Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√ригорий —коворода - философ просветитель




 

ќсобенности украинского просвещени€ и украинской философии вообще в классической форме отразились в жизни и творчестве √ригори€ —ковороды - выдающегос€ украинского мыслител€, поэта, философа, педагога. ќставив в стороне сухой рационализм европейской философии, украинский философ сосредоточил свое внимание на проблемах смысла и цели человеческого быти€ в мире.

√ригорий —аввич —коворода родилс€ в 1722 году в селе „ернухи Ћубенской округи  иевского поместничества, в семье малоземельного казака. Ќачальной грамоте обучалс€ в сельской школе, у странствующих дь€ков. ¬ 1738-1750 годах был студентом  иево-ћогил€нской јкадемии, с двух годичным перерывом, когда был в ѕетербурге, в придворной капелле царицы ≈лизаветы. ¬ 1750-1753 был в составе посольской миссии в ”горщине, побывал в ¬енгрии, јвстрии, ѕольше, √ермании, познакомилс€ с известными учеными того времени. ѕо возвращению на родину 15 лет занималс€ преподавательской, просветительской де€тельностью, будучи учителем и преподавателем ѕере€славского и ’арьковского коллегиумов. ¬ 1769 году он оставил службу и стал странствующим философом, переходил из одного села в другое, писал свои стихи, диалоги, притчи, сам переписывал и рассылал своим друзь€м. ¬ доме одного из своих друзей в 1794 году √ригорий —коворода умер, завеща€ написать на своей могиле слова: У—в≥т мене ловив, та не п≥ймавФ. —ковороду называют украинским —ократом. ќтвергнув богатство, славу, мирские наслаждени€ как иллюзорные ценности, философ жизнью своей показал люд€м путь духовный, путь внутреннего самосовершенствовани€, дорогу к истине, добру и красоте.

јнтропоцентризм - главна€ особенность творчества —ковороды. „еловек - начало и конец его философии. —аму философии он определ€ет как способ самопознани€ человека, его духовного быти€. У√оловна мета житт€ людського, голова д≥л людських Ї дух людини, сарце.  ожен маЇ свлю мету в житт≥; але не кожен - головну мету, себто не кожен п≥клуетьс€ про голову житт€. ќдин п≥клуетьс€ про черево житт€, себто ус≥ своњ д≥ла скеровуЇ, щоб дати житт€ череву; ≥нший - очам; ≥нший - волоссю; ≥нший ногам та ≥ншим членам т≥ла; ≥нший - од€гам та под≥бним бездушним речам; ф≥лософ≥€ або любов до мудрост≥ скеров≥Ї усе коло д≥л своњх до т≥Їњ мети, щоб дати житт€ духу нашому, благородство серцю, св≥тл≥сть думкам, €ко голов≥ всього.  оли дух людини веселий, думки спок≥йн≥, серце мирне, - то й усе св≥тле, щасливе, блаженне. ќце Ї ф≥лософ≥€Ф[72], -утверждает √. —коворода, определ€€ свою жизненную задачу в духовном рождении человека, в посв€щении его в философию.

„еловек выдел€етс€ как центральна€ фигура и в онтологической схеме √. —ковороды. Ѕытие есть гармони€ трех миров: макрокосмоса - большого мира (вс€ реальность), микрокосмоса - человека и ћира символического - Ѕибли€: Уѕервый есть всеобщий и мир обительный, где все рожденное обитает. —ей составлен из бесчисленных мыр-мыров и есть великий мыр. ƒругим два суть частный и малый мыры. ѕервый микрокозм, сиречь - мырик, мирок или человек. ¬торой мыр - симболичный, сиречь ЅиблиаФ[73].  аждый из трех миров состоит из двух натур: внешней, видимой и внутренней, невидимой: У¬идима€ натура называетс€ тварь, а невидима€ - богФ[74]; невидима€ натура, или бог всю тварь проницает и содержит. ѕантеизм мировоззрени€ —ковороды подтверждаетс€ его трактовкой мира как единства двух начал природного, материального и духовного, божественного.

„еловек, как и макрокосмос, есть единство двух начал: телесного (земного, материального, подвижного, изменчивого, греховного) и духовного (божественного, невидимого, вечного, разумного, сердечного). ¬нутреннее, духовное и есть Ѕог в человеке, суть его. ѕуть к Ѕогу, познание его и постижение своей внутренней натуры дл€ —ковороды одно и то же.

У≈сли строишь дом, строй дл€ обеих существа твоего частей - души и тела. ≈сли украшаешь и одъневаешь тъло, не забывай и сердца. ƒва хлъба, два домы и двъ одежды, два раза всего есть, всего есть по двое, затьем что есть два человека в человеке одном и два отца - небесный и земный, и два миры - первородный и временный, и два натуры - божественна€ и тълесна€... ≈стли ж оба с≥и естества вмьшать в одно и признавать одну толко видимую натуру, тогда-то бывает родное идолопоклонен≥е; и сему-то единственно преп€тствует св€щенна€ библ≥€, наход€сь дугою, всю тлънь ограничевающего, и воротами, ввод€щими сердца наша в въру богознан≥€, в надежду господственной натуры, в царство мира и любви, в мир первородныйФ[75].

Ѕогатство духовного мира человека философ отражает в многозначном пон€тии - УсердцеФ (философию —ковороды поэтому называют Уфилософией сердцаФ, подчеркива€ иррациональный ее характер; дл€ сравнени€: если в ≈вропейской философии выражением сущности человека был всегда разум, то в отечественной - сердце, как единство чувственно-эмоциональной, волевой и разумно души человека). —ердце человека, восклицает —коворода, шире всех сфер и небес: Уќ серце! Ѕездоне, ус≥х вод та небес ширина... яке ти глибоке! ”се об≥ймаЇш й утримуЇш, а тебе н≥що не вм≥щуЇ!Ф ¬се в Узовн≥шн≥й людин≥Ф залежить в≥д цього зерна залежить усе дерево нашого житт€Ф[76]. „еловек, его душа €вл€етс€ активным началом во взаимосв€зи большого и малого миров.

»з объ€снени€ сущности мира и человека вытекает своеобразна€ трактовка процесса познани€ как самопознани€: У≈сли хочем, измерить небо, землю и мор€, должны, во-первых, измерить самих себе... собственною нашею мерою. ј если наше€, внутрь нас меры не сыщем, то чемъ измерить можем? ј ен измерив себе прежде, что пользы знать меру в прочих твар€х? ƒа и можно ли? ћожет ли слеп в доме своем быть прозорливым на рынке?..Ф[77]. поскольку микромир повтор€ет по своей сути и структуре макромир, то можно познать одно через другое. ≈диное, универсум, как начало, бесконечность, вечность, бога человек может познать все сердцем, вход€ в образ - символ. √армонизаци€ двух миров осуществл€етс€ посредством третьего мира - мира символов - Ѕиблии. ƒл€ —ковороды Ѕибли€ была своеобразной аптекой, призванной лечить душевное состо€ние, которое нельз€ лечить никакими земными лекарствами, ибо Учеловек всей Ѕиблии и конец, и центр, и гаваньФ.

—имволизм - еще одна особенность философии —ковороды. ‘илософ обращаетс€ к нам словом - притчей, словом - аллегорие, словом - моралите (поучением), развертыва€ тем самым традицию, начатую мыслител€ми  иевской –уси. —воеобразие стил€ —ковороды про€вл€етс€ даже в названи€х его сочинений: У—ад божественных песнейФ, УЌачальна€ дверь к христианскому добронравиюФ, УЌаркисс. Ѕеседа о том: познай себ€Ф, УЅеседа, нареченна€ двоеФ, Уƒиалоги, или разлогол о древнем миреФ, У–азговор дружеский о душевном миреФ, УЅасни ’арьковскиеФ, У–азговор, называемый јлфавит, или Ѕукварь мираФ, У»кона јлкивиадска€Ф, УЅрань архистратита ћихаила с —атаноюФ, У”богий ∆айворонокФ, Уѕотоп змиинФ. ƒиалоговый стиль (диалог как продолжение традиции античной философии) многих сочинений —ковороды говорит о диалектическом, антидогматическом характере его философии. Ќам не даютс€ готовые истины, а показываетс€, как истина рождаетс€ в разговоре, споре. ¬ притче, в диалоге неоднозначность, символичность образов дает читателю свободу в познании, толковании, понимании их, а через них мира и человека.

ƒиалоги —ковороды - это глубокие, драматичные, противоречивые раздумь€ над проблемами быти€, смысла жизни человека. ¬се творчество √ригори€ —ковороды пронизано гуманизмом и напр€женным нравственным поиском. ƒушевный лад, внутренн€€ гармони€, чиста€ совесть, сердечный покой - идеал самосовершенствовани€, к которому, по мнению философа, должен стремитьс€ человек. Ёто - условие счасть€ человека, гармонии и морального здоровь€ общества. —мысл жизни - в духовном, нравственном совершенствовании. ¬ притче У”богий ∆айворонокФ —коворода пишет:

У„истое сердце и дух веры - одно и тоже

 ака€ польза тебе от полных закромов,

≈сли душа у теб€ голодна и томима?

Ќаполни бездну, нсыть сначала душу своюФ

‘илософ вопрошает: УЌо не легше ли тебъ питатс€ одним зел≥ем суровим и притом имъть мир и утъшение в сердцъ, нежели над изобильным столом сидъть гробом повапленным, исполненным червей неусыпных, душу день и нощ без поко€ угризающих? Ќе лучше ли покрыть тълишко самою нищею одеждою и притом имеъть серджце, в ризу спасен≥€ и одеждою весел≥€ одътое, нежели носить златотканное платье и между тъм таскать геенный огнь в душевном нъдръ, печальми бъсовских манъров сердце опал€ющ≥й?Ф[78] - вопросы вечные и потому всегда современные. ¬ поисках ответов на них стоит иногда обращатьс€ к духовному опыту наших предков.

 

ѕрочитав следующую притчу √. —ковороды, попытайтесь УрасшифроватьФ смысл используемых в ней символов, аллегорий.  акова мораль сей притчи?

 

√ригорий —коворода

Ујфанас≥й: √дъ ж щаст≥€ искать, естли оно ни тут, ни там, нигде

√ригорий: я еще младенцем выучил, выслушай басенку. ƒъд и баба здълали себъ хату, да не прорубили ни одного окошка. Ќе весела хата. „то делать? ѕо долгом размышлении, определено в сенатъ, итить за светом доставать. ¬з€ли мъх, разинули его в самый полдень перед солнцем, чтоб набрать, будто борошна, внесть в хатку.

«дълав несколько раз, ест ли свът? —мотр€т - ничего нът. ƒогадалась баба, что свът, как вино из мъха вытекает. Ќадобно поскоръе бъжать с мъхом. Ѕъгучи на двер€х оба сенаторы - один ногою, другой головою - зашиблись. «ашумъл между ними спор. У онечно ты выстаръл умФ. - Уј ты и родилась без негоФ. ’отъли поход восприн€ть на чужие горы и грунта за свътом; помъшал им странный монах. ќн имъл отроду лът только 50, но в сообщен≥и свъта велик≥й был хитрец. У«а вашу хлъб и соль не должно секретной пользы утаитьФ, -сказал монах. ѕо его совету сстарик вз€л топор, начал прорубывать стъну с таковыми словами: У—въту веселн≥й, свъте жизненный, свъте (повсъместный) свъте присносущный, свъте нелицепр≥€тный, посъти и просвъти и освъти храмину сладк≥й свът, т от того времени даже до сего дни начали в той странъ созидать сътлы€ горницыФ.

—коворода √. —. –азговор п€ти путников о истинном щаст≥и в жизни // јнтологи€ мировой философии. Ц  ., 1991. Ц “.1 Ц „.2. Ц —.242-243.

 

 

«адание 2.

ѕрочитав притчу, ответьте на вопросы:

какие философские проблемы здесь поставлены?

в чем смысл используемых здесь символов?

какова мораль сей притчи?

 

√–»√ќ–»… — ќ¬ќ–ќƒј

√ригорий: ѕремудрости дъло в том состоит, чтоб уразуметь тое, в чем состоит щаст≥е...

ѕутник обход€ разные земли и государства, лишилс€ ног. “ут пришло ему на мысль возвратитс€ в дом к отцу своему, куда он, опира€сь руками, с превеликим трудом продолжал обратный путь свой. Ќаконец, доползши до горы, с которой виден уже был ему и дом отца его, лишилс€ совсъм и рук. ќтсель живое око его взирало с веселою жадн≥стю через ръки, лъса, сстремины, через пирамиды гор верхушки на блистающ≥й издали замок, который был до отца его...

ћежду тъм, осмотр€сь назад, увидъл неча€но чудное и бъдственное позорище: бридет слепец, прислушиваетс€, ощупывает посохом то вправо, то влево, и будто п€н, и з дороги слон€етс€, подходит ближе, вздыхает. У»счезоша в сууетъ дн≥е наши...Ф Уѕути тво€, господи, скажи ми...Ф...

Ѕоюс€, друг мой, чтоб не спугать теб€; кто ты таков? - спрашивал прозорливый.

34-й год путешеств≥€ моего... Ќеобыкновенный жар солнечных лучей в јравии лишил мен€ очей, и € слъп уже возвращаюс€ к отцу моемую

ј кто твой отец?

ќн живет в нагорном замкъ, называемом (ћиргород). »м€ ему ”ран≥й, а мое ѕрактик.

Ѕоже мой, что ты мне говоришь? я твой родной брат, - воскичал просвъщенный, € ќбсерватор... ѕосле изобилного слез ≥зл≥€н≥€ слъпец с орошенными очами говорил брату своему следующее:

—ладчайш≥й брате! ѕо слуху слихал € о тебъ, а теперь сердечное око мое видит теб€... ”милосердись, окончай мои бъдств≥€, будь мнъ наставником...

∆аль мне, - говорил светлоок≥й, что не могу тебъ служить, любезна€ душа мо€... Ѕолъе уже ни ходить, ни ползать по земле не могк...

«а сим дъло не стало, - сказал слъпой, - ты мнеъ брем€ легкое и любезное: возьму теб€, сокровище мое, на себ€. „истое око твое будь въчным тъла моего // обладателем и всъх моих удов головою... с€дь на рамина мои и управл€й мною, дражайш≥й господине и брате!

—€ду, брате мой, с охотою, дабы доказать нам истину написанного слова бож≥€ сего у приточника: УЅрат от брата помогаемый есть €ко град тверд и высок, укръпл€етс€ же, €ко основанное царствоФ. “еперь взгл€ните на дивоное дъла божее: из двух че-ловъков ссоставлен один... »дет небывалый путник главнейшим // путем,... с весел≥ем поднимаетс€ мирнаго на высоту города, обливает его свътлый и благовонный воздух, выходит безм€тежна€ толпа миром и любов≥ю дишуших жителей, плешущи руками, ожида€ на крыльцъ, и пр≥емлет в нъдра блаженного объ€т≥€ сам ветх≥й деньми ”ран≥йФ.

—коворода √.—. –азговор п€ти путников и истинном щаст≥и в жизни // јнтологи€ мировой философии. Ц  ., 1991. Ц “.1. Ц „.2. Ц —.234-236.

 

ѕроверьте себ€, отметьте верные ответы в следующих тестах:

1.  акой термин определен в следующей дефиниции: ЂЕ историческа€ эпоха суть, которой состоит в использовании человеческого разума дл€ реализации социального прогрессаї.

а) ¬озрождение.

б) ѕросвещение.

в)  лассицизм.

г) –енессанс.

д) ѕостмодерн

 

2. —реди перечисленных выдающихс€ де€телей ѕросвещени€ выделите английских просветителей.

а) Ћокк

б) ћонтескье

в) “оланд

г) ћабли

д) –уссо

е) Ўефтсбери

 

3. —реди перечисленных выдающихс€ де€телей ѕросвещени€ выделите де€телей французского просвещени€.

а) ¬ольтер

б) √ете

в) Ћомоносов

г) –уссо

д) Ћессинг

е) ¬ольф

 

4. —реди перечисленных выдающихс€ де€телей ѕросвещени€ выделите де€телей немецкого просвещени€.

а) √ете

б) Ћокк

в) –адищев

г) Ћессинг

д) √ердер

е) ¬ольф

 

5. —реди перечисленных выдающихс€ де€телей ѕросвещени€ выделите де€телей русского просвещени€.

а) √ете

б) Ћомоносов

в) ћонтескье

г) –адищев

д) ѕрокопович

е) „аадаев

 

6. —реди перечисленных выдающихс€ де€телей ѕросвещени€ выделите де€телей украинского просвещени€.

а) ¬ольтер

б) √ете

в) —коворода

г) ѕрокопович

д) “уптало

е)  ононович-√орбацкий

 

7.  то из просветителей сформировал идеи буржуазного либерализма.

а) Ў.ћонтескье

б) ».√ете

в) ћ.Ћомоносов

г) ƒ.Ћокк

д) √.—коворода

 

8.  то из просветителей был объ€влен сумасшедшим и позже написал Ђјпологию сумасшедшегої.

а) ‘.ѕрокопович

б) ћ.Ћомоносов

в) ѕ.„аадаев

г) ¬ольтер

д) √.—коворода

 

9. „ь€ работа ЂЁмиль, или о воспитанииї за вольнодумство была приговорена к сожжению.

а. ƒж.“оланд

б. ∆.∆.–уссо

в. ¬ольтер

г. √.ћабли

д. √.Ћессинг

 

10.  акие права человека просветители считали Ђестественнымиї и Ђнеотчуждаемымиї.

а. ѕраво на жизнь

б. ѕраво на образование

в. ѕраво на собственность

г. ѕраво на труд

д. ѕраво на свободу

 

11. ¬ыделите основную черту человека в концепции √.—ковороды.

а. –азум

б. ƒостоинство

в. —амопознание

г. ќщущение

д. ƒе€тельность

 

12.  то был основателем центра ѕросвещени€ в ”краине Ц  иево-ћогил€нского коллегиума.

а. ‘.ѕрокопович

б. ѕ.ћогила

в. ‘.ѕечерский

г. ». роковский

д. ƒ.“уптало

 

13.  ого из просветителей называют украинским —ократом.

а. ‘.ѕрокопович

б. ћ.Ћомоносов

в. ѕ.ћогила

г. ¬.ћономах

д. √.—коворода

 

14. јвтор труда Ђќ духе законовї.

а. Ў.ћонтескье

б. √.ћабли

в. ƒж.Ћокк

г. ».√ердер

д. √.Ћессинг

 

15.  ак называетс€ мировоззрение, допускающее Ѕога только как первопричину, первотолчок в естественном пор€дке вещей.

а. деизм

б. пантеизм

в. теизм

г. панлогизм

д. фетишизм

 

16. јвтор Ђќратора ћогил€нскогої.

а. ‘.ѕрокопович

б. ћ.Ћомоносов

в. ѕ.ћогила

г. ».√изель

д. ». ононович-√орбацкий

 

17. „то значит человек просвещенный в слав€нской традиции.

а. образованный

б. мудрый

в. имеющий богатый жизненный опыт

г. добрый

д. эрудированный

 

18. ¬ чем просветители видели главный путь преобразовани€ общества.

а. революци€

б. война

в. вера в бога

г. нравственное воспитание

д. классова€ борьба

 

19. ” кого из известных просветителей училс€ известный русский просветитель ћихаил Ћомоносов?

а. ‘.ѕрокопович

б. ¬ольтер

в. ’. ¬ольф

г. ». √изель

д. Ў. ћонтескье

 

20. ¬ыделите характерные черты философии и идеологии просвещени€.

а. всепроникающий разум

б. теоцентризм

в. вера в бога

г. исторический оптимизм

д. иррационализмъ


“ема: ≈¬–ќѕ≈…— јя ‘»Ћќ—ќ‘»я XIX ¬≈ ј

 

ѕлан





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1792 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

2270 - | 2080 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.063 с.