Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Зарубежная философия 20 века




Развитие классической философии, стремившейся к выработке единого целостного учения о мире и человеке, завершилось к середине 19 в. В совре­менной философии, получившей название некласси­ческой или постклассической, многочисленные школы и концепции группируются вокруг нескольких основ­ных направлений. Период с 20-х по 90-е годы озна­меновался формированием ряда крупных фил. на­правлений, которые создают "фил. картину" века: позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, неото­мизм, психоанализ и др.

Позитивизм. Его создателем считается Опост Конт, который выделил три этапа в истории челове­ческой мысли: теологический, метафизический и по­зитивный. Позитивный этап - это этап, когда все яв­ления мира люди начинают объяснять не идеей бога и разума, а на основе опыта, эксперимента, позитив­ных, положительных данных науки. Факты, экспери­мент опыт - это основания для философских заклю­чении. Каждая наука - сама себе философия, она не нуждается в умозрительных принципах и основаниях. Позитивизм рассматривается как фил. отрицания философии. Идеи позитивизма получили развитие в 20 в. в работах Э.Маха, Р.Авенариуса, Б.Рассела, Р.Карнапа.

Основные принципы позитивизма: опыт является первичным и единственным источником знания, каж­дая наука вырабатывает собственные внутренние принципы исследования своего объекта. Вещи - это комплексы ощущений, задача фил. - изучение языка и методов науки. Позитивизм в своем развитии раз-делился на логический позитивизм (изучение логики науки! и семантический позитивизм (изучение языка науки).

прагматизм. Основателем считается И Бейтам, который ввел принцип утилитарности, полезности как основания оценки всех явлений жизни. Крупнейшими представителями прагматизма являются У.Джемс, Д.Дюн, С. Хук, Ч.Пирс. Прагматизм в качестве истины утверждал принцип полезности, практической ценно­сти тех или иных научных положений, истинно то, что приносит пользу. У каждого человека свой критерий оценки полезно­сти, поэтому каждый прав по-своему. Отсюда выво­дится основной принцип прагматизма - плюрализм истин.

Психоанализ. Одно из наиболее влиятельных идейных течений 20 века. Его основы как фил тече­ния заложены З.Фрейдом, продолжатели: К.Г.Юнг, А.Адлер, К.Хорни и неофрейдисты В.Райх, Г.Маркузе Э.Фромм, представители постмодерна.

Фрейд открыл в сознании чел. особую бессозна­тельную сферу, играющую ведущую роль в челове­ческой жизнедеятельности. Сложный пласт бессозна­тельного, включающий в себя детские переживания комплексы, инстинкты, страхи, суеверия, вытесняется за порог сознания, обусловливая большинство психи­ческих состояний человека.

Экзистенциализм. Философское течение, возник­шее в 30-40-е годы 20 столетия. Основателем счита­ется С.Кьеркегор. Он выступил против рационализма классической философии, обвинив разум в поглоще­нии индивидуальности.

Самые глубокие истины не познаются логически, а переживаются непосредственно. Философствование и есть переживание вечного в конечном существова­нии человека, что значительнее общих законов и за­кономерностей. Крупнейшие представители1 Ж.Сартр, К.Ясперс, А.Камю, М.Хайдеггер. Смысл жизни они видят в противостоянии действительности или в уходе от нее.

Неотомизм. Получил широкое распространение в Европе, Основано на учении средневекового схола­ста-философа Ф.Аквинского. Неотомизм с 1879 г. является официальной философией Ватикана Ос­новные его представители Ж.Маритен, О.Гассет. Ос­новная идея неотомизма заключается в утверждении о необходимости доказательства бытия Божия с по­мощью средств науки, в том числе философии. К традиционным доказательствам неотомисты добав­ляют современные достижения науки. Неотомисты модернизируют религию с учетом научных открытий, постоянно приводя религию в соответствие со свет­скими концепциями.

 

ПОЗИТИВИЗМ

Современная философия характеризуется многообразием форм и сложным содержанием, она состоит из большого количества школ, направлений, концепций, в которых отражен духовный потенциал нашей эпохи. Основными моделями современной философской мысли стали позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм.

Эти направления в философии рассматривают проблемы, которые имеют общечеловеческую цен­ность: роль философии и научного познания, человек и его жизнедеятельность, взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного, сво­бода и необходимость и т. д.

Позитивизм - наиболее распространенное течение западной фил. 19-20 вв. Основателем позитивизма считается О.Конт (1798-1857), который ввел понятие позитивизм, изложив свои идеи в курсе "Позитивной философии", он положил начало многочисленным позитивистским теориям и концепциям 19-20 вв. Фи­лософия позитивизма изучает способы и методы дос­тижения положительного, позитивного знания.

Позитивисты отказались от рассмотрения про­блем, которые нельзя доказать с помощью экспери­мента. Это философское направление выступало за то, чтобы философия опиралась только на достовер­ное научное знание; она должна исследовать лишь факты, а не их внутреннюю сущность, опираться на научный метод в исследованиях, используя научный арсенал отказаться от оценочной роли. Философия О.Конта, Д. Миля, Г.Спенсера является первой исто­рической формой позитивизма.

Вторая историческая форма позитивизма возника­ет в конце 19 - начале 20 веков. Ее создатели Э.Мах (1836-1916) и Р.Авенариус - создатель эмпириокри­тицизма, и физик, математик, философ Ж.Пуанкаре. Они заявляли, что позитивизм не является филосо­фией материализма или идеализма, а представляет собой фил, реализма; любое положительное научное знание - физическое, астрономическое - само по себе знание философское, и философия не может иметь своего, отдельного от наук предмета. Основная идея махизма - в основе философии должен лежать критический опыт. Основное внима­ние махисты уделяли " физическим" и "психическим" элементам мира в опыте людей, э также совершенст­вованию "позитивного языка науки".

Неопозитивизм - третья историческая форма по­зитивизма. Ее прародителями явились философы "Венского кружка" - М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат, Л.Витгенштейн. Начиная с 1930 г., они пропагандиру­ют неопозитивизм как фил. логического позитивизма. В дальнейшем он развивался как аналитическая фи­лософия. Их главная идея - в изучении и анализе языка науки, поскольку именно он - главное средство, через которое человек позитивно, достоверно и науч­но воспринимает мир. Основные их труды посвящены логическому и лингвистическому анализу языка, взаимосвязи морали и христианства, аналитическим и культурологическим проблемам.

Четвертая волна позитивизма - "постпозитивизм". Главные представители К.Поппер (1902-1994), Т.Кун. Основную идею выдвинул К.Поппер, сформировав­ший концепцию критического рационализма. Он отхо­дит от приоритета логического исследования языка и научного аппарата и обращается к истории науки, исследуя не структуру научного познания, а развитие научного знания. По мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, преодолевая падения и торжествуя на взлетах, но общая ее тенденция - это рост и совершенствование научного знания. Поппер много внимания уделял со­циальным проблемам, боролся с тоталитаризмом и насилием. Основные вопросы постпозитивистов -возникновение новых теорий, пути их признания, кри­терии сравнения новых научных теорий, проблема конкуренции между альтернативными теориями. По­следователи Поппера (И.Лакатос, Т.Кун) внесли большой вклад в развитие фил мысли, они исследо­вали структуру научных революций, разработали ме­тодологии программ научных исследований, изучили роль традиций в развитии науки, объясненили крите­рии социального прогресса.

 

ПРАГМАТИЗМ

Прагматизм - название фил. воззрения, кото­рое видит наиболее яркое проявление человеческой сущности в действии, и ценность или отсутствие цен­ности мышления ставит в зависимость от того, явля­ется ли оно действием, служит ли оно действием, жизненной практикой. Прагматизм занимается выра­боткой арсенала конкретных средств, для того чтобы помочь людям разрешать практические задачи в ус­ловиях постоянно меняющегося мира.

Философия прагматизма возникла и получила при­знание в США, поскольку ее принципы выражали "дух" среднего американца, и указывала ему крат­чайший путь для достижения "американской мечты". Основателями прагматизма считаются американские фил. Ч.Пирс и у!Джемс и основной разработчик тео­рии, автор более 30 книг и 900 научных статей, по мнению самих американцев - самый значимый фило­соф Америки старого времени - Дж.Дьюи (1859-1952). Он новаторски переработал важнейшие фило­софские проблемы, разрушив при этом устаревшие стереотипы традиционной философии. В своих ис­следованиях он основное внимание уделял опыту, т.к. исповедовал философию эмпиризма. Носителем опыта он считал человеческое сознание, подразде­ляя его на чувственное, сверхчувственное, религиоз­ное, моральное, социальное и т.д., утверждая тем самым, что в совокупности опыт охватывает все сфе­ры жизни. Опыт он возносил до уровня центрального понятия философии, вокруг изучения которого необ­ходимо сконцентрировать все фил. исследования. Основной задачей фил. он считал преобразование опыта и его совершенствование во всех сферах че-ловеческойжизни.

Значительная доля опыта накапливается при взаимодействии индивида с обществом. Важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества. Для этого, не­обходимо проведение социальной реконструкции, которая включает в себя ряд важнейших социальных стадий и мероприятий: справедливое распределение собственности и материальных благ, улучшение благосостояния, совершенствование демократии, обеспечение прав человека, совершенствование ап­парата управления, сокращение паразитирующей прослойки.

Прагматики распространяют утилитарный подход на науку, понятия и категории которой отождествля­ются с инструментами действия в зависимости от ситуации. Помимо социальной реконструкции наука считается ключевым средством совершенствования опыта с использованием совершенных методов и высоких технологий. Наибольших результатов можно достичь, применяя эти технологии в образовании.

Одним из путей реконструкции опыта Дьюи считал совершенствование мышления. Основная задача науки - оптимальное достижение цели. Для этого необходим совершенный научный метод. Научным методом являются конкретные шаги по превращению нерешенной задачи в разрешенную. Истинным счи­тается метод, позволивший достигнуть цели.

Значительным считается разработка Дьюи теории научного метода и учения о проблематических ситуа­циях и его труды в области проблем морали и соци­альной философии.

При определении истины прагматики делают ак­цент на аксиологию, на ценностные характеристики, Истиной объявляется все, что приносит выгоду, слу­жит действию, она в их понятиях - "полезность". По­этому главным критерием чел. деятельности являет­ся успех, который возведен в ранг абсолюта, превра­тившись в единственный критерий истины и в само содержание истины.

Философия прагматизма проявляет повышенный интерес к изучению поведения человека. С их точки зрения оно детерминировано верой (готовностью поступать определенным образом), привычкой или убеждением. Универсальным способом изменения социума и человека является изменение привычек.

Прагматизм оказал огромное влияние на общест­венное сознание. Но он ограничивает кругозор чел. нуждами текущего момента, не позволяя заглянуть в будущее, мешая понять настоящее. Прагматизм, сблизившись с неопозитивизмом, уводил людей от реальности.

 

ПСИХОАНАЛИЗ

Основателем психоанализа является авст­рийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал концепцию бессоз­нательных психических процессов и мотиваций, пе­ренеся их на социальные явления.

Фрейд представляет психику чел. состоящей из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательного, которые разделены особой психи­ческой инстанцией - предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реаль­ность, которая присуща каждому человеку, существу­ет наряду с сознанием и в значительной степени кон­тролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая соотноси­лась с соответствующими системами психики, топо­графической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев:" Оно"(бессознательное), "Я" (сознание чело­века), "Сверх-Я" (влияющая на личность внешняя реальность). После формирования "Сверх-Я" в ре­зультате интерпрекции социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает дей­ствовать как целое.

Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемле­мое.

Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает "первую психоаналитическую систему, согласно кот. в основе бессознательного лежит сек­суальный инстинкт - "либидо". Эта теория была под­вергнута критике, и в 20 г. Фрейд разрабатывает вто­рую психологическую схему, в которой энергией бес­сознательного управляют ' Эрос" - инстинкт жизни, и "Тиатос" - инстинкт смерти.

Поведение чел. определяется инстинктом родово­го самосохранения. Все остальные стремления -следствия неудовлетворенности и переключения сек­суальной энергии на другие области. Фрейд, следуя традициям социологии и антрополо­гии, осуществил биологиэацию человека, сведя соци­альные и психические явления к элементарным фи­зиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших проблем психоанализа - "эди­пов комплекс", бессознательное влечение к родите­лю. Переживание этого комплекса определяет на­правление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культу­ры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд -проблема конфликта человека и общества.

По Фрейду, каждый человек стремится к удовле­творению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждеб­ное отношение человека к культуре общества.

Принципы и методы психоанализа Фрейд исполь­зует для анализа религии и религиозности. Он обра­щает внимание на такие функции религии, как иллю­зорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отри­цая ценность религии предложил переход от религи­озной веры к атеизму.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Райх, Г.Юнг, Э.Фромм.

Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрей­дизм и построил свое учение на понятиях социально­го характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека: потребно­сти, схожие с потребностями животных, и потребно­сти человека. Он поставил проблему чел. существо­вания и выявил основные его противоречия: патриар­хат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т.д. Цель его фил. - помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения - культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Одним из крупнейших и влиятельных течений современной философии является экзистенциализм. Он сформировался в Западной Европе в период ме­жду двумя мировым/ войнами. Большее влияние на идеи экзистенциализма оказали работы датского фил. середины 19 в. С.Кьеркегора и нем. фил начала 20 в. Э.Гуссерля. Родоначальники этого течения -нем. фил. М.Хайдеггер (1889-1976), К.Ясперс (1883-1969) франц. философ Ж.Сартр (1905-1980), Г.Марсель (1889-1973), А.Камю (1913-1960).

Экзистенциализм явился философской реакцией на позитивизм. Эта философия является антрополо­гической по своей направленности, ее центральная проблема - человек и его существование в мире, проблема отчуждения индивида от общества. Экзи­стенциализм понимает отчуждение индивида как пре­вращение деятельности человека, ее продуктов в самостоятельную, довлеющую над ним, враждебную ему силу, и как противостояние человеку государства, его институтов и других членов общества.

Экзистенциализм - философское выражение глу­боких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. У поколения за­падной интеллигенции, переживших ужасы двух ми­ровых воин, эта философия вызвала интерес тем, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые попадает человечество. Почему возникают кризисы ума, нравственности и гуманно­сти? Экзистенциалисты считают, что катастрофиче­ские события новейшей истории обнаружили неус­тойчивость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Человеку, чтобы выжить, необ­ходимо разобраться в своем внутреннем мире, трез­во оценить свои способности и возможности. Эта фи­лософия сосредотачивает свое внимание на духов­ной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира.

Причины возникновения экзистенциализма: нрав­ственный, экономический и политический кризисы, открытия науки, поставившие человечество на грань самоуничтожения, приближение экологической ката­строфы, усиление жестокости по отношению к чел личности, возникновение тоталитарных режимов фа­шистского толка, издержки техногенного обществ.

С.Кьеркегор считал, что философия уделяет ог­ромное внимание второстепенным вопросам, забы­вая о проблемах конкретной чел. личности. Филосо­фия должна помочь человеку в решении его проблем, вооружить его верной теорией для решения этих проблем, помочь ему познать истину, ради которой его жизнь приобрела бы смысл, осознать самого се­бя. Философ вводит такие понятия, как неподлинное существование - полная зависимость чел. от обще­ства, отрицание своего "Я", своей уникальности; под­линное существование - выход человека из под влияния общества, нахождение себя - человек хозя­ин своей судьбы.

М.Хайдеггер считал, что бытие внешнего мира, формируется чврез бытие мира внутреннего, лично­стного. Время творит внешнее бытие. В своей работе " Бытие и время" он вводит понятие "экэистенциал", обозначающее различные выражения состояния бы­тия. Бытие для него состоит из: "бытие - с другими", "бытие - самого себя", "бытие в мире" и т.д. ''Бытие с другими" обезличивает человека, оно направлено на полную его ассимиляцию.

Обретение свободы личности и смысла личностно­го бытия возможно лишь при условии отстаивания человеком своей идентичности.

К.Ясперс в книге "Психология мировоззв$ния" под­нял проблемы экзистенциализма в 20'веке.

Он говорит о скрытых возможностях чел. личности, что в определенных условиях, так называемых "по­граничных ситуациях^ между жизнью и смертью, эти возможности проявляются, и человек осознает себя и свое "Я" и соприкасается с трансцендентальностью — полноым раскрепощением внутренней энергии, кото­рая выражается в эротике, свободе, согласии с самим собой, конечности бытия - смерти.

Учение экзистенциалистов носит нравственно-этический характер, мобилизует людей на формиро­вание активной жизненной позиции. С уходом из жиз­ни основных представителей этого течения его влия­ние ослабло, однако основные его идеи были освое­ны другими направлениями современной философии.

 

НЕОТОМИЗМ

Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мыш­ления. В Западной Европе продолжает активно раз­виваться философия христианства. Она существует в трех основных формах: фил. католической церкви, православия и фил. протестантизма.

В Европе наибольшее распространение получила философия католицизма, она названа новой теологией, а в отечественной философии - неотомизмом. Неотомизм'в 1879 г. был объявлен единственной ис­тинной философией, соответствующей христианско­му учению.

Йесхопастическая философия и неотомизм как ее ответвление развивались в русле христианской мыс­ли для размежевания с другими направлениями по интерпретации истин веры, доказательства бытия Бога. Они уточняют сущность и-границы рациональ­ности человека и моральных норм, изучают область раскрываемого в природе человека при помощи ра­зума, Вместе с тем, неотомизм занимается толкова­нием естественнонаучных теорий и социальной прак­тикой.

Наиболее влиятельными представителями неото­мизма являются Ж.Маритен (1882-1973), Э.Жильсон (1884-1978), Ю.Бохельский (1902), Е. Корет, К.Ранер (1904-1984), Ф.Стенберген (1904).

Неотомизм пытается синтезировать эмпиризм и рационализм, созерцательность и практицизм, инди­видуализм и соборность, религию и науку. Им про­должается в своеобразной форме тенденция пре­вращения философии в служанку богословия.

Основу неотомиэма составляет фил. средневеко­вого схоласта Ф.Аквинского. В его учении впервые было дано достаточно глубокое обоснование воз­можности гармоничного сочетания веры и разума,

Содержание неотомизма - это развитие основных положений томизма применительно к современным достижениям науки, социальной и духовной жизни.

Важнейший тезис неотомизма - тезис гармонии разума и веры, науки и религии, возвышение значе­ния Бога и отдельной человеческой личности, Знание христианской традиции, языка своего на­рода, литературы, культовой деятельности католиче­ской церкви, общего идейно-культурного контекста в котором находится католицизм - стоят в центре вни­мания социально-философских концепции неотомиз­ма. Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей гно­стицизмом и агностицизмом, эмпирической и рацио­нальной формой познания. Они стараются доказать правильность католической фил., приблизить католи­цизм к людям, приспособить его к современным ус­ловиям, покаяться за прошлые ошибки и попросить за них прощение. Основные части неотомизма - ме­тафизика, гносеология, натурфилософия. Основной раздел нвотомизма - метафизика учение о принци­пах бытия. Метафизика состоит из общей метафизи­ки, включающей, в свою очередь, из антологии (уче­нии о бытии), природной теологии (учение о Боге) и прикладной метафизики - учения об окружающем мире и человеке.

Центральной проблемой в неотомизме остается проблема Бога. Бог постигается как бесконечная вечная, несотеореиная, совершенная личностная реальность. Он сотворил все, что существует вне его трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире. Это ба­зисные положения любой формы теизма, которые вбирает в себя и философская модель неотомистско­го мышления.

Но. вместе с тем, неотомизм провозглашает высо­кое значение человеческой личности. Современный томизм представляет собой антропологически ориен­тированную философию. Ж.Маритен считал, что лич­ность является наиболее совершенным и благород­ным проявлением природы. Бог, создав человека, не придал ему совершенный, конечный вид. Личность рождается свободной и сама совершенствуется и развивается. В связи с принятием этих истин в фило­софии нвотомизма как в фил. экзистенциализма важ­нейшей категорией стало понятие "человеческого существования," экзистенции".

Главное, что привлекает людей к модели религи­озного мышления - это проблема богопознания.

 

ГЕРМЕНЕВТИКА

Герменевтика с греч. - искусство перевода или объяснения. Бог Гермес в греч. мифологии вы­полнял роль посредника между богами и людьми. С самого своего зарождения герменевтика была связа­на с идеями интерпретации и понимания: во времена античности она толковала иносказания, афоризмы и символы, в средние века - священные писания, в эпоху Возрождения много внимания уделялось тол­кованию памятников античности и т. д. Герменевтика явилась особым методом классической науки о язы­ке, позволяющим осмысленно толковать памятники древней литературы. Первыми герменефтиками были и средневековые теологи - схоласты, которые зани­мались пониманием и расшифровкой смысла идей Библии. Среди них своими трудами выделился Ф.Ак-еинский.

Впервые, как философская проблема, герменевти­ка была поставлена и разработана нем. философ Ф.Шлегелем (1772-1829) и Ф.Шлейермахером (1768-1834). Их заинтересовала проблема языка при отражении объективно прекрасного в поэзии, искусстве и различных явлениях культуры.

В своих трудах " Монологи" и Диалектика" Шлей-ермахер вывел два метода толкования текстов: гра­мматический, с помощью которого выявляется "дух языка", и психологический - выражающий "дух [ автора". Толковать текст имеет смысл при условии

родства душ автора и читателя.

Немецкий философ В.Дильтей (1833-1911) иссле довал историю возникновения герменефтики и опре-| делил ее как метод интерпретации культуры прошло-. го на основе воспроизведения духовной жизни исследуемой эпохи. Для полного понимания всех явлений

эпохи исследователь должен "вжиться" в нее и поставить себя на место автора. Сам акт понимания. истолкования культуры состоит из реконструкции: I речи, акта творчества автора; нахождения индивиду­альных особенностей автора текста. Шлегель и Шлейермахер доказывают важность понимания тек-

1 стов худ. произведений на основе реконструкции 1 мышления их авторов. Они трактуют герменевтику как философскую тео­рию понимания, творчества и индивидуальности.

Разработка проблем герменевтики ее методы вы­зывал интерес у исследователей с различными фи­лософскими ориентациями. Наш современник, нем. фил. Х.Гадамер отметил, что одной из привлекатель­ных черт герменевтики является ее близость к прак­тике. На этой основе он превратил герменевтику в самостоятельную науку, придал ей самостоятельный статус, рассматривал ее как метод гуманистических наук и как учение о человеческом бытии. По Гадаме-ру - вещи не существуют, пока не получат названия с помощью языковых средств. Значит, философия имеет лингвистическую природу, и это доказывается в диалогическом характере.

По мнению Гадамера, огромное влияние на пони­мание оказывает традиция. Пониманию предшеству­ет "предпонимание', которое можно корректировать и исправлять, но от которого нельзя избавиться, т. к. оно является предпосылкой всякого понимания. Но­сителем понимания традиций является язык. Толко­вание текстов совершается в контексте определен­ных традиций, обусловленных историческими и со­циокультурными факторами.

Герменевтика как философское знание - это ана­лиз самого процесса понимания движения к истине. Герменевтика - это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины.

Диалог можно рассматривать не только как акт общения двух лиц, он интересен отношением между интерпретатором и текстом. Задача толкователя -задавать интересующие его вопросы не автору, а литературным и историческим составляющим текста. Интерпретатор, исходя из объективных значений слов, их исторических вариаций и намерений автора должен понять текст и постараться вложить в него новые интерпретации.

Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все со­ставляющие культуры.

 

44 ФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Философия постмодернизма возникла во второй половине 20 в., когда европейская философия, опираясь на идеи иррационализма и идеи экзистенциалистской философии, отказалась признать ценность и необходимость разума для человечества. Для постмодернистов главное восприятие жизни - "свобода во всем". Человек должен жить "без границ", без всякой оглядки на запреты и правила, не оценивая свои поступки сквозь призму разума. Разум в фило­софии постмодерна не имеет права судить и оценивать. Разум дискредитировал себя в глазах человечества, приведя его в тупик и поставив перед лицом глобальных катастроф. Во имя абстрактных идеи, в поисках незыблемых истин, разум провел человече­ство через безумие революций и ад мировых воин и поэтому ему не следует доверять. Человеку следует жить не по правилам разума, а руководствуясь эмоциями и интуицией. Следовательно, наука признается областью вероятных знаний. Вся наука имеет характер гипотезы. Культура проникнута формами коллективного бессознательного мироощущения. Наиболее яркими представителями постмодернизма являются европейские мыслители: Ж.Деррида, Ж.Батай, П.Рикер, Р Барт, Ю Хабермас, русские философы Г.Г.Шпет, В.Подорога.

Философия постмодернизма воплощает в себе некоторые общие черты, присущие предшествующим течениям современной философии, выражает тен­денцию к их сближению и слиянию. Своим основным содержанием постмодернизм отражает смысл и со­держание современной философии и культуры, новый стиль мышления и подходов в исследовании.

Основные положения и признаки философии по-стмодерниэма могут быть сведены к следующим положениям: критика всех форм фил. Б.Спинозы - мо­низма, особенно проявление деспотизма и тоталитаризма; провозглашение фил. плюрализма, которую представляет ГЛейбниц; обоснование идеи множественности, многообразия в качестве исходных характеристик природы и общества Эти общие положения конкретизируются тезисами:

Признание многомерности объективной реально­сти, множественности, разнокачественное как ее сущности, так и характера связей и отношений между ее формами. Объективная реальность может быть не только идеальной или материальной, но и мистиче­ской. Современное видение свойств мира допускает его оценки одновременно и как единичного и как раз­деленного. Для современной фил. мир не только упо­рядочен и организован, но одновременно беспорядо­чен и хаотичен.

Сочетание онтологического плюрализма с плюра­лизмом гносеологическим. В теории познания при­знается неустранимость множественности описаний, подходов, точек зрения, обосновывается необходи­мость отношений дополнительности между ними. Эти принципы реализуются в таких сферах как филосо­фия, культура и религия. Постмодернизм призывает стереть все существующие границы.

Одно из главных достоинств постмодерна - новиз­на. Новое ценно само по себе, вне связи с прошлым. Настоящее - ново. Настоящее - главная цель бытия. Важна свобода творчества. Свобода личности, сво­бода в культуре. В культуре важно обеспечить свобо­ду интерпретации, в науке - свободу вымысла.

Достоинством постмодернизма является стремле­ние преодолеть издавна сложившуюся в философии конфронтационность разделившую философов на материалистов и идеалистов, рационалистов и ирра-ционалистов, теистов и атеистов, коммунистов и ан­тикоммунистов.

Политическим идеалом постмодернистов является демократия с ее многопартийностью, свободой веры, плюрализмом ценностей. Демократия способна и должна разрушить единую систему ценностей обще­ства, стереть грань скрытого и открытого в личности и обществе, дозволенного и недозволенного. Предста­вители постмодерна определяют свое направление в таких понятиях как: "игра", случай", "анархия", "декон­струкция" и т.д.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3627 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.