Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–егламентаци€ в национальном законодательстве некоторых государств




Ћекци€ 1. ‘илософска€ концепци€ происхождени€ прав

„еловека и ее регламентаци€ в национальном

«аконодательстве некоторых государств

ќсновные пон€ти€:

ѕрава человека; естественные права; неотъемлемые и неотчуждаемые права; принцип равенства; принцип непри≠косновенности личности; принцип демократического устрой≠ства общества; субъект права; равенство всех субъектов пе≠ред законом; принцип презумпции невиновности; политиче≠ские права.

ѕрава человека - неотъемлемое свойство личности и чело≠веческого быти€. ѕоэтому процесс формировани€ концепции прав человека прошел длительный путь, тесно св€занный с исто≠рией развити€ человеческого общества. Ќачало его восходит к первым формам общественной жизни людей, которые вызвали необходимость регулировани€ их поведени€ в окружающем ми≠ре.

—ледует отметить, что права человека - это не только абсо≠лютный критерий развити€, но и результат длительного истори≠ческого процесса.

ѕо поводу происхождени€ прав человека имеютс€ 2 теории: естественно-правова€ и позитивистска€.

ѕо словам италь€нского, профессора „ерони, дл€ естест≠венно-правовой теории характерно выведение прав человека Ђиз области морали, критериев справедливости безотносительно к юридическим пор€дкамї. ≈стественно-правова€ концепци€ ак≠центирует внимание на свободе и автономии личности, ее инди-


видуальности. »де€ естественных прирожденных прав человека призвана была поставить заслон всевластию государства, которое преп€тствовало развитию свободы, индивидуализма и автономии личности и заложила основы правового государства. ÷енность естественно-правового учени€ состо€ла в опоре на нравственные принципы и категории свободы, справедливости, человеческого достоинства и счасть€.

—огласно второй теории права человека, их объем, и содер≠жание определ€ютс€ государством, которое Ђдаруетї их челове≠ку.

»деи естественного равенства людей - равенства по приро≠де были высказаны древнегреческими софистами (ѕротагор, јн≠тифон, Ћикофрон) и китайскими мыслител€ми (ћао-÷зы и  он≠фуций) еще в 7-4 вв. до н.э. ¬ 6 веке до н.э. греческий архонт (высшее должностное лицо в древнегреческих полисах - городах-государствах) —олон разработал конституцию, котора€ закреп≠л€ла некоторые принципы демократического устройства общест≠ва, касающиес€ привлечени€ к ответственности чиновников за произвол по отношению к населению.

»деи равенства всех людей можно найти и в раннем христи≠анстве. ƒл€ этого периода характерны такие постулаты как, каж≠дый получает награду по своему труду; где нет закона, там нет и преступлени€.

ƒревнеримским юристам принадлежит заслуга в разработке пон€ти€ субъекта права и равенства всех субъектов перед зако≠ном.  ак утверждал ÷ицерон: Ђѕод действие закона должны подпадать всеї, но равна€ правосубъектность в тот период каса≠лась лишь свободных римских граждан, исключа€ рабов.

¬ период средневековь€ с его сословно-иерархической структурой общества права человека рассматривались как приви≠леги€ отдельных сословий, равенство прав обусловливалось при≠надлежностью к одному сословию. ќднако, сословна€ ограни-


ченность прав человека не умал€ет исторического значени€ анг≠лийского документа Ч ¬еликой ’артии ¬ольностей 1215 года, который впервые закрепил право на неприкосновенность лично≠сти. ќсобое место занимает ст.39 ¬еликой хартии, котора€ пре≠дусматривала возможность применени€ наказани€ свободных не иначе как по законному приговору равных и по закону страны.

—хожие нормы были закреплены в —татуте ¬еликого кн€≠жества Ћитовского 1588 года. ¬ нем провозглашаетс€ формаль≠ное равенство всех перед законом, все должны судитьс€ Ђтым одным правом писанымї, хот€ сам закон не был равным дл€ всех. ѕростые люди не допускались на соймы, хот€ в —татуте говорит≠с€, что все простые люди наравне с феодалами участвуют в из≠брании государ€.

ѕетици€ о праве 1628 года, относ€ща€с€ уже к периоду формировани€ буржуазного стро€ в јнглии, возлагала на корол€ определенные об€занности, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации. ƒальней≠шим шагом по пути обеспечени€ прав человека €вилс€ Habeas Corpus Act 1679 года, который ввел пон€тие Ђнадлежаща€ проце≠дураї, установил гарантии неприкосновенности личности, прин≠цип презумпции невиновности (в уголовном праве положение, согласно которому обвин€емый (подсудимый) считаетс€ неви≠новным, пока его вина не будет доказана в установленном зако≠ном пор€дке).

јктом, который закрепил компромисс между упрочившейс€ буржуазией и прав€щей верхушкой землевладельцев, утвержде≠нием конституционной монархии стал Ѕилль о правах 1689 го≠да. Ѕилль внес неоценимый вклад в развитие прав человека, уста≠новив свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращени€ подданных с петицией к королю.

”казанные нормативные акты - свидетельство Ђпервоот≠крывательстваї јнглии в области прав человека. Ёти нововведе-


ни€ стали возможны в св€зи с интенсивным развитием буржуаз≠ных отношений, усилением власти буржуазного сослови€, требо≠вавшего положить предел феодальному произволу.

ѕоследующее развитие идеалов свободы и прав человека, которые воплотились в великих исторических документах, про≠изошло в —Ўј. ”чение естественного права в —Ўј было разви≠то “омасом ѕэйном и “омасом ƒжефферсоном. »х идеи, касаю≠щиес€ равенства людей, неотчуждаемости таких прав, как право на жизнь, свободу и безопасность, получили закрепление в јме≠риканской ƒекларации прав ¬ирджинии 1776 года, котора€ €вилась первым государственным определением ѕ„.

»деи ƒекларации прав ¬ирджинии были развиты в ƒекла≠рации независимости —Ўј, прин€той 4 июл€ 1776 года, кото≠ра€ провозгласила жизнь, свободу и стремление к счастью в каче≠стве неотчуждаемых прав, дл€ обеспечени€ которых и создаетс€ государство.

ѕозднее прин€та€ в 1787 году  онституци€ —Ўј не со≠держала перечн€ естественных неотъемлемых прав человека. ќни содержатьс€ в 10 первых поправках к  онституции, которые бы≠ли предложены в 1789 году и составили Ѕилль о правах, ратифи≠цированный в 1791 году. ¬ажное значение в этой св€зи имеет 1 поправка, котора€ провозгласила свободу совести и политиче≠ские свободы: слова, печати, собраний, петиции и ассоциаций.

—реди законодательных актов, в которых идеи философов-просветителей получили наиболее полное воплощение, особое место занимает ‘ранцузска€ ƒеклараци€ прав человека и гражданина 1789 года. ¬ ней в четкой и лаконичной форме было раскрыто содержание прав человека, подчеркнута ценность чело≠веческой личности, определена роль государства в установлении статуса личности в гражданском обществе.

—огласно ƒекларации, права человека объ€вл€лись естест≠венными, неотъемлемыми и св€щенными. ѕричем термин Ђсв€-


щенныйї использовалс€, чтобы подчеркнуть наивысшую степень значимости декларируемых прав. ÷елью государства провозгла≠шалось - Ђобеспечение естественных и неотъемлемых правї. —реди свобод человека на первое место выдвигалась свобода вы≠ражени€ мыслей и мнений, котора€ определ€лась Ђкак одно из драгоценнейших прав человекаї.

ѕод заметным вли€нием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразовани€х в 18 веке в —Ўј и во ‘ранции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение и в царской –оссии.

ќдним из первых защитников таких идей в –оссии был ј.Ќ.–адищев (1749-1802). Ёти идеи он использовал дл€ критики российского самодержави€ и крепостничества. — естественно-правовых позиций он развивал представлени€ о свободе и равен≠стве всех людей в естественном состо€нии, о договорном проис≠хождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу слова и мысли, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй.

≈стественную свободу и равенство всех людей отстаивали и декабристы.

Ќеотчуждаемые права и свободы человека, положени€ ƒек≠ларации 1789 года, идеи правового государства получили под≠держку и защиту в трудах многих известных русских ученых, та≠ких как: Ѕ.Ќ.„ичерин (1829-1904), ѕ.».Ќовгородцев (1866-1924), ¬.—.—оловьев (1853-1900), Ќј.Ѕерд€ее (1874-1948).




 


 онтрольные вопросы к теме є1

1.  ака€ историческа€ эпоха стала решающим этапом в
формировании концепции прав человека?

2.  акой документ впервые закрепил право на неприкос≠
новенность личности?

3.  акой документ €вилс€ первым государственным
определением прав человека?

4.  акие существуют теории происхождени€ прав челове≠
ка? ¬ чем их суть?

5. ¬ каком документе целью государства провозглашалось
Ђобеспечение естественных и неотъемлемых прав человекаї?






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 406 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

1693 - | 1498 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.