Одним из основных произведений Брунеллески является перестроенная им церковь Сан Лоренцо во Флоренции. Он начал ее с постройки боковой капеллы, получившей в последствии название «старой ризницы». В ней он создал тип ренессансного центрического сооружения, квадратного в плане и перекрытого куполом, покоящимся на парусах. Четкость архитектурных членений интерьера подчеркнута темными полосами пилястр, карнизов и арок, выделяющихся на светлом фоне стен. Само здание церкви представляет собой трехнефную базилику. Центральный неф ее перекрыт плоским кессонированным потолком, боковые нефы – парусными сводами. Последние отделяются легкой аркадой, поддерживаемой колоннами, напоминающей по своим пропорциям аркаду на фасаде Оспедале дельи Инноченти. Нефы и трансепт церкви образуют систему связанных между собой, но четко дифференцированных зальных помещений с капеллами по периметру церкви. Проект церкви Сан Лоренцо позже перерабатывался Брунеллески. При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола. После его смерти строителем церкви был А. Манетти Чаккери, который во многом изменил замысел автора.
Рим. Церковь Санто Мария престо Сан Сатиро
Церковь Санто Мария престо Сан Сатиро в Риме построена в 1478 г., архитектором Браманте. Церковь прижата к виа Фальконе, и это не только обусловило необычную конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и развить алтарную часть - она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа, изобразил хор.
Рим. Собор св. Петра
Сооружение собора св. Петра в Риме (1506 - 1626 гг.) на месте обветшавшей базилики IV в., было одним из самых смелых архитектурных проектов XVI в. В строительстве, начатом по заказу папы Юлия II (1443 - 1513 гг.), приняли участие выдающиеся архитекторы эпохи Возрождения и барокко - Браманте, Рафаэль, Микеланджело и Бернини. Возведение собора заняло много времени. Первоначальный замысел претерпел значительные изменения, отразившие перемену художественных стилей (на смену идеям эпохи Возрождения пришли более свободные, а подчас эклектичные художественные формы маньеризма и барокко). Архитектурным прообразом собора св. Петра был небольшой храм Браманте Темпьетто. Уже в первом фасаде Браманте (около 1506 г.) определилась доминирующая роль купола. Эта идея сохранилась и в окончательном проекте Микеланджело (около 1346 г.). Замыкая площадь св. Петра, собор создает один из самых выразительных городских ансамблей в искусстве эпохи Возрождения и барокко.
Виченца. Вилла «Ротонда
В период Высокого Возрождения получило развитие строительство загородных домов. Особенно замечательные проекты вилл создал Андреа Палладио. Построенное близ Виченцы около 1552 г. здание имеет классические формы храмовой архитектуры. Образ виллы, гармонически слитой с окружающей природой, таил в себе такую притягательную силу и многообразие художественных идей, что стал моделью для множества домов, полных изящества и внутреннего благородства.
Рим. Палаццо Фарнезе
Палаццо начато архитектором Антонио да Сангалло, продолжено в 1546 – 1547 гг. Микеланджело, закончено архитектором Джакомо делла Порта. Кирпичная стена фасада, на огромной поверхности которой крупные окна, обрамленные сочными ордерными наличниками с чередующимися треугольными и криволинейными фронтонами, кажутся сравнительно небольшими, укреплена по углам травертиповой кладкой с высоким рустом. Эта деталь, перекликающаяся с рустованным травертиповым наличником входной арки, придает прочность и завершенность всей композиции.