Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности ѕросвещени€ в ”краине




 

–азвитие, распространение идей ѕросвещени€ в ”краине было обусловлено высоким уровнем духовной культуры. ”же в XVI - XVII вв. в ”краине действовало много школ, издательств, других культурных центров. “ак ѕавло јлеппский (архидь€кон), побывав в ”краине в 1654 году, отмечал, что в селах все дети учатс€ в школах, даже сироты, а людей, умеющих читать и писать много не только среди мужчин, но также и среди женщин[70]. Ѕратства и братские школы стали центрами духовной культуры и фундаментом, на котором было основано высшее образование в ”краине. “ак путем сли€ни€ в 1632 году в  иевское братской школы и высшей Ћавровской школы (при  иево-ѕечерской Ћавре), организованной ѕетром ћогилой в 11631 году образовалс€  иево-ћогил€нский коллегиум; при гетманстве ћазепы переименованный в академию.  иево-ћогил€нска€ академи€ стала первым высшим учебным заведением в ”краине и центром духовной культуры. У иЇво-ћогил€нська колег≥€Ф, що з 1700 р. —тала зватис€ јкадем≥Їю, до самого к≥нц€ XVIII ст. була школою загальноосв≥тньою, а не спец≥альною; до нењ вступала молодь вс≥х стан≥в нашого громад€нства, в≥д шл€хти й козацькоњ старшини до посполитих включно.  р≥м украњнц≥в ≥ б≥ларус≥в, сюди шли по науку й УмосковитиФ (великоруси), румини, болгари, серби, а почаст≥ нав≥ть греки й араби. ќтже, ц€ школа була осередком осв≥ти дл€ всього православного св≥ту, а за њњ зразком заводили в себе школи й ≥нш≥ православн≥ народи, головним чином рос≥€ни.

“ак в ћоскв≥ 1682 року було засноване —ловТ€но-греко-латинську академ≥ю, а в XVIII ст. б≥льш 20 сем≥нар≥й в р≥зних м≥стах ћосковщини...  иЇво-ћогил€нська колег≥€... дала шерег наших учених та письменник≥в, п≥дтримувала наше культурне житт€ не в≥дстаючи в≥д зах≥дних наукових теч≥йФ[71].

‘илиалы академий позже стали центрами просвещени€ в ¬иннице, „ернигове, ’арькове, ѕере€славле и других городах.

Ќаука и образование - два главных оружи€ ѕросвещени€ в борьбе за преобразование общества стали на ”краине также средствами сохранени€ и развити€ национальной культуры.

¬ академии нар€ду с слав€нским, латинским, греческим, польским €зыками, богословием, риторикой, пиитикой, арифметикой, геометрией, астрономией, музыкой преподавалась и философи€.  урс философии был 2-3-х годичным. ‘илософи€ постепенно сбрасывала с себ€ схоластические, средневековые одежды; преподаватели в обосновании мировоззренческих проблем обращались не только к вере, но и к научным истинам, здравому смыслу.

ќдин из первых профессоров академии был »осиф  ононович-√орбацкий (год рождени€ неизвестен - умер в 1653 г.) - философ, просветитель, автор У”чебника по логикеФ, Уќратора ћогил€нскогоФ; придержива€сь теории двух истин, разграничива€ предметы богослови€ (учени€ о боге) и философии (учение о реальном мире), сближал предмет философии с предметами естественных наук в частности, физики. ѕризнава€ существование бога как единственного творца, философ не отрицал субстанционности материи и формы, реальности пространства и времени; обосновывал номинализм - вторичность универсалий по отношению к конкретным вещам; большое значение придавал разуму, знани€м человека как основе свободы и гуманизма, подчеркивал, что нет на земле ничего более великого, чем человек, и ничего более великого в человеке, чем разум.

ѕрогрессивные, гуманистические идеи отстаивал »ннокентий √изель (ок. 1600-1683) - церковный де€тель, просветитель, историк, философ; в  иево-ћогил€нской академии читал философию и психологию, будучи архимандритом  иево-ѕечерской лавры собрал самую богатую на ”краине библиотеку; автор философских работ У—в≥т з богом людиниФ, Уѕолный курс философииФ. √изель сто€л на деистических позици€х, признава€ бога как творца мира и в то же врем€ рассматрива€ материю как основу вечного круговорота природы; был одним из первых, кто познакомил студентов с учением Ќ.  оперника. ¬ этике и социологии пропагандировал идеи гражданского гуманизма, утверждал, что счастье человек может достичь лишь в активной жизнеде€тельности; считал, что если правила морали и обычаи противоречат разуму, то человек должен слушатьс€ разума.

ћногие идеи, ставшие позже центральными в ”краинском просвещении, высказал ƒанило —аввович “уптало (1651-1709). ¬ его работах: У–ассуждение об образе Ѕожием и подобии в человекеФ, УЋетописецФ центральное место занимает этическа€ проблематика. ¬ основе его этики иде€ человека как микрокосмоса (позже она будет основана у таких мыслителей, как √. —коворода, Ќ. Ѕерд€ев и других). –азлича€ в человеке две натуры - телесную и духовную, приоритет отдавал духовной - Увнутреннему свету человека, его самопознаниюФ; негативно относилс€ к телесному, материальному, усматрива€ в нем основу богатства, праздности, греха, перенасыщенности плоти (отсюда - некоторые элементы аскетизма его этики).

ѕроблемы этики и логики были центральными в лекционных курсах »осифа  роковского (год рождени€ неизвестен - умер 1718 году).  ритику€ интеллектуализм ‘омы јквинского,  роковский утверждает в человеке приоритет воли над разумом; счита€ волю более благородной потенцией человека, началом любых его действий.

—  иево-ћогил€нской академией св€зана де€тельность известного украинского и русского писател€, церковно-политического де€тел€, философа —тефана яворского (1658-1722). ¬ академии читал курс философии, состо€щий из трех частей: логики, физики и метафизики, в котором попул€ризовал идеи јнтичной философии, философии эпохи ¬озрождени€ и Ќового времени. ¬ основе миросозерцани€ яворского - пантеизм - отождествление бога и природы. ƒавний философский спор о соотношении материи и формы яворский решает в пользу материи. јктивность материи св€зывает с присущим ей движением, выдел€€ четыре вида движени€: возникновение и уничтожение, рост и уменьшение, изменение качества, пространственное перемещение. яворским был разработан новаторский дл€ того времени курс психологии; в теории познани€ он вслед за Ћокком подробно изучал особенности рефлексии как вида познани€, выдел€л п€ть основных ее видов: внутреннее ощущени€ (фантази€), воображение, образ, оценка, пам€ть.

ѕосто€нным оппонентом —. яворского по многим проблемам был ‘еофан ѕрокопович (1677-1736) - церковный и политический де€тель, украинский и русский писатель, ученый, философ, ‘. ѕрокопович был одним из самых образованных людей своего времени, его библиотека насчитывала около 30 тыс. томов, он училс€ в  иеве, Ћьвове, –име, побывал во многих странах ≈вропы, где познакомилс€ с иде€ми просвещени€ и реформаторства, верность которым сохранил до конца жизни. ¬ 1705-1716 годах преподавал в  иево-ћогил€нской академии, затем по приглашению ѕетра I переехал в ћоскву, затем в ѕетербург и стал советником цар€ по вопросам образовани€ и религии, много сделал дл€ распространени€ образовани€, организации школ; выступал за реформирование науки, отделение ее от теологии, освобождение человеческого разума от предрассудков; считал необходимым сближение философии с точными науками, организовал чтение курсов математики и физики. ¬ познании вслед за ƒекартом важнейшим считал принцип сомнени€, учил не верить слепо никому. ѕримен€€ этот принцип к истории, предупредил против легковесного оперировани€ фактами, утверждал, что истори€ должна быть отображена такой, какой бы она не была. —ущность человека ѕрокопович видел в социальном бытии, в активной жизнеде€тельности; человек, по его мнению, должен быть подчинен государству; светска€ власть должна быть выше духовной (церковной). ќдним из центральных положений учени€ ѕрокоповича о государстве была иде€ просвещенного монарха, Уфилософа на тронеФ, который имеет достаточно власти, образовани€, чтобы планомерно претворить в жизнь идеалы просвещени€.

√уманистические идеи, пантеистическое мировоззрение пропагандировал украинский педагог, писатель, философ, профессор  иевской академии ћихаил  озачинский (год рождени€ неизвестен - умер в 1755 году). ÷ель философии, утверждал  озачинский, в том, чтобы помочь человеку достичь счасть€; счастье же состоит в овладении благости, которые дел€тс€ на природные (удовлетворение физических потребностей в еде, одежде, жилье, и т.п.) и культурные (приобретенные в общественной жизни, не вытекающие из природы человека). Ѕез природных благ, утверждает философ, человек не может прожить, однако они не делают человека счастливым; нельз€ быть счастливым от чувственных наслаждений, власти, почести, богатства, славы; к насто€щему счастью человек двигаетс€ внутренними пут€ми - через познание, любовь к люд€м и Ѕогу.

— религиозно-идеалистических позиций написан курс философии известного украинского и белорусского богослова, философа, церковного политического де€тел€ √еорги€  онисского (1717-1795), который был профессором и ректором  иево-ћогил€нской академии.

“аким образом, идеи ѕросвещени€ не только были восприн€ты в ”краине, но и получили своеобразное развитие. ¬ чем особенности ”краинского ѕросвещени€ (по сравнению с ≈вропейским)?

¬о-первых, если в «ападной ≈вропе идеи ѕросвещени€ стимулировались восход€щим буржуазным способом производства и развивались вместе с –еформацией и буржуазными революци€ми, то в ”краине ѕросвещение распростран€лось в рамках феодального общества (с сильной церковной властью и монархической формой правлени€ в государстве). «ападноевропейские просветители боролись против религии и церкви, многие из них были материалистами и атеистами, хот€ некоторые как мы знаем, считали религию необходимым условием быти€ человека. ¬ ”краине же просветител€ми, пропагандистами гуманистических идей, организаторами системы образовани€ были в основном церковные де€тели; а философи€, не до конца освободивша€с€ от средневековой схоластики имела идеалистический, деистический или пантеистический характер.

¬о-вторых, в ѕросвещении, как широком и разнообразном идейном течении выдел€ютс€ два направлени€:

научно-просветительское:

Ётико-гуманистическое.

¬ западной ≈вропе развивались оба эти направлени€; в ”краине же - преимущественно этико-гуманистическое. ќбращение к внутреннему миру человека (как его истинному бытию), к духовности, самосознанию личности, ориентации ее в мире духовных ценностей - вот главна€ задача воспитани€, просвещение человека и философии как одного из средств просвещени€. ќсобый, неисс€каемый интерес к нравственным проблемам, а также иррационализм - общие и главные черты отечественной философии (мы видели, как они про€вл€лись в философии  иевской –уси, в философии ѕросвещени€, позже убедимс€ в их особенном про€влении в духовной культуре XIX и XX вв.)

”краинское просвещение, несмотр€ на отмеченные особенности, отличительные черты, по идейному содержанию ближе к западноевропейскому распространением идей гуманизма, утверждением идеала социально-активной, образованной личности, приоритетом духовных способов преобразовани€ общества, преобразованием идей просвещенной монархии, стремлением к лучшему будущему, благу, счастью всех людей.

 

ƒл€ сравнени€ западноевропейского и отечественного просвещени€ проанализируйте фрагменты текстов:

 

¬ариант 1.

(1). √ригорий —коворода

У—≥е-то есть быть щастливым - (узнать), найтить самаго себе. Ћицемеры (говоритс€ к нам), лицо небесное подлинно хорошо вы разбирать научились, а дл€ чего не примечаете знаков, чтоб вам как по следу, добиратьс€ до имеющей ощасливить вас, истины? ¬се вы имеете, кроме что вас же самых найти не знаете и умеете, и не хащете. » пдолинно удивлени€ достойно, что человек за 30 лет живет, а приметить не мог, что дл€ него лучше всего и когда с ним наилучшее делаетс€. ¬идно, что он редко бывает дома...Ф

—коворода √.—. –азговор п€ти путников об истинном щаст≥и в жизни // јнтологи€ мировой философии. Ц  ., 1991. Ц “.1. Ц „.2. Ц —.234-236.

 

(2). ¬ольтер

УЌеведом человек себе же самому

 то €, куда иду, какой удел приму?

–ой жалких атомов над этой грудой праха,

” жреби€ в плену, на поводу у страха, -

Ќо зр€чих атомов, чьи очи мысль зовет

»змерить пустоту безвестную высот;

ћы к бесконечному стремим свои желань€,

Ќе ча€ на земле вкусит самопознань€Ф.

¬ольтер. ѕоэма о гибели Ћиссабона // ¬ольтер. ѕоэмы. ‘илософские повести. ѕамфлеты. Ц  .: ѕолитиздат ”краины, 1989. —.232.

 

¬ариант 2.

(1) ». ѕ. ѕнин

Уќ человек! „то в мире зрю?

—нискавши мудрость сам собою

„ерез труды и опытность свою

ѕрошел преп€тствий ты пучину,

”лучшил ты свою судьбину,

ѕриродной бедности помог,

—уровость превратил в доброту,

¬ливал в сердца любовь, щедроту.

“ы на земле, что в небе бог!Ф

ѕнин ». ѕ. „еловек // –усские просветители. —обр. ѕроизв. ¬ 2-х т. Ц ћ., 1966. Ц “.1. Ц —.237.

 

(2) √≈“≈

Ућы побороть не в силах скуки серой,

Ќам голод сердца большей частью чужд,

» мы считаем праздною химерой

¬се, что превыше повседневных нужд.

∆ивейшие и лучшие мечты

¬ нас гибнут средь житейской суеты.

¬ лучах воображаемого блеска

ћы часто мыслью воспор€ем вширь

» падаем от т€жести привеска,

ќт груза наших добровольных гирь.

ћы драпируем способами всеми

—вое безволье, трусость, слабость, лень.

Ќам служит ширмой сострадань€ брем€,

» совесть, и люба€ дребедень.

 

 акой € бог! я знаю облик свой.

я червь слепой, € пасынок природы,

 оторый пыль глотает пред собой

» гибнет под стопою пешеходаФ.

√ете ». ¬. ‘ауст // »збр. произв. в 2-ч т. Ц ћ.: ѕравда, 1985. Ц “.II. Ц —.148-149.

 

¬ариант 3.

(1) ј. Ќ. –адищев

У... ќ, человек, хот€ ты есть существо сложное или однородное, мысленность тво€ с телом разрушатьс€ не определенна. Ѕлаженство твое, совершенствование твое есть тво€ цель. ќдаренный разными качествами, употребл€й их цели твоей соразмерно, но берегись, да не употребишь их во зло... “ы в себе заключаешь блаженство твое и злополучие. Ўествуй во стезе, природно начертанной, и верь:... состо€ние твое будущее соразмерно будет твоему житию, ибо тот, кто сотворил теб€, тот существу твоему дал закон на исследование, коего устранитьс€ или нарушить невозможно; зло тобою сделанное, будет зло дл€ теб€. “ы будущее твое определ€ешь насто€щим; и верь, скажу паки, верь, вечность не есть мечтаФ.

–адищев ј. Ќ. ќ человеке, его смертности и бессмертии // »збр. философ. —оч. - ћ., 1949. - —.398.

 

(2) ¬ольтер

У–аскроем крыль€ в небесах пошире

» погл€дим, что происходит в мире.

”вы, такой же ад и белый свет,

» здесь невинности покою нет.

«десь добродетель топчут лицемеры;

”м, вкус, искусство, славные дела

”мчались прочь, в заоблачные сферы;

ѕолитика - труслива и подла -Ф

Ќад всем главенствует, все замен€ет;

»сподтишка св€тоша направл€ет

ќружье дураков на мудреца;

» ¬ыгода, чьей власти нет конца,

„ей слух не режет гром сражень€ гулкий,

–азлегшись возле денежной шкатулки,

—ильнейшему слабейший подает.

ќ люди! ∆алкий и виновный род!Ф

¬ольтер. ќрлеанска€ девственница // ¬ольтер. ѕоэмы. ‘илософские повести. ѕамфлеты. -  .: ѕолитиздат ”краины, 1989. - —.76





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1887 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

2060 - | 1924 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.034 с.