Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Бытие в Русской философии и постмодерне




Русские философы вынесли полное несогласие тому пониманию бытия, которое сложилось в запад­ной новоевропейской традиции. Субъективность бы­тия они восприняли как смену_ власти Бога властью призрачных феноменальностеи, где на первом месте - меркантильные интересы и желания человека.

Русский религиозный философ и психолог С.Л.Франк (1877-1950), критикуя сущность новоевро­пейского понимания бытия, подчеркивал, что запад­ноевропейский человек понимает себя как индивиду­альное мыслящее сознание, а все прочее как дан­ность этого сознания. Свою собственную жизнь он ощущает не как выражение бытия, а как другую ин­станцию, которая противостоит бытию. Учение Де­карта, в котором на место безусловного бытия было поставлено "Я", С.Л.Франк охарактеризовал как глу­бокое и гибельное заблуждение, принесшее безмер­но много вреда не только в теоретическом самосоз­нании философии, но и в духовной жизни европей­ского человечества.

Н.А.Бердяев - рус. религиозный фил.(1847-1948) также подверг критике примат познания над бытием, утвержденный И.Кантом. Он утверждал, что это при­вело к роковом/1 разрыву с Абсолютом.

"Безумие думать, что бытие может зависеть от сознания, что оно дано лишь в науках, что вне Сужде­ния не может быть и речи о бытии", - писал Бердяев. Философское безумие было чуждо русской религиоз­ной философии, которая подпитывалась отличным от запада мировоззрением. Специфику русского миро­воззрения Франк описал так: "Непосредственное чув­ство, что мое бытие есть именно бытие, что оно при­надлежит бытию всеобщему и укореняется в нем, чувство бытия присутствует не внешне, а внутри нас, оно объективно, индивидуально, самоочевидно и со­ставляет суть русского антагонизма". Для русского мироощущения бытие Абсолюта является более оче­видным и ценностным, чем "Я" с его сознанием.

Русская религиозная философия утверждала пер­вичность абсолютного бытия. К такому бытию нельзя прийти путем логических познаний, можно только исходя из абсолютного бы­тия, признать его изначально до всякого познания. Знание не есть отражение бытия - это самораскры­тие бытия, его самооформпение. Бытие дано нам изначально, до всяких форм человеческой деятель­ности как практической, так и теоретической.

Творчество русских религиозных фил. было на­правлено на уяснение глубочайших бытийных исто­ков человеческого существования.

Философы-постмодернисты пытаются использо­вать идею бытия как идею становления, вечного из­менения, отказываясь от понимания бытия как неиз­менного, абсолютного, субстанциального. В этой свя­зи перед ними встают две задачи: обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доми­нирование в культуре, во- вторых, отыскать соответ­ствующую терминологическую и понятийно- мысли­тельную форму ее выражения.

Все философы-постмодернисты заняты поисками правил и способов интеллектуальной деятельности, отличных от классических. В отличие от фил. класси­ческого рационализма, постмодернисты утверждают, что истина не открывается, а создается. По их мне­нию, ни одно описание мира - научное, философ­ское, религиозное - не является точной репрезента­цией мира, каков он есть сам по себе. Главной онто­логической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимо­действия противоречивых тенденций: хаоса и поряд­ка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости.

Постмодернисты отвергают идею абсолютного бы­тия потому, что она оправдывает необходимость че­ловеку подчиняться высшим ценностям. Признав су­ществование бытия как чего-то высшего, люди доб­ровольно поработили себя. Избавиться от этого по­рабощения и идолов, которых люди придумали сами, разбожествить мир, сломать вертикаль "высшее-низшее", оправдать тягу человека к запретному, до­казать, что смысл жизни заключается в общении с другими людьми - задача философии постмодерна.

 

МАТЕРИЯ

Конкретизация понятия "бытие" осуществля­ется, в первую очередь, в понятии "материя". Про­блемы материи, разрабатывались и в древности, и современными философами-материалистами.

В материалистической философии материя высту­пает как наиболее общая, фундаментальная катего­рия, в которой фиксируется материальное единство мира, разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.

"Материя - философская категория для обозначе­ния объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографиру­ется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Ленин).

В этом определении утверждается существование объективной реальности, кот. не зависит от человека и его сознания. В определении материи решается основной вопрос фил. - вопрос о соотношении мате­рии и сознания. При этом утверждается приоритет материи. Она первична по отношению к сознанию, первична во времени, т.к. сознание возникло относи­тельно недавно, а материя существует вечно.

Основной вопрос философии затрагивает пробле­му познаваемости мира. Ленин подчеркивает в своем определении, что первым источником познания мира являются ощущения, что позволяет характеризовать материю как познаваемую объективную реальность.

Элементами структуры материи являются: нежи­вая природа (кварки, атомы, молекулы, вещи, микро­тела, планеты, галактики. Вселенная и мир}, живая природа (ДНК, РНК, белки, клетка, организмы, виды, популяции, биоценоз, биосфера), общество (вид, се­мья, группа, коллектив, этнос/раса, общество, госу­дарство, союз, человечество).

Материалистическая фил. утверждает, что движе­ние - атрибут материи. Атрибут - это неотъемлемое св-во, без которого не может существовать объект.

Характерной чертой материи является движение -пространственное перемещение тел.

Формы материи: физическая, химическая, биоло­гическая, социальная. Движение материи является ее всеобъемлющим свойством, т.к. движется все. Все формы движения материи взаимосвязаны. Движение постоянно, пре­кращение одних форм движения заменяется другими, но никогда движение не сменяется абсолютным по­коем. Покой - это тоже движение, но такое, при кото­ром не нарушается качественная специфика предме­та, его пространственное расположение и форма. Движение может быть количественным, качествен­ным, динамическим,популяционным.

Самоорганизация - способность к саносозданию, воспроизводству, совершенствованию самой себя без участия сил извне. В результате колебаний и от­клонений материя приобретает новое состояние, но­вый вид, или распадается и гибнет. Учение о самоор­ганизации материи называется синергетикой.

Размещенность в пространстве и времени - фил. выдвинуты субстанционныи подход и реляционный.

Субстанционный (Демокрит, Эпикур) - считали время и пространство отдельной реальностью, само­стоятельной субстанцией, наряду с материей, а от­ношение между ними как субстанционные.

Реляционный (Аристотель, Гегель, Лейбниц) -воспринимали пространство и время как отношение между материальными объектами.

Время - форма бытия материи, которая характе­ризует длительность существования материальных объектов и их изменение в процессе развития.

Пространство - форма бытия материи, которая ха­рактеризует ее протяженность, структуру, взаимодей­ствие элементов внутри объекта и взаимодействие объектов между собой.

Правильность реляционной теории подтвердило открытие А.Эйнштейном теории относительности, доказавшей, что пространство и время относительны, в зависимости от условий взаимодействия матери­альных тел.

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодейст­вующих с ними других мат. систем. Отражение быва­ет физическим, механическим, химическим.

 

МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ.

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ

В древности философы разделили бытие на два основных типа: материальное и идеальное. Пробле­ма идеального духовного мира и субъективного мира человека - основные исторические философские проблемы, которые решает современная наука. При этом она опирается на выводы классики о специфике идеального бытия, его соотношении с бытием мате­риальным.

Впервые Платон обосновал концепцию удвоен/я мира, представив его как состоящий из мира идей и мира материальных предметов. Эту идею приняла и стала развивать средневековая религиозная фило­софия, которая признала существование двух миров - божественного и земного, а в человеке двух начал -духовного и телесного. По мере развития философии мыслители вновь и вновь возвращались к проблеме специфики идеального, выявлению его отличий от материального. Особый интерес вызывали вопросы: какова специфика идеального и в чем его отличие от материального. Каково соотношение этих двух ре­альностей, какая из них является первичной?

Позиция материалистов - идеальные, духовные явления - порождение материальных, и поэтому тож­дественны им по своим свойствам. Например, Демок­рит утверждал, что душа состоит из атомов.

Точка зрения идеалистов - идеальное представ­ляет собой качественно иной вид реальности. Суще­ствует "мир идей", который независим от нашего соз­нания и первичен по отношению к "миру вещей". Фи­лософы-идеалисты считают безосновательным мне­ние о тождестве материального и идеального. Они утверждают, что духовное существует в виде особого мира идей, основу которого составляет сумма наибо­лее общих понятий, универсалий: сущее, единое, истинное и т.д. Идеальное намного совершеннее ма­териального и способно его порождать.

В современной фил. широко распространено ма­териалистическое объяснение природы сознания из­вестное как теория отражения. Она дает обоснован­ный ответ на вопрос о происхождении идеального из материального. Суть данной теории в том, что сознание есть свой­ство высокоорганизованной материи отражать мате­рию. Отражение - одно из универсальных свойств материи, оно присуще как неживой, так и живой при­роде. Человеческое сознание возникло в результате длительной эволюции этого свойства материи и представляет собой высшую форму отражения.

Отражение - это способность материальных объ­ектов оставлять в себе следы других матер, объектов или менять структуру при взаимодействии с ними.

В большей или меньшей степени свойство отраже­ния присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими. Характер этого взаимо­действия на разных уровнях организации материи качественно различен.

На уровне неживой природы наблюдаются физико-химические формы отражения, взаимодействия в виде механических, звуковых, тепловых, реакций.

На биологическом уровне организации материи проявляются более высокие формы взаимодействия живых организмов. Биологическое отражение свойст­венно только живым организмам. С помощью биоло­гического отражения живые организмы способны от­ражать как живую, так и неживую природу. Формами биологического отражения являются: раздражимость, чувствительность, психическое отражение.

На социальном уровне отражения появляется соз­нание человека, включающее, наряду с чувственным, рациональные формы отражения, представляющие собой высшую ступень в длительном процессе эво­люции форм взаимодействия матер, систем.

теория материалистического объяснения проис­хождения сознания подвергается сомнению филосо­фов. Наибольшую поддержку находит представление о том, что бытие изначально возникло сразу в двух формах, материальной и идеальной. Проблема соот­ношения материального и идеального восходит к ан­тичным временам, она решалась еще Аристотелем. Ни идеалистическое, ни материалистическое объяс­нение происхождения сознания не является полно­стью доказанным.

 

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

Пространство - форма бытия материи, выра­жающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство мира имеет три измерения и называется трехмер­ным. Оно является необходимым условием сущест­вования устойчивых систем, состоящих из двух тел.

Время - форма бытия материи, выражающая дли-тельНТэсть протекающих процессов, последователь­ность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Человек научился измерять время и изобрел его эталон. Человеку свойственно интуитивное чувство времени, наш организм подвер­жен влиянию временных ритмов.

В начале 20 в. физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Время - четвертое измерение мира, а пространственно - временной срез нашей Метагалактики, характеризующийся формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное). Четырехмерное пространство-время связано с материей и движением микромира.

Каждому структурному уровню материи соответст­вует специфическая форма пространства и времени. Так, особенности биологического пространства-времени проявляются уже на уровне белковых моле­кул в форме асимметрий. Живые системы образуют­ся только из тех молекул, в которых имеются "лево­сторонние" группировки. Растения четко различают свойства пространства, вьющиеся растения завивают "усики" только справа налево. Они меняют длитель­ность протекания в них биологических и химических процессов в зависимости от времени суток, погоды.

Свою специфику имеет пространство и время в жизни общества. Человечество сразу стало форми­ровать особую пространственную сферу жизнедея­тельности, изготовляя орудия труда, строя жилища, одомашнивая животных и т.д. Рядом с дикой приро­дой появилась "очеловеченная". Если в неживой и биологической формах материи пространство вклю­чает в себя только связи предметов, то в социальное пространство входит отношение человека к предмету, к месту своего обитания. Например, понятие Родина характеризует не толь­ко определенную территорию, место рождения и жиз­ни человека, но и его отношение к этому месту: он любит пейзаж, испытывает тоску по нему и т. д.

Социальное время - форма бытия общества, вы­ражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе человеческой деятель­ности. Социальные процессы имеют разную длитель­ность. Родоплеменные общества и первые цивилиза­ции древнего мира уходят своими корнями вглубь веков, этот отрезок времени в несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществова­ло около 1400 лет, а современный способ жизни длятся всего около 300 лет.

Смена этапов развития общества характеризуется ускорением темпов социальных изменений, что на­шло отражение в понимании времени. Древние циви­лизации воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особую ценность имело прошлое, хранящее для настоящей жизни необходимые навыки и знания. С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор которой был на­правлен в будущее.

Специфическое восприятие времени сформирова­лось капиталистическим способом производства. По­гоня за прибылью требовала постоянной интенсифи­кации труда, уплотнения событий и процессов, проте­кающих в единицу времени. Именно в этот период времени была изобретена секундная стрелка, символ ускорения ритма жизни. Начался "бег времени", пре­вышающий уровень биологического ритма человече­ского организма и происходящих в нем физиологиче­ских процессов. Ускорение ритма социальной жизни продолжается и по сей день, и это негативно сказы­вается на здоровье людей.

Социальное время характеризуется многоуровне­вой структурой. В ней можно выделить время', опре­деляющее происхождение рода человеческого, время образования наций, эпох и формаций. В каждом из этих времен свои ритм и свои ценности.

 

ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

В философской карт/не мира значительная роль принадлежит категории «материя» и ее свойст­вам. В античности Гераклит, а в Новое время Гегель ввели в картину мироздания идеи становления, дви­жения и развития, согласно которым действитель­ность есть процесс.

Еще Гераклит в своей фразе "все течет" опреде­лил постоянное движение и изменение окружающего мира. В античности высказывались предположения о бесконечном многообразии материальных форм, и это многообразие - результат активности самой ма­терии. Термин "движение" наше сознание определяет как пространственное перемещение тел. В филосо­фии такое движение называется механическим и от­носится к самой простой форме. К более сложным формам движения можно отнести: физическое дви­жение, химическое, биологическое, социальное и др. В непрерывном движении находится все живое, т.к. в системе живого идет вечный процесс изменения, пи­тания, роста, размножения и гибели. Движение-это сущностный атрибут материи, оно обладает всеми его свойствами, движение несотворимо, неуничтожи­мо, абсолютно, непреложно и всеобще.

Все формы движения материи взаимосвязаны. Самое постое движение - механическое - обуслов­лено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлияния электромагнитных и гравита­ционных полей, взаимодействий в микромире. Одни формы движения превращаются в другие, и этот процесс бесконечен. Доказательством этого является закон сохранения и превращения энергии. Формы движения переходят друг в друга, но никогда движе­ние не сменяется абсолютным покоем. Любой покой -это тоже движение, при котором не нарушается каче­ственная специфика предмета. Покои, как и движе- ние, является необходимым условием развития мира. В движении предмет возникает, покой фиксирует ре- зультат, вследствие чего предмет определенное время сохраняется, остается данным, а не другим. Покой относителен, а движение абсолютно. Благода­ря движению материальные тела обнаруживают се- оя, воздействуют на наши органы чувств. Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые она фор­мирует свои объекты и процессы, а также воздейст-вувт на наши органы чувств.

Материалистическая философия утверждает, что движение - атрибут материи. Атрибут - свойство, без которого объект не может существовать. Нельзя мыс­лить материю без движения, но нельзя мыслить и движение без материи, ибо признание нематериаль­ного движения есть уступка мистике и религии - так считал В.И.Ленин.

Особым видом движения считается развитие. Раз­витие - это такое количественно-качественное изме­нение объекта или его состояния, которое характери­зуется направленностью, определенными закономер­ностями и необратимостью. Само развитие не сво­дится к процессу количественного увеличения ил/ уменьшения. В процессе развития элементы могут исчезать, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа элементов, за счет трансформации характера взаимоотношения между ними. Под развитием в общем случае понима­ются необратимые, направленные качественные из­менения. Обычно качественные изменения не приво­дят к потере системой ее основного качества - оста­ваться системой. Развитие бывает прогрессивным (переход от низшего к высшему) и регрессивным. Как бы ни сочетались прогрессивные, регрессивные и одноплоскостные изменения, любой объект или сам проходит стадию прогрессивного развития, или вхо­дит в другой объект, проходящий такую же стадию. Развитие материи и сознания, взятое в целом, отли­чается безусловно прогрессивной направленностью, восхождением от низшего качества к высшему. К ос­новным законам развития относят закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количе­ственных изменений в качественные, закон отрица­ния отрицания.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 786 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.