Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мировоззрение и специфика философии




ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Предшественниками философии можно счи­тать легенды и мифы. В них предпринимались пер­вые попытки решить вопросы о сущности природы и человека. Первые литературно-художественные про­изведения, в которых затрагивались фил. проблемы, были созданы в государствах Двуречья Тигра и Ев­фрата, Древней Греции и Древнего Египта. Именно там 4,5-4 тысячи лет тому, назад зародилась фило­софия. Приблизительно 3 тыс. лет назад зародились древние религии - буддизм и иудаизм, которые име­ли в себе зачатки философии.

Научная философия возникла одновременно в трех регионах древнего мира: в Индии Китае и Древ­ней Греции. Именно в этих странах 2,5 тысячи лет тому назад, в 7-6 вв. до н.э. вместе с появлением первых наук (медицины, математики, астрономии) появилась научная философия. Ее возникновение было связано с тремя основными предпосылками: появлением мифологии, зарождением религии и на­коплением научных знаний о мире и человеке. При­чина того, что наибольшее развитие философия по­лучила именно в этих регионах, кроется в общеисто­рических закономерностях роста экономики и культу­ры, которые сделали наибольшие успехи именно в этих регионах из-за благоприятных географических условий. Благодаря экономическому развитию обще­ство смогло взять на себя расходы по содержанию новой группы людей - философов. Зарождение фи­лософии происходила на фоне роста всей духовной жизни, литературы, науки, возникновения первых ре­лигий. Затем возникла необходимость фил. осмысле­ния всех накопленных знаний.

Однако наибольшего развития фил. достигла в Древней Греции. Это объясняется воздействием не­которых дополнительных предпосылок, которые осо­бенно благоприятствовали развитию философской мысли именно в Греции и странах востока. Одной из основных причин этого феномена является отсутст­вие влиятельной касты жрецов, которые обычно ско­вывали духовную деятельность граждан. В Древней Греции дополнительным благоприятным условием развития философской мысли было возникновениездесь зачатков демократии и общественных условий, духа соревновательности е художественном творче­стве, спорте, теоретической мысли, свободной состя­зательной деятельности. Ранняя греческая филосо­фия зародилась не в центральной ее части, а на ок­раинах, на островах малой Азии и островах Среди­земноморья, расположенных на перекрестках торго­вых путей, связывающих Грецию со странами Восто­ка. Именно здесь сформировались первые греческие города - государства Милет и Эфес, в которых муд­рецы получили возможность соединить свой знания с богатствами восточной философии и культуры. В части древнегреческих городов утвердились истинно демократические порядки ставшие на многие века образцом и эталоном для европейской цивилизации. По этой причине именно греческая философия яви­лась подлинной колыбелью всей европейской и ми­ровой философий и культуры.

Античная философия охватила длительный пери­од истории, под античной фил. понимают древнегре­ческую и древнеримскую философию периода 7 8. до н.э. и кончая 5 в. н.э. Античная философия вобрала в себя великое множество учений, школ и направле­ний. Греческая фил. определила стратегию фило­софского учения: единая основа, сущность "субстан­ция" мира как целостности, причина всех изменений, многообразия и разнообразия, законы и принципы как упорядочивающее и основополагающее начало.

Философия начинается с поиска ответа на вопрос: "что есть все?" (Фалес 624-547 г. до н.э.). Многообра­зие ответов на него сводилось к одному: поискам на­чала лежащего в основании, вечной основы, сущно­сти, первопричины-субстанции. Греческая фил. стоит у истоков всех ныне существующих философских учений и как родоначальница философии науки, не­смотря на жизнь длинной в 12 веков, не утратила об­щих черт, которые позволяют рассматривать ее как своеобразный исторический тип философствования. Выделяют 4 этапа античной философии:

Досократовский - 7 в. до н.э. - 5 в, до н.э.

Время расцвета. Классика 5-6 в. до н.э.

Эллинский период - 6-2 в. до н.э.

Римский период - 1 в. до н.э - 5 в. н.э.

ФИЛОСОФИЯ, КАК НАУКА

ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ

Философия может существовать на обычном и аб­страктно-логическом уровне. Обыденное философствование - первая форма обобщенного отражения жизни людей, окружающего мира, самого человека, На абстрактно-логическом уровне мышления формируются философские учения, концепции и теории. Результатом этого мышления является и научная философия.

Научной философией считается теоретическое, систематизированное, концептуальное философское знание, выраженное системой понятий, законов и суждений, научной философией признаются те уче­ния, теории и институты, которые приобрели статус науки как явления общества. Основными признаками науки являются: получение истинного теоретического знания, наличие объекта и предмета исследования, наличие кадров и институтов науки, категорийный аппарат, методология исследования, система критериев проверки истины.

Философия обладает всеми признаками науки. Объектом ее изучения является бытие в целом. Ее предмет составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Объект и предмет философии отличаются от объектов и предметов других наук, прежде всего их всеобщностью, высокой абстрактностью и универсальностью получаемых знаний. Философия - это тип научного мышления о мироздании, материальном и духовном и других проявлениях бытия. Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Предмет философии как совокупной науки истори­чески конкретизировался, и уточняется по сей день различными философскими школами и направлениями. Предметом религиозной философии является бытие бога, содержание его творений; натурфилософских школ - природа и космос; школ антропологического направления - человек, его существование, смысл жизни.

Использование субъектами своего или обществен­ного мировоззрения в интересах оптимизации мысли­тельной и практической деятельности означает нали­чие методологической функции. Методологическая функция философии состоит в том, что она вооружа­ет человека совокупностью своих принципов и мето­дов, наиболее важными требованиями, необходимы­ми для мыслительной и практической деятельности. Методология - это совокупность принципов и других общих требований познавательной и практической деятельности, система методов этой деятельности, а также учение о самих принципах и методах.

В структуре всеобщей, общенаучной и конкретных разновидностей методологии философия - всеобщая и часть общенаучной методологии. Методологиче­скую функцию она выполняет своими принципами, законами и категориями. Исходное значение для по­вышения мыслительной деятельности человека име­ют принципы бытия и познания: связи, развития, ма­териальности и др.

Основными методами, с помощью которых осуще­ствляется философское знание, являются:

Диалектика - метод фил, исследования, когда ве­щи, явления рассматриваются критически, последо­вательно с учетом их внутренних противоречий, из­менений, развития, причин и следствий.

Метафизика - метод, противоположный диалекти­ке - объекты рассматриваются обособлено, статично, однозначно.

Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм, принятых убеждений, недоказуемых и носящих абсолютный характер.

Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов и понятий, результате чего делаются поверхностные выводы.

Софистика - метод, основанный на выводах из ложных, но поданных как истинные посылки, или но­вой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу.

Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ

Мифологически-религиозное мировоззрение но­сило духовно-практический характер. Исторические особенности этого мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, не­достаточным развитием познания, зависимостью от сил природы. В этих условиях мировоззрение опира­лось на формы образов и символов. Но на смену им приходит Логос - разум. Фил. зародилась как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом по оп­ределенным логическим законам, в отличие от рели­гиозного мировоззрения с его проблемам/ отношения человека к превосходящим силам и существам, фи­лософия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в об­ществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания.

Термин "философия" в переводе с греческого оз­начает любовь к мудрости. По сути, это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Ценность мудрости в том, что она позволяла выно­сить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, однако проблемы мировоззрения она решала с позиции разума. Поэто­му можно сказать, что философия - это теоретически сформулированное мировоззрение.

Мировоззрение - это совокупность взглядов и убе­ждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и, являясь его ориентирами в повседневной жизни, выполняют регулятивную функцию. Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью общих взглядов на мир и место в нем человека.

Относя фил. к мировоззренческим формам чело­веческой культуры, мы подчеркиваем одну из суще­ственных ее особенностей. След. мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит сис­тематизированный упорядоченный характер. Можно выделить три осн. формы мировоззрения:

1) мифология - фантастическое отражение в пер­вобытном сознании реальной действительности.

2) Религия - форма сознания, основанная на вере в сверхъестественные силы, которые влияют на судьбу человека и окружающий мир.

3) Философия - научно-теоретический вид миро­воззрения выполняющий задачу постижения сущно­сти социального и природного бытия, мира в целом, места и отношения чел. к миру и смысла чел. жизни.

Особенностью мифологии и религии является то, что они имеют духовно-практический характер и тес­но связаны с уровнем освоения человеком окружаю­щего мира и зависимостью его от природы и быта.

Философия - это научно-теоретический тип миро­воззрения, основанный на знании, логике, системно­сти, опирающийся на четкие понятия и категории.

Философия в своем развитии прошла три основ­ные стадии эволюции: 1) космоцентриэм -философ­ское мировоззрение, объясняющее все явления при­роды через могущественное влияние Космоса и его циклов; 2) теоцектризм - в основе мировоззрения объяснение всего сущего через господство сверхъес­тественной силы - Бога; 3) антропоцентризм - в цен­тре философского мировоззрения стоит проблема человека.

Основная специфика фил. в ее двойственности, т.к. она имеет общие черты с научным знанием (предмет, методы), однако наукой в чистом виде не является, т. к. она обогащает иные науки, не погло­щает их и стоит выше отдельных наук. Главное отли­чие философии от других наук в том, что она являет­ся теоретическим мировоззрением, обобщающим все раннее систематизированные знания.

К особенностям фил. знания можно отнести слож­ную структуру, теоретический, во многом субъектив­ный характер. Это совокупность объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени. Она подвержена влиянию эпохи, влиянию прежних фил. школ, динамична и неисчерпаема по своей сути, изучает как сам предмет познания, так и механизм познания, занимается извечными проблемами: бытие, материя, движение и др.

 

 

4 ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

Философия возникла в обществе рабовла­дельческой демократии, в 3-4 вв. до н.э., где часть господствующего класса, полностью освободившись от материальных забот, стала иметь достаточно вре­мени для размышлений.

Возникновению философии способствовал благо­приятный климат и наличие политических и граждан­ских свобод в эллинских городах - полисах.

Греки изобрели философию и сделали ее самостоятельно культурой, по своему значению равной искусству и религии.

Философия дополнила мифы и религию Древней Греции развитым рациональным мышлением. Для греков философия стала стратегией свободной чело­веческой деятельности. Философия, в отличие от мифотворчества, учит тому, что свою жизнь и свое будущее человек должен формировать сам, полага­ясь на собственный разум.

Философия и религия - это две основные формы мировоззренческого сознания, они обращают челове­ка к вечным и подлинным истинам. Мировоззрение -это целостный взгляд на мир и место человека в нем, оно имеет три формы: мифология, религия и фило­софия. Религия - это массовое сознание, вера в на­личие сверхъестественных сил, которые влияют на окружающий мир и жизнь человека. Философия -элитное сознание, высочайший уровень мыслитель­ной культуры.

Философское мировоззрение отличается от рели­гиозного тем, что оно основано на знании, а не на вере; рефлексивно, логично, опирается на четкие понятия и категории. Философия как мировоззрение прошла три этапа развития:

космоцентризм - когда весь мир объяснялся через влияние и могущество внешних сил - Космоса;

теоцентризм - объяснение всего сущего через гос­подство сверхъестеотвеной силы - Бога;

антропоцентризм - философское мировоззрение, основной проблемой которого была судьба человека. Философия не сводится к науке. Научное знание объективно по отношению к человеческим ценностям, т.к. физ. и хим. формулы не подлежат нравственной оценке. Философские же истины отражают жизнен­ные интересы и цели человека.

Философия изучает четыре основные раздела:

Онтология, гносеология, человек, общество.

Методы философии: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика, ма­териализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.

Основными функциями философии являются:

Мировоззренческая функция - способствует фор­мированию целостности картины мира, представле­нии об его устройстве, месте человека в нем, принци­пов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция - абстрактно-теоретическое объяснение мира, общие методы по­знания и освоения действительности человеком.

Гносеологическая - регламентирует механизм по­знания - правильное и достоверное познание окру­жающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция - учит мыс­лить и теоретизировать, создавать логические схемы, обобщать действительность.

Критическая - проповедуемый всеми философами со времен антично/ философии принцип - подвергать все сомнению.

Аксиологическая функция - оценка исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей (соци­альных, нравственных, и т. п.). Социальная функция - объясняет социальное бы­тие и способствует его материальному и духовному изменению. Помогает осознать и сформулиравать коллективные цели и способы их достижения.

Воспитательно-гуманитарная - прививает челове­ку и обществу гуманистические цели и идеалы, укре­пляет мораль, помогает найти смысл в жизни.

Прогностическая функция - основана на способно­сти философских знаний прогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, науки, челове­ка, природы и общества.

 

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Ф.Энгельс определил основной вопрос фило­софии следующей формулировкой: «Великий основ­ной вопрос всей, в особенности новейшей филосо­фии есть вопрос об отношении мышления к бытию».

Философы разделились на два лагеря сообразно тому, как отвечали на этот вопрос. Те, кто утвержда­ли, что дух существовал прежде природы, и которые признавали сотворение мира, составили идеалисти­ческий лагерь.

Материализм - направление в философии, сто­ронники которого считали, что материя первична по отношению к сознанию и она является изначальным источником всех вещей. Материя существует реаль­но, независимо от сознания, является самостоятель­ной субстанцией; сознание - это свойство организо­ванной материи. Материализм в доказательстве сво­их доктрин всегда опирался на достижения точных наук и логику, но "не мог объяснить сущность сознания и явления окружающего мира.

Энгельс использовал термин "отношение мышле­ния к бытию", разделяя традиции немецкой классиче­ской философии. Хотя ряд синонимичных с ним поня­тий, например, "отношение сознания и материи", "субъекта и объекта", по своей сути передают содер­жание и структуру основного вопроса философии.

Как правило, в структуре основного вопроса фило­софии выделяют две стороны: онтологическую и гно­сеологическую. Первая говорит о том, что является первичным, дух или природа. Гносеология поднимает аопрос о познаваемости мира нашим мышлением, можем ли мы 8 наших представлениях и понятиях составить верное отражение действительности - во­прос о тождестве мышления.

Вопрос об отношении мышления к бытию возвы­шается над всей философской проблематикой т.к. его решение оказывает влияние на деление философии на два лагеря и разделяет фил. науку по принадлеж­ности к ряду дисциплин. Наряду с полярными глав­ными направлениями философии - материализмом и идеализмом - существуют компромиссные течения -дуализм и деизм. Основной вопрос философии выявляет основание для разграничения идеализма и материализма. Сам факт размышления над проблемой соотношения мышления и бытия позволяет отличить философские науки от прочих наук. Когда философия анализирует, как соотносится мышление человека и его бытие, она выделяет многообразие оттенков этого взаимодейст­вия. Взаимоотображение в системе "человек - мир", "мышление - бытие" может быть представлено гно­сеологическими, аксеологическими, эстетическими и прочими отношениями.

Предмет философии на протяжении всего периода ее развития непрерывно изменялся, а основной во­прос оставался неизменным. Это суть вопроса о со­отношении основного вопроса и предмета филосо­фии. Проблематика философии, понимаемая как ее-предметность, изменялась на протяжении всего исто­рического периода развития. В совокупности фило­софских дисциплин: онтология, гносеология, логика, этика, - каждая из них имеет свой специфический предмет, и вместе они составляют структуру фило­софского знания. Поэтому определить предмет фи­лософии можно, лишь оперируя абстракциями высо­кой степени общности.

Однако философы утверждают, что деление меж­ду двумя направлениями в философии - на материа­лизм и идеализм - не означает абсолютного противо­речия между ними. Наоборот, материализм и идеа­лизм - это взаимосвязанные стороны одного процес­са развития философского знания.

С решением основной проблемы философии свя­заны не менее значимые вопросы, имеющие отноше­ние к другим ее разделам: этике, эстетике, антропо­логии, социальной философии и др. В каждом разде­ле философии есть свой центральный вопрос и своя ведущая проблема, например для антропологии - что есть человек и каково его место в окружающем мире, для этики - вопрос о природе и происхождении мора­ли, о добре и зле.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние ис­кания философии, основной вопрос не нашел досто­верного решения и является извечной проблемой.

 

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Несмотря на то, что человек в Китае отожде­ствляется с природой и космосом, его проблемы за­нимают центральное место в китайской философии. Человек является сгустком трех видов космической энергии: цзин, ци, шень.

Цзин - энергия зарождения всего сущего, корень и семя живого организма. Ци - материально-духовная энергия, которая служит строительным материалом всего сущего. Шень -духовная энергия, существую­щая в человеке, стержень чел. Личности.

Помимо трех видов космической энергии, китай­ская фил. выделяет два вида сексуальной энергии: ян - мужская, инь - женская.

Все сущее (даже неодушевленное) делится на два противоположных начала мужское и женское.

Предметы (Солнце, небо, день - мужск., Луна, зем­ля - женск.) в основе существования природы и всей окружающей действительности лвжиг "Тай-цзи" -единство и борьба, взаимодополнение женской и мужской энергии.

В отличие от европейской фил. китайская воспри­нимает человека с рядам особенностей: чел. жизнь начинается с момента зачатия, человек продолжает свою жизнь в обществе и после смерти, духовным центром человека является сердце, он является рав­ной частью природы и космоса, призывает ценить земную жизнь. Очень большое внимание уделяется проблеме долголетия.

Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле из пяти первоэлементов: земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоян­ном движении. Это создало почву для возникновения философских школ Китая - даосизма, конфуцианст­ва, легиэма.

Основателем даосизма является Лао-Цзы 5 в, до н.э. В трактатах "Дао дэ цзин" он пытался объяснить основы построения и существования мира и найти путь, которым должен следовать человек и природа. Фил. даосизма имеет ряд основных идей: Все вещи и явления в мире взаимосвязаны. Мате­рия, из которой состоит мир, ед/на и не исчезает, участвуя в круговороте. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел - покой и смирение. Толь­ко император имеет контакт с Богом, и миссия его священна. Достигнуть совершенства и познать истину возможно, освободившись от желаний и страстей.

Наибольшее распространение получила фил. Кон­фуцианства (основоположник Конфуций, 4-5 в. до н. э.). Этико-политическое учение, основными прин­ципами которого считаются взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе), человеколюбие (почитание родителей и предков), сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельно­сти, экстремизма).

На основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством. Это управление уподоблялось управлению колесницей: император правит, чиновники - вожжи, закон и мораль - узда, уголовное наказание - бич, народ - лошади. Конфу­ций был прот/в насилия: «Если умело держать во­жжи, лошади побегут сами".

Его учение сыграло важную роль в объединении китайского общества, а те основополагающие прин­ципы, которые мыслитель разработал 2500 лет на­зад, не утеряли своей актуальности и сегодня. Трак­тат "Каким должен быть руководитель" яркое под­тверждение этому. Руководитель должен обладать следующими качествами: подчиняться императору, управлять на основе добродетели, обладать необхо­димыми знаниями, быть патриотом, ставить высокие цели, быть благородным, делать добро государству и окружающим, предпочитать убеждение и личный пример принуждению, заботиться о личном благосос­тоянии подчиненных и страны в целом.

В этот же период получило распространение уче­ние Лао-цзы о священном дао (даосизм). Все вещи имеют свой собственный путь, они рождаются и уми­рают на этом пути. Человек должен следовать есте­ственным законам, отказаться от мудрствования, быть смиренным. Общество должно управляться пу­тем государственного насилия.

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В первых священных книгах Индии - Ведах -наряду с религиозными идеями, излагались пред­ставления о едином и многосоставном мировом по­рядке (Рита, Легенда о Пуруши), целостности духов­ной субстанции (Брахмана), индивидуальной душе (Атмана), перерождении душ (их бессмертие, соглас­но закону воздаяния (Карма). Веды создавались пле­менами арийцев, которые пришли в Индию в 16 н. до н.э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья. До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджуведа, Атхарведа. Они содержали священное писание, описание ритуалов, философские коммен­тарии. Ведический период длился с 15 по 6 вв. до н.э.

Многие фил. проблемы эпохи затрагивались в из­вестных поэмах Древней Индии - эпосах "Махабха-рата" и "Рамаяна". Они ознаменовали эпический пе­риод древнеиндийской философии 6-2 вв. до н.э.

Со 2 в. до н.э. по 7 в. н.э. наступает эра сутр (крат­кие философские трактаты, в которых рассматрива­лись отдельные проблемы).

Учение о бытии и небытии древнеиндийской фило­софии определяется законами Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанно­сти. Бытие и небытие зависит от Брахмы-Космоса (Бога-творца), он живет 100 космических лет и уми­рает, после чего наступает полное небытие, которое длится также 100 космических лет -до нового рожде­ния Брахмы. Весь ход истории - это чередование жизни Бога и Абсолютного Небытия. При каждом но­вом рождении Бога Брахмы, вновь появляется жизнь, но в новой, более совершенной форме.

Характерной особенностью древнеиндийского уче­ния о познании является его стремление к изучению процессов, происходящих в сознании при соприкос­новении с миром предметов и явлений. В отличие от европейской философии, признающей только мате­риальное сознание, индийская фил. подразделила его на три вида: "практити" - материальное сознание, "пуруша - чистое сознание! первичная Энергия, из которой возникла Вселенная и люди), "майя" -сознание миражей и сновидений. Характерными учениями для инд. фил. являются:

- учение о душе - атман и манэс;

- сансара - философское учение о вечности души и ее земном пути;

- карма - предопределенность человеческой жиз­ни и судьбы. Ее цель в совершенствовании и нравст­венном развитии души - мокши;

- мокша - высшая ступень нравственного совер­шенства души, которого необходимо добиваться в земной жизни;

- ахимса - единство всех форм жизни на земле, неубиение и непричинение зла асему окружающему.

После 5 в. до н.э. в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-философское учение Буддизм. Основатель - Гаутама Будда (560-483 гг. до н.э.).

Согласно его учению, все в мире "преходящее», не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно скорби (неудовлетворенности). Каждое от­дельное существо представляет собой комбинацию действующих жизненных сил, которые согласно веч­ным законам, возникают и снова исчезают в функ­циональной зависимости друг от друга (драхма).

Поскольку ни одно злое или доброе дело не про­ходит бесследно, то каждый Поток индивидуальной жизни, как этого требует карма, после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании. Моральные поступки ведут к очищению, совершаю­щемуся путем прохождения через отдельные ступе­ни; познание и стремление к жизни ведет к освобож­дению.

Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. К основным заповедям философии буддизма отко­сятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудрен­ным, не употребляй алкоголь.

Высшим идеалом для буддиста является не стремление достигнуть личного спасения и блага, а бескорыстная любовь ко всем существам вместе.

РАННИЙ ЭТАП

АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Первые, досократовские философские школы Древней Греции возникли в 7-5 вв. до н.э. в начи­нающих свое процветание древнегречвских полисах.

Термин "досократики" вводится для совокупного обозначения наиболее известных фил. школ: милет­ская школа, школа пифагорейцев, школа Гераклита Эфесского, элейская школа, анатомисты.

В начальный период развития древнегреческие философы стремились понять сущность мира, при­роды, космоса. Все они пытались найти первоначало мирз, объяснить, из чего все состоит. Так мыслители милетской школы философии искали единый для всего источник, через который пытались объяснить все многообразие вещей и явлений природы.

Таким источником Фалес считал воду. Все возни­кает из воды и, умирая, превращается в воду.

Аналогичные воззрения развивали и соратники Фалеса - Анаксимен, который считал первоначалом воздух, и Анаксимэндр, выдвинувший идею о апейро-не - нечто неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся а движении первоначало.

Одним из наиболее крупных учений тех лет явля­ется учение Гераклита Эфесского. По Гераклиту мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и снова закономерно угасающим. Эту закономерность Гераклит определил как логос. Он считает, что все в этом мире состоит из противо­положностей, все происходит через борьбу, затем все изменяется, все движется. В этом вечном движении все происходит из единого, и из всего единое. Муд­рость есть познание разума, логоса, быть мудрым -значит склониться перед этим разумом, подчиниться ему. Только путем подчинения законам разума чело­век может приобрести душевную ясность.

Следующими крупными шагами в развитии фило­софии можно считать воззрения, которые выдвигали философы эллинской школы - Парменид и Зенон. Они возглавили дальнейший этап на пути рацио­нализации знания, перейдя от конкретных обоснова­ний первоначала (вода, воздух) к бытию, как таково­му, где бытие - основное понятие их философии.

По Пармениду - "Бытие есть, небытия нет, ибо не­бытие невозможно ни познать, ни высказать. Здесь мы видим, как философ приводит понятие неизмен­ной субстанции - сущего, истины. Сущее же раскры­вается только при помощи мышления, в то время как чувственное восприятие порождает только мнение. Парменид делит мир на две первоматерии - светлый и деятельный огонь и темную пассивную массу. Элеа-ты четко разграничивали истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Чувственное восприятие не дает истинного знания, а лишь знакомит с внеш­ней стороной вещи, тогда как знание истинной сущ­ности вещи дает философское учение о бытие. Чув-ственное многообразие мира иллюзорно.

Зенон доказывает иллюзорность мира через свои апории. Так, в одной из них, которая называется "ди­хотомия" (деление на два) доказывается, что для то­го, чтобы пройти определенный путь, надо сначала пройти его половину, а чтобы ее пройти надо пройти четверть пути, далее - одну восьмую, и так до беско-нечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть уже в ближайшую к ней, ибо она недо­сягаема и ее фактически нет и, следовательно, дви­жение невозможно, Апории Зенона вызвали глубокий кризис в философском мире, и выход из этого кризи­са предложил Демокрит.

Демокрит утверждал, что есть атомы и пустота. Атомы различаются по форме, расположению, весу. Они движутся в пустоте и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели. Все состоит из атомов, атомы неделимы и если атомы - бытие, то пустота - небытие. Все про­исходит согласно необходимости, случайность отсут­ствует. Демокрит дал теоретическое решение про- блемы, поставленной элеатами, хотя сама проблема множественности и движения жива по сей день.

 

9 ПРОБЛЕМЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Д

Античная философия древних греков возник- ' ла в 6-7 вв. до н.э. Она внесла исключительную роль в развитие мировой цивилизации. Благодаря антич­ной философии зародилась европейская культура и цивилизация, западная философия и ее последую­щие школы. До сих пор европейская наука, культура, философия возвращаются к античной философии как своему первоисточнику и образу мышления.

Сам термин "философ" возник в противополож­ность "софосу" - мудрецу-пророку обладающему божественной мудростью. Философ" - человек, не обладающий божественной истиной, полной и завер­шенной. Философ - это человек, любящий истину, стремящийся к мудрости. Цель философа -понять в чем первопричина всего сущего, первопричина бы­тия; понять мир, используя разум, аргументацию, ло­гику, опыт. Надо объяснить мир как целое, избегая мифов, веры в фантазии как это делает искусство и религия.

Греки считали, что начало философии - е удивле­нии человека перед миром и самим собой. Философ­ствование свойственно человечеству, это не просто процесс поиска истины, а еще и способ жизни, при­сущий свободной личности.

Античная философия развивалась поэтапно, и в ней можно выделить следующие периоды:

Раннюю классику (натуралисты, досократики) объ­ясняли явления природы, сущности Космоса, окру­жающего мира, поиски первоначала всего сущего.

Среднюю классику (Сократ его школы, софисты) главная проблема - сущность человека.

Высокую классику (Платон, Аристотель и их шко­лы), главная проблема - синтез философского зна­ния, его проблем и методов, выдвинули идеалистиче­скую версию происхождения сущего.

Эллинистический период (Эпикур, Пирон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), главная проблема -мораль и свобода человека, проблемы государства, природы, смерти и загробной жизни, структура и судьба космоса, отношение Бога и человека.(Плотин, Порфирий, Прокл, Филон). Античная философия выдвинула ряд идей и про­блем, которые актуальны и сегодня.

Проблемы бытия и небытия, материи и ее форм: идея о противоположности формы и материи, о глав­ных элементах, о тождестве и противоположности бытия и небытия, структурности бытия и его противо­речивости; как возник Космос и какова его структура. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит).

Проблема человека, его познания, вго отношения с другими людьми: в чем сущность морали, отношение чел. и государства, существует ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом. (Сократ, Антифонт, Эпикур)

Проблема воли и свободы человека: идея ничтож­ности человека перед силами природы и его силы духа в стремлении к свободе, к познанию с этим/ понятиями отождествлялось счастье свободного че­ловека. (Сенека, Эпиктет).

Проблема отношения человека и Бога, божествен­ной воли, строения Космоса. Выдвигались идеи Кос­моса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие друг в друга (Плотин, Филон Александрийский и др.)

Проблема чувственного и сверхчувственного -идея синтетических основных философских проблем. Проблема поиска рационального метода познания (Платон, Аристотель и ученики).

Античная философия имеет следующие особенно­сти: материальной основой расцвета философии был экономический расцвет и греческих полисов. Мысли­тели были независимы от производства, освобожде­ны от физического труда и претендовали на духовное руководство обществом. Главной идеей был космо-центризм, на поздних этапах смешавшийся с антро­поцентризмом. Допускалось существование богов, которые были близки к человеку. Человек признавал­ся частью природы.

В античной философии были заложены два на­правления в философии - идеалистическое (учение Платона) и материалистическое - (линия Демокрита)

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1044 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2053 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.