­став­ле­но три ос­нов­ных кон­цеп­ции:

1) ос­во­бо­ж­де­ние кре­сть­ян с зем­лей без вы­ку­па;

2) ос­во­бо­ж­де­ние кре­сть­ян без зем­ли;

3) ос­во­бо­ж­де­ние кре­сть­ян с зем­лей, но за вы­куп. Этот “сред­ний путь” и был по­ло­жен в ос­но­ву ре­фор­мы.

19 фев­ра­ля 1861 го­да Алек­сандр II под­пи­сал ряд ак­тов, вво­див­ших и рег­ла­мен­ти­ро­вав­ших Кре­сть­ян­скую ре­фор­му: Ма­ни­фест о все­ми­ло­сти­вей­шем да­ро­ва­нии кре­по­ст­ным лю­дям прав со­стоя­ния сво­бод­ных сель­ских обы­ва­те­лей, и об уст­рой­ст­ве их бы­та; Об­щее по­ло­же­ние о кре­сть­я­нах, вы­шед­ших из кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти; Ме­ст­ные По­ло­же­ния, в ко­то­рых учи­ты­ва­лись осо­бен­но­сти от­дель­ных гу­бер­ний; По­ло­же­ние о вы­ку­пе крестьянами...их уса­деб­ной осед­ло­сти и дру­гие ак­ты.

По Об­ще­му по­ло­же­нию кре­сть­я­не по­лу­чи­ли пра­ва сво­бод­ных сель­ских обы­ва­те­лей, при­зна­ва­лись лич­но сво­бод­ны­ми людь­ми, на­де­лен­ны­ми всем ком­плек­сом гра­ж­дан­ских прав. Кре­сть­я­нин те­перь мог вы­сту­пать в су­де и от­вет­чи­ком и ист­цом (рань­ше его спор­ные про­бле­мы ре­шал по­ме­щик), вла­деть дви­жи­мым и не­дви­жи­мым иму­ще­ст­вом, пе­ре­да­вать его по на­след­ст­ву, за­ни­мать­ся тор­гов­лей и про­мыс­ла­ми. Кре­сть­я­не по­лу­чи­ли пра­во всту­пать в брак без раз­ре­ше­ния по­ме­щи­ка, за­клю­чать сдел­ки, брать на се­бя обя­за­тель­ст­ва по до­го­во­рам, быть сви­де­те­ля­ми и по­ру­чи­те­ля­ми.

По­ме­щик боль­ше не мог по­ку­пать и про­да­вать кре­сть­ян, от­да­вать их в ус­лу­же­ние или на дру­гие ра­бо­ты, пе­ре­се­лять на дру­гие мес­та жи­тель­ст­ва и от­прав­лять их в ис­пра­ви­тель­ные уч­ре­ж­де­ния.

Вме­сте с тем не сра­зу и не все ка­те­го­рии быв­ших кре­по­ст­ных кре­сть­ян по­лу­чи­ли вы­ше­ука­зан­ные пра­ва в пол­ной ме­ре.

В те­че­нии двух лет по­сле объ­яв­ле­ния ре­фор­мы (не свы­ше это­го сро­ка), по­ме­щик и кре­сть­я­нин долж­ны бы­ли оп­ре­де­лить свои по­зе­мель­ные от­но­ше­ния со­став­ле­ни­ем и под­пи­са­ни­ем Ус­тав­ной Гра­мо­ты. До ее под­пи­са­ния быв­шие кре­по­ст­ные кре­сть­я­не на­хо­ди­лись в зна­чи­тель­ной за­ви­си­мо­сти от по­ме­щи­ка. Они про­дол­жа­ли ис­пол­нять преж­ние по­вин­но­сти. По­ме­щик со­хра­нял пра­ва вот­чин­ной по­ли­ции и по­пе­чи­тель­ст­ва, про­дол­жал раз­би­рать и су­дить вза­им­ные спо­ры и ис­ки кре­сть­ян, на­ка­зы­вать их и вы­да­вать им пас­пор­та в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти.

В Ус­тав­ной гра­мо­те ого­ва­ри­вал­ся раз­мер и ме­сто­по­ло­же­ние зем­ли, вы­де­ляе­мой по­ме­щи­ком кре­сть­я­ни­ну. Здесь же под­роб­но пе­ре­чис­ля­лись обя­зан­но­сти кре­сть­я­ни­на (об­рок, бар­щи­на) и по­ря­док их ис­пол­не­ния на пе­ри­од по­сле под­пи­са­ния им Ус­тав­ной гра­мо­ты и до За­клю­че­ния вы­куп­ной сдел­ки, то есть до пол­но­го вы­ку­па зем­ли кре­сть­я­ни­ном. В этот пе­ри­од кре­сть­я­нин счи­тал­ся вре­мен­но­обя­зан­ным.

Ес­ли при со­став­ле­нии и под­пи­са­нии Ус­тав­ной гра­мо­ты воз­ни­ка­ли ка­кие-то раз­но­гла­сия ме­ж­ду по­ме­щи­ком и кре­сть­я­ни­ном, то для уре­гу­ли­ро­ва­ния этих спо­ров при­гла­ша­лись ми­ро­вые по­сред­ни­ки, на­зна­чав­шие­ся из наи­бо­лее ро­до­ви­тых и бо­га­тых по­ме­щи­ков этой ме­ст­но­сти.

Для оп­ре­де­ле­ния при­мер­ных ве­ли­чин кре­сть­ян­ских на­де­лов, все зем­ли бы­ли раз­де­ле­ны на три ка­те­го­рии: не­чер­но­зем­ные, чер­но­зем­ные и степ­ные. Ме­ст­ные По­ло­же­ния, ис­хо­дя из кон­крет­ных ус­ло­вий раз­лич­ных гу­бер­ний, ус­та­нав­ли­ва­ли выс­ший и низ­ший пре­де­лы раз­ме­ров ду­ше­вых на­де­лов, ибо зем­ля рас­пре­де­ля­лась по ко­ли­че­ст­ву ре­виз­ских душ, то есть лю­дей, за­пи­сан­ных при пе­ре­пи­си в ре­виз­ские кни­ги. На жен­щин зем­ля не вы­да­ва­лась. Для чер­но­зем­ной по­ло­сы выс­ший ду­ше­вой на­дел со­став­лял 2,75 - 6 де­ся­тин, низ­ший от 0,9 до 2 де­ся­тин. Для не­чер­но­зем­ных и степ­ных гу­бер­ний эти ве­ли­чи­ны бы­ли боль­ше.

Кре­сть­я­нин не имел пра­ва от­ка­зы­вать­ся от вы­де­лен­но­го ему по­ме­щи­ком на­де­ла, ес­ли раз­ме­ры его бы­ли в рам­ках пре­ду­смот­рен­но­го Ме­ст­ны­ми По­ло­же­ния­ми. Зем­ля кре­сть­я­ни­ну да­ва­лась за вы­куп. Сум­ма вы­ку­па ис­чис­ля­лась та­кой, что­бы 6 % бан­ков­ских го­до­вых от нее рав­ня­лись сум­ме ста­ро­го ду­ше­во­го го­до­во­го об­ро­ка, ко­то­рый по­лу­чал по­ме­щик с кре­сть­я­ни­на до ре­фор­мы.

По­ме­щик по­лу­чал 75 - 80 % (80 % - ес­ли на­дел кре­сть­я­ни­ну им вы­де­лял­ся пол­ный) вы­куп­ной сум­мы из го­су­дар­ст­вен­ной каз­ны день­га­ми или цен­ны­ми бу­ма­га­ми. Ос­таль­ные 20 - 25 % кре­сть­я­нин дол­жен был за­пла­тить по­ме­щи­ку лич­но. Сум­му, ко­то­рую го­су­дар­ст­во за­пла­ти­ло по­ме­щи­ку (как бы пре­дос­тав­ляя кре­сть­я­ни­ну дол­го­сроч­ный кре­дит), кре­сть­я­нин дол­жен был по­га­шать в те­че­нии 49 лет не ме­нее чем по 6 % еже­год­но. Так, что го­су­дар­ст­вен­ная каз­на по­лу­ча­ла при этом хо­ро­шую при­бав­ку в ви­де про­цен­тов.

По­ме­щик по ре­фор­ме мог при со­гла­сии кре­сть­я­ни­на дать ему на­дел без вы­ку­па (дар­ст­вен­ный на­дел). В этом слу­чае на­дел умень­шал­ся по­ме­щи­ком до од­ной чет­вер­ти выс­ше­го пре­де­ла для дан­ной ме­ст­но­сти.

Дво­ро­вые кре­сть­я­не по ре­фор­ме долж­ны бы­ли в те­че­нии 2-х лет ра­бо­тать на по­ме­щи­ка, как и пре­ж­де, и по ис­те­че­нии это­го сро­ка мог­ли ос­во­бо­ж­дать­ся по­ме­щи­ком без зем­ли и без вы­ку­па.

Так же без зем­ли и без вы­ку­па ос­во­бо­ж­да­лись кре­по­ст­ные и по­сес­си­он­ные ра­бо­чие, то есть кре­сть­я­не, при­пи­сан­ные к за­во­дам.

Во вто­рой по­ло­ви­не ХIХ ве­ка выс­шие ор­га­ны вла­сти и управ­ле­ния из­ме­ни­лись не­зна­чи­тель­но. Им­пе­ра­тор Рос­сий­ский про­дол­жал быть са­мо­дер­жав­ным и не­ог­ра­ни­чен­ным. Про­дол­жа­ли функ­цио­ни­ро­вать Го­су­дар­ст­вен­ный со­вет и Ко­ми­тет ми­ни­ст­ров. В 1861 го­ду был соз­дан Со­вет ми­ни­ст­ров, как со­ве­ща­тель­ное уч­ре­ж­де­ние, в ко­то­ром рас­смат­ри­ва­лись де­ла, тре­бую­щие при их об­су­ж­де­нии лич­но­го при­сут­ст­вия ца­ря.

К кон­цу ХIХ ве­ка бы­ли соз­да­ны Во­ен­ный со­вет и Ад­ми­рал­тейский со­вет, как выс­шие со­ве­ща­тель­ные уч­ре­ж­де­ния по во­ен­ным и мор­ским во­про­сам.

На мес­тах в це­лом про­дол­жа­ли функ­цио­ни­ро­вать те ор­га­ны управ­ле­ния, ко­то­рые бы­ли уч­ре­ж­де­ны гу­берн­ской ре­фор­мой 1775 го­да. Но­вые ор­га­ны са­мо­управ­ле­ния бы­ли соз­да­ны Зем­ской (1864г.) и Го­ро­до­вой (1870г.) ре­фор­ма­ми.

Зем­ская ре­фор­ма бы­ла про­ве­де­на на ос­но­ве По­ло­же­ния о гу­берн­ских и уезд­ных зем­ских уч­ре­ж­де­ни­ях от 12 ян­ва­ря 1864 го­да. По это­му По­ло­же­нию на мес­тах “для обес­пе­че­ния зем­ских польз и нужд” соз­да­ва­лись уезд­ные и гу­берн­ские со­б­ра­ния, из­би­рае­мые сро­ком на три го­да. Их воз­глав­ля­ли уезд­ные и гу­берн­ские пред­во­ди­те­ли дво­рян­ст­ва. Эти со­б­ра­ния за­се­да­ли сес­си­он­но (обыч­но один раз в го­ду) и об­ла­да­ли рас­по­ря­ди­тель­но-ди­рек­тив­ны­ми функ­ция­ми.

Ис­пол­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми зем­ских со­б­ра­ний, ра­бо­таю­щи­ми не сес­си­он­но, а на по­сто­ян­ной ос­но­ве, бы­ли уезд­ные и гу­берн­ские упра­вы. Обыч­но они со­стоя­ли из не­сколь­ких че­ло­век, точ­ное ко­ли­че­ст­во ко­то­рых за­ви­се­ло от раз­ме­ров под­ве­дом­ст­вен­ной тер­ри­то­рии.

В ком­пе­тен­цию зем­ских ор­га­нов са­мо­управ­ле­ния вхо­ди­ло прак­ти­че­ски все ру­ко­во­дство и управ­ле­ние ме­ст­ным хо­зяй­ст­вом: до­ро­ги, рын­ки, ме­ст­ная про­мыш­лен­ность, тюрь­мы, здра­во­охра­не­ние и про­све­ще­ние. Осу­ще­ст­в­ляя эти функ­ции, зем­ские уч­ре­ж­де­ния не об­ла­да­ли са­мо­стоя­тель­ной вла­стью. Для осу­ще­ст­в­ле­ния сво­их ре­ше­ний они долж­ны бы­ли об­ра­щать­ся в ор­га­ны го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти.

Вся дея­тель­ность земств на­хо­ди­лась под кон­тро­лем ме­ст­ных гу­бер­на­то­ров и ми­ни­ст­ра внут­рен­них дел. Они име­ли пра­во при­ос­та­нав­ли­вать ре­ше­ния зем­ских со­б­ра­ний, ес­ли те, по их мне­нию, про­ти­во­ре­чи­ли за­ко­нам или вре­ди­ли об­ще­ст­вен­но­му по­ряд­ку.

В це­лом дея­тель­ность зем­ских уч­ре­ж­де­ний при­но­си­ла не­ма­лую поль­зу для сво­их уез­дов и гу­бер­ний.

В 1890 го­ду Алек­сандр III (по­сле убий­ст­ва на­ро­до­воль­ца­ми его отца Алек­сан­д­ра II) ввел но­вое По­ло­же­ние о зем­ст­вах, ко­то­рое уси­ли­ло над­зор за ор­га­на­ми зем­ско­го са­мо­управ­ле­ния и уре­за­ло их пра­ва. По но­во­му По­ло­же­нию, из­бран­ные уезд­ным зем­ским со­б­ра­ни­ем, чле­ны и пред­се­да­тель уезд­ной зем­ской упра­вы долж­ны бы­ли ут­вер­ждать­ся пра­ви­тель­ст­вом. Кро­ме это­го, боль­шин­ст­во по­ста­нов­ле­ний гу­берн­ских зем­ских со­б­ра­ний долж­но бы­ло ут­вер­ждать­ся гу­бер­на­то­ра­ми или ми­ни­ст­ром внут­рен­них дел.

Го­ро­до­вая ре­фор­ма бы­ла про­ве­де­на по Го­ро­до­во­му по­ло­же­нию 1870 го­да, по ко­то­ро­му со­слов­ные го­род­ские Ду­мы ека­те­ри­нин­ских вре­мен, вве­ден­ные в 1785 го­ду Жа­ло­ван­ной гра­мо­той го­ро­дам, за­ме­ня­лись вы­бор­ны­ми ор­га­на­ми го­род­ско­го са­мо­управ­ле­ния, из­би­рав­ши­ми­ся на 4 го­да на ос­но­ве цен­зо­во­го из­би­ра­тель­но­го за­ко­на. Та­ки­ми ор­га­на­ми ста­ли Го­род­ские ду­мы, об­ла­дав­шие рас­по­ря­ди­тель­ны­ми функ­ция­ми, и го­род­ские упра­вы, на­де­лен­ные ис­пол­ни­тель­ны­ми пол­но­мо­чия­ми.

Чис­ло чле­нов Го­род­ских дум за­ви­се­ло от ко­ли­че­ст­ва жи­те­лей го­ро­да. Го­род­ская упра­ва со­стоя­ла из не­сколь­ких чле­нов и го­род­ско­го го­ло­вы, ко­то­рый до­пол­ни­тель­но ут­вер­ждал­ся на этот пост гу­бер­на­то­ром (а в сто­лич­ном го­ро­де - ца­рем) по пред­став­ле­нию ми­ни­ст­ра внут­рен­них дел.

К ком­пе­тен­ции Го­род­ской ду­мы и го­род­ской упра­вы от­но­си­лись: внеш­нее бла­го­ус­т­рой­ст­во го­ро­дов, ор­га­ни­за­ция рын­ков, за­бо­та о ме­ст­ной тор­гов­ле и про­мыш­лен­но­сти, здра­во­охра­не­нии и про­све­ще­нии.

В 1892 го­ду бы­ло при­ня­то но­вое Го­ро­до­вое по­ло­же­ние, по ко­то­ро­му вво­дил­ся вы­со­кий иму­ще­ст­вен­ный ценз на уча­стие в вы­бо­рах, а так­же уси­ли­вал­ся кон­троль за ор­га­на­ми го­род­ско­го са­мо­управ­ле­ния.

В ча­ст­но­сти, все по­ста­нов­ле­ния дум пред­став­ля­лись гу­бер­на­то­ру или гра­до­на­чаль­ни­ку, ко­то­рый мог в двух­не­дель­ный срок при­ос­та­но­вить их ис­пол­не­ние, ес­ли на­хо­дил их не­за­кон­ны­ми или вред­ны­ми. Кро­ме то­го, не­ко­то­рые по­ста­нов­ле­ния дум долж­ны бы­ли в обя­за­тель­ном по­ряд­ке ут­вер­ждать­ся гу­бер­на­то­ром или же ми­ни­ст­ром внут­рен­них дел.

Су­деб­ная ре­фор­ма 1864 го­да про­во­ди­лась в со­от­вет­ст­вии с ус­та­нов­ле­ния­ми, от­ра­жен­ны­ми в ря­де нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов: Ус­та­ве уго­лов­но­го су­до­про­из­вод­ст­ва, Ус­та­ве гра­ж­дан­ско­го су­до­про­из­вод­ст­ва, Уч­ре­ж­де­нии су­деб­ных ус­та­нов­ле­ний, Ус­та­ве о на­ка­за­ни­ях, на­ла­гае­мых ми­ро­вы­ми судь­я­ми и дру­гих ак­тах.

Этой ре­фор­мой вво­ди­лись де­мо­кра­ти­че­ские прин­ци­пы су­до­про­из­вод­ст­ва: от­кры­тость и глас­ность про­цес­са, пра­во на за­щи­ту об­ви­няе­мо­го, не­сме­няе­мость су­дей, со­стя­за­ние сто­рон (за­щи­та и об­ви­не­ние).

Вся су­деб­ная сис­те­ма де­ли­лась на две час­ти: об­щую и ме­ст­ную.

Ме­ст­ная часть бы­ла пред­став­ле­на ми­ро­вой юс­ти­ци­ей. Для ее ор­га­ни­за­ции ка­ж­дый уезд был раз­де­лен на уча­ст­ки, в ко­то­рых уч­ре­ж­да­лись ка­ме­ры ми­ро­вых су­дей. Ми­ро­вой су­дья из­би­рал­ся, как пра­ви­ло, из ме­ст­ных дво­рян. Для вы­бо­ров в су­дьи не­об­хо­ди­мо бы­ло об­ла­дать оп­ре­де­лен­ным иму­ще­ст­вен­ным и об­ра­зо­ва­тель­ным цен­зом. Кро­ме ми­ро­вых су­дей из­би­ра­лись по­чет­ные су­дьи, ко­то­рые по­мо­га­ли ми­ро­вым в ра­бо­те и за­ме­ня­ли их во вре­мя от­сут­ст­вия. В ком­пе­тен­цию ми­ро­вых су­дей вхо­ди­ло рас­смот­ре­ние гра­ж­дан­ских дел по ис­кам на сум­му не бо­лее 500 руб­лей, мел­ких уго­лов­ных дел, на­ка­за­ние по ко­то­рым не пре­вы­ша­ло трех ме­ся­цев тю­рем­но­го за­клю­че­ния или трех­сот руб­лей штра­фа. Об­жа­ло­вать ре­ше­ние ми­ро­во­го су­дьи мож­но бы­ло пе­ред Съез­дом ми­ро­вых су­дей, со­сто­яв­шим из ми­ро­вых и по­чет­ных су­дей уез­да. Жа­ло­бы на ре­ше­ния Съез­да ми­ро­вых су­дей мог­ли при­но­сить­ся в выс­ший су­деб­ный ор­ган стра­ны - Се­нат.

Об­щая часть со­стоя­ла из сис­те­мы су­дов, в ко­то­рой низ­шим зве­ном бы­ли ок­руж­ные су­ды. Вся тер­ри­то­рия стра­ны де­ли­лась на ок­ру­га (в гу­бер­нии в за­ви­си­мо­сти от ее раз­ме­ра мог­ло быть не­сколь­ко та­ких ок­ру­гов), в ка­ж­дом из ко­то­рых уч­ре­ж­дал­ся ок­руж­ной суд, со­сто­яв­ший из трех про­фес­сио­наль­ных су­дей. В ка­ж­дом ок­руж­ном су­де име­лись от­де­ле­ния по гра­ж­дан­ским и уго­лов­ным де­лам.

Наи­бо­лее слож­ные уго­лов­ные де­ла слу­ша­лись в со­ста­ве су­дей­ской кол­ле­гии и две­на­дца­ти вы­бор­ных при­сяж­ных за­се­да­те­лей. За­се­да­те­ли от­дель­но от су­дей и са­мо­стоя­тель­но вы­но­си­ли свой вер­дикт (ре­ше­ние), в ко­то­ром они долж­ны бы­ли вы­брать од­ну из трех фор­мул: ви­но­вен, не­ви­но­вен или ви­но­вен, но за­слу­жи­ва­ет снис­хо­ж­де­ния. Су­дьи оформ­ля­ли при­го­вор на ос­но­ва­нии вер­дик­та, вы­не­сен­но­го при­сяж­ны­ми за­се­да­те­ля­ми. При­го­вор, при­ня­тый с уча­сти­ем при­сяж­ных за­се­да­те­лей мог быть об­жа­ло­ван толь­ко в слу­чае вновь от­крыв­ших­ся об­стоя­тельств.

Сле­дую­щей су­деб­ной ин­стан­ци­ей об­щей юс­ти­ции бы­ли Су­деб­ные па­ла­ты, ко­то­рые со­стоя­ли из двух де­пар­та­мен­тов - уго­лов­но­го и гра­ж­дан­ско­го. Де­ла в них ре­ша­лись кол­ле­ги­ей из трех че­ло­век при уча­стии со­слов­ных пред­ста­ви­те­лей, в ка­че­ст­ве ко­то­рых вы­сту­па­ли гу­берн­ский или уезд­ный пред­во­ди­тель дво­рян­ст­ва, го­род­ской го­ло­ва и во­ло­ст­ной стар­ши­на. Су­деб­ные па­ла­ты рас­смат­ри­ва­ли жа­ло­бы на ре­ше­ния и при­го­во­ры ок­руж­ных су­дов, ес­ли эти ре­ше­ния при­ни­ма­лись без уча­стия при­сяж­ных за­се­да­те­лей.

Выс­шей су­деб­ной ин­стан­ци­ей был Се­нат. Он рас­смат­ри­вал де­ла, от­не­сен­ные к его ком­пе­тен­ции, а так­же при­ни­мал жа­ло­бы на при­го­во­ры и ре­ше­ния ни­же­стоя­щих су­дов.

Для ре­ше­ния осо­бо важ­ных дел, на­при­мер о го­су­дар­ст­вен­ных пре­сту­п­ле­ни­ях, по вы­со­чай­ше­му по­ве­ле­нию соз­да­вал­ся Вер­хов­ный уго­лов­ный суд.

Ре­фор­мой 1864 го­да об­ра­зо­вы­ва­лись след­ст­вен­ные ор­га­ны, уч­ре­ж­да­лась про­ку­ра­ту­ра, ко­то­рая со­стоя­ла при ок­руж­ных су­дах, су­деб­ных па­ла­тах и Се­на­те. Про­ку­ро­ры ру­ко­во­ди­ли след­ст­ви­ем, вы­сту­па­ли об­ви­ни­те­ля­ми на су­де, сле­ди­ли за ис­пол­не­ни­ем при­го­во­ров. Пре­ду­смат­ри­ва­лась так­же и ад­во­ка­ту­ра. При­сяж­ны­ми по­ве­рен­ны­ми бы­ли ли­ца с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем, при­кре­п­лен­ные к су­деб­ным па­ла­там. В ка­че­ст­ве ча­ст­но­го по­ве­рен­но­го мог­ло вы­сту­пить лю­бое бла­го­на­деж­ное ли­цо муж­ско­го по­ла, ко­то­рое бра­лось пред­став­лять и защищать ин­те­ре­сы кли­ен­та в су­де.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 545 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2336 - | 2136 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.