Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные особенности и выдающиес€ де€тели эпохи.




ќсобенности ѕросвещени€ в ”краине.

√ригорий —коворода - философ-просветитель.

 

1.‘илософи€ ѕросвещени€:

ќсновные особенности и выдающиес€ де€тели эпохи

 

ƒуховными наследниками гуманистов эпохи ¬озрождени€ стали просветители XVIII века. ѕредава€ острейшей критике и гневному осме€нию феодальные пор€дки и церковные догматы, просветители подрывали идеологическую основу старого общества и создавали новую духовную культуру, основанную на принципах гуманизма, равенства людей, раскрепощени€ человеческого разума и гармоничного развити€ личности.

ѕросвещение - это политическа€ идеологи€, философи€ и культура эпохи крушени€ феодализма и утверждение капиталистических отношений. “ермин УпросвещениеФ был введен в культурный оборот ¬ольтером и √ердером. Ќемецкий философ ».  ант определил ѕросвещение какнеобходимую историческую эпоху развити€ человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума дл€ реализации социального прогресса.

 

¬ыдающиес€ де€тели ѕросвещени€

јнглийское ѕросвещение

Ћокк ƒжон (1632-1704) - философ материалист, из первых высказал многие идеи ѕросвещени€, автор теории общественного договора и естественного права.

Ўефтсбери јнтони Ёшли  упер (1671-1713) - философ-материалист, эстетик, представитель деизма; Ўефтсбери эстетизирует мир, утвержда€ эстетический характер нравственного совершенства, рису€ величественную картину вечно творимого и твор€щего космоса с единым первоисточником истинного, благого и прекрасного.

“оланд ƒжон (1617-1722) - философ-материалист, близок к диалектической трактовке сущности мира (догадка о самодвижении материи); в книге У’ристианство без тайнФ выступал против христианской религии и церкви; по обвинению в нападках на религию и нравственность книга была осуждена на сожжение, а автор приговорен к тюремному заключению, но бежал. √лавное философское сочинение - Уѕисьма к —еренеФ.

 оллинз ”иль€м ”илки (1824-1889) - писатель, в художественной форме критиковал не только старые феодальные пор€дки, но и зарождающиес€ буржуазные нравы.

 

‘ранцузское ѕросвещение

 

Ўарль Ћуи ћонтескье (1689-1755) - философ, писатель, историк. ¬ основном сочинении Уќ духе законовФ обосновывает позицию деизма; основатель географической школы в социологии, изучающих вли€ние естественных природных факторов на ход истории; развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой дл€ поддержани€ общественного пор€дка и сохранени€ нравственности.

¬ольтер ( насто€щее им€ ‘рансуа ћари јруэ, 1694-1778) - философ, писатель, публицист; в художественной форме критиковал феодальные отношени€, деспотическую форму правлени€, феодально-клерикальное мировоззрение. ¬ У‘илософских письмахФ, У“рактате о метафизикеФ; У‘илософском словареФ выступал как деист, в то же врем€ высказывал идею о вечности и несотворенности материи, ее объективном существовании и вечном движении. ќказал большое вли€ние на французских материалистов XVIII века.

ћабли √абриель Ѕонно де (1709-1785) - политический мыслитель, историк, утопический коммунист. —читал источником социальных бед частную собственность, видел путь преобразовани€ общества в уменьшении имущественного неравенства посредством пресечени€ роскоши и ограничени€ потребностей (аскетический коммунизм); признава€ народ носителем верховной власти. »деи ћабли способствовали идеологической подготовке французской революции.

–уссо ∆ан ∆ак (1712-1778) - философ, писатель, эстетик, педагог, идеолог ¬еликой ‘ранцузской революции. »зданна€ в 1762 году работа –уссо УЁмиль, или ќ воспитанииФ за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а автор на 5 лет иммигрировал в јнглию. ¬о взгл€дах на правду –уссо - деист. —оциально-политическим идеалом –уссо была республика, он защищал мысль о неправомерной власти, котора€ ополчаетс€ против народа, его жизненных интересов, обосновывал право народа на революционное низвержение такое власти. ¬ работах У—пособствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравовФ, У–ассуждение о происхождении и обосновани€х неравенства между людьмиФ прозорливо описал многие противоречи€ социального и научно-технического прогресса.

 ондиль€к Ётьен Ѕонно де (1715-1780) - философ, логик, член ‘ранцузской академии; в своем главном философском сочинении У“рактате об ощущени€хФ развивал сенсуалистическую теорию познани€ Ћокка. ¬ работе Уязык исчисленийФ дал трактовку логики как общей грамматики всех знаков.

 

Ќемецкое ѕросвещение

 

¬ольф ’ристиан (1679-1754) - философ-рационалист, идеолог раннего ѕросвещени€, стремилс€ к построению всеобъемлющей системы философского знани€; его учебные руководства стали основой университетского образовани€ √ермании. ¬ этике принципы естественной морали считает объективными нормами вытекающими из самой структуры быти€ и независ€щими от воли бога. ¬ политическом учении ¬ольф - сторонник теории естественного права и выразитель идей просвещенного абсолютизма.

Ћессинг √отхольд Ёфраим (1729-1781) - философ, эстетик, писатель, критик. ѕреодолевает ограниченность вольфианского рационализма; в тезисах У¬оспитание человеческого родаФ подходит к идее органического развити€ и поступательного движени€ человечества к совершенству; в эстетике обосновал принципы реалистического художественного образа, дал известную классификацию искусства.

√ердер »оганн √отфрид (1744-1803) - философ, теоретик культуры, общественный де€тель, главный вдохновитель движени€ УЅур€ и ЌатискФ - просветительского литературного движени€, порвавшего с нормативной эстетикой классицизма, с преувеличенным культом разума и развивавшего эстетику демократичного самобытного искусства с изображением €рких и сильных страстей. ¬ работе У»деи философии истории человечестваФ проводит идею становлени€ и развитию мира как органического целого, завершает очерком истории человеческой культуры. ќказал большое вли€ние на творчество √ете.

√ете »оганн ¬ольфганг (1749-1832) - поэт, ученый, философ, стремилс€ к универсализму знани€ и мировоззрени€; его поэзи€ и зан€ти€ наукой (остеологи€, минералоги€, ботаника, физика, учени€ о цвете) дополн€ли друг друга. ¬ основе его философии - диалектическа€ картина мира, где мир рисуетс€ как совокупность живых форм, как сплошной метаморфоз форм. ¬ У‘аустеФ, уникальном по построению художественном произведении, над которым √ете работал всю жизнь, в поэтической форме отражены научные, исторические, философские, нравственные проблемы.

 

–усское ѕросвещение

 

Ћомоносов ћихаил ¬асильевич (1711-1765) - выдающийс€ ученый естествоиспытатель и мыслитель-материалист, поэт; развива€ идеи науки Ќового времени о едином универсуме с естественными закономерност€ми, доступными познанию; (разрабатывал Укорпускул€рнуюФ философию) как исходную концепцию дл€ объ€снени€ физических и химических €влений. ќбщественный прогресс Ћомоносов св€зывал с развитием образовани€, просвещени€ и ремесел; в духе ѕросвещени€ разработал проекты экономического и социального развити€ страны. ќсновна€ тема поэзии Ћомоносова - ¬селенна€, природа и человек. ѕо инициативе Ћомоносова в 1755 году был создан ћосковский университет, ставший центром русской науке и культуры.

 озельский яков ѕавлович (около 1728 - около 1794) - русский просветитель, философ-материалист, развивал идеи справедливого общественного устройства, выступал против крепостничества и религиозной морали.

јничков ƒмитрий —ергеевич (1733-1788) - философ-деист, профессор ћосковского университета; его диссертаци€ о происхождении религии осуждена за атеизм и все ее экземпл€ры сожжены на Ћобном месте в ћоскве.

Ќовиков Ќиколай »ванович (1744-1818) - просветитель, писатель, журналист, издатель, организатор типографий, библиотек, школ в ћоскве, книжных магазинов в 16 городах –оссии; выступал против крепостного права, по приказу ≈катерины II был заключен в Ўлиссельбургскую крепость.

–адищев јлександр Ќиколаевич (1749-1802) - писатель, философ-материалист, родоначальник революционной традиции в –оссии. –азвива€ идеи французских просветителей, дал революционную интерпретацию теории естественного права, осуждал самодержавие как - наипротивнейшее человеческому естеству состо€ние. «а сочинение Уѕутешествие из ѕетербурга в ћосквуФ –адищев был осужден на смертную казнь, замененную ссылкой в —ибирь. ¬ ссылке написал философский трактат Уќ человеке, его смерти и бессмертииФ, где развивал материалистическое мировоззрение.

„аадаев ѕетр яковлевич (1794-1856) - философ-идеалист, публицист. ¬ У‘илософских письмахФ философ уповает на свершение земных ча€ний народа как сверхразумного целого, преодолевавшего эгоизм и индивидуализм как несообразные с всеобщим назначением человека быть двигателем ¬селенной под руководством всевышнего разума и мировой воли. ѕосле опубликовани€ У‘илософских писемФ „аадаев У¬ысочайшим повелениемФ был объ€влен сумасшедшим. ѕозже мыслитель написал Фјпологию сумасшедшегоФ, где в ответ на обвинени€ в недостатке патриотизма говорил об особенной исторической судьбе –оссии.

»з всего многообрази€ взгл€дов просветителей, различных теорий и их интерпретаций выделим центральные идеи идеологии и философии ѕросвещени€.

1. јнтисхоластическа€, антирелигиозна€ направленность идей ѕросвещени€. ÷ель ѕросвещени€ как широко идейного движени€ состо€ла в критике основ феодальной идеологии, религиозных суеверий и предрассудков, в борьбе за веротерпимость, за свободу научной и философской мысли, за разум против веры, за науку против невежества и мистики, за свободу исследовани€ против ее подавлени€ авторитетом, за критику против апологетики. ¬ рамках ѕросвещени€ развивалась как атеистическое мировоззрение, так и деизм, представители которого допускали Ѕога - духовную силу как первотолчка, первопричины мира, а Уестественную религиюФ в качестве социального регул€тора исторического процесса.

2. ¬сепроникающий разум. √лавный лозунг ѕросвещени€ - УЌаука и прогресс!Ф. –азум у просветителей €вл€етс€ главным средством преобразовани€ общества. человек должен соответствовать разумной гармонии естественного мира, а поэтому его надо просветить, образовать. «адачу широкого распространени€ науки, образовани€ просветители ставили не только теоретически и не дл€ будущих поколений, но сами много сделали дл€ ее практического осуществлени€. ћногие просветители свои надежды возлагают не на революции, а на постепенное, эволюционное преобразование общества на принципах разума и справедливости путем морально-политического и эстетического воспитани€ граждан. ќтсюда же и иде€ Упросвещенной монархииФ, согласно которой правитель - Уфилософ на тронеФ, восприн€в принципы просвещени€, может путем Ухорошего законодательстваФ установить справедливые общественные пор€дки.

3. »сторический оптимизм просветителей основан на идее Уестественного человекаФ, согласно которой человек по природе своей добр, а причина зла в нем - ущемление цивилизацией его природного, естественного начала. «апросы, желани€, устремлени€ и цели такого человека объ€вл€лись разумными. ѕросветители верили в человека, его разум и светлое будущее, считали его творцом истории. Ќа этих иде€х основаны теории У≈стественного праваФ и Уќбщественного договораФ. ¬ противоположность учению о божественном происхождении власти, ее неограниченные сторонники теории Уќбщественного договораФ на основе доктрины естественного права и идеи о народном суверенитете. —огласно которой источником и конечным обладателем вс€кой власти €вл€етс€ народ, утверждали, что государство, образованное волеизъ€влением свободных и независимых индивидов (общественный договор), об€зываетс€ обеспечить соблюдение их неотъемлемых (естественных прав - права на жизнь, свободу и частную собственность). –уссо в книге Уќб общественном договореФ утверждал, что поскольку государство возникает на основе договора, граждане вправе расторгнуть договор в случае злоупотреблени€ властью.

»деологи€ и философи€ ѕросвещени€ оказали большое вли€ние на все сферы жизни общества; идеи просвещени€ живы и поныне в стремлении человечества к общечеловеческим гуманистическим ценност€м; а лидеры ѕросвещени€ остаютс€ примером самоотверженной борьбы за новые идеалы. ƒух ѕросвещени€ и просветитель образно выражен в следующей характеристике, которую ћ. √орький дал ¬ольтеру: У... ¬ольтер, человек с лицом дь€вола, всю жизнь, как титан, боролс€ с пошлостью.  репок был €д его мудрого смеха! ƒаже попы, которые сожрали тыс€чи книг, не порт€ своего желудка, отправл€лись на смерть одной страницей ¬ольтера, даже королей, защитников лжи, он заставл€л уважать правдуФ[69].

ƒл€ того чтобы ¬ы почувствовали своеобразие духа и стил€ философии просвещени€, прочтите небольшие фрагменты текстов и сравните постановку и решение философско-мировоззренческих проблем разными философами.

 

¬ариант 1.

ѕрочитав два фрагмента текста, ответьте на вопросы:

какие философские проблемы здесь поставлены?

в чем сходство и различие в их трактовке различными представител€ми философии ѕросвещени€.

(1). √отхольд Ћессинг

У¬едь упражн€ть рассудок при таком своекорыстии человеческого сердца только на том, что св€зано с нашими физическими потребност€ми, означало бы не обострить, а притупить его. ƒл€ того, чтобы рассудок достиг полной €сности и создал ту чистоту сердца, котора€ всел€ет в нас способность любить добродетель ради ее самой, он должен упражн€тьс€ в постижении духовных предметов...

Ќет, оно придет, оно об€зательно придет, в это врем€ совершенства, когда человеку, по мере того как его рассудок будет все увереннее в лучшем... будущем... он будет творить добро ради самого добра, а не ради того возда€ни€, которое уготовано чьим-то произволом...Ф.

Ћессинг √. Ё. ¬оспитание человеческого рода // „еловек. ћыслители прошлого и насто€щего о его жизни, смерти и бессмертии. Ц ћ.: »ѕЋ, 1991. Ц —.385).

 

(2). √ете

УћефистофельФ

У... я о планетах говорить стесн€юсь,

я расскажу, как люди бьютс€, ма€сь.

Ѕожок вселенной, человек таков,

 аким и был он испокон веков.

ќн лучше б жил чуть-чуть, не озари

≈го ты божьей искрой изнутри.

ќн эту искру разумом зовет

» с этой искрой скот скотом живет.

ѕрошу простить, но по своим приемам

ќн кажетс€ каким-то насекомым.

ѕолулет€, полускача,

ќн свиристит как саранча.

ќ, если б он сидел в траве покоса

» во все др€зги не совал бы носа!Ф

(√ете ».¬. ‘ауст // »збранные произведени€ в 2-х томах Ц ћ.: ѕравда, 1985. Ц “. II. Ц —.135).

 

¬ариант 2.

—равните постановку и решение философских проблем просветител€ми XVIII века по предложенным фрагментам текста.

(1). ∆ан ∆ак –уссо

У ак и тело, дух имеет свои потребности. “елесные потребности €вл€ютс€ основой общества, а духовные его украшают. ¬ то врем€ как правительство и законы охран€ют общественную безопасность и благососто€ние сограждан, науки, литературы и искусства - менее деспотичные, но, быть может более могущественные - обвивают гирл€ндами цветов оковывающие людей железные цепи, заглушают в них естественные чувства свободы, дл€ которой они, казалось бы, рождены, заставл€ют их любить свое рабство и создают так называемые цивилизованные народы. Ќеобходимость воздвигла троны, науки и искусства их утвердили. —ильные мира сего, любите таланты и покровительствуйте их обладател€мФ.

(–уссо ∆. ∆. –ассуждени€ об науках и искусствах... // јнтологи€ мировой философии. Ц  ., 1991. Ц “.1. Ц „.2. Ц —.152)

 

(2) »оганн √отфрид √ердер

УЌет сомнени€, что вообще все, что еще не совершилось на земле, совершитс€ в будущем; ибо неув€даемые права человека и силы, заложенные в него богом, неистребимы... Ѕожество помогает нам только через наше усердие, наш разум, наши собственные силы. ѕосле того как оно сотворило землю и все создани€, лишенные разума, оно создало человека и сказало ему: УЅудь моим подобием, богом на земле! ¬ладей и господствуй! ѕроизведи все благородное и прекрасное, что ты можешь создать из своей природы; € не могу помочь тебе чудесами, потому что € вложил в твою человеческую судьбу в твои человеческие руки; но тебе будут помогать все св€щенные, вечные законы природыФ.

√ердер ». √. ≈ще один опыт философии истории дл€ воспитани€ человечества // избр. —оч. - ћ., Ћ., 1959. - —.273

 

¬ариант 3.

ѕрочитав два фрагмента текста ответьте на вопросы:

ü кака€ концепци€ здесь излагаетс€?

ü кем из философов нового времени она была впервые сформулирована?

ü в чем сходство и различие трактовок этой проблемы в представленных текстах?

 

(1) Ўарль ћонтескье

У ак существо физическое, человек, подобно всем другим телам, управл€етс€ неизменными законами, как существо, одаренное умом, он беспреп€тственно нарушает законы, установленные богом, и измен€ет те, которые сам установил. ќн должен руководить собою, и, однако, он существо ограниченное, как вс€кое смертное разумное существо, он становитс€ жертвой неведени€ и заблуждени€ и нередко утрачивает и те слабые познани€, которые ему уже удалось приобрести, а как существо чувствующее, он находитс€ во власти тыс€чи страстей. “акое существо способно ежеминутно забывать своего создател€ - и бог напоминает о себе в заветах религии; такое существо способно ежеминутно забывать самого себ€ - и философы направл€ют его законами морали; созданный дл€ жизни в обществе, он способен забывать своих ближних - и законодатели призывают его к исполнению своих об€занностей посредством политических и гражданских законовФ.

ћонтескье Ў. - Ћ. ќ духе законов // јнтологи€ мировой философии. -  ., 1991. - “.1 - „.2. - —.111

 

(2) ∆ан ∆ак –уссо

Уѕереход от естественного состо€ни€ к гражданскому производит в человеке весьма заметную перемену, замен€€ в его действи€х инстинкт правосудием и сообща€ его действи€м нравственное начало, которое им прежде не доставало... ’от€ в состо€нии общественном человек и лишаетс€ многих преимуществ, которыми он обладал в естественном состо€нии, но зато он приобретает гораздо большее преимущества: его способности упражн€тьс€ и развиватьс€, мысль его расшир€етс€, чувство его облагораживаютс€, и вс€ его душа возвышаетс€ до такой степени, что, если бы злоупотреблени€ новыми услови€ми жизни не низводили его часто до состо€ни€ более низкого, чем то, из которого он вышел, он должен был бы беспрестанно благословл€ть счастливый момент,... превративший его из тупого ограниченного животного в существо мысл€щее - в человекаФ.

–уссо ∆. ∆. –ассуждение о науках и искусствах // јнтологи€ мировой философии. Ц  ., 1991. Ц “.1. Ц „.2. Ц —.160-161.

 

≈ще раз обратитесь к раздумь€м философов - просветителей в поисках ответа на вопрос: какие добродетели почитались в эту эпоху? » вновь возвратимс€ к нашей таблице Ђƒобродетели в истории культурыї и заполним последний столбец: культура эпохи модерна. “аблица заполнена. ѕроведите сравнительный анализ эпох. ћен€лось ли существенно представление о нравственном идеале человека?  акие выводы следуют из ответа на этот вопрос.

¬ философии просвещени€ была четко поставлена проблема нравственной природы человека. ќдни философы утверждали, что человек по природе своей добр, а цивилизаци€ делает его злым, алчным, завистливым. ƒругие же доказывали, что человек изначально односторонен и несовершенен и лишь правильное воспитание в обществе может сделать его „еловеком.   какой позиции присоедин€етесь ¬ы? ѕочему?  акие жизненные выводы следуют из ¬ашей позиции?





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 13081 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

300 - | 311 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.046 с.