Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Те­ма 3. Об­ра­зо­ва­ние Рус­ско­го цен­тра­ли­зо­ван­но­го су­ве­рен­но­го




го­су­дар­ст­ва и раз­ви­тие пра­ва (ХIV - се­ре­ди­на ХVI ве­ков)

 

Объ­е­ди­не­ние рус­ских зе­мель во­круг Мо­с­ков­ско­го кня­же­ст­ва на­ча­лось в пе­ри­од кня­же­ния вну­ка Алек­сан­д­ра Нев­ско­го - Ива­на I (1325 - 1340 гг.). Об­ра­зо­ва­ние Рус­ско­го цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ст­ва в ос­нов­ном за­вер­ши­лось при Ива­не III (1462 - 1505 гг.) и его сы­не Ва­си­лии III (1505 - 1533 гг.). Та­ким об­ра­зом, про­цесс об­ра­зо­ва­ния Рус­ско­го цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ст­ва за­нял по вре­ме­ни око­ло 200 лет. В даль­ней­шем дос­тиг­ну­тое по­ли­ти­че­ское един­ст­во зе­мель до­пол­ня­лось и ук­ре­п­ля­лось эко­но­ми­че­ским един­ст­вом, что в ос­нов­ном осу­ще­ст­ви­лось в ХVII ве­ке.

Об­ра­зо­ва­ние Рус­ско­го цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ст­ва про­изош­ло в си­лу дей­ст­вия ком­плек­са объ­ек­тив­ных и субъ­ек­тив­ных при­чин, важ­ней­ши­ми из ко­то­рых яв­ля­ют­ся раз­ви­тие про­из­во­ди­тель­ных сил, ре­мес­ла и тор­гов­ли, рост го­ро­дов и рас­ши­ре­ние эко­но­ми­че­ских свя­зей ме­ж­ду ни­ми, не­об­хо­ди­мость от­по­ра об­ще­му внеш­не­му вра­гу, на­ли­чие Мо­ск­вы с ее уни­каль­ным гео­по­ли­ти­че­ским по­ло­же­ни­ем, важ­ность обуз­да­ния меж­до­усо­биц, от ко­то­рых стра­да­ли все слои об­ще­ст­ва.

Пра­во­вое по­ло­же­ние на­се­ле­ния:

1) Класс фео­да­лов по­на­ча­лу под­раз­де­лял­ся на раз­ря­ды:

а) слу­жи­лые кня­зья - это выс­ший раз­ряд, удель­ные кня­зья, став­шие на служ­бу ве­ли­ко­му кня­зю и по­те­ряв­шие свою са­мо­стоя­тель­ность. Они вла­де­ли свои­ми уде­ла­ми, но не как удель­ные кня­зья, а на пра­вах бо­яр;

б) боя­ре - круп­ные и влия­тель­ные зем­ле­вла­дель­цы;

в) “слу­ги воль­ные” и “де­ти бо­яр­ские” - сред­ние и мел­кие зем­ле­вла­дель­цы.

Фео­да­лы этих раз­ря­дов не бы­ли обя­за­ны слу­жить бо­лее влия­тель­ным ли­цам (сень­о­рам), служ­ба бы­ла доб­ро­воль­ной, но они как пра­ви­ло слу­жи­ли, так как не мог­ли са­ми се­бя за­щи­тить в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти. В на­чаль­ный пе­ри­од они име­ли пра­во пе­рей­ти на служ­бу к дру­го­му сень­о­ру, но впо­след­ст­вии этот прин­цип стал на­ру­шать­ся, осо­бен­но в от­но­ше­нии тех фео­да­лов, ко­то­рые ста­ли та­ко­вы­ми служ­бою сво­ему сень­о­ру.

В ХV ве­ке из­ме­ни­лось по­ло­же­ние клас­са фео­да­лов и его струк­ту­ра. Бо­яр­ст­во ста­ло выс­шим при­двор­ным чи­ном и в его со­ста­ве вы­де­ли­лись:

а) “вве­ден­ные боя­ре” - это выс­ший бо­яр­ский чин, о по­лу­че­нии ко­то­ро­го объ­яв­ля­лось всем. Вве­ден­ны­ми боя­ра­ми ста­но­ви­лись как пра­ви­ло слу­жи­лые (удель­ные) кня­зья;

б) “околь­ни­чьи” - это то­же бо­яр­ский чин, но ран­гом по­ни­же;

в) “де­ти бо­яр­ские” - это ос­таль­ные боя­ре, не по­лу­чив­шие чи­нов. Сю­да же во­шли и “слу­ги воль­ные”.

Боя­ре ли­ши­лись пра­ва отъ­ез­да от сво­его сень­о­ра. В сре­де бо­яр­ст­ва бы­ла ус­та­нов­ле­на сис­те­ма ме­ст­ни­че­ст­ва, суть ко­то­рой со­стоя­ла в том, что все знат­ные боя­ре бы­ли уч­те­ны осо­бой ие­рар­хи­че­ской ле­ст­ни­цей, на вер­ши­не ко­то­рой по знат­но­сти ро­да на­хо­ди­лись по­том­ки Рю­ри­ка, ни­же рас­по­ла­га­лись ме­нее ро­до­ви­тые по ме­ре убы­ва­ния знат­но­сти ро­да. Эта ле­ст­ни­ца учи­ты­ва­лась ве­ли­ки­ми князь­я­ми при на­зна­че­нии бо­яр на долж­но­сти. Кро­ме то­го, все на­зна­че­ния ста­ли за­пи­сы­вать­ся в раз­ряд­ную кни­гу, где фик­си­ро­вал­ся раз­ряд то­го или ино­го чи­нов­ни­ка. Сло­жи­лась и бы­ст­ро на­би­ра­ла ав­то­ри­тет но­вая со­ци­аль­ная про­слой­ка мел­ких фео­да­лов - дво­рян­ст­во.

2) Го­ро­жа­не (по­сад­ские лю­ди) управ­ля­лись или удель­ным кня­зем, или на­ме­ст­ни­ком ве­ли­ко­го кня­зя. Они об­ла­га­лись на­ло­га­ми и по­вин­но­стя­ми, то есть от­но­си­лись к раз­ря­ду “чер­ных” лю­дей. С раз­ви­ти­ем тор­гов­ли из сре­ды го­ро­жан впо­след­ст­вии вы­де­ли­лись куп­цы.

3) Кре­сть­я­не, про­жи­вая на зем­лях раз­лич­ных фео­да­лов, пла­ти­ли им дань, ко­то­рая оп­ре­де­ля­лась от со­хи, как ус­лов­ной еди­ни­цы из­ме­ре­ния лю­бо­го иму­ще­ст­ва и об­ло­же­ния по­да­тя­ми. Боль­шин­ст­во кре­сть­ян, кро­ме се­реб­рен­ни­ков, страд­ни­ков и кре­по­ст­ных, име­ли пра­во пе­ре­хо­да от од­но­го фео­да­ла к дру­го­му, то есть пра­во “вы­хо­да”. Се­реб­рен­ни­ки - это кре­сть­я­не, ко­то­рые взя­ли в долг у сво­его фео­да­ла се­реб­ро и обя­за­лись его вер­нуть с про­цен­та­ми. Страд­ни­ка­ми на­зы­ва­ли хо­ло­пов, по­са­жен­ных на зем­лю и обя­зан­ных не­сти бар­щи­ну. Кре­по­ст­ны­ми яв­ля­лись те кре­сть­я­не, ко­то­рые по хо­да­тай­ст­вам ме­ст­ных фео­да­лов спе­ци­аль­ны­ми гра­мо­та­ми кня­зей бы­ли при­кре­п­ле­ны к зем­ле для ее об­ра­бот­ки. Ина­че го­во­ря, кре­по­ст­ны­ми на­зы­ва­лись кре­сть­я­не, по­те­ряв­шие пра­во “вы­хо­да”.

За­кре­по­ще­ние кре­сть­ян ста­ло ос­нов­ной тен­ден­ци­ей из­ме­не­ния их пра­во­во­го по­ло­же­ния. Ст. 57 Су­деб­ни­ка 1497 го­да ус­та­но­ви­ла еди­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни го­да, ко­гда кре­сть­я­не мог­ли реа­ли­зо­вать на прак­ти­ке свое пра­во “вы­хо­да”.

4) Хо­ло­пы ус­лов­но под­раз­де­ля­лись на боль­ших и пол­ных хо­ло­пов. Боль­ши­ми хо­ло­па­ми на­зы­ва­ли влия­тель­ных слуг кня­зей и бо­яр. Та­кие хо­ло­пы со вре­ме­нем мог­ли стать да­же боя­ра­ми, по­лу­чив зем­лю и кре­сть­ян за хо­ро­шую служ­бу. Пол­ны­ми хо­ло­па­ми яв­ля­лись слу­ги не­знат­ных хо­зя­ев, пер­спек­ти­ва ко­то­рых бы­ла скром­ной.

В ХV ве­ке уча­сти­лись слу­чаи от­пус­ка хо­ло­пов по за­ве­ща­нию, вви­ду низ­кой эф­фек­тив­но­сти хо­лопь­е­го тру­да.

Цен­траль­ные ор­га­ны го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти и управ­ле­ния:

1). Мо­с­ков­ский князь в на­чаль­ный пе­ри­од скла­ды­ва­ния Рус­ско­го цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ст­ва был пол­но­вла­ст­ным хо­зяи­ном и судь­ей толь­ко в сво­ем до­ме­не, внут­ри ко­то­ро­го его от­но­ше­ния с боя­ра­ми, цер­ков­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми и знат­ны­ми слу­га­ми строи­лись на ос­но­ве жа­ло­ван­ных (им­му­ни­тет­ных) гра­мот. С удель­ны­ми князь­я­ми он стро­ил от­но­ше­ния на ос­но­ве вас­саль­ных до­го­во­ров.

Ос­нов­ная тен­ден­ция из­ме­не­ния пра­во­во­го по­ло­же­ния мо­с­ков­ско­го кня­зя вы­ра­жа­лась в его по­сте­пен­ном пре­вра­ще­нии в “го­су­да­ря всея Ру­си”.

2). Бо­яр­ская ду­ма (“Го­су­да­рев верх”) воз­ник­ла в ХV ве­ке и бы­ла со­ве­ща­тель­ным ор­га­ном при мо­с­ков­ском ве­ли­ком кня­зе. В ду­му вхо­ди­ли наи­бо­лее влия­тель­ные вас­са­лы кня­зя, к мне­нию ко­то­рых он вы­ну­ж­ден был при­слу­ши­вать­ся, что­бы не про­во­ци­ро­вать отъ­езд сво­их бо­яр к дру­го­му кня­зю.

3). Фео­даль­ные съез­ды со­би­ра­лись ве­ли­ким кня­зем для ре­ше­ния важ­ней­ших во­про­сов, та­ких как обо­ро­на, по­хо­ды и не­до­пу­ще­ние меж­до­усо­биц. На съез­ды при­гла­ша­лись кня­зья, боя­ре, вер­хуш­ка церк­ви, вое­во­ды и дру­гие ли­ца.

4). Пу­ти и пут­ные боя­ре. “Пу­ти”- это ор­га­ны управ­ле­ния оп­ре­де­лен­ны­ми от­рас­ля­ми хо­зяй­ст­ва Рус­ско­го го­су­дар­ст­ва. Пу­ти (со­коль­ни­чий, лов­чий, ко­ню­ший, столь­ни­чий и дру­гие) воз­глав­ля­лись пут­ны­ми боя­ра­ми, со­став­ляв­ши­ми вер­хуш­ку фео­даль­ной зна­ти.

5). При­ка­зы как цен­траль­ные ор­га­ны управ­ле­ния ве­да­ли оп­ре­де­лен­ным де­лом или от­рас­лью хо­зяй­ст­ва в мас­шта­бе всей стра­ны или же все­ми де­ла­ми на ка­кой-то кон­крет­ной тер­ри­то­рии.

При­ка­зы ста­ли воз­ни­кать на­ря­ду с пу­тя­ми и вме­сто них (ка­кое-то де­ло при­ка­зы­ва­лось боя­ри­ну или дво­ря­ни­ну). Ос­нов­ны­ми при­ка­за­ми бы­ли: ка­зен­ный, двор­цо­вый, ко­ню­шен­ный, по­соль­ский, раз­ряд­ный, ям­ской и дру­гие.

Ос­нов­ны­ми ор­га­на­ми управ­ле­ния на мес­тах бы­ли на­ме­ст­ни­ки и во­лос­те­ли. Им по­мо­га­ли сот­ни­ки, ста­рос­ты и дру­гие вы­бор­ные лю­ди ме­ст­ных об­щин. На­ме­ст­ни­ки как пра­ви­ло управ­ля­ли го­ро­да­ми уез­дов, а во­лос­те­ли - во­лос­тя­ми. На­ме­ст­ни­ки и во­лос­те­ли не толь­ко управ­ля­ли на­се­ле­ни­ем, но и кор­ми­лись за их счет (сис­те­ма корм­ле­ния).

До­шед­шее до ве­ли­ко­го кня­зя не­до­воль­ст­во ме­ст­ных дво­рян корм­лен­щи­ка­ми, ко­то­рые при­сы­ла­лись на дос­та­точ­но ко­рот­кий срок и в ос­нов­ном за­бо­ти­лись толь­ко о сво­ем “кор­ме”, вы­ли­лось в соз­да­ние ор­га­нов губ­но­го са­мо­управ­ле­ния - губ­ной из­бы, со­сто­яв­шей из ста­рос­ты и це­ло­валь­ни­ков.

Ос­нов­ны­ми пра­во­вы­ми до­ку­мен­та­ми пе­рио­да об­ра­зо­ва­ния Рус­ско­го цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ст­ва бы­ли: “Рус­ская прав­да”, “Ме­ри­ло пра­вед­ное”, со­сто­яв­шее час­тич­но из ви­зан­тий­ско­го за­ко­но­да­тель­ст­ва и Рус­ской прав­ды в ее про­стран­ной ре­дак­ции, а так­же Су­деб­ник 1497 го­да.

В за­ко­но­да­тель­ст­ве это­го пе­рио­да окон­ча­тель­но оформ­ля­ют­ся ви­ды фео­даль­ной по­зе­мель­ной соб­ст­вен­но­сти: цар­ское зем­ле­вла­де­ние, вот­чи­на и по­ме­стье.

Царь имел в соб­ст­вен­но­сти и рас­по­ря­жал­ся не толь­ко соб­ст­вен­но свои­ми зем­ля­ми, то есть цар­ским до­ме­ном, но и го­су­дар­ст­вен­ны­ми (чер­но­тяг­лы­ми) зем­ля­ми.

Вот­чи­на и по­ме­стье в Рус­ском цен­тра­ли­зо­ван­ном го­су­дар­ст­ве ран­не­го пе­рио­да яв­ля­лись ус­лов­ны­ми ви­да­ми по­зе­мель­ной соб­ст­вен­но­сти.

По­ме­стья да­ва­лись ца­рем толь­ко на вре­мя служ­бы и за служ­бу. По­ме­щик-дво­ря­нин не мог от­чу­ж­дать эти зем­ли или пе­ре­да­вать их по на­след­ст­ву. По­сле смер­ти по­ме­щи­ка его по­ме­стье пе­ре­хо­ди­ло во вла­де­ние ца­ря.

Бо­лее ши­ро­ки­ми пра­ва­ми поль­зо­ва­лись вот­чин­ни­ки. Свои вот­чи­ны они мог­ли про­да­вать, ме­нять, да­рить, за­кла­ды­вать, да­вать в на­след­ст­во и в при­да­ное. Ус­лов­ность их зем­ле­вла­де­ния за­клю­ча­лась в том, что они бы­ли обя­за­ны слу­жить ца­рю. Без та­кой служ­бы вот­чи­ны от­ни­ма­лись у вас­са­лов-вот­чин­ни­ков.

Обя­за­тель­ст­вен­ное пра­во по-преж­не­му пре­ду­смат­ри­ва­ло воз­ник­но­ве­ние обя­за­тельств из до­го­во­ров и в слу­чае при­чи­не­ния вре­да. До­го­во­ры, как пра­ви­ло, за­клю­ча­лись в пись­мен­ной фор­ме и со­стоя­ли в ку­п­ле-про­да­же, зай­ме, за­ло­ге, да­ре­нии, иму­ще­ст­вен­ном или лич­ном най­ме.

Ку­п­ля-про­да­жа зем­ли час­то со­вер­ша­лась с пра­вом об­рат­но­го вы­ку­па. При про­да­же зем­ли до­го­вор под­пи­сы­ва­ли, на­ря­ду с до­го­ва­ри­ваю­щи­ми­ся сто­ро­на­ми, по­слу­хи, под­твер­ждая этим, что зем­ля про­да­на, а не за­ло­же­на.

До­го­вор зай­ма со­про­во­ж­дал­ся за­кла­дом долж­ни­ка.

За­кла­ды­ва­лось дви­жи­мое и не­дви­жи­мое иму­ще­ст­во, при­чем за­ло­го­при­ни­ма­тель не толь­ко по­лу­чал вещь в свое вла­де­ние и поль­зо­ва­ние, но и по­лу­чал пра­во рас­по­ря­жать­ся за­ло­жен­ной ве­щью. У за­ло­го­да­те­ля ос­та­ва­лась на­де­ж­да, что ему бу­дет воз­вра­ще­но за­ло­жен­ное иму­ще­ст­во, ес­ли он ко­гда-ли­бо уми­ло­сти­вит за­ло­го­при­ни­ма­те­ля. За­ло­го­да­тель имел пра­во вы­ку­пить свою вещь.

До­го­вор лич­но­го най­ма вел к пре­вра­ще­нию на­няв­ше­го­ся в фео­даль­но-за­ви­си­мо­го че­ло­ве­ка.

В уго­лов­ном пра­ве зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния бы­ли про­из­ве­де­ны Су­деб­ни­ком 1497 го­да, ко­то­рый пре­ду­смат­ри­вал но­вые пре­сту­п­ле­ния - по­ли­ти­че­ские (“кра­мо­ла”). Кра­моль­ны­ми пре­сту­п­ле­ния­ми счи­та­лись го­су­дар­ст­вен­ные пре­сту­п­ле­ния, та­кие как из­ме­на, за­го­вор, при­ча­ст­ность к вос­ста­нию про­тив пра­ви­тель­ст­ва.

Су­деб­ник пре­ду­смат­ри­вал и но­вые пре­сту­п­ле­ния: раз­бой, ябед­ни­че­ст­во (пре­сту­п­ле­ния про­тив су­деб­ной вла­сти), слу­жеб­ные пре­сту­п­ле­ния и дру­гие.

На­ря­ду с воз­мез­ди­ем и из­вле­че­ни­ем из пре­ступ­ни­ков иму­ще­ст­вен­ной вы­го­ды, Су­деб­ник пред­по­ла­гал и уст­ра­ше­ние на­се­ле­ния (“что­бы... дру­гим не по­вад­но бы­ло”).

Су­деб­ни­ком в ка­че­ст­ве на­ка­за­ний пре­ду­смат­ри­ва­лись: смерт­ная казнь (про­стая и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная), “тор­го­вая казнь” (би­тье кну­том), а так­же де­неж­ные взы­ска­ния.

Под про­стой смерт­ной каз­нью по­ни­ма­лось от­се­че­ние го­ло­вы, по­ве­ше­ние и уто­п­ле­ние, а под ква­ли­фи­ци­ро­ван­ной - со­жже­ние и чет­вер­то­ва­ние. Смерт­ной каз­нью ка­ра­лись убий­цы сво­его гос­по­ди­на, “ко­ро­моль­ни­ки”, цер­ков­ные во­ры, го­лов­ные во­ры (во­ро­ва­ли лю­дей), под­мет­чи­ки (ко­то­рые под­бра­сы­ва­ли по­лич­ное, что­бы об­ви­нить не­ви­нов­но­го в тать­бе), под­жи­га­те­ли, во­ры, пой­ман­ные во вто­рой раз.

Смерт­ную казнь по Су­деб­ни­ку мог­ли на­зна­чить и за “иное ли­хое де­ло”, под ко­то­рым по­ни­мал­ся вред го­су­дар­ст­ву или го­су­дар­ст­вен­но­му строю.

В Рус­ском цен­тра­ли­зо­ван­ном го­су­дар­ст­ве су­ще­ст­во­ва­ли го­су­дар­ст­вен­ные и вот­чин­ные (сень­о­раль­ные) су­деб­ные ор­га­ны. К го­су­дар­ст­вен­ным от­но­си­лись: князь, бо­яр­ская ду­ма, пут­ные боя­ре, при­ка­зы, а так­же чи­ны, ве­дав­шие от­дель­ны­ми от­рас­ля­ми двор­цо­во­го управ­ле­ния. Эти ин­стан­ции яв­ля­лись цен­траль­ны­ми. На мес­тах су­деб­ные функ­ции осу­ще­ст­в­ля­ли на­ме­ст­ни­ки и во­лос­те­ли. Они мог­ли об­ла­дать пра­вом при­ня­тия окон­ча­тель­но­го ре­ше­ния по де­лу или же ог­ра­ни­чен­ным пра­вом, при ко­то­ром их ре­ше­ния по наи­бо­лее важ­ным де­лам долж­ны бы­ли ут­вер­ждать­ся ве­ли­ким кня­зем.

Суд бо­яр и ве­ли­ко­го кня­зя рас­смат­ри­вал наи­бо­лее важ­ные де­ла в ка­че­ст­ве су­да пер­вой ин­стан­ции, кро­ме то­го он рас­смат­ри­вал жа­ло­бы на ре­ше­ния су­дов на­ме­ст­ни­ков и во­лос­те­лей, то есть иг­рал роль су­да вто­рой ин­стан­ции.

По­сле за­ме­ны на­ме­ст­ни­ков губ­ны­ми из­ба­ми, су­деб­ная власть по­сте­пен­но пе­ре­шла в ру­ки этих уч­ре­ж­де­ний.

Вот­чин­ным су­дам бы­ли под­суд­ны де­ла кре­сть­ян и хо­ло­пов (хо­ло­пы ста­но­вят­ся субъ­ек­та­ми пра­ва), жи­ву­щих не на го­су­дар­ст­вен­ных (чер­но­тяг­лых) зем­лях, а на­хо­дя­щих­ся в не­по­сред­ст­вен­ной за­ви­си­мо­сти от фео­да­лов и цер­ков­ных уч­ре­ж­де­ний. Пре­де­лы вла­сти вот­чин­ных су­дов (су­дов фео­да­лов) ус­та­нав­ли­ва­лись им­му­ни­тет­ны­ми гра­мо­та­ми ца­ря.

В го­су­дар­ст­вен­ных и вот­чин­ных су­дах уча­ст­во­ва­ли пред­ста­ви­те­ли ме­ст­но­го на­се­ле­ния - сот­ские, ста­рос­ты и суд­ные му­жи.

Цер­ков­ные су­ды рас­смат­ри­ва­ли брач­но-се­мей­ные де­ла пред­ста­ви­те­лей всех сло­ев на­се­ле­ния, а так­же пре­сту­п­ле­ния про­тив церк­ви.

Суд в Рус­ском цен­тра­ли­зо­ван­ном го­су­дар­ст­ве но­сил яр­ко вы­ра­жен­ный со­стя­за­тель­ный ха­рак­тер, од­на­ко уже за­ро­ж­дал­ся след­ст­вен­ный (ин­кви­зи­ци­он­ный) про­цесс (сыск, ро­зыск).

Де­ло в су­де на­чи­на­лось по че­ло­бит­ной жа­ло­бе ист­ца. При­ня­тие жа­ло­бы к рас­смот­ре­нию оформ­ля­лось “при­став­ной па­мя­тью”. За­тем оформ­ля­лась “сроч­ная”, в ко­то­рой оп­ре­де­лял­ся срок су­да. Вы­зов в суд обыч­но про­из­во­дил­ся осо­бы­ми аген­та­ми - не­дель­щи­ка­ми, ез­до­вы­ми и до­вод­чи­ка­ми.

Не­яв­ка об­ви­ни­те­ля в суд влек­ла за со­бой пре­кра­ще­ние об­ви­не­ния, не­яв­ка от­вет­чи­ка - при­зна­ние его ви­нов­ным.

До­ка­за­тель­ст­ва­ми в су­де при­зна­ва­лись по­ка­за­ния по­слу­хов, по­ле (су­деб­ный по­еди­нок), кре­ст­ное це­ло­ва­ние и жре­бий. К по­лю при­бе­га­ли то­гда, ко­гда до­ка­за­тель­ст­ва не бы­ли дос­та­точ­ны­ми для при­ня­тия ре­ше­ния су­дом. По­бе­див­ший в су­деб­ном по­един­ке при­зна­вал­ся пра­вым, он вы­иг­ры­вал су­деб­ный про­цесс, ибо счи­та­лось, что сам Бог по­мо­гал ему по­бе­дить.

Сред­ст­вом ис­пол­не­ния при­го­во­ра час­то яв­лял­ся “пра­веж”. Осу­ж­ден­но­го, не вы­пол­няю­ще­го ре­ше­ний су­да, еже­днев­но ста­ви­ли у из­бы, где про­хо­дил суд и по­ро­ли плеть­ми или би­ли пал­ка­ми по ик­рам ног. Ес­ли и по­сле это­го от­вет­чик не вы­пол­нял ре­ше­ний су­да, он от­да­вал­ся “го­ло­вой” ист­цу до от­ра­бот­ки дол­га.

Ро­зыск при­ме­нял­ся по наи­бо­лее важ­ным уго­лов­ным и го­су­дар­ст­вен­ным пре­сту­п­ле­ни­ям. В ро­зы­ске сам суд ак­тив­но изы­ски­вал до­ка­за­тель­ст­ва, доп­ра­ши­вая об­ви­няе­мо­го, пы­тая его, ор­га­ни­зуя оч­ные став­ки и т.п.

В ро­зы­ске важ­ней­шим до­ка­за­тель­ст­вом ви­ны бы­ло соб­ст­вен­ное при­зна­ние об­ви­няе­мо­го, для по­лу­че­ния ко­то­ро­го ши­ро­ко при­ме­ня­лась пыт­ка.

 


Те­ма 4. Раз­ви­тие рус­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти в пе­ри­од

с се­редины ХVI – до се­редины ХVII ве­ков

 

Раз­ви­тие рус­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти в пе­ри­од с се­ре­ди­ны ХVI ве­ка и до се­ре­ди­ны ХVII ве­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся воз­ник­но­ве­ни­ем и раз­ви­ти­ем со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ной мо­нар­хии в Рос­сии. На­ча­ло это­го пе­рио­да оз­на­ме­но­ва­но со­зы­вом пер­во­го Зем­ско­го со­бо­ра в Рус­ском го­су­дар­ст­ве в 1549 го­ду, а кон­цом - год со­зы­ва по­след­не­го по-на­стоя­ще­му Зем­ско­го со­бо­ра в 1653 го­ду. Во вто­рой по­ло­ви­не ХVII ве­ка со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ная мо­нар­хия, про­су­ще­ст­во­вав чуть бо­лее 100 лет, ста­ла транс­фор­ми­ро­вать­ся в аб­со­лют­ную мо­нар­хию.

Ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми про­цес­са пе­ре­рас­та­ния Рус­ско­го цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ст­ва в со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ную мо­нар­хию ста­ли: пре­вра­ще­ние быв­ших вас­са­лов ве­ли­ко­го кня­зя в его под­дан­ных (слуг); фор­ми­ро­ва­ние выс­ше­го ор­га­на со­слов­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва - Зем­ско­го со­бо­ра, в ко­то­рый вхо­ди­ли пред­ста­ви­те­ли всех об­ще­ст­вен­ных со­сло­вий; от­но­си­тель­ное умень­ше­ние влия­ния Бо­яр­ской ду­мы на гла­ву го­су­дар­ст­ва; воз­ник­но­ве­ние сис­те­мы при­ка­зов вме­сто двор­цо­во-вот­чин­но­го управ­ле­ния; по­яв­ле­ние губ­но­го и зем­ско­го са­мо­управ­ле­ния вме­сто сис­те­мы корм­ле­ния.

Ос­нов­ны­ми со­сло­вия­ми в этот ис­то­ри­че­ский пе­ри­од бы­ли фео­да­лы, ду­хо­вен­ст­во, го­ро­жа­не, кре­сть­ян­ст­во и хо­ло­пы.

Пра­во­вое по­ло­же­ние клас­са фео­да­лов бы­ло не­од­но­род­ным и в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни за­ви­се­ло от ро­до­ви­то­сти фа­ми­лии.

Сре­ди вер­хуш­ки бо­яр­ст­ва, ко­то­рая на­зы­ва­лась “при­двор­ные чи­ны”, вы­де­ля­лись дум­ные (выс­шие), мо­с­ков­ские и го­ро­до­вые чи­ны, пе­ре­да­вав­шие свое при­ви­ле­ги­ро­ван­ное по­ло­же­ние по на­след­ст­ву.

Дум­ные чи­ны вклю­ча­ли в се­бя чин боя­ри­на, чин околь­ни­че­го, чин дум­но­го дво­ря­ни­на и чин дум­но­го дья­ка. Кро­ме этих чи­нов в ду­му при­гла­ша­лись и не­ко­то­рые при­двор­ные чи­ны: дво­рец­кие, ка­зна­чеи, ко­ню­шие и оруж­ни­чие.

К мо­с­ков­ским чи­нам от­но­си­лись дво­ря­не, по­лу­чив­шие по­ме­стья от Ива­на IV в Мо­с­ков­ском уез­де с ос­нов­ной за­да­чей - слу­жить ох­ра­ной ца­ря (из­бран­ная ты­ся­ча).

Го­ро­до­вые чи­ны - это дво­ря­не, слу­жив­шие в дру­гих го­ро­дах Рус­ско­го го­су­дар­ст­ва.

Все слу­жи­лые лю­ди, яв­ляв­шие­ся на­деж­ной опо­рой ца­ря, на­де­ля­лись им су­ще­ст­вен­ны­ми льго­та­ми и пра­ва­ми:

1) они бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны от уп­ла­ты по­да­тей (от­но­си­лись к “бе­лой” час­ти на­се­ле­ния).

2) им бы­ло пре­дос­тав­ле­но пра­во вла­деть вот­чи­на­ми и по­ме­сть­я­ми.

3) они име­ли ис­клю­чи­тель­ное пра­во по­сту­пать на го­су­дар­ст­вен­ную служ­бу.

4) за­ко­но­да­тель­ст­во в осо­бом по­ряд­ке, в за­ви­си­мо­сти от вы­со­ты долж­но­ст­но­го по­ло­же­ния слу­жи­ло­го че­ло­ве­ка, ох­ра­ня­ло его честь и безо­пас­ность.

5) слу­жи­лый че­ло­век, при не­воз­мож­но­сти рас­счи­тать­ся по обя­за­тель­ст­вам, не вы­да­вал­ся го­ло­вой ист­цу, а на пра­веж вме­сто се­бя мог вы­ста­вить сво­его хо­ло­па или слу­гу.

6) за не­ко­то­рые уго­лов­ные пре­сту­п­ле­ния слу­жи­лым лю­дям по­ла­га­лось бо­лее мяг­кое на­ка­за­ние, чем, на­при­мер, кре­сть­я­ни­ну.

Слу­жеб­ные долж­но­сти фео­да­лам пре­дос­тав­ля­лись в со­от­вет­ст­вии с пред­пи­са­ния­ми сис­те­мы ме­ст­ни­че­ст­ва, в ко­то­рой пред­ста­ви­те­ли ка­ж­дой фа­ми­лии, в за­ви­си­мо­сти от ее ро­до­ви­то­сти, мог­ли рас­счи­ты­вать на со­от­вет­ст­вую­щий пост в бю­ро­кра­ти­че­ском ап­па­ра­те. Сис­те­ма ме­ст­ни­че­ст­ва, вы­зы­вав­шая мно­го­чис­лен­ные спо­ры при на­зна­че­нии на долж­но­сти, бы­ла от­ме­не­на в 1682 го­ду, что в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни спо­соб­ст­во­ва­ло спло­че­нию и ук­ре­п­ле­нию в це­лом дво­рян­ско­го со­сло­вия.

Ду­хо­вен­ст­во так­же от­но­си­лось к “бе­лой”, при­ви­ле­ги­ро­ван­ной час­ти на­се­ле­ния.

Го­ро­жа­не в этот ис­то­ри­че­ский пе­ри­од име­но­ва­лись по­сад­ски­ми людь­ми. В их сре­де вы­де­ля­лись выс­шие про­слой­ки, ко­то­рые поль­зо­ва­лись осо­бы­ми при­ви­ле­гия­ми и льго­та­ми. Наи­боль­шие льго­ты име­ли “гос­ти”, то есть вид­ные куп­цы, на­хо­дя­щие­ся в то­же вре­мя на служ­бе у ца­ря. Их служ­ба как пра­ви­ло за­клю­ча­лась в за­ве­до­ва­нии та­мо­жен­ны­ми и ка­бац­ки­ми сбо­ра­ми на мес­тах. Са­ми гос­ти бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны от раз­лич­ных по­да­тей и по­вин­но­стей, от уп­ла­ты тор­го­вых по­шлин. Они име­ли пра­во вла­деть вот­чи­на­ми и по­ме­сть­я­ми, под­ле­жать су­ду са­мо­го ца­ря.

Гос­тям по­мо­га­ли в осу­ще­ст­в­ле­нии их функ­ций гос­тин­ная и су­кон­ная сот­ни, ко­то­рые на­зна­ча­лись пра­ви­тель­ст­вом и име­ли не­ко­то­рые при­ви­ле­гии и льго­ты.

Ос­таль­ная, по­дав­ляю­щая по чис­лен­но­сти, часть го­ро­жан от­но­си­лась к “чер­но­му” на­се­ле­нию, не­су­ще­му в пол­ной ме­ре тяг­ло, а так­же раз­лич­но­го ро­да сбо­ры и по­вин­но­сти.

Кре­сть­я­не в пе­ри­од со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ной мо­нар­хии по- преж­не­му де­ли­лись на чер­но­тяг­лых (го­су­дар­ст­вен­ных) и вла­дель­че­ских, то есть не­по­сред­ст­вен­но цар­ских, дво­рян­ских и цер­ков­ных.

Вы­ход вла­дель­че­ско­го кре­сть­я­ни­на от од­но­го по­ме­щи­ка к дру­го­му мог осу­ще­ст­в­лять­ся толь­ко при ус­ло­вии то­го, что но­вый по­ме­щик уп­ла­чи­вал ста­ро­му все дол­ги это­го кре­сть­я­ни­на. Та­ким об­ра­зом, тра­ди­ци­он­ный пе­ре­ход кре­сть­ян пре­вра­тил­ся по су­ти де­ла в их ку­п­лю-про­да­жу.

В 1580 го­ду бы­ло из­да­но Уло­же­ние, ко­то­рое вве­ло “за­по­вед­ные ле­та”, то есть го­ды, “ко­гда вы­ход и вы­воз (крестьян) за­пре­ща­лись впредь до го­су­да­ре­ва ука­зу”. Од­но­вре­мен­но с вве­де­ни­ем с 1581 го­да “за­по­вед­ных лет” на­ча­лась пе­ре­пись на­се­ле­ния, за­вер­шив­шая­ся в 1592 го­ду. В хо­де пе­ре­пи­си в со­став­ляе­мые пис­цо­вые кни­ги вно­си­ли име­на кре­сть­ян, про­жи­вав­ших в мо­мент пе­ре­пи­си на опи­сы­вае­мых зем­лях. За­не­се­ние кре­сть­я­ни­на в та­кую кни­гу при­чис­ля­ло его к ста­ро­жиль­цам, в свя­зи с чем он те­рял свое пра­во пе­ре­хо­да к дру­го­му фео­да­лу. Та­ким об­ра­зом пис­цо­вые кни­ги ста­ли до­ку­мен­том мас­со­во­го за­кре­по­ще­ния кре­сть­ян.

Уло­же­ние 1649 го­да ус­та­но­ви­ло за­кре­по­ще­ние не толь­ко ста­ро­жиль­цев, а всех кре­сть­ян с чле­на­ми их се­мей. Кро­ме то­го оно от­ме­ни­ло уроч­ные го­ды, то есть сде­ла­ло ис­ки о бег­лых кре­сть­я­нах бес­сроч­но дей­ст­ви­тель­ны­ми.

Кре­сть­я­не, жив­шие на “чер­ных” зем­лях, не­сли тяг­ло и вы­пол­ня­ли дру­гие по­вин­но­сти. В 1678 го­ду бы­ла про­из­ве­де­на пе­ре­пись дво­ров на чер­ных зем­лях и за­ме­не­но по­ме­ст­ное об­ло­же­ние под­вор­ным, что зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ло чис­ло на­ло­го­пла­тель­щи­ков.

Хо­ло­пы, яв­ля­ясь са­мой уни­жен­ной ча­стью на­се­ле­ния, де­ли­лись на пол­ных и ка­баль­ных. Пол­ные хо­ло­пы на­хо­ди­лись в без­гра­нич­ном рас­по­ря­же­нии сво­его гос­по­ди­на. За­ко­но­да­тель­но у хо­ло­пов не бы­ло ни­ка­ких лич­ных и иму­ще­ст­вен­ных прав, но в жиз­ни они за­час­тую по­лу­ча­ли от гос­по­ди­на зем­лю в об­ра­бот­ку, име­ли свое иму­ще­ст­во, за­клю­ча­ли раз­лич­ные до­го­вор­ные сдел­ки, что в об­щем сви­де­тель­ст­во­ва­ло об оп­ре­де­лен­ной тен­ден­ции пре­вра­ще­ния хо­ло­пов в кре­по­ст­ных, вви­ду низ­кой эф­фек­тив­но­сти хо­лопь­е­го тру­да.

Со­бор­ное уло­же­ние ус­та­но­ви­ло пол­ное пра­во соб­ст­вен­но­сти гос­по­ди­на на хо­ло­па, но ог­ра­ни­чи­ло ис­точ­ни­ки хо­лоп­ст­ва, ус­та­но­вив за­прет на пре­вра­ще­ние в хо­ло­пов де­тей бо­яр­ских, по­сад­ских лю­дей, де­тей слу­жи­лых лю­дей и не­ко­то­рых дру­гих ка­те­го­рий на­се­ле­ния. Кро­ме то­го, бы­ло ус­та­нов­ле­но, что де­ти ка­баль­ных хо­ло­пов при смер­ти ста­ро­го гос­по­ди­на к но­во­му по на­след­ст­ву не пе­ре­хо­ди­ли, то­гда как де­ти пол­ных хо­ло­пов - пе­ре­хо­ди­ли.

Ор­га­ны вла­сти и управ­ле­ния Рус­ско­го го­су­дар­ст­ва пе­рио­да со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ной мо­нар­хии бы­ли цен­траль­ные и ме­ст­ные.

Цар­ская власть в рас­смат­ри­вае­мый пе­ри­од по­сто­ян­но ук­ре­п­ля­лась. Мо­с­ков­ско­му ца­рю при­над­ле­жа­ло пра­во за­ко­но­да­тель­ст­ва, су­да, управ­ле­ния и вер­хов­ная во­ен­ная власть. Ос­нов­ны­ми при­зна­ка­ми рос­та цар­ской вла­сти яв­ля­ет­ся сни­же­ние зна­че­ния Бо­яр­ской ду­мы и пре­кра­ще­ние дея­тель­но­сти Зем­ско­го со­бо­ра во вто­рой по­ло­ви­не ХVII ве­ка.

Бо­яр­ская ду­ма яв­ля­лась выс­шим за­ко­но­со­ве­ща­тель­ным уч­ре­ж­де­ни­ем. Пер­во­на­чаль­но в ее со­став вхо­ди­ла вер­хуш­ка фео­даль­ной зна­ти, впо­след­ст­вии со­став ду­мы по­сто­ян­но рас­ши­рял­ся за счет во­вле­че­ния в ее ра­бо­ту пред­ста­ви­те­лей дво­рян­ст­ва.

Ду­ма, яв­ля­ясь выс­шей су­деб­ной ин­стан­ци­ей, од­но­вре­мен­но рас­смат­ри­ва­ла кон­крет­ные наи­бо­лее важ­ные су­деб­ные де­ла в ка­че­ст­ве су­да пер­вой ин­стан­ции и бы­ла выс­шей апел­ля­ци­он­ной ин­стан­ци­ей по жа­ло­бам на ре­ше­ния при­ка­зов.

Бо­яр­ская ду­ма со­стоя­ла при ца­ре, не имея соб­ст­вен­ной са­мо­стоя­тель­ной вла­сти. По ме­ре ут­вер­жде­ния в Рос­сии аб­со­лю­тиз­ма, по­ли­ти­че­ское зна­че­ние Бо­яр­ской ду­мы сни­жа­лось.

Зем­ский со­бор яв­лял­ся цен­траль­ным со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ным уч­ре­ж­де­ни­ем, ра­бо­таю­щим не на по­сто­ян­ной ос­но­ве, а со­би­раю­щим­ся по ме­ре не­об­хо­ди­мо­сти по ини­циа­ти­ве ца­ря или в си­лу ре­ше­ния про­шло­го Зем­ско­го со­бо­ра.

По­сле тор­же­ст­вен­но­го от­кры­тия Зем­ско­го со­бо­ра, все при­гла­шен­ные раз­де­ля­лись (для от­дель­но­го об­су­ж­де­ния рас­смат­ри­вае­мых во­про­сов) на со­став­ные час­ти со­бо­ра: Бо­яр­скую ду­му, Ос­вя­щен­ный со­бор, со­б­ра­ние столь­ни­ков, мо­с­ков­ских дво­рян, стрель­цов, го­ро­до­вых дво­рян и по­сад­ских.

Ка­ж­дая со­став­ная часть со­бо­ра по­сле са­мо­стоя­тель­но­го об­су­ж­де­ния во­про­са при­ни­ма­ла свое ре­ше­ние в пись­мен­ном ви­де. На сле­дую­щем об­щем со­б­ра­нии эти от­дель­ные ре­ше­ния сво­ди­лись вме­сте и в даль­ней­шем слу­жи­ли ма­те­риа­лом для окон­ча­тель­но­го при­ня­тия ре­ше­ний ца­рем (или Бо­яр­ской ду­мой в пе­ри­од ме­ж­ду­цар­ст­вия).

При­ка­зы, воз­ник­шие вме­сто двор­цо­во-вот­чин­ных ор­га­нов управ­ле­ния до пе­рио­да со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ной мо­нар­хии, окон­ча­тель­но раз­ви­лись во вто­рой по­ло­ви­не ХVI ве­ка. Ко­ли­че­ст­во при­ка­зов по­сто­ян­но из­ме­ня­лось, до­хо­дя в от­дель­ные пе­рио­ды до пя­ти­де­ся­ти.

При­ка­зы де­ли­лись на двор­цо­во-вот­чин­ные, во­ен­ные, су­деб­но-ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные, об­ла­ст­ные, а так­же ве­дав­шие спе­ци­аль­ны­ми от­рас­ля­ми управ­ле­ния.

Двор­цо­во-вот­чин­ны­ми при­ка­за­ми бы­ли: Лов­чий, Со­коль­ни­чий (ве­дав­шие цар­ской охо­той), Ко­ню­ший, При­каз боль­шо­го двор­ца, ве­дав­ший со­дер­жа­ни­ем цар­ско­го двор­ца, При­каз боль­шой каз­ны, ве­дав­ший пря­мы­ми на­ло­га­ми, При­каз боль­шо­го при­хо­да, ве­дав­ший кос­вен­ны­ми на­ло­га­ми, Но­вая чет­верть, ве­дав­шая пи­тей­ны­ми до­хо­да­ми.

К во­ен­ным при­ка­зам от­но­си­лись: Раз­ряд­ный, Стре­лец­кий, Ка­за­чий, Ино­зем­ный, ве­дав­ший служ­бой ино­зем­цев, Ору­жей­ный, Брон­ный и Пуш­кар­ский.

К су­деб­но-ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным при­ка­зам от­но­си­лись: По­ме­ст­ный, Хо­ло­пий и Зем­ский при­ка­зы.

Об­ла­ст­ные при­ка­зы ве­да­ли от­дель­ны­ми тер­ри­то­рия­ми стра­ны или ка­ки­ми-то от­рас­ля­ми на этих тер­ри­то­ри­ях.

Ор­га­ны ме­ст­но­го управ­ле­ния бы­ли пред­став­ле­ны губ­ным и зем­ским са­мо­управ­ле­ни­ем, а так­же вое­вод­ско-при­каз­ным управ­ле­ни­ем.

Ор­га­ном губ­но­го са­мо­управ­ле­ния бы­ла губ­ная из­ба, соз­да­вав­шая­ся в ка­ж­дом уез­де. Она со­стоя­ла из губ­но­го ста­рос­ты, це­ло­валь­ни­ков и губ­но­го дья­ка.

Зем­ское са­мо­управ­ле­ние вво­ди­лось в тех уез­дах, где сло­жи­лись дос­та­точ­но силь­ные тор­го­во-ре­мес­лен­ные цен­тры. Его ор­га­на­ми бы­ли “из­люб­лен­ные го­ло­вы”, или зем­ские ста­рос­ты, зем­ские дья­ки и це­ло­валь­ни­ки (зем­ские су­дьи).

Вое­вод­ско-при­каз­ное управ­ле­ние вво­ди­лось на­ря­ду с губ­ны­ми и зем­ски­ми уч­ре­ж­де­ния­ми для ук­ре­п­ле­ния влия­ния цен­траль­ной вла­сти на мес­тах. С этой це­лью ца­рем и Бо­яр­ской ду­мой в уез­ды по­сы­ла­лись вое­во­ды, ор­га­ни­зо­вы­вав­шие на мес­тах при­каз­ные из­бы в ка­че­ст­ве сво­их кан­це­ля­рий. Вое­во­дам под­чи­ня­лись дья­ки и по­дья­чие, а так­же раз­но­го ро­да ме­ст­ные во­ен­ные вла­сти: стре­лец­кие, осад­ные, пуш­кар­ские и ка­зац­кие.

В пе­ри­од со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ной мо­нар­хии ут­вер­ди­лись сле­дую­щие ви­ды фео­даль­ной по­зе­мель­ной соб­ст­вен­но­сти: цар­ский до­мен, вот­чи­на и по­ме­стье. Ца­рю при­над­ле­жа­ли не толь­ко соб­ст­вен­но его, но и го­су­дар­ст­вен­ные (“чер­ные”) зем­ли. Вот­чи­на и по­ме­стье яв­ля­лись раз­лич­ны­ми ви­да­ми ус­лов­но­го зем­ле­вла­де­ния (та­ким ус­ло­ви­ем бы­ла служ­ба ца­рю, без ко­то­рой и по­ме­стье и вот­чи­на изы­ма­лись у вла­дель­ца в поль­зу цар­ско­го до­ме­на). К кон­цу ХVII ве­ка раз­ли­чия в пра­во­вом по­ло­же­нии вот­чин и по­мес­тий поч­ти со­всем ис­чез­ли.

По ря­ду до­го­во­ров осо­бен­но о ку­п­ле-про­да­же не­дви­жи­мо­сти за­ко­но­да­тель­ст­во ста­ло тре­бо­вать кре­по­ст­ной фор­мы за­клю­че­ния сдел­ки. В ХVII ве­ке бы­ло ус­та­нов­ле­но, что­бы до­го­во­ры зай­ма (ка­ба­лы) за­клю­ча­лись в пись­мен­ной фор­ме.

Под пре­сту­п­ле­ни­ем по­ни­ма­лось “не­по­слу­ша­ние цар­ской во­ле, на­ру­ше­ние пред­пи­са­ний”. Ор­га­ны вла­сти и управ­ле­ния бы­ли обя­за­ны пре­сле­до­вать пре­ступ­ни­ков не­за­ви­си­мо от на­ли­чия жа­лоб со сто­ро­ны по­тер­пев­ше­го. Уго­лов­ная от­вет­ст­вен­ность те­перь ста­ла рас­про­стра­нять­ся на всех, в том чис­ле и на хо­ло­пов, ко­то­рые ра­нее не мог­ли быть субъ­ек­та­ми пре­сту­п­ле­ний.

В ка­че­ст­ве ос­нов­ных ви­дов пре­сту­п­ле­ний в Уло­же­нии пре­ду­смот­ре­ны: пре­сту­п­ле­ния про­тив ре­ли­гии (гл. 1), про­тив го­су­да­ря (гл. 2), пре­сту­п­ле­ния про­тив по­ряд­ка управ­ле­ния (гл. 4, 5, 6, 7 и 9), про­тив су­да (гл. 10, 14), про­тив за­ко­нов о со­стоя­нии (гл. 19) и про­тив прав ча­ст­ных лиц (гл. 21, 22).

Тяг­чай­шим пре­сту­п­ле­ни­ем про­тив ча­ст­ных лиц яв­ля­ет­ся убий­ст­во, умыш­лен­ное и не­умыш­лен­ное. Умыш­лен­ное убий­ст­во на­ка­зы­ва­лось смерт­ной каз­нью, а не­умыш­лен­ное - бить­ем кну­та и за­клю­че­ни­ем в тюрь­му.

В Со­бор­ном Уло­же­нии пре­ду­смат­ри­ва­лись пре­сту­п­ле­ния, за­клю­чаю­щие­ся в ос­корб­ле­нии чес­ти сло­вом. Как пра­ви­ло, на­ка­за­ни­ем за эти пре­сту­п­ле­ния был штраф (бес­че­стье). Ве­ли­чи­на это­го штра­фа в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни за­ви­се­ла от об­ще­ст­вен­но­го по­ло­же­ния ос­корб­лен­но­го че­ло­ве­ка. Ес­ли бы­ла ос­корб­ле­на жен­щи­на, то сум­ма штра­фа уве­ли­чи­ва­лась вдвое.

Под гра­бе­жом по­ни­мал­ся яв­ный на­силь­ст­вен­ный за­хват иму­ще­ст­ва. Ес­ли та­кой за­хват иму­ще­ст­ва со­вер­шал­ся ли­хи­ми людь­ми (за­ко­ре­не­лы­ми пре­ступ­ни­ка­ми), то он ква­ли­фи­ци­ро­вал­ся не как гра­беж, а как раз­бой, что пред­по­ла­га­ло бо­лее су­ро­вое на­ка­за­ние, чем за гра­беж.

Умыш­лен­ный под­жог строе­ний по-преж­не­му счи­тал­ся од­ним из са­мых тяж­ких пре­сту­п­ле­ний.

В за­ко­но­да­тель­ст­ве оп­ре­де­лен­ное раз­ви­тие по­лу­чи­ли во­про­сы вме­не­ния. Так, на­при­мер, Цар­ский су­деб­ник раз­ли­ча­ет дея­ния “бес­хит­ро­ст­ные” от “хит­ро­ст­ных”. Со­бор­ное Уло­же­ние опи­сы­ва­ет как умыш­лен­ные, так и пре­ду­мыш­лен­ные пре­сту­п­ле­ния, то есть те, ко­то­рые со­вер­ше­ны с за­ра­нее об­ду­ман­ным на­ме­ре­ни­ем. От на­ка­за­ния ос­во­бо­ж­да­лись де­ти в воз­рас­те до се­ми лет, су­ма­сшед­шие (“бес­ные”), а так­же лю­ди, чьи дей­ст­вия бы­ли вы­зва­ны и пре­до­пре­де­ле­ны край­ней не­об­хо­ди­мо­стью.

Ос­нов­ны­ми це­ля­ми на­ка­за­ний ста­но­вят­ся не толь­ко по­пол­не­ние каз­ны и воз­мез­дие, но и уст­ра­ше­ние на­се­ле­ния. Так, в Со­бор­ном Уло­же­нии по­сле опи­са­ния на­ка­за­ний за со­вер­шен­ные пре­сту­п­ле­ния, час­то при­во­ди­лась фор­му­ла: ”чтоб иным на то смот­ря, не по­вад­но бы­ло так де­лать”.

Выс­шей ме­рой на­ка­за­ния в пе­ри­од со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ной мо­нар­хии яв­ля­лась смерт­ная казнь, ко­то­рая в Со­бор­ном Уло­же­нии пре­ду­смат­ри­ва­лась в 35 слу­ча­ях. Смерт­ная казнь под­раз­де­ля­лась на про­стую и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ную. Про­стая со­стоя­ла в от­се­че­нии го­ло­вы, по­ве­ше­нии или уто­п­ле­нии. Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная пред­по­ла­га­ла при­чи­не­ние осо­бых му­че­ний и осу­ще­ст­в­ля­лась че­рез со­жже­ние, за­ка­пы­ва­ние жи­вым в зем­лю, за­ли­тие гор­ла рас­плав­лен­ным ме­тал­лом, чет­вер­то­ва­ние и ко­ле­со­ва­ние.

Те­лес­ные на­ка­за­ния де­ли­лись на чле­но­вре­ди­тель­ные (от­ня­тие но­са, уха, ру­ки, гла­за) и бо­лез­нен­ные (би­тье кну­том, ба­то­га­ми, пал­ка­ми).

В ка­че­ст­ве на­ка­за­ния при­ме­ня­лось ли­ше­ние сво­бо­ды, пре­ду­смат­ри­вав­шее за­клю­че­ние в тюрь­му (по­жиз­нен­ное или на оп­ре­де­лен­ный срок), а так­же ссыл­ку в Си­бирь или ок­ра­ин­ные го­ро­да.

Су­деб­ные ор­га­ны Рус­ско­го го­су­дар­ст­ва пе­рио­да со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ной мо­нар­хии раз­де­ля­лись на цен­траль­ные и ме­ст­ные. К цен­траль­ным от­но­си­лись: царь; Бо­яр­ская ду­ма, при ко­то­рой бы­ла соз­да­на осо­бая ко­мис­сия по су­деб­ным де­лам, так на­зы­вае­мая Рас­прав­ная па­ла­та; при­ка­зы, как обыч­ные, так и спе­ци­аль­но су­деб­ные, ко­то­рые мог­ли иметь свою под­суд­ность (Зем­ский, Раз­бой­ный, Хо­ло­пий, По­ме­ст­ный).

В рас­смат­ри­вае­мый пе­ри­од ста­ла по­яв­лять­ся вот­чин­ная юс­ти­ция, при ко­то­рой суд над ча­ст­но­вла­дель­че­ски­ми кре­сть­я­на­ми и дру­ги­ми за­ви­си­мы­ми людь­ми вер­шил сам вот­чин­ник-фео­дал при уча­стии це­ло­валь­ни­ков (сво­его ро­да су­дей), из­бран­ных от вер­хуш­ки на­се­ле­ния вот­чи­ны на оп­ре­де­лен­ный срок.

 


Тема 5. Об­ра­зо­ва­ние и раз­ви­тие аб­со­лют­ной мо­нар­хии в Рос­сии

(II по­ловина ХVII - ХVIII ве­ка)

 

Аб­со­лют­ная мо­нар­хия в Рос­сии на­ча­ла скла­ды­вать­ся во вто­рой по­ло­ви­не ХVII ве­ка, а окон­ча­тель­но офор­ми­лась к пер­вой чет­вер­ти ХVIII ве­ка.

За­ко­но­да­тель­ное оформ­ле­ние аб­со­лют­ной мо­нар­хии в Рос­сии про­ис­хо­ди­ло в раз­лич­ных ука­зах, рег­ла­мен­тах и ус­та­вах, сре­ди ко­то­рых осо­бое зна­че­ние име­ли: Указ о еди­но­на­сле­дии 1714 го­да, Ар­ти­ку­лы Во­ин­ские (Ус­тав Во­ин­ский) 1716 го­да, Ге­не­раль­ный рег­ла­мент от 28 фев­ра­ля 1720 го­да, Та­бель о ран­гах 1722 го­да и мно­гие дру­гие нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты, ко­то­рые не толь­ко фик­си­ро­ва­ли, но и соз­да­ва­ли со­бой но­вую сис­те­му от­но­ше­ний в стра­не.

За­ко­но­да­тель­ная фор­му­ли­ров­ка аб­со­лю­тиз­ма бы­ла да­на в тол­ко­ва­нии к 20 ар­ти­ку­лу Во­ин­ско­го Ус­та­ва: “Его ве­ли­че­ст­во есть са­мо­вла­ст­ный мо­нарх, ко­то­рый ни­ко­му на све­те о сво­их де­лах от­ве­ту дать не дол­жен, но си­лу и власть име­ет свои­ми го­су­дар­ст­ва­ми и зем­ля­ми, яко хри­сти­ан­ский го­су­дарь по сво­ей во­ле и бла­го­мне­нию управ­лять”.

В сис­те­ме ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти и управ­ле­ния Рос­сии вы­де­ля­лись цен­траль­ные и ме­ст­ные. К цен­траль­ным ор­га­нам вла­сти от­но­си­лись:

А) Им­пе­ра­тор­ская власть. В 1721 го­ду, по­сле за­клю­че­ния Ниш­тад­ско­го ми­ра и ут­вер­жде­ния Рос­сии как ве­ли­кой дер­жа­вы, Се­нат и Си­нод при­свои­ли Пет­ру I ти­тул им­пе­ра­то­ра и “от­ца Оте­че­ст­ва”. Им­пе­ра­то­ру во всей пол­но­те при­над­ле­жа­ла выс­шая за­ко­но­да­тель­ная и управ­лен­че­ская власть, вер­хов­ное ко­ман­до­ва­ние вой­ска­ми. Кро­ме то­го, им­пе­ра­тор яв­лял­ся гла­вой церк­ви и су­да.

Б) Пра­ви­тель­ст­вую­щий Се­нат, уч­ре­ж­ден­ный в 1711 го­ду, был глав­ным ор­га­ном управ­ле­ния при Пет­ре 1. Он за­ме­нил со­бою уп­разд­нен­ную Бо­яр­скую Ду­му. Пер­во­на­чаль­но Се­нат со­сто­ял из 9 че­ло­век, ко­то­рые на­зна­ча­лись им­пе­ра­то­ром не­за­ви­си­мо от зва­ния, чи­на и про­ис­хо­ж­де­ния.

При Се­на­те со­стоя­ли: ге­не­рал-фис­кал с его по­мощ­ни­ком обер-фис­ка­лом; ге­не­рал-ре­ви­зор, долж­ность ко­то­ро­го с 1722 го­да ста­ла на­зы­вать­ся “ге­не­рал-про­ку­рор”; ре­кет­мей­стер, при­ни­мав­ший и рас­смат­ри­вав­ший жа­ло­бы; ге­рольд­мей­стер, ко­то­рый ве­дал спи­ска­ми дво­рян­ст­ва и сле­дил за их служ­бой. По­сле Пет­ра I функ­ции Се­на­та бы­ли уре­за­ны до су­деб­ной.

В) Си­нод, уч­ре­ж­ден­ный в 1721 го­ду, яв­лял­ся цер­ков­ным ор­га­ном. Его ос­нов­ные функ­ции за­клю­ча­лись в на­блю­де­нии за чис­то­той ве­ры и рас­про­стра­не­нии хри­сти­ан­ст­ва. Со­став Си­но­да и его пред­се­да­тель на­зна­ча­лись им­пе­ра­то­ром. При Си­но­де на­хо­дил­ся обер-про­ку­рор, ко­то­рый ве­дал кан­це­ля­ри­ей Си­но­да и ее слу­жи­те­ля­ми. Все наи­бо­лее важ­ные ре­ше­ния Си­но­да долж­ны бы­ли ут­вер­ждать­ся им­пе­ра­то­ром.

Г) Кол­ле­гии. Вме­сто при­ка­зов бы­ли уч­ре­ж­де­ны сле­дую­щие кол­ле­гии: Ино­стран­ных дел; Во­ен­ная; Мор­ская; Ка­мер-кол­ле­гия, ве­дав­шая сбо­ром до­хо­дов; Штатс-кон­тор-кол­ле­гия, ве­дав­шая рас­хо­да­ми каз­ны; Ре­ви­зи­он-кол­ле­гия, на­блю­дав­шая за ис­пол­не­ни­ем рас­ход­ных и до­ход­ных дел; Берг-кол­ле­гия, ве­дав­шая гор­ным де­лом; Ма­ну­фак­тур-кол­ле­гия, от­ве­чав­шая за про­мыш­лен­ность; Ком­мерц-кол­ле­гия, ве­дав­шая тор­гов­лей; Юс­тиц-кол­ле­гия; Ду­хов­ная кол­ле­гия (Си­нод) и Вот­чин­ная кол­ле­гия.

Ме­ст­ные ор­га­ны вла­сти и управ­ле­ния бы­ли ре­ор­га­ни­зо­ва­ны в пе­ри­од про­ве­де­ния в Рос­сии гу­берн­ской ре­фор­мы 1708 го­да. Пер­во­на­чаль­но бы­ло об­ра­зо­ва­но 8 гу­бер­ний, де­лив­ших­ся на про­вин­ции, ко­то­рые в свою оче­редь бы­ли раз­де­ле­ны на ди­ст­рик­ты. Гу­бер­нии воз­глав­ля­лись гу­бер­на­то­ра­ми, про­вин­ции - вое­во­да­ми, а ди­ст­рик­ты - ко­мис­са­ра­ми, не­по­сред­ст­вен­но под­чи­няв­ши­ми­ся вое­во­дам.

В 1785 го­ду по Жа­ло­ван­ной гра­мо­те дво­рян­ст­ву Ека­те­ри­на II уч­ре­ди­ла ор­га­ны дво­рян­ско­го са­мо­управ­ле­ния в ви­де гу­берн­ских и уезд­ных дво­рян­ских со­б­ра­ний, управ­ляв­ших­ся гу­берн­ски­ми и уезд­ны­ми пред­во­ди­те­ля­ми дво­рян­ст­ва.

В го­ро­дах ме­ст­ное управ­ле­ние бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но ина­че. В 1699 го­ду Пет­ром I в го­ро­дах бы­ли соз­да­ны зем­ские из­бы, а в цен­тре - Бур­ми­стер­ская па­ла­та (Ра­ту­ша), ко­то­рая ве­да­ла на­се­ле­ни­ем всех го­ро­дов стра­ны. Со­став но­вых ор­га­нов из­би­рал­ся на­се­ле­ни­ем, про­шед­шим иму­ще­ст­вен­ный ценз. В 1720 -1721 го­дах вме­сто Бур­ми­стер­ской па­ла­ты в Пе­тер­бур­ге был соз­дан Глав­ный ма­ги­ст­рат, а в го­ро­дах - го­ро­до­вые ма­ги­ст­ра­ты. Ор­га­ны го­род­ско­го са­мо­управ­ле­ния на­хо­ди­лись в под­чи­не­нии пра­ви­тель­ст­вен­ных мест и под кон­тро­лем гу­бер­на­то­ров.

Сис­те­ма са­мо­управ­ле­ния го­ро­да­ми бы­ла ре­фор­ми­ро­ва­на в 1785 го­ду по Жа­ло­ван­ной гра­мо­те на пра­ва и вы­го­ды го­ро­дам Рос­сий­ской им­пе­рии. В ка­ж­дом го­ро­де соз­да­ва­лось “град­ское об­ще­ст­во”, из­би­рав­шее го­род­ско­го го­ло­ву, Об­щую и Шес­ти­глас­ную го­род­ские ду­мы. Шес­ти­глас­ная го­род­ская ду­ма со­стоя­ла из шес­ти глас­ных, то есть из шес­ти де­пу­та­тов (по од­но­му пред­ста­ви­те­лю от ка­ж­до­го из шес­ти раз­ря­дов го­род­ско­го на­се­ле­ния). Шес­ти­глас­ная го­род­ская ду­ма ра­бо­та­ла пе­рио­ди­че­ски, ве­ла те­ку­щие де­ла и яв­ля­лась ис­пол­ни­тель­ным ор­га­ном Об­щей го­род­ской ду­мы.

Ос­нов­ны­ми об­ще­ст­вен­ны­ми со­сло­вия­ми Рос­сии ХVIII ве­ка яв­ля­лись: дво­рян­ст­во, ду­хо­вен­ст­во, ме­щан­ст­во и кре­сть­ян­ст­во.

А) Дво­рян­ст­во. Его окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние, как со­сло­вия, бы­ло про­из­ве­де­но ука­зом о еди­но­на­сле­дии 1714 го­да, по ко­то­ро­му по­ме­стья бы­ли при­рав­не­ны к вот­чи­нам и за­кре­пи­лись за дво­ря­на­ми на пра­вах соб­ст­вен­но­сти. В ХVIII ве­ке дво­ря­ни­ном мож­но бы­ло стать ли­бо по ро­ж­де­нию, ли­бо по вы­слу­ге лет на го­су­дар­ст­вен­ной служ­бе. По­ря­док по­лу­че­ния дво­рян­ст­ва ус­та­нав­ли­вал­ся Та­бе­лем о ран­гах 1722 го­да, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым все чи­ны бы­ли раз­де­ле­ны на 14 клас­сов. При­над­леж­ность че­ло­ве­ка к клас­сам с 14 по 9, обес­пе­чи­ва­ла ему лич­ное дво­рян­ст­во, а до­слу­жив­шие­ся до 8 клас­са и вы­ше по­лу­ча­ли дво­рян­ст­во по­том­ст­вен­ное.

Петр I в обя­за­тель­ном по­ряд­ке за­став­лял дво­рян учить­ся и слу­жить на во­ен­ной или го­су­дар­ст­вен­ной служ­бе. В 1762 го­ду Петр III ма­ни­фе­стом от­ме­нил обя­за­тель­ность дво­рян­ской служ­бы и обу­че­ния.

Дво­рян­ст­во яв­ля­лось при­ви­ле­ги­ро­ван­ным со­сло­ви­ем, пра­ва и льго­ты ко­то­ро­го по­сто­ян­но рас­ши­ря­лись. Жа­ло­ван­ная гра­мо­та 1785 го­да Ека­те­ри­ны II за­кре­пи­ла ис­клю­чи­тель­ное пра­во дво­рян на по­зе­мель­ную соб­ст­вен­ность и вла­де­ние кре­сть­я­на­ми. Дво­ря­не ос­во­бо­ж­да­лись от лич­ных по­да­тей, рек­рут­ской по­вин­но­сти, во­ен­ных по­сто­ев и те­лес­ных на­ка­за­ний.

Б) Ду­хо­вен­ст­во то­же бы­ло при­ви­ле­ги­ро­ван­ным со­сло­ви­ем. В ХVIII ве­ке бе­лое ду­хо­вен­ст­во сде­ла­лось на­след­ст­вен­ным, по­сколь­ку за­ко­но­да­тель­ст­во за­пре­ща­ло по­свя­щать в сан лиц, при­над­ле­жа­щих к дру­гим со­сло­ви­ям.

Ду­хо­вен­ст­ву за­ко­но­да­тель­ст­вом бы­ло за­пре­ще­но за­ни­мать­ся тор­гов­лей и про­мыс­ла­ми, вла­деть кре­по­ст­ны­ми и име­ния­ми с кре­по­ст­ны­ми.

В) Ме­ща­не по рег­ла­мен­ту Глав­но­го ма­ги­ст­ра­та бы­ли раз­де­ле­ны на две гиль­дии. К пер­вой гиль­дии от­но­си­лись бан­ки­ры, знат­ные куп­цы, док­то­ра, ап­те­ка­ри, шки­пе­ры ку­пе­че­ских ко­раб­лей, зо­ло­та­ри и т.п. Ко вто­рой гиль­дии от­но­си­лись ре­мес­лен­ни­ки (то­ка­ри, са­пож­ни­ки, порт­ные).

Ека­те­ри­на II в Жа­ло­ван­ной гра­мо­те го­ро­дам 1785 го­да по­де­ли­ла ме­щан на 6 клас­сов: 1-й класс - те, кто вла­дел до­мом или зем­лей в го­ро­де; 2-й класс - куп­цы трех гиль­дий; 3-й класс - ре­мес­лен­ни­ки; 4-й класс - ино­стран­ные и ино­го­род­ние гос­ти; 5-й класс - име­ни­тые гра­ж­да­не; 6-й класс - по­сад­ские лю­ди.

Ме­ща­не (кро­ме куп­цов) не ос­во­бо­ж­да­лись от рек­рут­ской по­вин­но­сти и по­душ­ной по­да­ти, к ним мог­ли при­ме­нять­ся те­лес­ные на­ка­за­ния.

Г) Кре­сть­я­не в ХVIII ве­ке под­раз­де­ля­лись на го­су­дар­ст­вен­ных, мо­на­стыр­ских и цер­ков­ных (с 1762 го­да - эко­но­ми­че­ских), двор­цо­вых, по­сес­си­он­ных, по­ме­щичь­их и кре­сть­ян-од­но­двор­цев.

При вве­де­нии в 1718 го­ду по­душ­но­го ок­ла­да (на­ло­га) бы­ла про­ве­де­на пе­ре­пись на­се­ле­ния, при­чем в спи­ски вклю­ча­ли всех, кто про­жи­вал во вла­де­ни­ях по­ме­щи­ков. Эти спи­ски впо­след­ст­вии ста­ли по су­ти де­ла кре­по­ст­ны­ми спи­ска­ми, при­кре­пив­ши­ми за­пи­сан­ных в них к со­от­вет­ст­вую­щим по­ме­щи­кам-кре­по­ст­ни­кам.

Ос­нов­ны­ми обя­зан­но­стя­ми кре­сть­ян бы­ли: пла­тить по­душ­ную по­дать (с 1719 го­да), не­сти бар­щи­ну или об­рок, вы­пол­нять рек­рут­скую, по­стой­ную и мос­то­вую по­вин­но­сти.

В ХVIII ве­ке пра­ва по­ме­щи­ков на лич­ность и иму­ще­ст­во кре­по­ст­ных по­сто­ян­но уве­ли­чи­ва­лись. Они мог­ли про­да­вать, за­кла­ды­вать, да­рить, за­ве­щать сво­их кре­по­ст­ных и ме­нять их на иму­ще­ст­во. По­ме­щи­ки са­мо­стоя­тель­но ус­та­нав­ли­ва­ли сро­ки бар­щи­ны, рас­ши­ряя их до 6 - 7 дней в не­де­лю; на­силь­но пе­ре­се­ля­ли кре­сть­ян из од­но­го име­ния в дру­гое; за­час­тую са­ми оп­ре­де­ля­ли - кто, с кем и ко­гда долж­ны бра­ко­со­че­тать­ся.

По­ме­щи­ки име­ли пра­во су­дить и на­ка­зы­вать сво­их кре­по­ст­ных. С 1760 го­да им бы­ло да­но пра­во ссы­лать не­угод­ных кре­по­ст­ных в Си­бирь, а с 1765 го­да - на ка­тор­гу, что прак­ти­че­ски оз­на­ча­ло ско­рую смерть кре­по­ст­но­го кре­сть­я­ни­на.

Кре­сть­я­нин мог вый­ти из сво­его кре­по­ст­но­го со­стоя­ния толь­ко че­рез служ­бу в рек­ру­тах, ссыл­ку в Си­бирь на по­се­ле­ние, че­рез бег­ст­во на да­ле­кие ок­раи­ны стра­ны, че­рез от­пуск на во­лю по­ме­щи­ком и че­рез вы­куп.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 409 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2258 - | 2106 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.