Порядок рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда регламентируется ст. 425—427 ГПК РФ и п. 7—9 ст. 45, ст. 46 Закона о третейских судах в РФ. В соответствии с указанными нормами заявление рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий месяца со дня поступления заявления в суд, по правилам, предусмотренным ГПК РФ. При подготовке дела к судебному разбирательству по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства судья может истребовать из третейского суда материалы дела, по которому испрашивается исполнительный лист. Истребование материалов дела осуществляется по правилам ст. 57 ГПК РФ, регулирующей порядок истребования доказательств. Стороны третейского разбирательства извещаются судом о времени и месте судебного заседания. Однако неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела. В ходе судебного разбирательства судья не вправе проверять правильность установления третейским судом фактических обстоятельств дела или пересматривать решение третейского суда по существу.
Судебное рассмотрение данного дела заключается в том, что судья выясняет (устанавливает) наличие или отсутствие предусмотренных в ст. 426 ГПК РФ оснований для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда путем исследования представленных в суд доказательств в обоснование заявленных требований и возражений. В том случае, если при рассмотрении заявления будет обнаружено, что в районном суде, на территории которого принято решение третейского суда, рассматривается заявление об отме-
27 Гражданский процесс. Особенная часть
834 Раздел V. Производство по делам об оспаривании и о выдаче
не этого решения, суд, рассматривающий заявление, может отложить1 рассмотрение заявления о выдаче исполнительного листа, если признает это целесообразным (ч. 5 ст. 425 ГПК РФ). Кроме того, по ходатайству стороны, обратившейся с заявлением о выдаче исполнительного листа, судья может обязать другую сторону предоставить надлежащее обеспечение по правилам, предусмотренным гл. 13 (ст. 139—146), ст. 213 ГПК РФ.
Статья 426 ГПК РФ и ст. 46 Закона о третейских судах в РФ устанавливают две группы оснований для отказа в выдаче ис- полнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда: а) основания, бремя доказывания и опровержения которых лежит на сторонах третейского разбирательства (п. 1—5 ч. 1 ст. 426 ГПК РФ, подп. 1 п. 2 ст. 46 Закона), и б) основания, которые устанавливаются по инициативе суда, рассматривающего заявление о выдаче исполнительного листа (ч. 2 ст. 426 ГПК РФ, подп. 2 п. 2 ст. 46 Закона). При этом следует иметь в виду, что основания для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда практически совпадают с основаниями для отмены реше- ния третейского суда2. Исключением являются два основания отказа в выдаче исполнительного листа, которые предусмотрены в п. 5 ч. 1 ст. 426 ГПК РФ. Согласно этой норме в выдаче исполнительного листа может быть отказано, если сторона третейского разбирательства, против которой принято решение третейского суда, докажет, что решение еще не стало обязательным для сторон третейского разбирательства либо решение третейского суда отменено компетентным судом. Наибольший интерес представляет первое основание — «решение еще не стало обяза-
1 Поскольку право заинтересованного лица требовать выдачи исполнитель
ного листа на принудительное исполнение решения третейского суда опирается
на само решение третейского суда и, следовательно, его действие прекращается
с отменой этого решения в установленном федеральным законом порядке, то
факт нахождения в производстве компетентного суда заявления об отмене ре
шения третейского суда следовало бы рассматривать в качестве обязательного
основания приостановления производства по заявлению о выдаче исполнительного
листа до разрешения вопроса по заявлению об отмене решения третейского су
да. Указанное в ч. 5 ст. 425 ГПК РФ последствие в виде отложения рассмотре
ния заявления о выдаче исполнительного листа в данном случае неуместно.
О различиях двух форм временной остановки судебного процесса — отложения
и приостановления см. § 6 гл. 2 настоящего издания.
2 В связи с этим характеристику оснований для отказа в выдаче исполни
тельного листа, предусмотренных в п. 1—4 ч. 1 и ч. 2 ст. 426 ГПК РФ, см. § 2
гл. 13 настоящего издания.
Глава 14. Производство по делам о выдаче листов 835
тельным для сторон третейского разбирательства». Как считают некоторые ученые, такая формулировка одного из оснований отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда является «трудно объяснимой», потому что решение третейского суда становится, по действующему законодательству, обязательным для сторон третейского разбирательства незамедлительно по его принятии. Следовательно, заключают авторы, отсутствует как таковая не только возможность его «необязательности», но и подобного основания для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда1. Однако с такой трактовкой трудно согласиться. Обязательность решения третейского суда трактуется законодателем (ст. 31 Закона о третейских судах в РФ) как принимаемая на себя сторонами третейского разбирательства обязанность добровольно исполнить решение третейского суда. При этом стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо. Согласно п. 1 ст. 44 Закона решение третейского суда исполняется добровольно в сроки, которые установлены в данном решении. И лишь только тогда, гласит п. 2 ст. 44 Закона, когда в решении третейского суда срок добровольного его исполнения не установлен, решение подлежит немедленному исполнению. Таким образом, сравнительный анализ двух норм Закона о третейских судах в РФ — ст. 31 и 44 — дает основание предполагать, что решение третейского суда становится обязательным для сторон третейского судопроизводства после наступления срока его исполнения, установленного в самом решении. Следовательно, в период от момента принятия решения третейским судом и до момента наступления указанного в самом решении срока его добровольного исполнения последнее нельзя считать обязательным для сторон третейского разбирательства и, значит, разрешать вопрос о его принудительном исполнении. Рассматриваемое основание теряет всякий смысл и, следовательно, неприменимо в случаях немедленного исполнения решения третейского суда. Это объясняется тем, что по смыслу ст. 31 Закона о третейских судах в РФ именно с
1 См.: Зайцев А. И. Научно-практический комментарий к главам 46 и 47 ГПК РФ // Третейский суд. Комментарий законодательства / Под ред. В. А. Мусина. С. 240—241; Он же. Третейское судопроизводство России (проблемные аспекты). С. 22; Гимазов Р. Н. Указ. соч. С. 30—31.
836 Раздел V. Производство по делам об оспаривании и о выдаче
момента принятия третейским судом решения ввиду отсутствия в нем указаний об установлении сроков исполнения стороны третейского разбирательства принимают на себя обязанность добровольно исполнить решение.
По результатам рассмотрения судом общей юрисдикции заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда районный судья может вынести определение: а) о выдаче исполнительного листа; б) об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ч. 1 ст. 427 ГПК РФ, п. 8 ст. 45 Закона о третейских судах в РФ). Согласно ч. 2 ст. 427 ГПК РФ в определении суда по вопросу о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда должны содержаться: 1) наименование и состав третейского суда, принявшего решение; 2) наименование сторон третейского разбирательства; 3) сведения о решении третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение которого ходатайствует заявитель; 4) указание на выдачу исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или отказ в выдаче исполнительного листа.
Отказ в выдаче исполнительного листа по основаниям, указанным в п. 2, 4 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 426 ГПК РФ, а также по мотиву отмены решения третейского суда не препятствует сторонам третейского судопроизводства повторно обратиться в третейский суд, если возможность такого обращения не утрачена, либо в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном нормами ГПК РФ (ч. 3 ст. 427 ГПК РФ). В то же время, если в выдаче исполнительного листа отказано по основаниям, предусмотренным п. 1,3 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 426 ГПК РФ (например, ввиду недействительности третейского соглашения), стороны третейского разбирательства могут обратиться за разрешением такого спора только в компетентный (государственный) суд, т. е. в суд общей юрисдикции, по правилам, предусмотренным ГПК РФ (ч. 4 ст. 427 ГПК РФ). Отказ в выдаче исполнительного листа, обусловленный тем, что решение третейского суда еще не стало обязательным для сторон третейского разбирательства, не дает им права на обращение за разрешением такого спора ни в третейский суд, ни в суд общей юрисдикции в силу особенностей основания отказа.
Определения суда общей юрисдикции по вопросам выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение реше-
Глава 14. Производство по делам о выдаче листов
ния третейского суда могут быть обжалованы сторонами третейского разбирательства в кассационном порядке путем подачи частной жалобы (ч. 5 ст. 427 ГПК РФ, п. 9 ст. 45 Закона о третейских судах в РФ). Однако в любом случае определение о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подлежит в соответствии с абз. 2 п. 8 ст. 45 Закона немедленному исполнению.
Итак, производство по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов представляет собой урегулированное гл. 47 ГПК РФ, гл. VIII Закона о третейских судах в РФ, а также соответствующими нормами гл. 253 НК РФ общественное отношение, возникающее между районным судом по месту жительства или месту нахождения должника — стороны третейского разбирательства либо по месту нахождения его имущества (ч. 2 ст. 423 ГПК РФ) и сторонами третейского разбирательства (ч. 1 ст. 423, ч. 1 ст. 424, ст. 425, ч. 1 ст. 426 ГПК РФ; ст. 45, 46 Закона о третейских судах в РФ) по поводу выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 427 ГПК РФ; п. 8 ст. 45 Закона о третейских судах в РФ; подп. 11 п. 1 ст. ЗЗЗ19 НК РФ).
Дополнительная литература
Зайцев А. И. Научно-практический комментарий к главе 47 ГПК РФ // Третейский суд. Комментарий законодательства / Под ред. В. А. Мусина. СПб., 2004. С. 233-242.
Зайцев А. И. Третейское судопроизводство России (проблемные аспекты): Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 22.
Зайцев А. И., Кузнецов Н. В., Савельева Т. А. Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров: Учеб. пособие. Саратов, 2000. С. 118-124.
Скворцов О. Ю. Проблемы третейского разбирательства предпринимательских споров в России: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. СПб., 2006. С. 41-42.
Раздел VI