Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия киников и стоиков




Киники - философская школа древней Греции сократовского периода. Основателем кинизма счита­ется ученик Сократа Антифен, а его ярким предста­вителем - Диоген Синопский. Аитифен вел свои бе­седы в гимназии "Киносарг", пропоаедовал нетребо­вательность и умеренность. Не оставив после себя никакого фил. и литературного наследия, прославил­ся тем, что указал современникам 'самый простой путь в жизни. Платон называл Диогена собакой, и даже памятник в конце жизни соотечественники воз­двигли ему в виде собаки - на греческом "кинос" от­сюда назв. школы - киники.

За основу своей фил. они приняли практическую мораль Сократа, присущее ему самообладание, не­прихотливость в еде и одежде, но эти нормы жизни не смогли подкрепить должным интеллектуализмом и в результате этого скатились к идеалам самодоста­точной жизни. Признаком позднего кинизма является пренебрежение ко всякой культуре и ко всем обыча­ям, иногда переходящее в цинизм. Киники обосновы­вали образ жизни с философской точки зрения вне связи с обществом. Характерными черты их быта: разрыв социальных связей, одиночество, паразити­ческий образ жизни, аскетизм, агрессивность, вос­хваление бедности, отсутствие патриотизма, непри­ятие иных мнений и фил. радикализм. Латиняне на­зывали киников циниками и постепенно слово "циник" приобрело негативное значение. Приемлемым в ци­низме считается попрание общественных нравствен­ных норм. В основе такого поведения всегда обнару­живается духовная нищета.

Киническая фил, пришлась на пору глубокого кри­зиса античного полиса и была поддержана многочис­ленной толпой состоящей из людей, не нашедших себе достойного места в государстве. Возврат к по­добному наблюдается и в современном обществе, сходство с образом жизни и философии киников есть у йогов, хиппи и др. Но и а основе их философии от­рицания ценностей современной культуры лежат те же причины, которые привели к кризису их античных предшественников - киников. Философская школа стоиков стала ответом на распространение идей киников. Стоя - широко рас­пространенное в древней Греции философское тече­ние, основано за 300 лет до Р.Х. Зеноном из Китона. Он собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах. Стоя - назв. портика (отсюда - «стоики»).

Основная идея стоиков идентична идее фил. шко­лы киников - это освобождение от влияний внешнего мира. Но для достижения своей цели они избрали не путь отрицания ценностей традиционной культуры, а пошли дорогой постоянного усовершенствования, мудрости, восприятия и приумножения лучших дос­тижений культуры. Идеалом стоиков становится про­свещенный человек- мудрец, который, познав исти­ну, освободился от влияния внешнего мира и ушел от мирской суеты.

Стоическая философия развивалась поэтапно:

Ранняя стоя (3-2 ва. до н.э.) - Зенон, Клеанф и^р.

Средняя (2-1 вв. до н.э.) - Панеттий, Посидонии.

Поздняя (1 в. до н.э.-З в, н.э.) - Сенека, М. Аврелий.

Характерными чертами стоической философии яв­ляются следующие: признание добродетели высшим благом, а порока - единственным злом, неучастие в жизни государства, признание законов государства лишь при условии их добродетели, аскетизм, стрем­ление к счастью, призыв к жизни в согласии с приро­дой и Мировым космическим Разумом, осуждение человеческих пороков.

Во времена империи учение Стой превратилось в своего рода религию для народа. Для стоиков, кото­рые соединили в своей фил. самые различные уче­ния, Бог и природа становятся сутью одного и того же, а человек - частью этой богоприроды.

Наиболее известными представителями этого пе­риода являются философы Сенека и Марк Аврелий.

Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - крупный римский философ, влиятельный политик, проповедовал идеи фил. Стоики. Утверждал философию как практиче­ское руководство к управлению государством.

Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.) - крупнейший рим­ский философ, римский император, автор философ­ских произведений "К самому себе. Размышления", "Наедине с собой".

 

ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА

БЛАЖЕННОГО И ЭПИКУРА

Аврелий Августин (Блаженный) (354-430) философ, влиятельный политик и проповедник като­лической церкви. Основатель ранней схоластики, идеи которой он изложил в своем религиозно-философском трактате "О граде Божьем - фактиче­ски первом варианте мировой истории. В его понима­нии история есть борьба двух враждебных царств: царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т.е. светского мира, и царства Божия. При этом он отождествляет царствие Божие с римской католиче­ской церковью. Божественное царство представлено на земле священнослужителями, которых Бог наде­лил своей благодатью и объединил в христианскую церковь. Церковь - единственная сила, способная помочь людям победить грех и объединить мир. Светская власть, а а их лице - императоры и короли -должны быть подчинены воле христианской церкви. Его фил. проповедовала смирение с бедностью и чужой властью, веру в будущее, понимание.счастья в учености и познании истины, веру в загробную жизнь как награду от Бога за праведность. Вместе с тем Августин воспевал красоту человека, его богоподоб-ность, силу и совершенство.

Августин учит о самодостоверности человеческого сознания и познавательной силе любви, однако, выс­шее, неопровержимое знание достигается только познанием Бога. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Он сотворил мир, продолжает его творить в настоя­щем и будет творить в будущем. Августин много вни­мания в своей фил. уделяет теме существования Бо­га. Одно из главных доказательств - присутствие бо­жественного во всем, его могущество и совершенст­во. Творениями Бога являются вся материя, душа, пространство и время.

Августин является родоначальником направления неоплатонизма в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе вплоть до 13 в. Эпикур (341-270 гг.до н.э.) - древнегреческий фи­лософ-материал ист, глава философской школы, ос­нованной им в 306 г. до Р.Х. Стремился дать практи­ческое руководство для жизни (этику), этому служила физика и логика. Его фил. состоит из трех разделов: учение о пр/роде и космосе (физика), учение о по­знании (каноника), учение о человеке и его поведении (эстетика).

Учение Эпикура о космосе по своей сути - демо­кратическое учение: бесконечно число и разнообра­зие развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, по­мимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве между мирами живут бессмертные боги. Таким же образом возникают, жи­вут и исчезают живые существа, а также душа. Все­ленная вечна и бесконечна, как бесконечны и вечны атомы и пустота, из которых она состоит. Во Вселен­ной существует множество материальных миров.

В учении о познании Эпикур говорит о том, что по­знание необходимо для освобождения человека от страха и суеверий, религии и боязни смерти. Это ос­вобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет удовольст­вие (имеется в виду не чувственное, а духовное удо­вольствие, хотя вообще всякого рода удовольствия сами по себе не являются греховными). Однако ду­ховное удовольствие более устойчиво, т.к. не зависит от внешних помех. Счастье человека состоит в удо­вольствии, под ним понимается здоровье, отсутствие страданий. Эпикур утверждает окружающий мир по­знаваемым, и это познание возможно с помощью чувств. Ощущения возникают благодаря восприятию человеком окружающих предметов.

В учении о поведении человека Эпикур утверждает человека свободным от влияния богов - человек яв­ляется результатом биологической эволюции, душа и тело его смертны, он должен стремиться к счастью в пределах земной жизни. Норма - жиэнеограничение желаний, мудрость, безмятежность.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2247 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2304 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.