Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Натурфилософия эпохи Возрождения




Философия эпохи Возрождения - важнейший этап в истории развития философии. Ренессанс в Европе занимает период 14-16 вв. В это время возникли фи­лософские теяения, которые объединяла антицер­ковная и антисхоластическая направленность, уст­ремленность к человеку, вера в его интеллектуаль­ный, физический и духовный потенциал, жизнеутвер­ждающий и оптимистический характер.

Само название эпохи говорит о возрождении инте­реса к античной философии и культуре, которые ста­новятся образцом для современности.

Вместе с тем происходит возрождение христиан­ской духовности, появляются ревнители церкви, про­тестующие против роскоши папства.

Основными предпосылками для возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были: кризис феодализма, совершенствование орудий тру­да и производственных отношений, развитие ремесел и торговли, появление независимых от церкви и фео­далов городов, появление парламентов, повышение уровня образованности, кризис церкви и схоластиче­ской философии, географические и научно-технические открытия.

Главной особенностью философии Ренессанса является антропоцентризм, главной темой исследо­ваний становится не Бог, а человек, его судьба, его место в мире. Возникает новая система ценностей, в которой на первое место выходят проблемы человека и природы, а затем религии с ее проблемами.

Религия отделяется от науки, политики и морали -это одна из главных черт культуры и философии эпо­хи Ренессанса. Начинается эпоха становления опыт­ных наук, их роль признается как единственная дающая истинное знание о природе (Коперник, Кеп­лер, Галилей, Бруно и др.). Основным идеологом это­го течения философии был Николай Кузанский - пер­вый выдающийся представитель понтеистической философии эпохи Возрождения. Кузанский сближает Бога с природой, приписывая природе божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность в пространстве.

Для него Земля не является центром мира. Он вы­сказывает идеи применительно к пониманию приро­ды, единство противоположностей, единое и множе­ство, возможность и действительность, бесконеч­ность и конечность в природе. Н.Кузанский высказал и обосновал понятия научного метода, проблему творчества. Он утверждал, что возможности человека в области познания безграничны. Его аоззрения ока­зали воздействие на последующие идеи фил. эпохи Возрождения.

Величайшим гением этого периода был Джордано Бруно. Он, отбросив все церковные догмы, развил гелиоцентрические идеи Коперника, открыл сущест­вование множества миров. Бруно много писал о Боге, но его Богом была Вселенная. Он отрицал Бога, дик­тующего законы миру. Человек для Бруно - часть природы. Его любовь к познанию и сила разума воз­вышают его над миром.

Огромное значение для развития философии эпо­хи Возрождения имели труды Галилео Галилея. Его открытия в астрономии переросли в жестокую поле­мику с церковью, которая отстаивала аристотелевско-птолемеевскую картину мира. Галилеи призывал изу­чать природу только опытным путем на основе мате­матики и механики. Он считал, что к истине могут вести два метода: резолютивный и композитивныи. Оба эти метода образуют научную методологию, ко­торая включает в себя эксперимент. Научная мето­дология Галилея, опираясь на математику и механи­ку, определила его мировоззрение как механический материализм. Бог у Галилея - это перводвигатель, сообщивший движение планетам. Дальше "механизм" в природе заработал самостоятельно и стал обла­дать своими собственными закономерностями, кото­рые должны изучать науки. Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу.

Натурфилософские идеи мыслителей эпохи Возрождения оказали определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового Времени

 

 

Философия нового времени

Начало 17 в. ознаменовалось бурным разви­тием естествознания. Потребности мореходства оп­ределили необходимость развития астрономии ко­раблестроения. Военное дело стимулировало разви­тие математики и механики. Благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея возникает эксперимен­тальное естествознание. Р.Бойль применил открытия механики в химии, В.Гарвей открыл кровообращение. Выдающийся вклад в развитие математики, механи­ки, физики и физиологии внесли ученые Декарт и Лейбниц.

Наука из служанки богословия превращается в производительную силу. Возникает необходимость философского осмысления новых научных фактов, разработки обшей методологии познания.

Для философии Нового времени характерна силь­ная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания. В процессе решения этих проблем в философии образовались два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.

Сенсуализм возник и распространился в передо­вых странах Европы, сначала в Англии в 1-й пол. 18 в. а затем во Франции во 2-й пол. 18 в.

Эта теория являлась философским обоснованием естественнонаучного и социального познания.

Основной тезис эмпиризма гласит: " В разуме нет ничего такого, чего бы ни было в чувствах, "чувства и опыт - источник знания, разум - лишь систематизатор чувственных данных».

Сенсуализм - философское гносеологическое уче­ние, в котором главная роль в процессе познания отводится активной деятельности чувств человека (назв. сенсус - чувство.)

Родоначальником эмпиризма стал английский фи­лософ Ф.Бэкон, им был выведен индуктивный метод, в основе которого были наблюдения, анализ, сравне­ние и эксперимент. Он признавал существование ве­щей объективным, не зависящим от психических спо­собностей человека. Бэкон выводил ощущения из действия вещей на наши органы чувств. Недостатком гносеологических теорий было узкое, ограниченное представление о субъекте познания, оторванность теории от проблем общества и истории.

В отличие от эмпиризма, рационализм главным ис­точником знания считает мысли и понятия. Мир сам по себе разумен, следовательно, познаваем средст­вами разума (иррационализм считает мир непозна­ваемым, неразумным). Рационализм противоположен сенсуализму. Истинное невозможно познать чувства­ми, они слишком слабо развиты по сравнению могу­ществом разума.

Основоположник рационализма, великий философ и математик Р.Декарт (1596-1650) считал врожден­ными основные идеи и свойства человеческого ума. Критерий истины он усматривал в ясности и отчетли­вости нашего мышления. Для постижения истины необходим определенный метод познания, его нужно разделить на столько частей, на сколько возможно, для лучшего преодоления. Сложное объясняйте про­стым - учил Декарт. Исследователь должен подвер­гать сомнению все знания прошлого. Сомнения по Декарту - это не путь к отрицанию познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Пользу­ясь своим методом, он заложил основы аналитиче­ской геометрии, объяснил образование и движение небесных тел, понятие переменной величины, открыл рефлекс.

Активно развивал идеи Декарта Г.В.Лейбниц -изобретатель дифференциального и интегрального исчисления. Он подверг сомнению значимость опыта - т.к. опыт всегда относителен и условен, он не может дать знания всеобщего.

Б.Спиноза (1632-1677), продолжая развивать уче­ние Декарта, создал сложную систему познаватель­ных способностей человека, основой которой являет­ся интуитивное знание. В своем главном труде - "Эти­ка" - он стремится к последовательному обоснованию рационализма в познании. Спиноза выдвигает мони­стическую фил протяженной и мыслящей субстан­ции, подразумевая под ней Бога, отождествленного с природой.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 567 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.