Огюст Перре (1874 –1954 гг.), работавший в сотрудничестве со своими братьями Гюставом и Елодом, – крупный мастер, по праву считающийся одним из пионе-ров новой архитектуры. Творчество этого архитектора неотделимо от развития желе-зобетона, раскрытия архитектурных возможностей этого материала и по существу сосредоточено на решении одной большой проблемы – соотношения конструкции и архитектурной формы. Первым крупным общественным зданием, построенным братьями Перре целиком из железобетона, был театр на Елисейских полях (1911 – 1913 гг.), где они применили каркас с заполнением из различных материалов, обра-зующих двойную или тройную стену с воздушной прослойкой. Фасад, строго сле-дующий логике плана, имеет заполнение из мрамора, так как в эти годы не могло быть и речи о том, чтобы оставить в общественном здании фасад из железобетона необлицованным. Однако каркас остается выявленным, сплошное заполнение отме-чено барельефами. Зал, вместо обычной подковообразной формы или формы лиры, имеет полукруглое в плане очертание, он поддерживается четырьмя группами стол-бов. Братья Перре обновили саму идею театра: упразднили большие наружные лест-ницы, вестибюль расположили почти на одном уровне с землей, что способствовало быстрой эвакуации и позволяло экипажам подъезжать к самим дверям, над которыми был устроен навес.
Потсдам. Астрофизическая лаборатория
Характерным для немецкого экспрессионизма является ранний период творчества Эриха Мендельсона (1887 - 1953 гг.). Его построенная в Потсдаме астрофизическая лаборатория (так называемая башня Эйнштейна) в 1920 - 1921 гг. произвела большое впечатление своей ультрасовременной по тем временам формой. Э. Мендельсон в своей работе стремился не только выявить эстетические возможности новых строительных материалов и конструкций, сколько используя пластичность железобетона, придать архитектурному образу несвойственную ему символическую, почти скульптурную выразительность. По существу, это здание - скульптура, в образе которого нашли отражения характерные для экспрессионизма иррационалистические тенденции - пластика объемов, острые и неожиданные сочетания форм и членений, их скульптурная округлость, отказ от жестких прямоугольных форм. В произведениях Эриха Мендельсона начала XX в. многое идет от художественных поисков модерна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не стоит думать, что углубленное изучение истории архитектуры, дело только специалистов,
ученых. Познавая, знакомясь с произведениями зодчества различных стран, человек со-
прикасается с историей многих народов мира, с их видением прекрасного.
Студент, изучающий Всеобщую историю архитектуры, должен не просто усвоить
хронологию архитектурных событий, но прежде всего уяснив для себя методы архитек-
турного творчества, усвоить композиционные принципы того или иного сооружения,
понять логику формирования и развития стилей.
Человек, просто интересующийся зодчеством, сможет глубже познать мир прекрасно-
го, среду искусства вечного – архитектуры.
В пособии не удалось в полной мере осветить все периоды, страны и даже архитек- турные стили. Такой задачи и не ставилось. Но в данной работе приведены все основные
этапы развития архитектуры и главные памятники зодчества.
Таким образом, история архитектуры помогает читателю творчески подходить к позна-
нию жизни, расширяет кругозор.
Хотелось надеяться, что и учебное пособие «Всеобщая история архитектуры», – одна
из ступенек познания прекрасного.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Всеобщая история архитектуры / Под ред. Б.П. Михайлова. М., Т. 1, 1958; Т. 2, 1963.
2. Всеобщая история архитектуры: В 12-ти т. М., Т. 1, 1970; Т. 2, 1973; Т. 4, 1966; Т. 5, 1967; Т. 7, 1969; Т. 9, 1971; Т. 10, 1972.
3. Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры / Под общ. ред. А.Г. Габричевского. М., 1939.
4. Гуляницкий Н.Ф. Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т. Т. 1: История архитектуры. М., 1984.
5. Михаловский И.Б. Архитектурные формы античности. М., 1949.
6. Промышленность и техника. История и современная техника строительного искусства / Под ред. В.В. Эвальда. СПб., 1904.
7. Флетчер Банистер и Флетчер Б. Банистер. История архитектуры, построенная по сравнительному методу. Лондон, 1948.
8. Чураков С.К. История художественной культуры: Краткое графическое пособие. М., 2000.