Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕхубанешвар. ’рам ѕарасурамешвара




¬ыдающиес€ пам€тники ќриссы сосредоточены в Ѕхубанешваре - столице го≠сударства  алинчи (VIII - XI вв.), в √ури (XI - XII вв.) и в  онараке (XIII в.). ¬ Ѕху≠банешваре, одном из древнейших религиозных центров »ндии, насчитывалось около 7000 храмов, расположенных вокруг св€щенного озера, из которых уцелело не более 500. »з них в хорошей сохранности - около 30.   лучшим ранним образцам орисской храмовой архитектуры принадлежат храм ѕарасурамешвара, построенного около 700 г. (длина 14,4 м, высота 19,2 м), и храм ћуктешвара, построенный около 975 г. ќба храма состо€т из примыкающих друг к другу деула и джагамохана. ѕродолгова≠тый в плане джагамохан в храме ѕарасурамешвара с довольно плоским покрытием ассоциируетс€ с обычной жилой или хоз€йственной постройкой. ¬ход на террито≠рию храма оформл€ет арка - торана.  омпозици€ орисского храма строитс€ по одной оси из примыкающих друг к другу глухих архитектурных объемов, завершенных ка≠ждый своим покрытием.

 

ћамаллапурам. –атха Ѕхимы

–атха Ѕхимы и √анеша воспроизвод€т чайтьи со сводчатым перекрытием, обра≠зующим на торцовом фасаде подковообразную арку. ќконный проем, устроенный в торце здани€, получил то же самое название - чайть€. ѕерекрывающий эти ратхи свод с обоих концов завершаетс€ арочными фронтонами. –атха Ѕхимы, по-видимому, предназначалась не дл€ храма, а дл€ приюта паломников, так как на ее внешних сте≠нах отсутствуют скульптурные изображени€. ћногоэтажные здани€ подобного типа, суд€ по письменным источникам, были широко распространены в древности. ¬ ар≠хитектурном трактате Ђћансараї, созданном между VI - XI вв. на основе более древних текстов, приводитс€ несколько видов многоэтажных зданий, чаще всего квадратных в плане.

 

 

јрга. ћавзолей “адж-ћахал

¬ 1630 - 1652 гг. в столичной резиденции јгре, по заказу шах-джахана была воздвигнута усыпальница его жены ћумтад ћахал, названна€ “адж-ћахал. Ёто ве≠личественный пам€тник архитектуры XVII в. называют Ђ∆емчужиной »ндииї. ќпе≠риру€ найденной гармонией пропорций архитектурно-пластических объемов, зодчие создали эмоционально насыщенный художественный образ. ÷ентрально-осева€ ком≠позици€ всего ансамбл€ предельно €сна, контуры зданий четки. √лавное здание с мо≠гилой ћумтад ћахал, увенчанное легким куполом, приподн€то на высокую квадрат≠ную платформу, размером 104 х 104 х 7 м, по кра€м которой сто€т тонкие минареты высотой 45 м. Ѕелизна полированного мрамора гробницы подчеркивает величавую торжественность сооружени€ (обща€ высота 81 м). “олько при приближении вплот≠ную к стенам “адж-ћахала обнаруживаетс€ тонкий изысканный орнамент из агата, малахита, €нтар€, изумруда, кораллов, €хонтов и других драгоценных пород камн€, искусно инкрустированных в мрамор. “адж-ћахал - последнее истинно художест≠венное произведение могольской архитектуры, в котором нашел опыт многих поко≠лений зодчих »ндии, средней јзии и »рана.

 

–абат. ћечеть ’асана

ћечеть строилась халифом ал-ћансуром одновременно с ћединой, по-видимому, в течение всего периода его правлени€ (1184 Ц 1199 гг.). јл-ћансур стре-милс€ затмить постройкой все мечети ћагриба и даже ¬остока. ќгромный пр€мо-угольник здани€ (139,32 × 83,12 м) по размерам уступает лишь ћутаваккилии в —а-марре. ѕерекрытие опираетс€ на круглые мраморные колонны. —тены здани€ укреп-лены с трех сторон системой арок-ниш, со стороны киблы Ц контрфорсами. ƒекор стен состо€л из резного стука.

 

 

ћарракеш. ћечеть  утубий€

ћечеть  утубий€ в ћарракешах Ц это одна из крупнейших мечетей ћагриба: ее 17 нефов занимают в ширину до 92 м. Ѕолее толстые крестовидные пилоны выдел€-ют соответствующую дворовому фасаду среднюю часть зала. √лавное украшение мечети Ц ее купола. ¬ трансептальном нефе п€ть сталактитовых куполов перемежа-ютс€ потолками артесонадо, в осевом нефе п€ть шатров артесонадо. “рансептальный неф и пространство михраба выделены сталактитовыми арками; над крестовыми пи-лонами перекинуты многолопастные арки. —трога€ перспектива аркад, чистота ли-ний, собранность декора и непревзойденна€ красота минарета делают  утубийю од-ной из вершин архитектуры ћагриба.

 

 

ѕекин. ’рам Ќеба

—реди алтарных храмов типа Ђ“аньї наиболее выдающимс€ по своей архитек≠туре был храм Ќеба (1417 - 1421 гг.), расположенный в двух километрах к югу от главных ворот „жень€нмынь с восточной стороны от императорской дороги Ћидао. ¬ XIV в. в нем раз в год в день зимнего солнцесто€ни€ император возносил молитву небу о богатом урожае и совершал обр€д жертвоприношени€. ¬ 1420 г. храм Ќеба состо€л из р€да сооружений, поставленных на одной оси север-юг, группы второсте≠пенных построек, предназначавшихс€ дл€ подготовки жертвоприношений и отдыха императора, обнесенных высокими кирпичными стенами и расположенных с запад≠ной и восточной сторон от главных сооружений и парка. ѕо конфигурации террито≠ри€ храма Ќеба, обнесенна€ оградой, близка к квадрату.

 

ѕекин. «апретный город

«апретный город в самом центре ѕекина был отрезан от остального города рвами и пурпурно-красными стенами. “олько император и его приближенные имели право здесь находитьс€, а простых смертных в эту часть ѕекина не допускали. ѕекин очень древний город, но «апретный город был выстроен только 1420 г. »менно тогда император „жу ƒи из династии ћин перенес свою столицу из города Ќаньцзин в ѕе-кин. “ерритори€ «апретного города лежит на так называемой пекинской оси (север Ц юг) и окружена широкими рвами и стенами. Ќа входе в комплекс императорского дворца наход€тс€ ворота “€ньаньмынь. Ќа противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, возвышаетс€ самое значительное здание «апретного города Ц дворец высшей гармонии.

 

 

»дзумо. ’рам —инто

—интвистское св€тилище в »дзумо, так называемый ¬еликий холм в »дзумо, наход€щийс€ на морском побережье юго-западной части острова ’онсю в префектуре —имане, первоначально был сооружен в 550 г., но в течение веков подвергалс€ реставрации и в 1744 г. был реконструирован. —труктура здани€ основана на местных самобытных приемах, примен€вшихс€ в то врем€ при постройке обычных жилищ. —в€тилище в »дзумо сооружено из хиноки. Ёта проста€, почти квадратна€ в плане постройка, пол которой подн€т на высоту около четырех метров, разделена внутри перегородкой на два помещени€. ¬ысока€ двускатна€, слегка изогнута€, крыша покоитс€ на стропилах, которые поддерживаютс€ протонами на восьми массивных столбах.  рыша с выступающими тити покрыта дранкой из коры хиноки.

 

”дзи. ’рам ‘еникса

ѕридворна€ культура ’эйан нашла свое отражение и в архитектуре X - XI вв. Ѕлест€щим примером пышной светской постройки этого времени может служить со≠хранившийс€ до наших дней загородный увеселительный дворец, выстроенный в ”д-зи, около столицы ’эйан, вблизи буддийского храма Ѕедоин в 1053 г. ¬ 1074 г. дво≠рец был превращен в одно из зданий храма и получил название ’оодо (зах птицы ’оо), так как в плане здание имеет форму фантастической птицы ’оо (‘еникс) с двум€ флигел€ми Ђкрыль€миї и Ђхвостовойї галереей, здесь уже виден значитель≠ный отход от китайских традиций.

 

¬ормс. —обор

Ќовый собор в ¬ормсе был третьим и последним из Ђимперскихї соборов. ѕри всей консервативности общей композиции, наве€нной собором в Ўпейере, форма, слагавша€с€ здесь в процессе строительства, шаг за шагом отражала отход от строго-сти зрелых форм германской романики в сторону растущей декоративности. “ем не менее собор в ¬орме оставл€ет целостное впечатление. —троительство началось с восточного конца, и к 1181 г. хор, трансепт и восточный пролет нефа были закончены. ¬се, включа€ западные башни и западную апсиду, было готово к 1234 г. ¬ дальнейшем здание не перестраивалось до 1900 г., когда продолжавша€с€ осадка западного конца, вызвавша€ еще в 1429 г. обрушение северо-западной башни, потребовала усилени€ фундаментов. Ёти работы были завершены в 1937 г.

 

 

Ўпейер. —обор

—троительство собора начато в XI в. ¬ процессе достройки в XII в. собор полу≠чает крестовые своды на нервюрах не только в боковых, но также и в среднем нефе. «десь был применен так называемый прием Ђсв€занной системыї. —мысл его состоит в том, что каждому звену крестового свода среднего нефа соответствуют два звена боковых сводов. ’рам имеет несколько увеличенную длину (до 120 м) и более мощ≠ные, чем ранее, башни (особенно над средокрестием). —м€гчилась суровость художе≠ственного образа здани€ по сравнению с более ранними романскими постройками.

 

 

ѕериге. ÷ерковь —ен ‘рон

ќсобое место среди купольных сооружений ѕеригора занимает монастырска€ церковь —ен ‘рон в ѕериге с 1669 г. ставша€ городским собором. ќдно врем€ именно этот пам€тник считалс€ родоначальником всей купольной группы церквей јквитании. —ейчас установлено, что нынешнему сооружению, Ђреставрированномуї, но фактически перестроенному архитектором јбади в 1855 Ц 1858 гг., предшествовала перекрыта€ деревом базилика с колокольней над нартексом. Ёта колокольн€ (69 м) сохранилась и составл€ет древнейшую часть существующего здани€, построенного после пожара 1120 года. ¬ основе плана —ен ‘рон лежит греческий крест, перекрытый п€тью куполами на парусах по схеме, в это врем€ уже осуществленной в соборе —ан ћарко в ¬енеции. —обор —ен ‘рон Ц высшее конструктивное достижение среди купольных конструкций ѕеригора. ¬опрос о происхождении этих конструкций оста-етс€ пока открытым. Ёто не купола на тромпах; подобные перекрыти€м собора в ѕюи, а каменные купола на парусах и без барабанов. »стоки перигорских куполов искали в ¬изантии, в ¬енеции, на  ипре. ¬озможно особенности местного камн€ позволили аквиманским мастерам возводить конструкцию древних купольных жилищ.

 

ћон-—ен-ћишель. јббатство

ћон-—ен-ћишель Ц один из немногих средневековых монастырей, построенных в готическом стиле. ќбитель возведена на скале у северного побережь€ ‘ранции. ѕопасть в монастырь по суше можно было только в часы отлива; во врем€ прилива скалу со всех сторон окружало море. ќт тектонической €сности пам€тников классической поры готики здесь уже ничего не осталось. ƒекоративна€ обработка конструктивных частей и чрезмерное обилие орнаментальных мотивов свидетельствуют об упадке готического строительного искусства.

 

 

ѕлан п€тинефного собора имеет форму выт€нутого пр€моугольника, завершен≠ного с востока плавной полуциркульной линией хора. “рансепт лишь незначительно выступает за границу пр€моугольника, венец капелл встроен между контрфорсами, как и капеллы нефа, что придает плану необычную в готике неразрывную конфигу≠рацию. “равеи (за исключением первой травеи хора) имеют в плане почти квадрат≠ную форму. ќни перекрыты крестовыми сводами на нервюрах, которые раздел€ют их на распалубки (шесть в главном, четыре в боковых нефах). ¬ысота их достигает 32,5 м Ёто типичные дл€ XII в. своды с малой стрелой подъема. Ѕолее высокую стрелу подъема имеют стрельчатые своды боковых нефов. ѕрофили нервюр просты и спокойны. ќни образуют два трехчетвертных вала по сторонам плоского или ост≠рого ребра. ќпорами сводов служат гладкие круглые столбы в хоре и в среднем нефе, круглые столбы с приставными колоннами в первой травее нефа и в трансепте. —тол≠бы в диаметре достигают 1,4 м, но тем не менее, не загроможда€ пространство, со≠хран€ют вид нагруженной опоры. ¬ конструктивной системе собора ведущую роль играет система опор совместно с усиливающими их контрфорсами и аркбутанами. ¬ соборе нет и строгой симметричности, характерной дл€ фасадов романских зданий. ‘асад расчленен пилонами контрфорсов на три сектора, неодинаковых по ширине. Ќаиболее широкий из них - средний ёжный сектор (правый) уже северного (лево≠го) примерно на 1,75 м. –азлична и высота боковых порталов. Ёта разница в высоте см€гчаетс€ наличием простого фронтонного мотива над арками северного портала, выложенного из камней, выступающих ребром. —обор €вл€ет живую картину развити€ готического зодчества.

 

 

–еймс. —обор

’рам в –еймсе начали возводить в 1211 г. —троительство длилось ровно сто лет. —рок не такой уж большой дл€ той эпохи. ¬ те годы, когда началось сооружение грандиозного храма в –еймсе, ‘ранци€ лишь по названию представл€ла единое государство. –еймский собор, где короновались на царство французские короли, должен был стать символом единства нации. ѕервое впечатление от нового –еймского собора: неудержима€ устремленность ввысь. ѕ€ть врат Ц входных дверей Ц раст€нулись во всю ширину нижнего €руса, но двое из них фальшивые. —трельчатые арки, ступеньками выступающие вперед, образуют входные двери. “акой прием называют перспективным порталом. ¬се двери завершаютс€ треугольными фронтонами Ц вимпергами. ƒиаметр розы собора 11,5 м. ¬ысота храма от земли равна 80 м, это как дом в 26 этажей. ѕлан –еймского собора гармоничен. «ападна€ трехнефна€ часть ведет к трехнефному же трансепту, который свободно вливаетс€ в широкий хор, завершенный венцом из п€ти капелл. —труктура интерьера Ц трехъ€русное членение по вертикали, отсутствие галерей. ћежду продольной аркадой среднего нефа и верхними окнами на большой высоте расположены трифории в виде узкой галерейки, состо€щей из четырехпролетной аркады на тонких колоннах в каждой травее. –авномерный и все же не однообразный ритм чередовани€ больших проемов с тектонически €сными и пластически обогащенными элементами системы устоев, вместе с изобилием скульптурных украшений (около 1000), делает это сооружение поистине Ђзастывшей музыкойї.

 

јмьен. —обор

јмьенский собор, третий из замечательных пам€тников зрелого периода готи≠ки, построен на месте сожженного в 1218 г. молнией старого здани€. —огласно над≠писи уничтоженного в 1825 г. Ђлабиринтаї, строительство собора было начато в 1220 г., с западного конца. ¬ 1236 г. нефы были закончены. ’ор построен в 1247 г., но вскоре после завершени€ пострадал от пожара. —вой окончательный вид он полу≠чил в 1269 г. «ападный фасад еще в XIII в. был доведен до розы, но подвергс€ обнов≠лению в XV в., тогда же были достроены его верхние части. Ќадписи Ђлабиринтаї называли в качестве строителей трех мастеров: –обера из Ћюзарша, “ома де  ормона и его сына –ене де  ормона, которые работали в период 1220 - 1288 гг., то есть од≠новременно с мастерами –еймского собора. ¬ конце XIII в. были увеличены контр≠форсы в первом €русе, а промежутки между ними превращены в капеллы. јмьен≠ский собор самый большой из соборов ‘ранции. ≈го длина (внутри) - 118 м (без вы≠ступающей средней капеллы), высота среднего нефа - 42,3 метра, ширина нефов (без боковых капелл) - 33 метра, ширина трансепта -59 м, хоровой части - 48 м. ¬ерхние окна среднего нефа больше окон Ўартского и –еймского соборов. ќни дают законченный пример окон зрелой поры готики.  аждый проем, заполн€ющий целиком пространство между усто€ми, делитс€ на два парных окна, объединенных арочным переплетом и восьмилепестковой розой под общей аркой.

Ѕове. —обор

—тремление к полному уничтожению стен при одновременном увеличении высоты нефов привело к р€ду строительных неудач в большом по размеру соборе Ѕове, сооружение которого €вилось кульминационным пунктом в развитии смелой конструктивной системы. —троители собора, начатого постройкой в 1247 г., захотели создать собор еще более внушительный по размерам, чем –еймский и јмьенский. ≈сли в соборе –еймса высота центрального свода равн€етс€ 37,5 м, в јмьене Ц 42,5 м, то в Ѕове она доведена до 47,5 м Ц высоты, оставшейс€ непревзойденной. ¬ 1284 г. рухнули своды храма, законченного постройкой в 1272 г. ƒл€ того чтобы обеспечить устойчивость сводов на такой высоте при полном уничтожении стены, пришлось построить контрфорсы в два р€да с двухъ€русными аркбутанами и участить опоры хора: они расставлены на рассто€нии 2,25 м друг от друга, при высоте арок в 20 м. ѕри этом простые крестовые своды были заменены шестичастными. Ёта работа была за≠кончена в 1324 г. ƒальнейшую историю собора занимают перестройки и новые не≠удачи, зат€нувшиес€ до XVI в. включительно.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2085 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

1365 - | 1200 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.