По сравнению с Русской правдой ПСГ более подробна и обстоятельна. Основные отрасли права (гражданское, уголовное, судебное и процессуальное) представлены в ней в более совершенном и развитом виде.
Регулируя гражданские отношения, ПСГ выделяет право собственности, залоговое право и право пожизненного пользования (кормля). Этим правом (кормлей) пожизненно пользовался переживший супруг при условии, что он не вступит в новый брак. В случае же нового брака он терял кормлю, а имущество переходило к родственникам умершего супруга.
ПСГ делит имущество на движимое (живот) и недвижимое (отчина). В составе недвижимого имущества она различает лесные земли, борти (пчельники) и воды. Движимое имущество делит на два вида: “животное” (скот) и “незрячее” (все остальное).
Псковская судная грамота описывает различные способы установления собственности на землю: по договору, по наследству и по сроку давности пользования. Если человек мог представить 4-5 свидетелей в том, что он пользовался какой-то землей или участком реки в течении 4-5 лет, то он становился собственником этой земли.
Наследование земли, а также другого имущества, могло происходить по завещанию (по приказу) и по закону (“отморщина”). Наследование по завещанию предполагало составление официального документа (“записи”), который хранился в архиве и принимался в суде как неоспоримое доказательство. Наследниками могли быть отец, мать, сын, брат, сестра. При отсутствии братьев и сестер имущество наследовали ближние родственники.
По ПСГ земля могла быть куплена. В этом случае в письменном договоре о сделке оговаривался срок, в течении которого родственники продавца имели право обратно выкупить эту землю у приобретателя. Обратный выкуп осуществлялся через суд с предоставлением письменных доказательств того, что срок обратного выкупа еще не истек. Если родственник продавца, желающий обратно выкупить ранее проданную землю, не мог представить необходимых документов, то спор решался поединком или присягой истца по выбору ответчика (приобретателя земли).
ПСГ предусматривает договоры: купли-продажи, мены, дарения, поклажи, ссуды, личного найма, изорничества и залога.
Сделка купли-продажи имущества могла быть признана недействительной, если была совершена в нетрезвом виде и впоследствии опротестована одной из договорившихся сторон.
Договор дарения имущества предполагал обязательное присутствие священника или свидетелей, способных подтвердить факт дарения.
Договор поклажи должен был оформляться в письменном виде.
Основными способами обеспечения договоров была “порука” (поручительство), если сумма сделки не превышала 1 рубля, а также залог движимого и недвижимого имущества.
Залог по Псковской судной грамоте не предполагал перехода заложенного имущества во владение залогопринимателя, как это было по Русской правде. Если долг человека при залоге (или займе) был выше 1 рубля, то сделка оформлялась записью.
В ПСГ под преступлением понимаются посягательства не только на человека, его честь и имущество, но и иные, запрещенные законом деяния, в том числе направленные против государства и его органов.
ПСГ предусматривала следующие преступления: перевет (измена), поджог, простая и квалифицированная татьба (воровство), разбой, грабеж и наход (грабеж, совершенный шайкой). Среди преступлений упоминается тайный посул судье, насильственное вторжение посторонних лиц в судебницу (помещение суда) и побои привратника (подверника), за что взыскивался штраф в размере одного рубля в пользу князя и десяти денег пострадавшему подвернику.
За наиболее тяжкие преступления ПСГ определяла смертную казнь. Она, как правило, назначалась за “перевет“ (измену феодалом своему князю), кражу из кремля, конокрадство, поджог, за кражу, совершенную в 3-й раз (рецидив). Воров и конокрадов сжигали или вешали, поджигателей самих бросали в огонь. Отсечение головы применялось к изменникам. Другим наказанием, назначаемым в суде, была продажа, то есть штраф в пользу князя размером не более двух рублей.
Основными судебными органами в Псковской феодальной республике были: вече, князь, который судил совместно с посадником, старосты и братчины (объединения людей со взаимной ответственностью). При судах состояли дьяки, писцы, приставы и другие.
Судебный процесс в Пскове имел состязательный характер, однако роль самого суда в решении споров была относительно велика. Зачастую процесс начинался по инициативе суда, который вызывал ответчика в суд по повестке (позовнице). Неявка на суд влекла за собой проигрыш дела. Ответчик в суд мог доставляться и насильно.
Основными доказательствами по ПСГ были: собственное признание, свидетельские показания, письменные документы, поличное (обнаружение у вора краденного), рота (присяга), судебный поединок (поле).
При судебном поединке побежденный проигрывал процесс. Старики, дети, женщины, калеки, попы, монахи могли вместо себя выставить наемного бойца - наймита для участия в поединке с послухом. Послух (свидетель) наймита вместо себя выставить не мог (ст. 21). Если же присуждался поединок между женщинами, то они обязаны были сами выходить на “поле” (ст.119).
Судебные решения в Пскове оформлялись письменно.