Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современная теологическая философия




Западную религиозную философию представляют такие фил. школы как, персонализм (Ж.Лакруа. Э.Мунье. Д.Ройс.) христианский эволюционизм (П.Тейяр), неопростестантизм (Э.Трельч, А.Гарнак, П.Тиллих. Р.Бультман.), неотомизм (Ш.Маритен, Э.Жильсон, Р.Гвардини, А. Швейцер и др.).

Главными вопросами, которые находятся в центре внимания этих философских направлений, являются: бытие Бога, как творца всего сущего, бытие человека, как его высшего творения, отношение к Богу, смысл человеческого бытия, его историческая миссия. Вопросы этики, эстетики, космологии, современная теологическая философия рассматривает через призму христианского учения. Развитие европейского гуманизма связано с историей и развитием христиан­ства. Большое внимание религиозная философия уделяет проблемам сочетания веры и разума, науки и религии, возможности синтеза философии, теологии и науки при определяющим влиянии теологии.

Путь обновления религиозной философии совре­менные теологи видят в уходе от абстрактных учений о человеке и обращении к изучению целостной дина­мики жизни и цивилизации, познании истинных и веч­ных ценностей. Благодаря такому подходу к задачам философии религиозно-философской доктринь проводимые в жизнь католической церковью, папой Иоанном Павлом 2 стали популярны в 20 веке.

В персонализме основным объектам исследований является творческая субъективность человека.

Персоналисты объясняют все проявления челове­ка через причастность к Богу. Суть человеческой лич­ности, персоны - душа. Именно она концентрирует в себе космическую энергию, отличается самосоэна-тельностью. Персоналисты указывают на опасность таких черт в человеке, как эгоизм и коллективизм, подавляющий индивидуальность личности.

Они призывают выявить истинную сущность чело­века, возродить его индивидуальность, через пони­мание себя как неповторимой уникальной субъектив­ности. История и общество развиваются через лич­ность человека. Основной проблемой персонализма является во­прос свободы и нравственного воспитания чеповека. Правильным путем считается стремление человече­ской личности к добру, совершенству, идеям которые указывает Бог. Высокая мораль, нравственное и ре­лигиозное воспитание - залог построения общества гармоничных личностей. Личность становится глав­ной персоной в процессе коммуникаций, активного диалога с другими людьми. Коммуникация один из основных способов преобразования мира, в котором человек играет главную роль.

Философия неопротестанства сч/тает основной своей проблемой - вопрос познаваемости Бога и своеобразия христианской веры. Познание Бога на­прямую связано с самопознанием человека, поэтому учение о Боге выступает в форме учения о человеке. Основная задача философов неопротестанства создание теологии культуры, которая с позиций рели­гии могла бы объяснить все явления жизни, подтвер­дить роль Бога как первоосновы всего сущего.

Наиболее авторитетное течение современной тео­логической философии, получившее официальное признание католической церкви - неотомизм. Видны­ми представителями являются Э.Жильсон,

Ж.Миритен, Е.Корет. Его теоретический фунда­мент составляет философия Фомы Аквинского, в ос­нове которой идеи гармонического единства веры и знания, религии и науки, признание ценности истин разума и веры, и примата теологии над философией. Неотомизм стремится к синтезу материализма и идеализма, к синтезу сциентических и антропологи­ческих учений современности.

Современные неотомисты стремятся разрешить противоречия между материей и идеей, гностициз­мом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания. К основным задачам неотомизма можно отнести: доказательство правильности католи­ческой веры и философии, приспособление этой ве­ры к современным условиям, распространение като­лицизма в массы. Неотомисты создали новый образ человека, который творит свой культурно-историчес­кий мир под Божьим началом.

 

ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ИСТОРИИ

Проблема бытия - одна из самых главных проблем фил. Термин "быть" в фил. становится категорией онтологии, где речь идет об истинно сущем, едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое сущест­вование. Бытие как фил. категория обозначает ре­альность, лежащую за пределами возможности чело­веческого опыта, а поэтому не зависящую ни от чело­века с его сознанием, ни от человечества. Бытие - это реально существующая, объективная самостоятель­ная, вечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Становление философии начиналось с изуче­ния проблемы бытия. Именно попытка понятия сущ­ности бытия была в основе антологии античной, древнеиндийской и китайской философий и лишь затем решались задачи гносеологии, логики и др. проблемы.

Основными формами бытия являются: матери­альное бытие - существование мат. тел, явлений природы, вещей созданных трудом человека;

идеальное бытие - бытие человека как природного и социального существа;

человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного;

социальное бытие - бытие отдельного человека и бытие общества.

На протяжении всей своей истории люди стояли перед проблемой: либо признать наличие бытия, ли­бо объявить свое существование самодостаточным и не нуждающимся в помощи и покровительстве Абсо­люта. Фил., принимая и оправдывая тот или иной вы­бор, являла себя в истории то как фил. бытия, то как фил. свободы. Фил. бытия обосновала зависимость человеческого существования от вечного и абсолют­ного: Бог, Разум и т.д. Фил. свободы доказывала, что человек является творцом истории и своей жизни. Проблема бытия то исчезает из фил. рассмотрения, то появляется вновь, - это свидетельство онтологи­ческой потребности человека признать нечто, пре­восходящее и превышающее человеческое сущест­вование. Возвращение к теме бытия всегда начина­ется с вопроса о смысле жизни. Впервые проблема бытия введена в философию античным мыслителем Парменидом (5-4 вв. до н.э.).

В результате кризиса веры в могущество богов Олимпа стали рушится основы и нормы социальной жизни, а человеческом сознании зародились отчая­ние и неуверенность в своем будущем. Людям нужна была новая вера как опора в жизни, Философия от­крытием Парменида попыталась успокоить совре­менников понятием Абсолютной мысли, которая яв­ляется гарантом надежной и спокойной жизни. Люди снова обрели уверенность в том, что мире все подчи­нено порядку и необходимости. Под необходимостью Парменид подразумевал Божество, Правду, Прови­дение, Судьбу, что по определению вечно и неунич­тожимо. Абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а Логос - космический Разум. Человеческий ум спосо­бен познавать только посредством общения с Разу­мом, который и есть бытие. Человек не открывает истину, истина открывается ему через контакт с бы­тием. Бытие - свет, который можно увидеть только глазами разума.

В христианской философии истинное бытие - Бог, который творит своей волей и своей премудростью. В отличие от античного Абсолюта, Бог христианства предстает живым и личностным. Человек, созданный по образу и подобию, обладает всеми его чертами и поэтому является существом личностным. Истинная свобода человека - в отказе от собственной воли.

В новое время люди перестали признавать свою зависимость от Бога, они присвоили себе право Творца и стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и несо­мненное подлинное бытие. Человек оправдал свое право преобразовывать мир. Философия бытия усту­пила место фил. свободы, центральной проблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

Основоположник фил. Нового времени Р.Декарт сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1339 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2483 - | 2177 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.