Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ритическа€ философи€ ».  анта




 

»ммануил  ант (1724-1804) - основоположник немецкой классической философии родилс€, большую часть жизни прожил и умер в г.  енигсберге. ќн был сыном скромного седельного мастера, окончил гимназию, местный университет, затем 9 лет работал домашним учителем в разных городах ¬осточной ѕруссии. ¬ 1755 году ».  ант в качестве приват-доцента начал читать лекции по метафизике и естественным наукам в  енигсбергском университете. Ќе име€ посто€нного дохода, в 1765 году философ вынужден был согласитьс€ на скромную должность помощника библиотекар€ при кенигсбергском королевском замке. » только в возрасте 46 лет  ант становитс€ профессором университета, позже он был деканом факультета и дважды ректором университета. ».  ант был образцом педантичности и пунктуальности. —трогий, до мелочей продуманный распор€док жизни его был направлен на то, чтобы укрепить слабое от рождени€ здоровье и направить все силы на научную де€тельность.

¬ творчестве  анта выдел€ютс€ два периода: Удокритический Ф (до 1770 года) и У критическийФ. ƒл€ первого периода развити€ философии  анта характерно заимствование и эклектическое соединение идей Ћейбница и ¬ольфа.  ант про€вл€ет значительный интерес к вопросам космологии и космогонии, высказыва€ в этой области новаторские и диалектические идеи и гипотезы: идею о замедлении вращени€ земли вследствие морских приливов; космогоническую гипотезу образовани€ —олнечной системы из диффузной газопылевой материи. ¬ работе У¬сеобща€ естественна€ истори€ и теори€ небаФ  ант утверждает, что —олнечна€ система (как и другие космические системы) не существовала вечно и не была создана всевышним, а образовалась Уестественным путемФ. –ассе€нные материальные частицы (холодное пылевое скопление) вследствие т€готени€ образовали огромное облако, внутри которого прит€жение и отталкивание породили вихри и шарообразные сгустки, нагревающиес€ от трени€. Ёто были будущие —олнце и планеты.

¬ Укритический период формируетс€ своеобразна€ философска€ система  анта, основные идеи которой изложены в трех критиках: У ритика чистого разумаФ (1782), У ритика практического разумаФ (1788) и Укритика способности суждени€Ф (1790). ѕочему философию  анта называют критической?  ого и что критикует  ант? √лавной задачей своей философии  ант считает критический анализ познавательных способностей субъекта. ¬ начале своего философствовани€ он ставит три вопроса:

„то € могу знать?

„то € должен делать?

Ќа что € могу наде€тьс€?

 

Ёти три вопроса знани€, нравственности и веры концентрируютс€ в одном главном: „то такое человек и чем он может сам стать?

 

 ант поставил и глубоко разработал проблему активности субъекта в познании. —ознание человека не пассивно созерцает объект, а творит, конструирует его, сообща€ познавательному предмету ту форму, в которой он может познаватьс€ - форму всеобщего и необходимого знани€. ќтсюда следует вывод: образ вещи и сама вещь вне нашего сознани€ не одно и то же и могут существенно отличатьс€, поэтому, вещи как таковые остаютс€ непознанными Увещами в себеФ. Ќа основании утверждени€ о субъективном характере образа  ант делает вывод о невозможности познани€ мира (агностицизм). Ќо как в таком случае возможно научное знание, обладающее признаками всеобщности и необходимости? Ёту проблему  ант решает, обраща€сь к априоризму (apriori - знание, предшествующее опыту и независимое от него). ¬ сознании человека, по  анту есть априорные логические формы, с помощью которых возможно всеобщее (чистое) теоретическое знание. “акие формы  ант называет трансцендентальными[79].

»нтеллектуальные способности субъекта развиваютс€ на трех уровн€х: чувственность, рассудок, разум. ¬с€кое человеческое познание, - пишет  ант - начинаетс€ с созерцаний, переходит от них к пон€ти€м и заканчиваетс€ иде€миФ[80].  аждому уровню соответствуют свои априорные формы организации знани€, свой раздел гносеологии и отрасль науки, преимущественно использующей эти формы (см. —хему 10).

 

 

—хема 10

јприорные формы познани€ по  анту

ѕознавательные способности субъекта „увственность способность воспринимать чувствами, созерцать объект –ассудок способность ума к категориальному познанию –азум стремление мысл€щего сознани€ к полноте научного синтеза, к идеалу познани€; способность к образованию идей
–аздел гносеологии, изучающий вид познани€ “рансцендентальна€ эстетика (от эстезис - способность воспринимать чувствами) “рансцендентальна€ аналитика “рансцендентальна€ диалектика
јприорные формы, характерные дл€ данного уровн€ познани€ ѕространство и врем€ - чистые формы созерцани€, обуславливающие всеобщность и необходимость математического знани€  атегории ¬ основе рассудка 12 основных категорий, организующий знание на этом уровне (см. —хему 11) »деи ¬ основе разума три главные идеи: ѕсихологическа€ - иде€ души.  осмологическа€ - иде€ мира. “еологическа€ - иде€ бога (см. —хему 12)
ќтрасль знани€, использующа€ данные априорные формы ћатематика ¬ основе геометрии - пространственные представлени€; алгебры - временные р€ды чисел и величин “еоретическое естествознание ‘илософи€

 

—хема 11

—истема априорных категорий рассудка по  анту[81]

_ћатематические (однородные)  атегории количества ≈динство ћножество ¬сеобща€ цельность  атегории качества –еальность ќтрицание ќграничение
__ƒинамические (разнородные)  атегории отношени€ —убстанциональность и присущность (акцидентальность) ѕричинность ¬заимодействие  атегории модальности ¬озможность —уществование Ќеобходимость и случайность

 

Ќа уровне разума возможен высший синтез знани€ и совпадени€ противоположностей. ѕротиворечи€ познани€  ант называет антиноми€ми [82]. ¬ космологии (учение о мире)  ант выдел€ет четыре основных антиномии (см. схему 12).

 

—хема 12

јнтиномии космологической идеи по  анту[83]

ћатематические антиномии “езис јнтитезис
1. ћир имеет начало (границу) во времени и пространстве ћир во времени и пространстве бесконечен
2. ¬се в мире состоит из простого Ќет ничего простого, все сложно
ƒинамические антиномии 3. ¬ мире существуют свободные причины Ќет никакой свободы, все есть природа
4. ¬ р€ду причин мира есть нека€ необходима€ сущность ¬ этом р€ду нет ничего необходимого; все в нем случайно

 

»спользу€ антиномии разума,  ант высказывает гениальные диалектические идеи и догадки о противоречии как источнике развити€ не только познани€, но и мира в целом.

¬ центре  антовской философии стоит человек, его достоинство и его судьба. ¬ У ритике практического разумаФ  ант излагает оригинальную этическую теорию. »сходным принципом этики  анта €вл€етс€ принцип гуманизма, утверждающий, что вс€ка€ личность - самоцель и не в коем случае не должна рассматриватьс€ как средство осуществлени€ каких бы то ни было задач, хот€ бы это были задачи всеобщего блага. ќсновной закон этики - категорический императив (формальное внутреннее повеление, об€зательное дл€ каждого индивида): У... поступай согласно такой максиме, руководству€сь которой ты в то же врем€ можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим закономФ [84]. ѕоступок человека, по  анту, €вл€етс€ моральным, если он совершен единственно из уважени€ к нравственному закону. ¬ случае конфликта между человеческими страст€ми и нравственным законом  ант требует безусловного подчинени€ нравственному долгу.

 

‘илософи€ ». √. ‘»’“≈

 

»оганн √отлиб ‘ихте (1762-1814) - второй, после  анта, представитель классического немецкого идеализма, буржуазный демократ, страстный патриот и гуманист, субъективный идеалист волюнтаристско-этического толка, смелый новатор, сознательно вз€вшейс€ за построение теории диалектики в современном нам понимании этого термина.

‘ихте родилс€ в бедной кресть€нской семье, и лишь незаур€дные его способности и случайные обсто€тельства (поддержка титулованного мецената) дали ему возможность получить образование в университетах »ены и Ћейпцига. ƒалее ‘ихте занималс€ преподаванием (был профессором …енского и Ѕерлинского университетов, ректором Ѕерлинского университета), философским творчеством, всю жизнь был в гуще общественно-политических событий. Ёто был философ-пророк, проповедник и воспитатель. —овременники отмечали его бескомпромиссность, честность, пр€молинейность, большую силу воли и трудолюбие.

—воим философским учителем ‘ихте считал  анта. ¬ духе  антовской философии написано его первое сочинение Уќпыт критики вс€кого откровени€Ф, опубликованное в 1791 году анонимно и сделавшее ‘ихте известным философом. ƒругие работы: УЌаукоучениеФ, Уќ назначении человекаФ, У«амкнутое торговое государствоФ, Уясное как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. ѕолитика принудить читателей к пониманиюФ.

‘илософию ‘ихте считал фундаментом всего научного знани€ УЌаукоучениемФ, наукой наук и источником человеческого могущества, т.к. она изучает общие методы и формы познани€, занимаетс€ обоснованием вс€кого знани€ вообще.

÷ентральна€ проблема философии ‘ихте - свобода. ќн утверждал, что принцип нашей жизни есть Уабсолютна€ свобода волиФ. –азвива€  антовские идеи об активности субъекта в познании, жела€ освободить субъекта от любой внешней определенности, ‘ихте начинает свою философию с самосознани€ личности, с УяФ. ¬ акте самосознани€ человек рождает свой дух, свою свободу, творит не только себ€, но и мир вокруг себ€. ¬месте с самосознанием (Уя есмь Ф, Уя сам делаю себ€Ф) полагаетс€ и его противоположность - Уне- яФ (Уќтчуждение яФ), а также их синтез в абсолютном субъекте. Уѕульсаци€Ф, совпадение и распадение этих противоположностей Ц основа быти€ по ‘ихте, а также метод его познани€. “аким образом, ‘ихте раскрыл внутреннюю структуру одного из главных законов диалектики Ц закона единства и борьбы противоположностей, предприн€в попытку объединить внутри активного, свободного, творческого субъекта бытие и сознание, практическое и теоретическое, природу и человека, общество и личность. –азвитие общества, например, ‘ихте, представл€ет как процесс отчуждени€ я в сферу культуры и в то же врем€ стремление вновь слитьс€, прийти к тождеству с собой. ќднако полное достижение этого идеала невозможно, т.к. это было бы прекращением вс€кой де€тельности; поэтому человеческа€ истори€ Ц бесконечное приближение к идеалу. ‘ихте рассматривает нации как коллективные личности, кажда€ из которых имеет свое особое предназначение. Ёта иде€ была одной из основных в европейском романтизме и получила развитие у ‘. Ўеллинга.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3646 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2551 - | 2141 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.