Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Антропоцентризм философии эпохи Возрождения




 

Эпоха Возрождения (Ренессанс - от фр. Renaissance) - переходная эпоха от средневековья к Новому времени, от феодализма к капитализму, обращение к культурному наследию античности. Начавшись в XIV веке в Италии, ренессанс в XV-XVI веках распространяется в другие западноевропейские страны.

Каковы основные особенности философии этого периода?

Антисхоластический характер философии. В эпоху Возрождения проходит процесс секуляризации - освобождение духовной культуры от религии и церкви. Философия, освобождаясь от религии, превращается вновь в светскую деятельность, в своем идейном развитии тесно переплетаясь с гуманитарным знанием и искусством.

Антропоцентризм - утверждение идеала гармоничной, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия. Известный философ - гуманист Пико делла Мирандола Джованни (1463-1494) в “ Речи о достоинстве человека ” так формулирует основной принцип возрожденческого миросозерцания: “Тогда согласился бы с тем, что человек - творение неопределенного образа, и, поставив его в центре мира, сказал: “... Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные”[52].

Деятели эпохи Возрождения называли себя гуманистами (от лат. humanus - человеческий), подчеркивая этим свою устремленность к чисто человеческим земным интересам. В мировоззрении этой эпохи подчеркивается творческая свобода человека. Мишель Эйкем де Монтень (1533-1592) в своих “Опытах” утверждает, что: “Судьба не приносит нам ни зла, ни добра, она поставляет лишь сырую материю того и другого и способное оплодотворить эту материю семя. Наша душа, более могущественная в этом отношении, чем судьба, использует и применяет их по своему усмотрению, являясь, таким образом, единственной причиной и распорядительницей своего счастливого или бедственного состояния”[53]. Благодаря такой мировоззренческой установке эпоха Возрождения породила таких выдающихся личностей - “... титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений.... Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми”[54]. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика - таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Леона-Баттиста Альберти (1404-1472); Леонардо да Винчи (1452-1519) был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком, инженером; Альбрехт Дюрер (1471-1528) был живописцем, гравером, скульптором, архитектором, изобрел систему фортификации; Никколо Макиавелли (1469-1527) был государственным деятелем, историком, поэтом, и, кроме того, первым достойным упоминания военным писателем нового времени[55]. Человек в представлении гуманиста Альберти, не “утлый челн”, “не Лампада на ветру”, как учила церковь, а герой, пришедший в жизнь совершать подвиги и великие деяния.

Оптимизм возрожденного мировоззрения основан не на благости божественного творения (как в средневековье), но на вере в жизненные, добрые, творческие силы человека, способности его изменить мир к лучшему.

Я в мир пришел порок развеять в прах

Яд себялюбья всех змеиных злее

Я знаю край, где зло ступить не смеет,

Где Мощь, Любовь и Разум сменят страх

Томмазо Кампанелла

Вернемся к нашей таблице «Добродетели в истории культуры». Заполните следующий столбец, отвечая на вопрос: какие добродетели почитались, культивировались в эпоху Возрождения?

 

Пантеизм - еще одна характерная черта мировоззрения и философии эпохи Возрождения. Пантеизм (от греч. pau все и ueoz - бог) - философское учение, отождествляющее бога и мир; бог растворен в мире, в природе, природа - обожествлена. Николай Кузанский (Николай Кребс, 1401-1464), например, рассматривая бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как к ограниченному максимуму, сформулировал идею бесконечности Вселенной. Бог как бы спускается на Землю и растворяется в природе.

Одухотворение, обожествление природы, магико-алхимическое ее толкование характерно для концепции философа, естествоиспытателя и врача - Парацельса (псевдоним; настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493-1541). Основываясь на понимании природы как живого целого, проникнутого единой мировой душой, Парацельс допускает возможность магического воздействия человека на природу с помощью тайных средств. Познавая свою душу, а также постигнув архей (одушевленное начало любого элемента природы) и вступив с ним в магический контакт, человек может управлять природой. Кроме основных первоэлементов (земля, вода, воздух и небо) Парацельс выделяет три алхимических начала: ртуть (соответствует духу), сера (душа) и соль (тело). Поскольку вся природа по Парацельсу населена духами и демонами, то задача медицины - восстанавливать нарушенный вторжением чужого духа порядок; т.е. врач должен лечить и тело, и душу, и дух больного.

 

Проведите сравнение понятий: теизм, пантеизм, атеизм, политеизм, монотеизм

 

Методологическая стратегия познания определяется тем, что Возрождение - переходная умственная эпоха, время освобождения мысли от оков схоластической мудрости. Вере в авторитет гуманисты Возрождения с большой энергией противопоставляют неограниченную силу разума, опыт, наблюдение, критическое мышление, свободное от предрассудков. В то же время, для мыслителей эпохи Возрождения не характерен крайний, сухой рационализм, мир для них не утратил еще своей многокрасочности, не превратился в абстрактную чувственность геометра, а разум выступает в роли комплексного, порой даже полуфантастического мышления, порой не лишенный способности в наивной простоте угадывать действительную диалектику реального мира. В концепции Николая Кузанского, например, разум является высшей степенью познания (из трех основных: ощущение, рассудок, разум) поскольку именно разум способен объединять противоположности и, следовательно, познавать бесконечное. Универсальный путь восхождения к истине, по Кузанскому, в соединении видимых противоположностей в предшествующем им единстве.

Леонардо да Винчи обосновывал идею по необходимости сочетания практического опыта и его научного осмысления как главного пути открытия новых истин. “Влюбленные в практику без науки, - писал он, - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет...”[56].

Натурфилософия эпохи Возрождения. Пантеизм и новая методология стимулируют изучение природы. Природа вновь становится объектом философского анализа “Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил - хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии”[57]. Энгельс имеет в виду известный труд Николая Коперника (1473-1543) “Об обращениях небесных сфер”, в котором обосновывается гелиоцентрическая модель [58]. Солнечной системы. Учение Коперника опровергало многовековую геоцентрическую (от “Гея” - Земля) традицию Аристотеля - Птолемея, послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики. В философии гелиоцентризм стал отправным пунктом формирования новой методологии естественнонаучного знания. Если раньше господствовала гносеологическая установка, согласно которой видимое отождествлялось с действительным, то в учении Коперника впервые реализуется противоположный принцип - видимое не есть достоверность, но “перевернутое” отражение скрытой за явлениями сущности. Если Галилео Галилей (1564-1642) и Иоганн Кеплер (1571-1630) математически и экспериментально доказали правильность идеи гелиоцентризма, то заслуга философского осмысления этой идеи принадлежит Джордано Филиппо Бруно (1548-1600), заявив, что существуют неисчислимые солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому как наши семь планет кружатся вокруг нашего. В 1592 году, попав в руки инквизиции, после истязаний и пыток Бруно подтвердил: “Считаю, что в каждом из этих миров существуют моря, реки, горы, пропасти, огонь, животные, деревья...” Об одной из книг Джордано Бруно перепуганный схоласт говорит философу: “Подобного рода утверждениями вы хотите перевернуть мир вверх дном!” На что философ отвечает: “Тебе кажется, что было бы плохо, если бы кто-нибудь захотел перевернуть вверх дном перевернутый мир?” В натурфилософии Бруно сильны элементы материализма и диалектики, он обосновывает принципы зависимости Вселенной материей, единства материи и жизни, самодвижения материи. Джордано - философ и поэт - так выражает принцип всеобщности и неуничтожимости движения:

Покоя нет - все движется,

Вращаясь,

На небе иль под небом

Обретаясь

И всякой вещи свойственно

Движенье,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1361 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.