Сознание - совокупность чувственных и умственных образов, для кот. в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание того, что явилось переживающим эти образы.
Основой сознания является восприятие. Человек воспринимает мир посредством слуха, зрения и других чувств. Восприятие - развернутый во времени процесс. Когда этот процесс сворачивается в образ, мы отождествляем его с объективной реальностью -это и есть восприятие. Многие исследователи считают, что образ и есть сознание. Образ представляет собой как бы собранную в одну точку энергию разрозненных столкновений человека с миром, сумму информации разного рода, полученной в ходе взаимодействия с миром. Процесс формирования образа - это процесс выделения себя из окружающего мира. Имея образ, человек различает себя в мире. Такое различение есть условие возможности сознания. Выделение своего Я" из природы, его противопоставление природе - начало сознания.
Этот этап в сознании не является самосознанием, т. к. образ - это состояние человека, в котором ему становится доступно содержание предметов и вещей внешнего мира. Это результат направленного внимания чел. к внешнему миру. На этом этапе чел. не сосредоточен на самом себе, на своем внутреннем мире, что и есть самосознание. Он знает, что его "Я" противостоит миру, но не принимает в_расчет, что все характеристики мира, образы вещей и предметов сопричастны процессам и событиям, происходящим в его внутреннем опыте.
Самосознание - это процесс когда "Я" обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире. Сознание как самосознание - это такое состояние, когда человеку доступен и внешний мир, и он сам. На этапе сознания без самознания человек определяет мир, говоря: я знаю, я вижу, я мыслю. Выйти на уровень самосознания - значит мгновенно совместить свое знание о внешнем предмете и свое же знание об этом знании. Тогда формула самосознания выражается так: " я знаю, что я знаю, я знаю, что я вижу..."
Именно на этапе самосознания чел. начинает задумываться, что такое мысль, переживание, чувство. Соответствует ли содержание этих внутренних состояний содержанию внешнего мира, как происходит восприятие внешнего мира,
В сознании всегда есть некоторое содержание общее для всех людей или отдельных групп, Коллективное сознание - термин, означающий совокупность всех сознательных эктоа и содержание сознания, которые свойственны каждому члену группы людей. Общественное сознание формируется автоматически в силу принадлежности человека к определенному классу. Идентифицировать свою принадлежность к той или иной социальной общности, - значит сориентировать свое личное сознание на интересы или задачи других людей или класса, партии, проявить единодушие и единомыслие. В этом смысле общественное сознание беэличкостно, оно характеризует общее содержание усреднено надындивидуального сознания, присущего тем или иным социальным группам. Представители одного класса одинаково оценивают события, подчиняют свою личную судьбу общности. Содержание сознания отдельного представителя можно точно определить по целям и задачам сообщества.
Наличие общественного сознания - необходимое условие успешного функционирования общества и отдельных социальных групп. Оно облегчает движение общественной жизни. Социальная система может стабильно функционировать лишь при условии постоянного воспроизводства адекватного ее содержанию массового сознания. Например, перестройка в России социалистического общества в либерально-буржуазное может иметь успех только приусловии изменения массового сознания и признания буржуазных ценностей.
Общественное сознание, исторически выражая интересы определенных групп, меняет свое содержание от эпохи к эпохе, сохраняя свои властные функци/ над сознанием отдельной личности.
СОЗНАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
Язык - система знаков, с помощью которых люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга. Язык - материальное средство выражения идеального, духа, сознания, мышления. Язык делает дух слышимым, материальным.#В языке можно выделить естественную систему знаков или виды языка, используемые человеком: устная и письменная речь, позы, жесты, мимика, математический язык, философский, язык музыки и живописи, системы сигнализации - дорожные знаки. Язык - один из главных моментов функционирования общества. Он выполняет в обществе множество функций: номинативную (способность языка обозначать и представлять мир вещей и процессов), познавательную {участие в процессе познания), коммуникативную (участие в процессе общения людей).
Сознание имеет сложную структуру, кот. включает в себя верхние и нижние этажи. Мышление представляет собой верхний этаж психики, сферу понятий. Мышление - обобщающее, синтезирующее сознание, заключительный этап обработки его содержания. В процессе работы органов чувств у человека возникают ощущения, образы, и мышление выявляет связи и отношения между ними. Сущность мышления сводится к оперированию понятиями. Его продуктами являются мысли, суждения и умозаключения. Мышление - сложный психический процесс. Имеется две формы внешнего выражения мышления: бессловесное размышление, внутренняя речь, состояние медитации и физически выраженная форма размышления, имеющая словесный или бессловесный вид.
Мышление характеризуется в зависимости от характера отражаемых объектов. Конкретное мышление более тесно связано с материальной реальностью, выражается в терминах, словах и обозначает конкретные вещи. Абстрактное мышление выражено в общих понятиях, обозначает невидимые связи между предметами и явлениями. В этом виде мышления проявляется природа и специфика идеального.
Абстрактное и конкретное мышление выражаются в различных физических символах, знаках, устно/ и письменной речи или в специальных языках.
Между словом, мыслью и той реальностью с которой они связаны нет тождества, здесь существует большой разрыв. Слово отражает лишь сущность предмета и не может раскрыть его многообразие, мысль охватывает большее число свойств предмета. В понятиях сознание, слово, реальность - слово выполняет связующую роль между сознанием и реальностью.
Различием между сознанием и языком является длительность и стабильность их существования.
Мысль неустойчива, смертна. Слово стабильно и бессмертно, оно является средством накопления и хранения знаний и их передачи.
Сознание распространяется в мире с помощью языка. Мышление и язык возникли одновременно. Они являются продуктом длительного социапьно-исторического процесса, развивались и обогащались под влиянием одних и тех же форм чел. общения.
Мышление и язык не тождественны. Язык имеет ту или иную физическую природу, он материален. Природа мышления бестелесная. Его продукты - понятия, категории, суждения - являются идеальными.
Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение индивидуального сознания возможно, если человек включен в мир словесного языка. В речевом общении человек бессознательно усваивает логику мышления, и так же бессознательно формирует основные присущие ему чувства.
Богатство языка отдельной личности определяются его способностью к мышлению. Для людей творческих, мыслящих характерен богатый словарный запас. Чем богаче содержание сознания и духовного мира человека, тем больше ему нужно знаков для его передачи, и, к сожалению, наоборот. Философ античности Сократ учил: "Заговори, и я скажу кто ты
ДИАЛЕКТИКА
Понятие «диалектика» впервые в древнегреческую философию ввел Сократ, для постижения истины он разработал искусство спора или диалог, направленный на взаимно заинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противопоставления и противоборства мнений.
Этот подход был принят и развит Платоном, который разработал технику расчленения и связывания понятий, приводящую к их полному определению. Он называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идеи, движение мысли от низших понятий к высшим.
Софисты придали термину "диалектика* негативный оттенок, приписывая ему способность ложное и сомнительное представлять как истинное.
В философии Аристотеля диалектика - это способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, достоверность которых неизвестна. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно.
В средневековой фил. диалектику признавали особым учением о сущем. Абеляр определял ее как искусство различения истины и лжи или логику вообще или искусство дискуссии. В кантовской философии диалектика называется логикой видимости, которая не приводит к истине. Гегель, согласно своей концепции принципиального единства объективного и субъективного начала бытия и познания, объединяет столкновение противоположностей в познании со столкновениями противоположностей в бытии. По мнению Гегеля, это является главным и постоянным источником развития Вселенной.
В философии 20 века понятие "диалектика" употребляется в трех основных значениях:
Диалектика - совокупность объективных закономерностей и процессов, действующих в материальном мире в ходе его движения и развития. Диалектика - это процесс, изучаемый логикой.
Диалектика - один из общих методов познания, который используется не для получения конкретных знаний, а для определения подходов к изучению бытия.
Главная проблема диалектики - проблема развития. Развитие - общее свойство и гл. признак материи: изменение материальных идеальных объектов причем не механическое изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение - основа развития. Движение - внутреннее свойство матери. Оно характеризуется целостностью, непрерывностью и наличием противоречий. Движение - способ связи в материальном мире.
Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей взаимной связи и принцип развития через противоречия, принцип системности, принцип причинности, принцип историзма.
Основные законы диалектики:
Закон перехода качественных изменений в количественные. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.
Закон отрицания отрицания. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Категории диалектики: не основные законы и наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Специфика фил. категорий - их полярность: причина и следствие, случайность и необходимость, содержание и форма, материя и сознание, истина и ложь, абсолютное и относительное, целое и часть, хаос и порядок и т.д.
АЛЬТЕРНАТИВЫ ДИАЛЕКТИКИ
Диалектика в философии - учение о всеобщих связях и развитии бытия, природы, общества и мышления человека. Она не является единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса. В функционировании диалектики существует внутренняя и внешняя противоречивость, что обусловило ее историческую и современную альтернативность. К альтернативным диалектикам относятся: метафизика, "негативная" диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство категорий, законов и принципов.
Альтернативность диалектики состоит в существовании различных подходов к объяснению развития или отрицанию самой возможности развития бытия.
Оно может быть рассмотрено в трех основных аспектах.
Во-первых, существуют разные учения а самой теории диалектики, обусловленные принципиально несовместимыми подходами к познанию и изменчивости бытия. Имеется в виду существование а теории диалектики идеалистического и материалистического учения. В их взаимодействии и противостоянии состоит внутренняя альтернативность диалектики. Идеалистическая диалектика ориентируется на обоснование первичности развития идей и понятий. Материалистическая диалектика аргументирует первичность развития материи, бытия, отражаемого законами, понятиями и принципами.
Обе эти диалектики объясняют развитие бытия, при этом используют одни и те же понятия, законы и принципы. Существенное различие между ними состоит в поиске исходных основ, начал объяснения развития. Идеалисты отстаивают первичность развития нематериального, духовного. Сторонники мат. диалектики считают первичным объективный, матер, мир, а потом сознание и его содержание.
Во-вторых, возникли и спожились учения вне диалектики, составляющие ее оппозицию. Это антидиалектические концепции бытия: "трагическая диалектика", "метафизика жизни", "негативная диалектика", мистический рационализм и др. Главной альтернативной диалектикой является метафизика. Она представляет совокупное учение о связях и развитии, о способах и формах познания, объясняя их принципиально другими методами, чем диалектика. Метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией. На многие сходные вопросы метафизика смотрит с поз/ций противоположных диалектике.
Сторонники метафизики отстаивают независимость элементов бытия в соотношении с их взаимозависимостью, признают значимость внешних связей, а не внутренних. Они утверждают, что движение не может исходить из самой материи, его причиной явл. внешний толчок. Характер развития состоит в эволю-ционности или катастрофизме, но не в единстве постепенного, количественного и качественного развития как в диалектике.
Диалектика видит окружающую действительность во геем ее многообразии (цветное видение), а метафизика однообразно, по принципу "черное - белое". Направленность развития сторонники метафизики видят в прогрессе, регрессе или в "движении по кругу", отрицая их развитие по "спирали". Диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.
В-третьих, диалектика противоположна метафизике как методу познания. Она ориентируется иа познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а не систем, апеллирует к иррациональности. Альтернативу диалектике как методу познания составляет агностицизм. Он ориентируется не на принципиальную познаваемость Бытия в его связях и развитии, а на релятивизм, скептицизм, иррационализм и мистику.
Таким образом, метафизика и диалектика - две противоположные теоретические системы осмысления действительности и развития. Конечно, диалектика представляет наиболее полное и богатое по содержанию учение, объясняющее развитие.
ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ
В ФИЛОСОФИИ
Познание - это специфическая деятельность, обусловленная общественно-исторической практикой, направленная на приобретение знания, его углубление и совершенствование. Это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира и субъект познавательной деятельности человек. Результаты остаются а познании конкретного человека и передаются во времени с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков и т.д.
Отдельные науки не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают его отдельные стороны. Основная роль в исследовании познания принадлежит философии.
Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, наз. теорией познания, или гносеологией, Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности. Философская теория познания опирается на специальное научное знание о познавательном процессе, психологическое, филологическое и т.д.
В философии сложились две точки зрения на процесс познания - гностицизм и агностицизм.
По мнению сторонников гностицизма, мир познаваем, а человек обладает огромным потенциалом в познании. Агностики не верят в возможность человека познать мир и отрицают саму возможность познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант -согласно ей, человек обладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность - сознание - изучает саму себя. Идеалисты утверждают познание самостоятельной деятельностью идеального разума. Категориальную систему гносеологии составляют ее основные понятия: познание и практика, субъект и объект познания, знание и вера, эмпиризм и рационализм, творчество и интуиция, метод и факт.
Центральное место в системе категорий гносеологии занимает истина. В познании существуют различные уровни: чувственное познание, логическое, эмпирическое, теоретическое.
Основными элементами, составляющими познание, являются: субъект познания, объект познания, процесс гносеологического взаимодействия между объектом и субъектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности.
Субъект познания - это носитель познавательной деятельности, прежде всего это человек, социальная группа, слой, класс, этническая группа. Общество в целом, которое за свою историю накопило огромный объем материальных и духовных ценностей -носителей результатов познания, также является субъектом познания.
Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания, ими являются предметы, процессы и явления материального мира или теоретические модели, которые создает и изучает человек в процессе научно-технической деятельности.
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное, недостоверное отражение познающим объектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.
Оценка - это логическое осмысление субъектом окружающей действительности, опирающееся на категории, законы, понятия, прежние ценности.
Основной формой познания.и критерием истины при познании является практика. Практика - конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. К видам практики ртносятся материальное производство, управленческая деятельность, научный эксперимент.