Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Человек в учениях софистов и Сократа




Софисты - учителя мудрости (философская школа в Древней Греции, 5-6 вв. до н.э.) - выступали как теоретики и философы-педагоги, обучающие граж­дан философии, ораторскому искусству и другим зна­ниям. Свою правоту в диспутах они доказывали с помощью "софизмов" - логических приемов, уловок. Разделялись по группам - были старшие софисты и младшие. Софистов отличало:

- критическое отношение к окружающей действи­тельности;

- стремление к логике и практике в процессе по­знания;

- неприятие опыта прошлых цивилизаций;

- отрицание старых норм, законов и привычек, не доказанных современным знанием,

- субъективизм в оценках и суждениях.

Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности, а также просвети­тельский характер их деятельности среди граждан греческих полисов.

Первыми, кто обратился к проблеме человека, бы­ли софисты. Их мнение, что человек только в себе самом может найти истину, четко сформулировал софист Протагор; "Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют". Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным. раз и навсегда, ибо человек изменчив. В философии софистов человек становится единственным бытием в отличие от предыдущих времен, когда бытие искалось вне человека. На первый план выходит проблема отношения человека к миру, их постоянное соотнесение. В этом софисты, в том числе и Протагор не избежали крайностей релятивизма (условность и от носительность человеческого познания).

Сократ (469-399 гг. до н.э.) - ученик софистов, не признавал в рассуждениях его учителей засилье относительного, забвение абсолютного, неумение и даже нежелание его поисков. Он превосходит софистов в понимании общего. Сократ не оставил в наследие философских про­изведений, но вошел в историю как непревзойденный полемист, оратор, философ и мудрец. Значителен его вклад в просветительскую деятельность: ведя свои диспуты среди простого народа, он затрагивали и пытался дать ответы на злободневные темы того времен, не потерявшие актуальности и по сей день: добро и зло, любовь, счастье, честь, и т.д.

Сократ выработал и применял метод майевтики", благодаря которому с помощью логических приемов и наводящих вопросов он подводил собеседника к са­мостоятельному нахождению истины. Метод широко применяется в современном образовании,

Его философия основана на нравственности. Нравственное можно познать и усвоить, а отсюда - и жить в соответствии с этими знаниями. Он пытается внушить людям понятия об истинно нравственном. Сократ разрабатывает диалектику, которая поможет приобрести людям знания. Диалектика состоит из иронии (спор, диалог) и майевтики (рождение мысли).

Сократ совершил коренной переворот в филосо­фии. Поняв, что натурфилософия во многом безраз­лична человеку, он по-другому подходит к решению вопроса о природе и содержании человека. Вместо физики он на первое место выводит этику. Именно философия человека должна стать ключом к фило­софии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее и разумное.

Человека от других живых существ отличает нали­чие души. Душа - это способность человека осозна­вать, проявлять мыслительную активность, быть со­вестливым и моральным, Тело человека не довлеет над душой, наоборот, оно является инструментом души. Сократ занимался телесными упражнениями, а еще больше душевными. Без последних нельзя вос­питать в себе добродетели, среди которых главные -мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может ее разрушить,

Это означает, что человек становится свободным, и именно в этом состоит его счастье.

 

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

Платон - самый выдающийся мыслитель времен античности (427-347 гг дo н.э.), состоялся как философ под влиянием идей Сократа и Аристотеля. Он основал в 387 г. собственную философско-религиозную щколу, которая просуществовала более 1000 лет. Выпускники Академии Платона существен­но повлияли на развитие идей платонизма и неопла­тонизма и признания их ведущими направлениями европейской философии.

Наибольшее влияние на философские взгляды оказали его теория идей и философия государства. Платон является основоположником идеалистическо­го направления в философии. Он первый, кто оста­вил после себя ряд произведений. Наиболее значи­мые из них: "Апология" (защита Сократа), "Критон" (об уважении к законам), 'Лахет" (о мужестве), "Хар-мид (о благоразумии), "Эвтифрон" (о благочестии), "Менон" (о риторике), "Государство" (о справедливо­сти), "Кратил" (о языке). Большинство произведений Платона написано в форме диалога.

Платон является автором философского учения о триаде - все существующее состоит из трех субстан­ций: "единого", "ума", и "души".

Философия Платона включает в себя все основ­ные направления фил. знания того времени. Главным является то, что он впервые ставит вопрос о соотно­шении бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-существенного, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основу идеалистической линии в философии.

Основные положения учения Платона: все мате­риальное изменчиво и со временем прекращает свое существование, окружающий мир временен и измен­чив и в действительности как самостоятельная суб­станция не существует, реально существующими яв­ляются лишь чистые идеи, они вечны и постоянны, все вещественное является лишь материальным от­ражением первоначальной идеи.

Совокупность идей представляет особый мир, су­ществующий независимо от человека и называемый бытием. Платон утверждает, что чувственное восприятие дает только мнение. Действительное знание прихо­дит вместе с понятиями, и только в том случае, если эти понятия неизменны. Понятие должно иметь объ­ект, к которому оно относится. Этот объект не может быть идентичным объекту чувственного восприятия, он должен быть сверхчувственным - идеей, Таким образом, в наших понятиях совершается познание сверхчувственного мира. Понятия являются отраже­нием идей. Причастность духа к миру идей доказыва­ет бессмертие, души. Душа имеет в себе самой идеи еще до того, как соединяется с телом. Самая главная идея - это идея блага. Платон понимает эту идею, как идею бога, который сначала создает мировую душу, как нетелесную, везде проникающую движущую силу. Материя сама по себе не существует, она становится реальной только тогда, когда в ней присутствует идея. Этика Платона исходит из идей, которые руко­водят жизнью. Последняя, в свою очередь, осущест­вляет идею нравственности, т.е. добродетели (поря­док и гармонию).

Платон различает четыре основных добродетели: мудрость, мужество, благоразумие и гл. добродетель - справедливость, которая, в свою очередь, компен­сирует и сочетает в себе другие добродетели.

В отличие от своих предшественников особую роль в философии Платон уделил проблеме государ­ства. Он определил его основную задачу - это само­сохранение государства; посредством воспитания граждан в духе добродетели с определенной полити­ческой целью - воспитание идеального гражданина общества. В античной фил. было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде ра­бов. Платон считал, что наиболее удачным вариан­том госуд. явл. аристократическая республика, в ко­торой правят философы, охраняют воины, а матери­альные блага производят ремесленники, они одни имеют право на владение собственностью, т.к. им необходим стимул к труду, В утопически идеальном госуд. Платона утверждаются идеалы единомыслия, разделения труда, общественного воспитания детей, презрение к богатству и бедности как к порокам, ве­дущим к порче людей и социальным возмущениям.

 

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) древнегреческий фил. классического периода, основатель научной фил., в которой отдельные науки получили освещение с точки зрения философии. Наиболее известные произведения: "Органон", "Физика", "Метафизика", " О душе, "История животных", "Политика" и др.В 335-332 гг. он основал собственную философскую школу - Ликей. Оказал очень сильное влияние на развитие человеческой мысли благодаря созданной им философской системе классификации научных дисциплин, выделив для каждой из них специальные области исследовании. Также он разделил эти науки на: теоретические (математика, физика, психология), практические (этика) и творческие (техника, эстетика). Основу этой системы составляют логика (аналитика) и метафизика. Логика - учение об основных логи-. ческих законах, понятии, суждении, умозаключении, доказательстве и его методах.

Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как науку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти законы в четкой и ясной постановке: 1) закон исключенного противоречия; 2) закон исключения третьего; 3) закон тождества. В логике он дал понятие дедуктивного метода от частного к общему, обосновал систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок заключения. Учение о категориях (сущность, отношение, время, качество, количество) стоит, на границе между логи­кой и метафизикой. В нем философ различает вещество (материю) и форму (силу, мышление), которые вначале существовали как не связанные друг с Дру­гом возможности в единстве же они являются дейст­вительностью. Высшая действительность, мысль мысли, чистая форма -это Бог. Он является целевой причиной всякой деятельности. Один Бог состоит из формы без материи. Это форма всех форм. Аристотель выступил с критикой философии Платона по проблеме бытия, он считал, что его учитель оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью. Аристотель выделяет 10 категорий, которые отве­чают на вопрос: «Что такое бытие? Это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, отношения, места, времени, положения состояния, действия, страдания?»

Человек воспринимает лишь свойства бытия, но не его сущность. Категории - это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без кото­рой немыслимо само бытие.

Аристотель занимался проблемами материи. В его трудах материя - это потенция, заключенная в опре­деленную форму. Потенцией и формой обладает все сущее на земле, изменение одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета.

Реальность - это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи.

Потенция (материал) - это пассивное начало, форма-активное.

Носителем сознания, у Аристотеля, является душа. Она ведает также функциями организма. Философ дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека: человек является одним из видов высокоорганизованных животных, отличается от них наличием мышления и разума, имеет склонность жить в коллективе.

В своих политических взглядах Аристотель исхо­дит из понимания человека как общественного жи­вотного, в сферу жизни которого входят семья, обще­ство, государство. Он выделяет шесть типов государ­ства: монархия, тирания, аристократия, крайняя оли­гархия, крайняя демократия, полития. По Аристотелю государство реалистично. Государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политиче­ские условия, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом управлять людьми, такими како­вы они есть, и прежде всего, заботиться о физиче­ском и моральном воспитании молодежи. Аристотель к лучшим государственным формам относит монар­хию, аристократию, умеренную демократию, к худ­шим - тиранию, олигархию.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1686 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2355 - | 2220 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.