Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—редневекова€ арабо€зычна€ философи€




—редневекова€ арабска€ философи€ развивалась не только в лоне мифологии и религии, но и науки.

јрабские философы т€готели к естествознанию. »м принадлежат крупные открыти€ в математике, астрономии, медицине, географии.

крупнейшим представителем философии ¬остока €вл€етс€ среднеазиатский ученый-энциклопедист јль-‘араби (870-950). ≈му принадлежит около 100 работ по философии и истории естественных наук.

ƒл€ него средствами познани€ €вл€ютс€ науки, ко≠торые подраздел€ютс€ на теоретические и практиче≠ские. ѕервенство он отдает логике, котора€ позвол€≠ет отличить истинное знание от ложного. ‘илософи€ позвол€ет пон€ть человеку сущность быти€. јль-‘ади представл€л мир в виде дев€ти заключенных друг в друга сфер - небосводов, в которых живут ду≠ши, выступающие причиной вращени€ этих сфер во≠круг «емли. ќн использовал аристотелевское учение дл€ объ€снена многообрази€ мира, но не соглашалс€ с ѕлатоном в вопросе о бессмертии души, счита€, что душа рождаетс€ и умирает вместе с телом. “еори€ познани€ у јль-‘ами - зга не теори€ воспоминани€ как у ѕлатона, а теори€ познани€ мира в единстве чувств и разума, —ущность вещей познаетс€ умом, который всегда опираетс€ на логику. јль-‘араби признает существование Ѕога и признает его в каче≠стве первопричины быти€, но его философи€ выра≠жает стремление разобратьс€ в сложнейших вопро≠сах познани€ и быти€.

Ќаиболее выдающимс€ философом —редней јзии был уроженец Ѕухары »бн-—ина (јвиценна) (980-1037). ќн написал более 300 научных трудов среди которых " нига исцелени€" и " нига знани€'. ќн был человеком подлинно энциклопедической образован≠ности, предложил классификацию наук путем их де≠лени€ по объектам исследовани€, осуществленную на основе всестороннего развити€ науки и экспери≠ментальных данных. ќн ориентировал многие фил. идеи на достижение естественных наук. јвиценна пыталс€ отделить философию от религии. ¬ то врем€ как его современники видели роль фи≠лософии в обосновании догм ислама, он считал, что многие €влени€ в окружающем мире происход€т по≠мимо воли Ѕога. ѕричину возникновени€ ћира он видел в истекании ћира из Ѕожества, но не в воле Ѕога. јвиценна выступал противником теории "пер-воточка", заменив ее идеей о движении, которое €в-л€тс€ неотъемлемым свойством материи. јвиценна высме€л косность и догматизм исламских теологов, счита€ вечным Ѕога и окружающий мир, надел€€ ду≠шу особыми свойствами - идеальностью и вечно≠стью. ‘илософ много внимани€ уделил анализу таких важных гносеологических проблем, как непосредст≠венное и опосредованное знание, истинность знани€, роль интуиции в познании, роль логики в научном процессе. ‘илософское и научное творчество јви≠ценны оказалось важным св€зующим звеном в куль≠турной традиции человечества, "он стимулировал дальнейшее развитие не только восточной, но и за≠падной науки и культуры.

»з арабских философов в средневековой ≈вропе наибольшей известностью пользовалс€ »бн-–ушд (јверроэс) (1126-1198). ќн жил и творил в »спании.

≈го учение основывалось на натуралистических концепци€х јристотел€, логику которого он ценил выше всего. ‘илософи€ јверроэса материалистична и возникла как синтез арабской фил. и переработан≠ного учени€ јристотел€. ќсновные ее положени€ заключаютс€ в следующем:

отвергалась иде€ сотворени€ ћира,

Ѕог есть, но он не €вл€етс€ первичным по отноше≠нию к материи, он лишь придает форму материи;

отвергаетс€ иде€, что Ѕог приводит все в движе≠ние, движение - самосто€тельное свойство материи;

отвергалась иде€ бессмерти€ души;

выдвинута иде€ о "двойственной истине" - фил. и религиозные истины раздельны: то что истинно в фи≠лософии, может быть ложно в религии.

‘илософи€ јверроэса получила распространение в ≈вропе в 8-9 вв. и изжила себ€ в 17 в. в са€зи с кри≠зисом аристотелевской физики и космологии.

 

16 —–≈ƒЌ≈¬≈ ќ¬јя ’–»—“»јЌ— јя ‘»Ћќ—ќ‘»я

—редневекова€ или христианска€ фил. развива≠лась в период с 1-15 ев. ѕри европейском феодализ≠ме господствовала христианска€ религи€. Ќесмотр€ на раздробленность феодальных государств, церковь жестко контролировала умы и души евоих прихожан. ќсновна€ часть философов состо€ла из духовенства и, естественно, они в своих трактатах решали про≠блемы церкви. ‘илософию понимали и развивали как "служанку богослови€".

÷ерковь враждебно относилась к философии древнего мира, особенно к материализму. »деи ан≠тичности допускались частично, и только те, которые подкрепл€ли религиозные догмы.

—ближение фил. и религии наз. сакрализацией фил. ќсновными этапами средневековой фил. были патристика и схоластика. ѕериод развити€ патристи≠ки -1-6 вв. –азработчиками основных догм христиан≠ской религии €вл.: ¬асилий ¬еликий, јвгустин Ѕла≠женный, “ертуллиан, јриген. √лавные проблемы патристики: проблемы сущности бога и его тройст≠венности. ќтношение веры и разума, откровени€ хри≠стиан и мудрости €зычников (греков и римл€н). ѕони≠мание истории как движени€ к определенной конечной цели и определение этой цели - "град бо≠жий". –ассмотрение свободы человека через возмож≠ность спасени€ или гибели его души. ѕроблема про≠исхождени€ зла в мире, почему его терпит Ѕог, и др.

—холастика - это учебна€ философи€, а люди ею занимающиес€ - ученые теоретики: Ѕвнавентура, ‘ома јквинский, јбел€р продолжали разв/вать про≠блемы, которые разрабатывали патристики. Ёто про≠блемы отношени€ разума и религии, религии и науки,' о Ѕожестве и тайном спасении. —холастическа€ фи≠лософи€ начинает постигать христианское учение на рациональной основе научной философии. ‘илосо≠фи€ стала сочетатьс€ с религией и заниматьс€ во≠просами спасени€ души. Ќо сводилась к отдельным пон€ти€м, которые не были систематизированы и в результате на этом этапе она стала нежизненной и бездумной, отсюда - нарицательное "схоластика". јнтична€ философи€ перестает быть враждебной христианству, происходит переосмысление ее поло≠жений.  осмоцентризм древнегреческой фил. вытес≠нен иде€ми теоцентризма: все измен€емое сотворено Ѕогом из "ничего" и стремитс€ в конце концов к ни≠чтожному. ѕриродное и социальное бытие - это ре≠зультат божественного предопределени€. „еловек признаетс€ персоной, личностью обладающей разу≠мом, свободой воли и совестью. Ќосителем челове≠ческой личности €вл€етс€ душа, созданна€ Ѕогом.

¬ средневековой философии все интерпретиру≠етс€ исход€ из принципа абсолютной личности Ѕога. „еловек понимаетс€ как единство веры, надежды и любви. Ѕольшинству философов этого времени при≠суще догматическое мышление, а основным принци≠пам их рассуждений становитс€ формальна€ логика. —уммарный обзор, комментарии, цитирование - ос≠новные методы их мышлени€.

¬о времена —редневековь€ возник р€д учений, ко≠торые, подорвав авторитет религиозных идей, поло≠жили начало философии Ќового времени:

”чение об истине веры и истине знани€.

”чение о свободе воли и ее детерминированности.

”чение о соотношении вещей и пон€тии о них.

”чение об опыте как мериле истинности пон€тий.

Ќесмотр€ на сильное вли€ние церкви, период —редневековь€ нельз€ считать периодом засто€ фи≠лософской мысли. ќн стал св€зующим звеном между античной философией, философией эпохи ¬озрож≠дени€ и нового времени. ‘илософи€ средневековь€ развила р€д идеи античного периода. ќсновна€ за≠слуга христианской философии - в развитии личност≠ного начала. √лавное ее достижение - это новый об≠раз человека, превосходивший античные представ≠лени€ о человеческой сущности. ¬первые выдвинута иде€ оптимизм, иде€ победы добра над злом, вера в воскрешение.

ѕредставители философской мысли —редневеко≠вь€ внесли вклад в развитие формальной логики, гносеологии, отделили знание от веры, способство≠вали разделению идеализма на объективный и субъ≠ективный, поставили задачу изучени€ природы.

 

Ќќћ»ЌјЋ»«ћ » –≈јЋ»«ћ

¬ 11 веке развернулась борьба с схоластиче≠ской философией между номинализмом и реализ≠мом.  онфликт был св€зан с догматом христианской религии о троичной сущности Ѕога. Ѕог един, но троичен в лицах: Ѕог-ќтец, Ѕог-—ын и Ѕог-—в€той ƒух. –азвернувша€с€ полемика вышла за пределы этого вопроса и вылилась в рассмотрение диалектики единого и общего

–еализм рассматривал общее как нечто идеальное предшествующее вещи, т.е. фактически разрабаты≠вал идеалистическую концепцию св€зи общего и еди≠ничного. Ќоминализм выражал материалистическое решение этой проблемы.

ƒоказательностью быти€ Ѕога занималс€ јксельм  ентерберийский (1033-1109). "≈сли есть мысль о Ѕоге, то Ѕог есть в действительности." ћысль и бытие тождественны. ќбщие пон€ти€ "универсалии" суще≠ствуют реально. ќтсюда и термин "реализм". ќбщее существует так же реально как бытие, а Ѕог - это ре≠ально существующее "общее".

Ётой теории возражал философ –осцелин, он по≠лагал, что в мире существуют только единичные ве-' щи, а "общее" реально, как вещь, не существует. "”ниверсалии" - это общие пон€ти€, это "звуки голо≠са" - номинал. ќтсюда "номинализм". —вое учение –осцелин применил к догмату о “роице, по его тео≠рии получилось, что существует не один, а три Ѕога. ¬ 1022 г. это учение было объ€влено еретическим.

ѕьер јбел€р (1079-1142) в своем учении, которое называетс€ "концептуализм", пыталс€ объединить реализм с номинализмом. ќпира€сь на идеи мысли≠телей античности, он развил теорию, в которой ут≠верждал, что общее не существует реально вне ве≠щей. ќно существует в самих вещах и выдел€етс€ нашим умом, когда мы начинаем изучение этих ве≠щей. "ќбщее" реально существует только в уме (”м -это есть концепт) концептуально, но не в виде само≠сто€тельных идеи. ѕоскольку наш ум вполне реален, то общее в уме реально. јбел€р прин€л участие в споре о “роице, попытавшись свести воедино все три атрибута Ѕога, создав некое совершенное —ущество. ‘актически он сводил существование троицы к ка≠честву одной личности.

—истематизировал схоластику ‘ома јквинский (1225-1274) - видный философ, автор одного из гос≠подствующих направлений философии католической ÷еркви - томизма. ≈го учение в1878 г. было объ€в≠лено официальной идеологией католицизма, а со второй половины 19 в. оно становитс€ основой не-отомизма, который €вл€етс€ одним из мощных тече≠ний в современной фил. мысли.

¬ трудах: "—умма теологии", "—умма философии", "—умма против €зычников" он, опира€сь на труды јристотел€, рассматривает бытие как возможное и как действительное. Ѕытие - это существование еди≠ничных вещей, что и есть субстанци€.

јквинский, нар€ду с категори€ми возможность и действительность, вводит категории "матери€" и "форма". ћатер/€ - это возможность, а форма - дей≠ствительность. »спользу€ идеи јристотел€ о форме и материи, он подчин€ет им учение о религии. ќн утверждает, что материальное без формы не сущест≠вует, а форма зависит от высшей формы - Ѕога. Ѕог же - существо духовное. “олько дл€ телесного мира необходимо соединение формы с материей. Ќо ма≠тери€ пассивна, активность ей дает форма.

‘ома јквинский утверждал, что "бытие Ѕожие" должно быть доказано через доступные нашему по≠знанию следстви€. ќн предложил свои п€ть доказа≠тельств существовани€ бога, которыми пользуетс€ современна€ католическа€ церковь:

1) ¬се, что движетс€, движимо кем-то и есть пер-водвигатель, коим €вл€етс€ Ѕог.

2) ¬се, что существует, имеет причину - следова≠тельно, есть первопричина всего - Ѕог.

3) —лучайное зависит от необходимого - следова≠тельно, первоначальной необходимостью €ал€етс€ Ѕог.

4) ¬се, что существует, имеет различные степени качества, следоаательно, должно быть высшее каче≠ство - Ѕог.

5) ¬се в мире имеет цель, или смысл - значит су≠ществует разумное начало, которое направл€ет все к цели - Ѕог.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 742 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

1649 - | 1442 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.