Вопрос о правовой природе исполнительного производства является одним из самых дискуссионных в науке гражданского процессуального права1. Суть дискуссии заключается в том, что одни авторы (например, О. В. Исаенкова, В. М. Шерстюк, М. К. Юков, В. В. Ярков) отрицают существование такой ста- дии гражданского судопроизводства, как исполнительное производство2. Другие (например, Р. Е. Гукасян, Ю. К. Осипов, С. М. Пелевин, В. К. Пучинский, А. К. Сергун, М. С. Шака-рян), напротив, рассматривают исполнительное производство как заключительную стадию гражданского судопроизводства3.
1 Обзор точек зрения см., например: Настольная книга судебного приста
ва-исполнителя: Справочно-методич. пособие / Отв. ред. В. В. Ярков. М., 2000.
С. 82—89 (авторы § 1 гл. 5 — В. М. Шерстюк, В. В. Ярков); Малешин Д. Я. Суд в
процессе исполнения судебных постановлений: Автореф. дис.... канд. юрид.
наук. М, 2002. С. 11 — 13; Саттарова 3. 3. Участие суда в исполнительном про-
изводстве: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 11 — 13; Щепалов С. В
Природа и характер правоотношений в исполнительном производстве: Авто-
реф. дис.... канд. юрид. наук. М, 2005. С. 13—14.
2 Наиболее яркими выразителями этого научного направления являются
М. К. Юков, В. М. Шерстюк, В. В. Ярков. См.: Юков М. К. Теоретические про-
блемы системы гражданского процессуального права: Автореф. дис.... д-ра
юрид. наук. Свердловск, 1982. С. 16—19; Шерстюк В. М. Система советского
гражданского процессуального права. М., 1989. С. 23—24; Он же. О месте норм
исполнительного производства в системе права РФ // Вестник Моск. ун-та. Се-
рия «Право». 1995. № 1. С. 12—18; Ярков В. В. Концепция реформы принуди-
тельного исполнения в сфере гражданской юрисдикции // Российский юриди-
ческий журнал. 1996. № 2. С. 36—37, 45—47. I
3 См.: Курс советского гражданского процессуального права / Под ред.
А. А. Мельникова. Т. 2. М., 1981. С. 320-322 (автор гл. XX — Р. Е. Гукасян);
Осипов Ю. К. Подведомственность юридических дел. Свердловск, 1973. С. 14,
Глава 15. Исполнительное производство
Несмотря на достаточно развернутую аргументацию первого подхода к решению вопроса о месте исполнительного производства1, наиболее обоснованным и органичным представляется второй подход, в соответствии с которым исполнительное производство представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства2. Такой взгляд на место и роль исполнительного производства объясняется тем, что эффективное правосудие не может существовать без эффективного исполнения судебных постановлений, в противном случае оно полностью теряет всякий смысл3. В этой связи представляется вполне логичной позиция Конституционного Суда РФ4, который разделяет мнение Европейского Суда по правам человека о том, что исполнение судебного решения должно рассматриваться как неотъемлемая часть «права на суд», ибо неисполнение судебного решения означает иллюзорность указанного права вследствие незавершенности судебной
11—1%; Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В. А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота. М., 1997. С. 370 (автор гл. XXI — С. М. Пелевин); Пучин-ский В. К. Понятие, предмет, источники советского гражданского процессуального права. М., 1966. С. 53; Сергун А. К. Принудительное исполнение судебных решений в общем процессе реализации норм права // Труды ВЮЗИ. М., 1978. Т. 61. С. 70, 89—90; Гражданское процессуальное право / Под ред. М. С. Шака-рян. С. 29 (автор гл. 1 — М. С. Шакарян).
1 См.: Валеев Д. X. Процессуальное положение лиц, участвующих в испол
нительном производстве: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Казань, 1999.
С. 8—12; Настольная книга судебного пристава-исполнителя. С. 82—89; Евсти-
феева Т. И. Гражданские процессуальные правоотношения: Автореф. дис....
канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 7, 20; Исаенкова О. В. Проблемы исполни
тельного права в гражданской юрисдикции: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук.
Саратов, 2003. С. 23; Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права. М., 2003.
С. 129-130.
2 Интересные соображения по поводу невозможности изъятия из правосу
дия и гражданского процесса исполнительного производства содержатся в ра
боте: Зайцев И. М. Процессуальные функции гражданского судопроизводства.
Саратов, 1990. С. 104—108. См. также: Цихоцкий А. В. Теоретические проблемы
эффективности правосудия по гражданским делам. С. 202; Власов А. Как повы
сить эффективность гражданского судопроизводства? // РЮ. 2003. № 9. С. 23;
Куракова Н. В. Исполнительное производство: обращение взыскания на иму
щество должника-организации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2004.
С. 8, 15; Саттарова 3. 3. Указ. соч. С. 7, 13; Изварина А. Исполнение судебного
решения судом должно быть неотъемлемой частью судебной защиты // Арбит
ражный и гражданский процесс. 2006. № 9. С. 38—40; Щепалов С. В. Указ.
соч. С. 8, 18-19.
3 См.: Власов А. Указ. соч. С. 23.
4 См. подп. 2.1 мотивировочной части постановления Конституционного
Суда РФ от 14 июля 2005 г. // СЗ РФ. 2005. № 30. Ч. П. Ст. 3199.
840 Раздел VI. Исполнение судебных постановлений
процедуры*. По мнению Конституционного Суда РФ, правосудие как элемент конституционного правопорядка по самой своей сути является таковым, если обеспечивает не только справедливое разрешение дела, но и эффективное восстановление в правах2, из чего следует, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется3. Таким образом, стремление некоторых ученых теоретически обосновать «отрыв этапа, являющегося результатом всей предыдущей деятельности органа судебной власти в ходе процесса по гражданскому делу»4, от самой этой деятельности, именуемой судебным разбирательством, едва ли может быть оценено как конструктивное.
Представление об исполнительном производстве как стадии гражданского процесса является господствующим и для судебной практики. В подтверждение достаточно сослаться на положение абз. 4 п. 12 постановления Пленума ВС РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», ориентирующего судей на то, что по смыслу ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства»5. Практическим следствием такого подхода к пониманию исполнительного производства являются соответствующие разъяснения Верховного Суда РФ, допускающего возможность применения на стадии исполнения судебных постановлений по аналогии (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ) общих положений ГПК РФ в случае отсутствия в Законе об исполнительном производстве конкретных предписаний относительно порядка совершения того или иного действия. Например, положительно отвечая на вопрос о возможности использования норм гл. 10 ГПК РФ при решении вопроса о надлежащем извещении должника и иных лиц, участвующих
1 См.: Постановление Европейского Суда по правам человека по жалобе
«А. Бурдов против России» от 7 мая 2002 г. // РЮ. 2002. № 7. С. 77.
2 См. п. 2 мотивировочной части постановления Конституционного Су
да РФ от 14 июля 2005 г.
3 См. п. 5 мотивировочной части постановления Конституционного Су
да РФ от 14 мая 2003 г. по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 14 За
кона о судебных приставах // СЗ РФ. 2003. № 21. Ст. 2058.
4 Изварина А. Указ. соч. С. 39.
5 БВС РФ. 2003. № 12. С. 7.
Глава 15. Исполнительное производство
в исполнительном производстве, Верховный Суд РФ мотивировал свое мнение следующим образом. Поскольку исполнение судебных решений является завершающей стадией гражданского процесса, а Закон об исполнительном производстве не содержит нормы, устанавливающей порядок надлежащего извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, то суды вправе при решении вопроса о формах и порядке надлежащего извещения должника и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, руководствоваться по аналогии закона (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ) положениями гл. 10 ГПК РФ, которая устанавливает формы и порядок извещения лиц, участвующих в судебном разбирательстве1.
Итак, исполнение судебных постановлений (исполнительное производство) представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства. Задачей всех предшествующих исполнительному производству стадий, а именно производства по делу в суде первой инстанции, по проверке правильности судебных постановлений в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, является обеспечение вынесения законных и обоснованных судебных постановлений. Несмотря на то что на каждой из предшествующих исполнительному производству стадий эта задача решается своими сугубо специфическими способами и средствами, все они отличаются от исполнительного производства тем, что на заключительной стадии нет необходимости устанавливать юридические факты и правоотношения, определять субъективные права, юридические обязанности, законные интересы, потому что эти права, обязанности и интересы уже определены судом, правильность выводов которого не подвергается сомнению. Поэтому задачей исполнительного производства как завершающей стадии гражданского судопроизводства является принудительное исполнение судебных постановлений с целью реального осуществления тех субъективных прав и законных интересов, а также исполнения юридических обязанностей, которые установлены и подтверждены судебным постановлением. Таким образом, стадия исполнения судебных постановлений представляет собой такой этап в развитии судебного процесса по конкретному гражданскому делу, на котором специальные должностные лица в лице судебных приставов-исполнителей под контролем суда с помощью
1 БВС РФ. 2005. № 12. С. 13 (вопрос 2).
842 Раздел VI. Исполнение судебных постановлений
мер государственного принуждения реализуют, претворяют в жизнь выводы суда, зафиксированные в постановлении по гражданскому делу. Из этого следует, что значение исполнительного производства проявляется в том, что на данном, завершающем этапе судопроизводства по конкретному гражданскому делу совершаются действия по: а) пресечению гражданского (в широком смысле) правонарушения', б) защите путем восстановления или иными способами нарушенных или оспариваемых субъективных прав и законных интересов] в) наказанию виновных в совершении правонарушения лиц путем возложения на них различного рода лишений и обременении.
При характеристике исполнительного производства как заключительной стадии гражданского процесса необходимо иметь в виду две особенности. Первая особенность состоит в том, что некоторые виды судебных постановлений, например решения о расторжении брака, решения по делам особого производства, реализуются не судебным приставом-исполнителем, а государственными органами, органами местного самоуправления по правилам административно-правовой процедуры. Действия, совершаемые соответствующим органом или должностным лицом на основании судебного решения с целью его реализации, следует квалифицировать как действия по исполнению судебного постановления. Однако такие действия нельзя отождествлять с исполнением судебных актов как стадией гражданского судопроизводства, потому что они выходят за рамки гражданской процессуальной формы, ибо совершаются по правилам административно-правовой процедуры. Вторая особенность заключается в том, что в отличие от других (предшествующих) стадий исполнительное производство может возникнуть не только в связи с исполнением судебных постановлений по гражданским делам, т. е. как логическое следствие предыдущих стадий гражданского судопроизводства, но и по поводу исполнения постановлений иных органов (должностных лиц): а) приговоров суда по уголовным делам в части имущественных взысканий (ч. 2 ст. 429 ГПК РФ); б) решений международного коммерческого арбитража и иных третейских судов (п. 5 ч. 1 ст. 22, ст. 423, 428 ГПК РФ; подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона об исполнительном производстве); в) решений иностранных судов и арбитражей (п. 6 ч. 1 ст. 22, ст. 410, 416, 428 ГПК РФ; подп. 1 п. 1 ст. 7 того же Закона); г) решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека (подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона); д) нотариально удостоверен-
Глава 15. Исполнительное производство
ных соглашений об уплате алиментов (подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона); е) удостоверений комиссии по трудовым спорам, выдаваемым на основании ее решений (подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона); ж) постановлений органов (должностных лиц) по делам об административных правонарушениях (подп. 6 п. 1 ст. 7 Закона); з) постановлений судебных приставов-исполнителей (подп. 7 п. 1 ст. 7 Закона); и) постановлений иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (подп. 5, 8 п. 1 ст. 7 Закона).
Следует иметь в виду, что роль суда общей юрисдикции (или степень вмешательства) в процессе исполнения постановлений судебных и несудебных органов неодинакова, ибо зависит от вида постановления, подлежащего исполнению. Так, в процессе исполнения собственных постановлений (решений, определений, судебных приказов, приговоров в части денежных взысканий), а также решений международного коммерческого арбитража, иных третейских судов, иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) суд общей юрисдикции играет двоякую роль: 1) выдает исполнительные листы и тем самым санкционирует возбуждение судебным приставом-исполнителем исполнительного производства; 2) осуществляет контроль за ходом исполнения указанных постановлений. При исполнении нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов, удостоверений КТС, а также постановлений иных органов и должностных лиц роль суда общей юрисдикции ограничивается только контролем за их исполнением путем рассмотрения и разрешения жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя (ст. 431, ч. 1 ст. 441 ГПК РФ; п. 6 ст. 9, п. 6 ст. 43, ст. 90 Закона об исполнительном производстве), разрешения вопросов, связанных с приостановлением или прекращением исполнительного производства (ст. 440 ГПК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 24 названного Закона), а также отложением исполнительного производства (ст. 435 ГПК РФ, п. 1 ст. 19 того же Закона).
Таким образом, специфика исполнительного производства как самостоятельной стадии гражданского судопроизводства состоит в том, что, с одной стороны, оно не включает в себя действия по исполнению некоторых судебных постановлений по гражданским делам, а с другой — выступает в качестве формы принудительного исполнения других судебных и несудебных органов не только по гражданским, но и по иным юридическим делам. Иными словами, исполнительное производство
Раздел VI. Исполнение судебных постановлений
представляет собой такую стадию гражданского судопроизводства, которая обеспечивает принудительную реализацию предусмотренных федеральными законами и международными договорами РФ постановлений судебных и несудебных органов.
Защита прав и свобод не только на бумаге путем принятия судом постановления об удовлетворении соответствующего требования лица, но и в реальной правовой действительности невозможна без создания эффективного механизма реализации судебных постановлений1. Решение суда, говорится в постановлении IV (Чрезвычайного) Всероссийского съезда судей от 4 декабря 1996 г., не обеспеченное реально действующим механизмом его исполнения, является пустой декларацией, а следовательно, фикцией судебной защиты прав и свобод граждан2, а также организаций. Это утверждение справедливо и для постановлений других как судебных, так и несудебных органов (должностных лиц), содержащих предписание о защите нарушенных прав и законных интересов субъектов соответствующих правовых отношений. Действующий в правовой системе Российской Федерации механизм реального исполнения судебных и несудебных актов, обеспечивающий пресечение правонарушений, восстановление нарушенных или оспоренных прав и законных интересов, наказание виновных в совершении гражданских и административных правонарушений, состоит из двух звеньев: мер принудительного исполнения (ст. 45 Закона об исполнительном производстве) и мер юридической ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Мерам принудительного исполнения посвящена гл. 16 настоящего издания. Меры юридической ответственности рассматриваются в § 2 настоящей главы.