В истории философии проблема сознания шла двумя путями. Первый состоял в описании способов, каким вещи даны в сознании. На философском языке это называлось описанием феномена сознания. Второй - объяснял, как возможно само сознание, т.е. объяснял сам феномен сознания.
В философии античности и Нового времени эти способы не различались, а поэтому считалось, что если описано, как вещи существуют в сознании, то вопрос о его природе исчерпан. Философия, описывая способ существования вещей в сознании, "растягивала во времени и пространстве акт сознания путем выделения таких его "шагов", как ощущение, восприятие, представление и т.д.
Современные философы взяли на себя смелость поставить вопрос, как и почему возникает связь человека с миром и одновременно с самим собой. Философия дает достоверные ответы на многие вопросы, но проблема сознания до сих пор остается загадкой для мыслителей современности.
Сознание - это то, что отличает человека от других живых существ, оно с давних пор было предметом внимания всех тех, кто хотел изучить и понять человека. Исторически первым был термин душа. В античности наши предки отдавали главенство душе, а не телу, именно душа была носителем божественного, она существовала сама по себе и была бессмертна. Довольно скоро встала необходимость наряду с понятием душа ввести понятие "ум", как характеристику индивидуального сознания, в противоположность чувствам и эмоциям:
И.Кант выделил в качестве исходных способностей души способность чувственного познания, далее рассудок, потом разум, и вывел принцип внутреннего единства психики человека, его сознания, его души. Разум, как высшая познавательная ценность получил название "интеллект".
Существуют различные теории происхождения сознания; Космическая природа сознания - сознание независимо от человека, оно неделимо, едино, цельно по своей сути и исходит из Космоса.
Биологическая точка зрения: сознание - порождение живой природы, присущее всем живым организмам, а не только человеку.
Человеческая точка зрения: сознание - продукт человеческого мозга и присуще только человеку.
Сознание выступает как образ окружающего нас мира. Оно отражает мир и материю. Поэтому сознание можно определить как субъективный образ объективного мира. Сознание в некотором смысле вторично по отношению к материи. По времени своего существования материя существует вечно. Сознание же появляется только со становлением общества и рождением человека. Возраст сознания в сравнении с возрастом материи очень мал, оно формировалось в ходе развития человека и обособления его от животных в течение 2,5-3 миллионов лет. Это сравнительно молодой феномен, порожденный материей в ходе ее развития. Сознание - продукт развития человека и общества или продукт высокоорганизованной материи. Оно имеет идеальную природу - это положение признают и материалисты: идеальное сознание про-изводно от материи.
В фил. существует несколько подходов к проблеме сознания:
Физикалиэм - материалистический подход к проблеме сознания, отрицающий его как самостоятельную субстанцию и объясняющий его как порождение материи с позиции физики и других прикладных наук.
Солипцизм - крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивидуально, оно -единственная достоверная реальность, а материальный мир - его порождение.
Объективный идеализм - признает наличие и сознания и материи, сознанию отдает первичную роль, и рассматривает его в отрыве от личности как часть мирового сознания".
Умеренный материализм - точка зрения большинства философов, в соответствии с которой сознание -это особое проявление материи, способность высокоорганизованной ма*ерии отражать саму себя.