Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕантеизм и натурфилософское естествознание эпохи ¬озрождени€.




Ќиколай  оперник Ц польский св€щенник, врач, философ. —мелый преобразователь средневековой науки, заложивший основы современных представлений о строении ¬селенной и всю жизнь служивший медицине. ¬ ходе наблюдений и размышлений Ќ. оперник пришел к убеждению, что —олнце €вл€етс€ центром мироздани€, а «емл€ имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг —олнца. —трах перед церковной цензурой удерживал его от опубликовани€ своих идей (см. ѕриложение 1).

≈го главна€ работа Ђќб обращении небесных сферї была опубликована в год его смерти с предисловием, в котором говорилось, что гелиоцентрическа€ теори€ была выдвинута только в качестве гипотезы.

√лавным в его работе было то, что «емл€ как особый геометрический центр больше не признавалась.  оперник сделал правильный вывод о том, что неподвижные звезды должны быть значительно более удалены от нас, чем —олнце. »сход€ из теории  оперника трудно было объ€снить, почему, если «емл€ вращаетс€ с запада на восток, то тело брошенное с какой-либо высоты, не может упасть в точку, расположенную строго вертикально от места, с которого началось ее падение, а упадет несколько далее к западу. Ёто стало возможным объ€снить при помощи закона инерции √алиле€, но во времена  оперника ответа найти было нельз€.

 оперник знал все, что можно было узнать о видимых движени€х небесных тел по небесной сфере при помощи существовавших в его дни приборов, и понимал, что гипотеза о суточном вращении «емли была более экономна, чем гипотеза о круговом вращении всех небесных сфер. “олько открытие закона  еплера завершило теорию  оперника.

“еори€  оперника имела революционное значение не только дл€ астрономии, но и дл€ всего общественного мировоззрени€ того времени. Ёто была теори€, предлагающа€ новую картину строени€ космоса, мира и места в нем человека. —ам  оперник считал, что его теори€ не противоречит Ѕиблии, хот€ из его теории логично следует вывод о том, что человек не имеет космической значимости, приписанной ему христианством.  роме этого, по€вление теории  оперника о строении космоса, показало, что все то, во что верили с древних времен, может быть ложным. Ќазвав свою теорию Ђгипотезойї  оперник утверждал новую дл€ науки мысль, что проверкой научной истины €вл€етс€ терпеливый сбор фактов вместе со смелой догадкой относительно законов, объедин€ющих факты. ” самого  оперника не было возможности дать какого-либо исчерпывающее доказательство в пользу своей гипотезы, и долгое врем€ астрономы отвергали ее.

»оганн  еплер Ц первый крупный астроном после  оперника, прин€вший гелиоцентрическую теорию. ќн находилс€ под вли€нием пифагореизма.

¬ажнейшим достижением  еплера было открытие трех законов движени€ планет. ƒва из них он опубликовал в 1906 году, а третий Ц в 1619. ѕервый закон  еплера гласит: планеты движутс€ по эллипсам, в одном из фокусов которых находитс€ —олнце. —огласно второму закону, лини€, соедин€юща€ планету с —олнцем, занимает в равные промежутки времени равные площади. “ретий закон вы€вил математическую зависимость между временем обращени€ планет и рассто€нием от —олнца. ѕервые два закона во времена  еплера могли быть доказаны только в отношении ћарса. Ќаблюдени€ над планетами показывали, что их движени€ подчин€ютс€ первым двум законам, но не совсем точно. ¬скоре этому было найдено подтверждение.

ќткрытие законов  еплера потребовало отказа от многих сложившихс€ в науке традиций. ¬се астрономы того времени считали, что все небесные тела движутс€ по кругу. ¬ основе такого мнени€ лежали представлени€ древних о том, что круг €вл€етс€ совершенной фигурой. Ёллипсоидна€ траектори€ движени€ замен€ла круговую.

¬торой закон объ€сн€л неравномерность движени€ планеты в различных точках ее орбиты, что также измен€ло сложившиес€ в науке предствлени€.

ћишель ћонтень Ц философ, общественный де€тель. ƒвор€нин по происхождению, был мэром г.Ѕордо (‘ранци€). ≈динственна€ его философска€ работа Ђќпытыї была первой написанной не на латинском €зыке, а на французском.

ћ.ћонтень считал, философи€ учит человека быть свободным. „еловек свободен тогда, когда следует законам природы, так как он Цприродное существо, часть природы. —ам себ€ человек считает венцом творени€ мира и любимцем Ѕога. Ќо величие человека состоит в том, чтобы осознать себ€ не господином, а частью природы, всего живого, существующего в гармонии с миром.

¬ центре философии, по мнению ћонтен€, должна сто€ть мораль Ц наука о добре и зле. »стинна€ философи€ учит жить достойно. ƒобродетель, согласно взгл€дам ћонтен€, состоит в жизни по законам природы. Ђ—мерть человека неизбежна, бессмертие души проблематично, поэтому не стоит жертвовать полнотой жизниї - это одна из главных идей ћонтен€, раскрывающего его понимание проблемы жизни, смерти и бессмерти€ человека. ћонтень считал, что жизнь человека об€зательно включает страдание, поэтому не следует умножать его жестокостью к себе или другим. ¬ то же врем€ не стоит и бо€тьс€ выпадающих на долю человека страданий.

ћ.ћонтень развивает идеи скептицизма в философии эпохи ¬озрождени€. ¬ философии скептицизма познание истины относитс€ к числу человеческих самообманов. ћонтень считает, что разум человека могуч и велик, но не всемогущ. — одной стороны, разум ограничен религиозной верой, с другой стороны Ц органами чувств человека. ¬озможности познани€ человеком мира и себ€ ограничены также услови€ми исторической эпохи. Ќо, несмотр€ на ограниченность разума, другого пути, кроме как стремлени€ к новым знани€м, дл€ науки нет. —омнение должно пронизывать человека. Ѕез сомнени€, без скепсиса знание будет Ђсамоувереннымї и Ђсамоудовлетвореннымї.

¬ своих Ђќпытахї ћонтень доказывает, что человеческое мышление необходимо посто€нно совершенствовать на основе объективного познани€ естественных закономерностей природы, которым в определенной степени подчинены жизнь и де€тельность людей в услови€х быти€ в обществе. ћ.ћонтень провозглашает идею естественного равенства людей, идеализиру€ при этом Ђестественное состо€ниеї человечества. ќн считает, что счастлива€ жизнь и исключительно высокие нравственные устои обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства, которое было утрачено людьми в ходе развити€ цивилизации.

’арактерной особенностью натурфилософии эпохи ¬озрождени€ стало понимание природы как существующей по своим собственным законам, имеющей свое собственное начало, не св€занное с про€вление божественной воли. ѕричиной развити€ природы считалась Ђсобственна€ сущностьї природы, а не Ѕог.

ƒжордано Ѕруно Ц ученый, поэт, св€щенник, писатель. ƒж.Ѕруно развивал с философских позиций учение Ќ. оперника, знал сочинени€ гуманистов и книгу Ќ. оперника, изучал греческую науку и философию, труды арабских ученых и философов, сочинени€ ‘омы јквинского и Ќикола€  узанского, сатирические произведени€ комедию Ђ—ветильникї и диалог ЂЌоев ковчегї.

«а свои взгл€ды начинает преследоватьс€ инквизицией. ¬ течение двадцати п€ти лет ƒ.Ѕруно подвергалс€ посто€нным преследовани€м. ≈му приходилось защищатьс€ от наемных убийц, укрыватьс€ от сыщиков католической церкви. ¬о врем€ шестнадцатилетнего странствовани€ по Ўвейцарии, ‘ранции, јнглии и √ермании в различных университетах он проповедует свое учение.

ƒж. Ѕруно развивает учение о множественности миров. ѕрославл€€ учение Ќ. оперника, считает необходимым идти дальше в развитии его теории. ѕишет диалоги Ђѕир на пеплеї, Ђќ бесконечности ¬селенной и мирахї, в которых излагает свое учение о бесконечности ¬селенной, слагающейс€ из множества миров, подобных нашей солнечной системе.

Ѕруно писал, что  опернику мы об€заны освобождением от некоторых ложных предположений общей вульгарной философии, если не сказать от слепоты. ќн пишет, что  оперник Ц это Ђзар€ї, предвещающа€ восход солнца Ђистинной античной философииї. Ѕруно считает таковой учени€ ƒемокрита и Ёпикура. ќн развивает философские идеи дальше, доказыва€ несосто€тельность положений учени€ јристотел€ о конечности ¬селенной, о противоположности земного и небесного, о наличии абсолютно неподвижного центра ¬селенной.

Ѕруно считал, что части и атомы ¬селенной Ђнаход€тс€ в бесконечном течении и движении, испытывают бесконечные перемены, как по форме, так и по местуї, он отрицает существование поко€, признава€ вечное круговращение природы.

Ђѕоко€ нет Ц все движетс€, враща€сь,

Ќа небе или под небом обрета€сь,

» вс€кой вещи свойственно движенье,

Ѕлизка она от нас иль далека,

» т€жела она или легкаї.

Ѕруно пишет, что движенье познаетс€ только по отношению к другим телам: Ђ“ак, люди, наход€щиес€ на середине мор€ на плывущем корабле, если они не знают, что вода течет, и не вид€т берегов, не замет€т движени€ корабл€ї.

¬ своем учении он объединил достижени€ естественных наук нового времени с элементами эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма и создал целостное пантеистическое учение. ќн утверждал, что ¬селенна€ есть бог, она бесконечна. Ѕесчисленные солнца с их планетами следуют в ней по своим орбитам. Ётот бесконечный, движимый внутренними силами универсум есть единственно сущее и живое, как субстанци€ он остаетс€ вечным и неизменным. ≈диничные вещи принимают участие в вечном духе и жизни соответственно степени развити€ своей организации, однако они подвержены изменению. Ёлементарные, простейшие части всего существующего, которые не возникают и не исчезают, а лишь только отдел€ютс€ друг от друга и соедин€ютс€ друг с другом в бесконечном разнообразии, суть minima, или монады, относ€щиес€ к материальному и психическому. ¬ мире, таким образом, все живое, все одушевлено. Ѕог не может требовать от нас больших почестей, чем те, которые мы окажем ему, если будем изучать законы движени€ и развити€ универсума и жить, согласно этим законам. ¬с€кое познание естественного закона есть дело нравственное.

Ќаход€сь под большим вли€нием учений немецких мыслителей, в особенности Ќикола€  узанского и ѕарацельса, Ѕруно в свою очередь своими иде€ми оказал вли€ние на √.Ћейбница, ¬.√Єте, ‘.Ўиллера.

¬ ¬енеции (23 ма€) 1592 года ƒж.Ѕруно был арестован инквизицией. —емь лет оно находилс€ в тюрьмах инквизиции и в 1600 году (17 феврал€) был сожжен в –име на площади ÷ветов.

ƒжордано Ѕруно писал: Ђ’рабро боролс€ €, дума€, что победа достижима. Ќо телу было отказано в силе, присущей духу, и злой рок вместе с природою подавили мои стремлени€Е ¬се же во мне было то, в чем мне не откажут будущие века, и потомки скажут: страх смерти был чужд ему, силою характера он обладал более, чем кто-либо, и ставил выше всех наслаждений в жизни борьбу за истину. —илы мои были направлены на то, чтобы заслужить признание будущегої.

√алилео √алилей Ц великий физик, астроном, основатель динамики. ѕо мнению Ѕ.–ассела, €вл€етс€ одним из величайших основателей современной науки. ¬ области философии он был сторонником взгл€дов ƒемокрита и считаетс€ основателем новой механистической натурфилософии.

«анима€сь научными исследовани€ми и размышл€€ о проблемах научного познани€, √.√алилей утверждал, что дл€ истинного научного исследовани€ необходимо отбросить авторитеты в вопросах науки, сомневатьс€, основывать всеобщие положени€ на наблюдении и эксперименте, использовать индуктивный метод умозаключени€ (от частных фактов Ц к теоретическим обобщени€м). ќн был сторонником рационалистического подхода в науке, согласно которому мир можно познать при помощи разума, использу€ знани€ математики и механики.

¬ 1609 г., узнав, что в √олландии изобретена подзорна€ труба, √алилей сконструировал телескоп, который позволил вести астрономические наблюдени€. ѕри помощи телескопа √алилей открыл существование гор на Ћуне, отдельных звезд, составл€ющих ћлечный путь, наличие четырех спутников у Ёпитера.

ѕервым открыл значение ускорени€ в динамике. ƒо √алиле€ считалось, что дл€ небесных тел Ђестественної двигатьс€ по кругу, а дл€ земных Ц по пр€мой; но считалось, что движущиес€ земные тела постепенно перестали бы двигатьс€, если бы они были предоставлены сами себе. √алилей считал, что вс€кое тело, если оно будет предоставлено само себе, будет продолжать двигатьс€ по пр€мой с посто€нной скоростью. ¬с€кое изменение либо в скорости, либо в направлении движени€ объ€сн€ютс€ действием какой-либо Ђсилыї. Ётот принцип был впоследствии провозглашен Ќьютоном как первый закон движени€. ≈го также называют законом инерции.

√алилей первым установил закон падени€ тел. Ёто закон, которым в физику было введено пон€тие Ђускорениеї. —огласно этому закону, когда тело падает свободно, его ускорение посто€нно, если не учитывать сопротивлени€, которое может оказать воздух. ƒалее, ускорение одинаково дл€ всех тел, т€желых или легких, больших или малых. ¬ 1654 году был изобретен воздушный насос, и это положение получило экспериментальное подтверждение.

“аким образом, √алилей доказал, что нет заметного различи€ между большим и маленьким кусками одного и того же вещества. ќн пришел к правильной формулировке закона падени€ тел. Ёто открытие имело важное значение дл€ решени€ вопроса о траектории движени€ снар€дов военных орудий.

√алилей поддерживал гелиоцентрическую теорию строени€ ¬селенной, переписывалс€ с  еплером. —ам сделал телескоп и с его помощью сделал р€д открытий. ќн обнаружил, что ћлечный путь состоит из множества отдельных звезд. ќн наблюдал фазы ¬енеры, предположение о существовании которых содержалось еще в работах  оперника, но не было экспериментально доказано. √алилей открыл существование спутников ёпитера и установил, что они подчин€ютс€ законам  еплера.

¬ конце 16 века считалось, что существует 7 небесных тел Ц п€ть планет, —олнце и Ћуна. „исло семь с древности считалось св€щенным. ќткрытие четырех спутников ёпитера измен€ло число небесных тел до 11, а оно св€щенным, или обладающим какими-либо мистическими свойствами не €вл€лось. Ќа этой почве приверженцы традиций критиковали телескоп, отказывались смотреть в него, говорили, что все, что обнаруживаетс€ через него Ц иллюзи€.   противникам пересмотра системы небесных тел ¬селенной, критикам телескопа и его данных относились прежде всего профессора философии, которые пытались доказать, что спутники ёпитера не существуют при помощи логических умозаключений (Ђсофизмовї).

¬ 1626 году √алилей начал писать свое знаменитое произведение Ђƒиалог о двух главнейших системах мираї, в котором доказывал справедливость теории  оперника об устройстве мира.

ѕо распор€жению ѕапы римского (”рбан VIII) была создана комисси€, котора€ должна была установить, соответствуют ли взгл€ды √.√алиле€ учению церкви. ¬ результате ее работы √алилею было предъ€влено обвинение в ереси, пропаганде идей противоречащих христианскому вероучению, что предполагало суровое наказание.

√алилей за свои взгл€ды о строении ¬селенной и —олнечной системы был осужден инквизицией вначале секретно в 1623 году, а потом публично в 1633 году. ¬ этом году он отрекс€ от своих теорий и обещал больше никогда не утверждать, что «емл€ вращаетс€ вокруг своей оси или вокруг —олнца.

Ћегенда гласит, что после процесса √алилей сказал: ЂEppur is muoveї (Ђј все-таки она вертитс€ї).

“аким образом, инквизиции удалось остановить развитие науки в »талии на многие столети€.

 

 

»саак Ќьютон и философские основани€ современной науки.

ƒостигнутые опытным естествознанием результаты получили завершение в работах великого английского ученого »саака Ќьютона. ¬ажнейшим научным достижением Ќьютона было создание теории движени€ планет и св€занное с этим открытие закона всемирного т€готени€, положенного в основу физического обосновани€ гелиоцентрической системы.

Ќьютон жил в эпоху напр€женной политической борьбы в јнглии, великих географических открытий, эпоху расцвета опытной науки.

¬ год рождени€ Ќьютона произошла английска€ буржуазна€ революци€, завершивша€с€ восстанием  ромвел€. ¬ год поступлени€ Ќьютона в университет, началась –еставраци€. ¬ ньютоновскую эпоху јнгли€ сформировалась как крупнейша€ морска€ держава и государство, сделавшее решающий шаг в капиталистическом развитии. ».Ќьютон обучалс€ в  ембриджском университете, где затем стал профессором.

ќткрыти€, сделанные Ќьютоном, относились к актуальным научным проблемам того времени, над которыми размышл€ло немало ученых, приход€ с разных сторон к одинаковым или почти одинаковым выводам. ћеханика, математика, оптика, астрономи€ созрели дл€ завершающих открытий, и Ќьютон выполнил эту завершающую работу с исчерпывающей полнотой и гениальностью.

≈го работы относ€тс€ к оптике, он открывает закон всемирного т€готени€, изобретает интегральное и дифференциальное исчислени€. Ќад проблемой движени€ план размышл€ли многие учение того времени. »де€ существовани€ центростремительной силы, объ€сн€ющей динамику движени€ плане, нашла воплощение в учении Ќьютона. ¬ его труде Ђћатематические начала натуральной философииї треть€ часть была посв€щена системе мира. Ќьютон не хотел ее публиковать. Ђ“ретью часть € намерен теперь странить, - писал он, - философи€ Ц это така€ нагла€ и сут€жна€ дама, что иметь с ней дело Ц это все равно, что быть вовлеченным в судебную т€жбуї.

≈го выдающийс€ труд Ђћатематические начала натуральной философииї посв€щен научному обоснованию идеи о существовании центростремительной силы, определ€ющей динамику движени€ планет. ¬ ЂЌачалахї сформулированы основные законы механики, приложение законов механики к теории движени€ под действием центральных сил, обоснование закона всемирного т€готени€ и изложение системы мира, т.е. теории движени€ планет и спутников на основе закона т€готени€. “реть€ часть работы Ќьютона Ц собственно философска€, в которой он предлагает свою систему мира.

Ќьютоновска€ система мира предполагала существование абсолютно пустого пространства и гравитационных сил, действующих на рассто€нии через пустоту. Ёта иде€ породила ожесточенные споры среди философов.

¬ теории Ќьютона своеобразно сочетались теологические и научные взгл€ды. —огласно Ќьютону, первоначально Ѕог привел в движение планеты и установил закон движени€. Ќо когда Ѕог это сделал, все пошло само собой, без необходимости дальнейшего вмешательства Ѕога. ѕо мере дальнейшего развити€ науки роль Ѕога в развитии природы уменьшилась еще больше. ќн признавалс€ “ворцом, но и это становилось сомнительным, поскольку не было €сно, имел ли мир начало во времени.

Ќьютон считал, что €влени€ природы Ђобусловливаютс€ некоторыми силами, с которыми частицы тел, вследствие причин, покуда неизвестных, или стрем€тс€ друг к другу и сцепл€ютс€ в правильные фигуры, или же взаимно отталкиваютс€ и удал€ютс€ друг от другаї.

«аверша€ изложение своих ЂЌачалї, Ќьютон делает вывод: Ђ“акое из€щнейшее соединение —олнца, планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и по власти могущественного и премудрого существаї.

ƒостижени€ в области математики конца 16 Ц начала 17 веков стали основой развити€ физики и других естественных наук. —овременна€ теоретическа€ физика Ц дисциплина, построенна€ на сложном математическом аппарате. Ќачало такому развитию теоретической физики было положено √. √алилеем, ». Ќьютоном, √. Ћейбницем, –. ƒекартом Ц выдающимис€ физиками и философами. ≈стествоиспытатели и философы работали над построением фундамента новой науки и нового мировоззрени€. ѕередова€ философска€ мысль расчищала дорогу науке и, опира€сь на достижени€ науки, сама развивалась и обогащалась.

¬ самом названии знаменитого труда ». Ќьютона Ђћатематические начала натуральной философииї про€вилась тесна€ св€зь науки и философии. ¬ английских университетах того времени физика называлась Ђнатуральна€ философи€ї. Ќо св€зь эта про€вилась не только в терминах. Ќьютон, как и в свое врем€ јристотель, считал, что задача физики Ц создание общей теории природы. Ќьютон строил натуральную философию, т.е. теорию природы, на математических и, конечно, экспериментальных началах. » метод построени€ такой общей теории √алиле€-Ќьютона привел физику к колоссальным успехам.

¬ области оптики Ќьютон был первым в мире, открывшим периодичность в световых €влени€х, определившим длину световой волны, котора€ и определ€ет цвет светового спектра, видимый человеком. Ќьютон стремилс€ объ€снить оптические €влени€ с позиций механистических представлений. ћеханика к началу 17 века стала основой физических и философских воззрений, поэтому €влени€ природы ученые пытались свести к €влени€м механики. ЂЅыло бы желательно вывести из нашей механики и остальные €влени€ природыї, - писал Ќьютон в предисловии к ЂЌачаламї. ћеханические €влени€ были наиболее €сными и нагл€дными; в изучении этих €влений физика достигла наибольших успехов, и механическое мировоззрение €вилось отражением этих успехов. Ќьютон, предложив пон€тие массы материи, количество движени€, абсолютного и относительного поко€, пространства, времени.

јбсолютное врем€ течет, по мнению Ќьютона, само по себе, безотносительно к каким-либо процессам. јбсолютное врем€ и пространство он определ€ет следующим образом:

ЂI. јбсолютное, истинное математическое врем€ само по себе и по самой своей сущности, без вс€кого отношени€ к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называетс€ длительностью.

ќтносительное, кажущеес€, или обыденное врем€ есть или точна€, или изменчива€, постигаема€ чувствами, внешн€€, свершаема€ при посредстве какого-либо движени€ мера продолжительности, употребл€ема€ в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то: час, день, мес€ц, год.

II. јбсолютное пространство по самой своей сущности безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остаетс€ всегда одинаковым и неподвижным.

ќтносительное есть его мера или кака€-либо ограниченна€ подвижна€ часть, котора€ определ€етс€ нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимаетс€ за пространство неподвижное: так, например, прот€жение пространства подземного воздуха или надземного, определ€емых по их положению относительно «емлиЕ

III. ћесто есть часть пространства, занимаемого телом, и по отношению к пространству бывает или абсолютным, ил относительнымЕ

IY. јбсолютное движение есть перемещение тела из одного абсолютного его места в другое, относительное Ц из относительного в относительноеї.

 онцепци€ абсолютного пространства Ц времени, оторванного от материальных тел и реальных процессов св€зана с представлени€ми Ќьютона о божественном происхождении мира. Ќьютон считал, что абсолютное пространство наполнено Ѕогом. Ѕог, по мнению Ќьютона, присутствует как в пространстве, свободном от тел, так и там, где тела присутствуют.

«адача натуральной философии, по Ќьютону, состоит в том, чтобы распознавать истинные, абсолютные движени€ и изучать их закономерности, и на их основании построить механическую теорию природы.

  1700 году мировоззрение образованных людей стало вполне современным. —ледствием открытий в области физики и астрономии стало признание неверо€тным магии и колдовства. ќткрытие первого закона движени€ изменило существовавшее со времен древних греков представлени€ о том, что дл€ движени€ каких-либо тел воздействие души на материю должно быть непрерывным. Ѕезжизненна€ матери€, однажды приведенна€ в движение, продолжает двигатьс€ до тех пор, пока кака€-нибудь внешн€€ причина не остановит ее. Ѕолее того, внешние причины движени€ сами оказывались материальными каждый раз, когда их можно было определенно установить. Ѕыло признано, что —олнечна€ система сохран€ет свое движение посредством своего собственного количества движени€ и своих собственных законов, не требу€ никакого внешнего вмешательства.

Ѕольшинство ученых оставались приверженцами религии, но воззрение, которое складывалось под вли€нием их открытий, создавало почву дл€ атеистических взгл€дов.

Ќаучные открыти€ повлекли также глубокие изменени€ в представлении о месте человека в мироздании. ¬ средние века «емл€ считалась центром небес и все имело целью служение человеку. ¬ ньютоновском мире «емл€ стала второстепенной планетой, и поэтому стало сомнительным, чтобы мир был устроен дл€ человека. √алилей впервые использовал телескоп дл€ научных целей и показал, что кометы безвредны дл€ человека. ќткрытие спутников ёпитера, строени€ ћлечного пути показали, что в мире существуют вещи, которые не могут быть познаны человеком при непосредственном его воспри€тии органами чувств. √алилей изобрел термоскоп (прототип термометра), а его ученик “орричелли Ц барометр. ќн усовершенствовал часы.

ѕредметами научных исследований станов€тс€ природные €влени€. Ќапример, землетр€сени€ тер€ют свои мистические свойства, а начинают изучатьс€ при помощи научных методов.

«нани€ о многих новых област€х «емли, по€вившиес€ вследствие многочисленных путешествий и колониальных завоеваний европейцев, расширили представлени€ людей о многообразии мира. ¬се эти изменени€ в научной и культурной жизни европейцев еще больше упрочили веру людей в возможности человека, его разума и духа.

 

ћедицина –енессанса в работах ѕарацельса, ¬езали€ и др.

ѕарацельс Ц врач, философ, алхимик, мистик, маг. ќсновна€ часть его трудов остаетс€ до сих пор не переведенной на современные €зыки и существует только на латинском и старонемецком €зыках.

ѕарацельс, как и античные ученые, считал, что каждое существо не ограничено физическим телом, а имеет и другие, невидимые дл€ человека глаза тела, состо€щие из вещества, отличного от атомов и молекул. Ёти невидимые тела ѕлатон называл душой и духом, а ѕарацельс Ц звездным телом, человеческой и божественной душой[8].

¬ своих научно-философских взгл€дах ѕарацельс, как и античные философы, исходил из признани€ единства человека и космоса. ѕарацельс говорил о взаимосв€зи человека и вселенной. ќснову этой взаимосв€зи, по его мнению, не физическа€, а происход€ща€ в невидимом, особом тонком плане мироздани€. ѕоэтому космос способен вли€ть на человека видимым и невидимым способом. Ќо и человек способен вли€ть на космос как физически, так и своими мысл€ми и чувствами.

ѕарацельс видел в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами.

¬ своем космологическом философском учении он ставил вопрос об ответственности человека перед вселенной и возникающих в св€зи с этим нравственных требовани€х к нему. ѕодобные идеи развивал ѕлатон, а также древнеиндийские философы, говорившие о законах  армы и ƒхармы.

—огласно этой доктрине, каждый человек как часть великого мира имеет свое предназначение, свою эволюцию, €вл€ющуюс€, в свою очередь, частью великой эволюции вселенной. ≈сли человек противодействует законам вселенной, не соблюдает ее «акон, то он вносит разлад в мировую гармонию. „еловек может наносить вред природе и самому себе не только загр€зн€€ окружающую среду и истоща€ ее ресурсы, но также и отравл€€ окружающий мир эгоистическими делами и мысл€ми. ѕарацельс считал, что когда множество людей из-за своего невежества не знают основных этических законов, не понимают человеческой ответственности перед остальным миром, когда они плохо управл€ют своими мысл€ми и эмоци€ми, легко впадают в состо€ние злобы и агрессивности, они оказывают разрушительное воздействие на природу, которое становитс€ значительным и влечет за собой непредвиденную реакцию со стороны окружающего мира в виде природных катаклизмов, заболеваний, массовых истерий и т.п.

ѕоэтому ѕарацельс в своих трудах резко выступал против моральной распущенности, агрессивности, зависти и прочих дурных человеческих качеств и призывал не только научитьс€ их контролировать, но и избавл€тьс€ от них, развивать в себе возвышенные состо€ни€ души.

–ассматрива€ человека как элемент космоса, ѕарацельс говорил, что в момент сотворени€ человека было нарушено первоначальное мировое равновесие, и с тех пор предназначением человека €вл€етс€ восстановление первоначальной гармонии. ¬о ¬селенной ничто не существует и не действует случайным образом. —амой природой каждому элементу мироздани€ предназначена Ђопределенна€ роль в великом “еатре ћира, главным сценаристом и режиссером в котором €вл€етс€ Ѕогї. „еловек, раскрыва€ свою истинную сущность, учитс€ сознательно участвовать во вселенском действии, узнает свою истинную Ђрольї.

ѕарацельс считал, что каждый человек от природы наделен трем€ таинственными силами Ц ¬олей, ¬ерой и ¬оображением, которые способны привести его к высшему совершенству.

¬ол€ (или ћолитва) Ц это способность величайшего стремлени€ человека к Ѕогу, закон, заложенный в нем.

¬ера Ц это способность ощущени€ Ѕожественного во всем, велика€ мудрость, знание невидимой сути вещей, сп€щее глубоко в душе каждого человека; это величайша€ сила, исход€ща€ из источника всеобщего Ѕлага, способна€ создавать, исцел€ть и производить чудесные превращени€.

¬оображение Ц это способность человека творить, способность призывать и воплощать высокие мечты.

Ёти три силы изначально даны человеку, но не каждый способен их про€вить. ¬ большинстве случаев они так и не про€вл€ютс€ и не развиваютс€, а исчезают постепенно вместе с потерей способности мечтать, верить и наде€тьс€.  огда же эти скрытые способности про€вл€ютс€, человек становитс€ человеком-ћагом, обладающим возможност€ми измен€ть мир к лучшему, содействовать восстановлению изначальной гармонии мира.

¬торой исторической формой врачебной этики стало понимание взаимоотношений врача и пациента, сложившеес€ в средние века. ¬ы≠разить ее особенно четко удалось ѕарацельсу[9].  . ёнг так писал о ѕарацельсе: Ђ¬ ѕарацельсе мы видим не только родоначаль≠ник в области создани€ химических лекарств, но также и в области эмпирического психиче≠ского лечени€ї[10].

ћодель ѕарацельса Ч это така€ форма вра≠чебной этики, в рамках которой нравственное отношение к пациенту понимаетс€ как одна из важнейших составл€ющих стратегии терапевти≠ческого поведени€ врача. ≈сли в гиппократовской модели медицинской этики прежде всего за≠воевываетс€ социальное доверие личности па≠циента, то в модели ѕарацельса делаетс€ акцент на учете эмоционально-психических особенностей личности, на признании важности душевного контакта с врачом и включенности такого контакта в лечебный процесс[11].

¬ границах модели ѕарацельса в полной мере развиваетс€ патернализм (от лат. PaterЧ отец) как тип взаимосв€зи врача и пациента. ѕодлинный смысл патерналистского подхода заключаетс€ в том, что св€зь между врачом и пациентом воспроизводит не только лучшие образцы кровнородственных отношений, дл€ которых характерны положительные психо-эмоциональные прив€занности и социально-моральна€ ответственность, но и некую Ђбожественную целебностьї самого контакта врача и больного.

Ёта Ђбожественна€ целебностьї определена и задана доброде€нием врача, направленностью его воли к благу больного. Ќеудивительно, что основным моральным принципом, формирующимс€ в границах данной модели, €вл€етс€ принцип делай добро, благо, или твори любовь, благоде€ние, милосердие. ¬рачевание Ч это организованное осуществление добра. ƒобро же по сути своей имеет Ѕожественное происхождение[12].

ѕарацельс учил: Ђ—ила врача Ч в его сердце, работа его должна руководствоватьс€ Ѕогом и освещать≠с€ естественным светом и опытностью; важней≠ша€ основа лекарства Ч любовьї[13].

ѕарацельс рассматривал физическое тело человека Ђлишь как дом, в котором обитает истинный человек, строитель этого дома; поэтому рассматрива€ изуча€ этот дом, нельз€ забывать главного строител€ и истинного хоз€ина Ч духовного человека и его душуї[14].

—читаетс€, и не без оснований, что христианское понимание души способствовало становлению суггестивной терапии (терапии внушени€), которую активно примен€л выдающийс€ врач XVI в. ƒ.  ардано, рассматрива€ ее как не≠обходимую и эффективную составл€ющую любо≠го терапевтического воздействи€.  ардано оце≠нил роль фактора довери€. ќн утверждал, что успешность лечени€ во многом определ€етс€ верой пациента во врача: Ђ“от, кто больше верит, излечиваетс€ лучшеї[15].

јндреас ¬езалий (1514 Ц 1564) Ц выдающийс€ врач эпохи ¬озрождени€, основоположник современной анатомии. ѕолучил образование, обуча€сь в трех университетах: в Ћувене (‘ландри€) по курсу гамунитарных наук, в ћонпелье и ѕариже Ц медицинское образование. ѕолучив в возрасте 23 лет степень доктора медицины, длительное врем€ работал и преподавал в ѕадуанском (г.ѕаду€, »тали€) университете Ц передовом научном центре того времени.

ј.¬езалий жил в эпоху, когда главным авторитетом в области анатомии был √ален. ≈го труды ¬езалий хорошо знал и относилс€ к ним с большим уважением. Ќо, анатомиру€ человеческие трупы, ¬езалий убедилс€, что взгл€ды √алена на строение тела человека во многом ошибочны, так как они основаны на изучении анатомии обезь€ны и других животных. ¬езалий исправил более 200 ошибок √алена, правильно описал скелет человека, его мышцы и многие внутренние органы; установил отсутствие в сердечной перегородке отверсти€, через которое, согласно учению √алена, кровь должна была проникать из правого желудочка в левый и там контактировать с Ђпневмойї; описал клапаны сердца и таким образом создал предпосылки дл€ последующего обосновани€ кругового движени€ крови.

—вои наблюдени€ ¬езалий изложил в анатомических таблицах, включавших шесть гравюр, выполненных талантливым учеником “ициана Ц …оганом —тефаном ¬ан  алькаром, который иллюстрировал все книги ¬езали€. ¬езалий издал краткий учебник анатомии Ц Ђ»звлечениеї дл€ обучающихс€ в анатомическом театре. ¬ 1543 г. в Ѕазеле вышел в свет основополагающий труд ¬езали€ Ђќ строении человеческого телаї в семи книгах с иллюстраци€ми ….—. ¬ан  алькара. ¬ нем приводились уточненные и впервые систематизированные данные о строении человеческого тела.  аждый том посв€щен анатомическому строению определенной системы органов человеческого тела: первый Ц кости и суставы, второй Ц мышцы, третий Ц кровеносные сосуды, четвертый Ц периферическа€ нервна€ система, п€тый Ц органы брюшной полости, шестой Ц строение сердца и легких, седьмой Ц головного мозга и органов чувств.

Ёкспериментально обоснованные выводы ј.¬езали€ нанесли мощный удар по средневековым схоластическим представлени€м о человеке. ”читель ¬езали€ по ѕарижскому университету, схоласт и галенист, якоб —ильвий назвал своего ученика Ђбезумнымї, публично выступив против него и опубликовав работу Ђќпровержение клевет некоего безумца на анатомию √иппократа и √аленаї. я.—ильвий, несмотр€ на неопровержимые факты, был готов скорее допустить, что за 14 столетий изменилась анатоми€ человеческого тела, чем признать, что великий √ален мог ошибатьс€. ¬езалий был изгнан из ѕадуанского университета. √ален был канонизирован церковью, поэтому ¬езалий был обвинен инквизицией в пос€гательстве на авторитет √алена и в качестве наказани€ должен был совершить паломничество в »ерусалим. Ќа обратном пути в результате кораблекрушени€ он оказалс€ на острове «анте, где и умер в расцвете лет.

ћигель —ервет (1509 Ц 1553) Ц испанский философ-богослов, врач, разносторонне образованный человек, знавший, кроме теологии и медицины, право, математику, географию. ќн внес значительный вклад в развитие медицинского знани€, впервые описав малый круг кровообращени€. ћ.—ервет показал, что кровь из легких возвращаетс€ к сердцу. “аким образом он дополнил знани€ медицины о системе кровообращени€ человека, что позволило спуст€ значительное врем€ ”иль€му √арвею сформулировать теорию о круговом движении крови в организме человека.

 ак богослов, ћ.—ервет выступил против догмата христианской религии о —в€той “роице. ќн утверждал, что ’ристос Ц простой человек, в котором воплотилс€ божественный разум. »стинное христианство, по его мнению, существовало только в первые века существовани€ его как религии. «а свои теологические взгл€ды ћ.—ервет был приговорен испанской инквизицией к смерти и был сожжен.

”иль€м √арвей (1578 Ц 1657) Ц английский врач, физиолог, эмбриолог. ќбучалс€ в  ембриджском и ѕадуанском университетах. ¬ Ћондонском университете работал профессором кафедры анатомии, физиологии и хирургии.

”. √арвей, основыва€сь на достижени€х своих предшественников, математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращени€, согласно которой кровь движетс€ в одном направлении, кругообразно по малому и большому кругам, непременно возвраща€сь к сердцу. ѕо теории √арве€, на периферии кровь переходит из артерий в вены по анастомозам и через поры тканей. ¬о времена √арве€ в физиологии еще не примен€ли микроскопической техники и он не мог увидеть капилл€ров. ѕосле многолетних экспериментов по проверке своей гипотезы ”. √арвей изложил свою теорию в работе Ђјнатомическое исследование о движении сердца и крови у животныхї и сразу подвергс€ серьезной критике, как со стороны ученых, так и представителей церкви. ѕервым теорию ”. √арве€ признал –. ƒекарт, затем √. √алилей и другие ученые.

¬опросы дл€ самоконтрол€ знаний

  1. „то такое теоцентризм?
  2. „то такое монотеизм?
  3. Ќазовите главные проблемы философии эпохи —редневековь€.
  4. „то такое Ђпатристикаї?
  5. „то такое схоластика?
  6. Ќазовите главные философские идеи јвгустина Ѕлаженного.
  7. „то такое Ђград «емнойї и Ђград Ѕожийї?  то из средневековых философов использовал в своей теории эти пон€ти€?
  8. ќхарактеризуйте философские взгл€ды ‘омы јквинского на сущность человека.
  9. ѕочему эпоха ¬озрождени€ так называетс€?
  10. „то такое Ђантропоцентризмї?
  11. Ќазовите главные философские проблемы эпохи ¬озрождени€.
  12. „то такое Ђгуманизмї?
  13. „то такое Ђутопизмї?
  14. ќхарактеризуйте основные философские идеи утопистов.
  15. Ќазовите научные исследовани€ и открыти€ эпохи ¬озрождени€, оказавшие наибольшее вли€ние на развитие философии.

“естовые задани€

 

1.ƒл€ средневековой философии характерно

а) обоснование идей христианства

б) использование научных данных в теори€х

в) художественна€ форма выражени€ идей

г) рассмотрение проблем с позиций христианства

2. ¬ философии эпохи —редневековь€ не рассматривались проблемы

а) космологические

б) гносеологические

в) этические

г) антропологические

3. ѕопытку объединить христианское вероучение с иде€ми неоплатонизма предприн€л

а) ѕлотин

б) ќриген

в)  лимент јлександрийский

г) √ригорий Ќисский

4. ѕолитеизм Ц это

а) вера в одного, единого Ѕога

б) вера во многих богов

в) наука о Ѕоге

г) признание Ѕога центром мира

5. ћонотеизм Ц это

а) вера в одного, единого Ѕога

б) вера во многих богов

в) наука о Ѕоге

г) признание Ѕога центром мира

6. √лавным принципом средневековой философии был

а) теоцентризм

б) антропоцентризм

в) гуманизм

г) политеизм

7.“еоцентризм Ц это философский принцип, согласно которому

а) мир €вл€етс€ упор€доченной системой

б) центром и источником мира €вл€етс€ Ѕог

в) центром и главной движущей силой мира €вл€етс€ человек

г) мир вечен, неизменен и бесконечен

8. ‘илософское направление эпохи —редневековь€, в котором философские идеи развивали представители духовенства (Ђотцыї церкви) Ц это

а) апологетика

б) схоластика

в) патристика

г) софистика

9. ‘илософское направление эпохи —редневековь€, в котором изучение всех проблем шло в соответствии с положени€ми св€щенных текстов Ц это

а) софистика

б) апологетика

в) патристика

г) схоластика

10. јврелий јвгустин Ц представитель философского направлени€ эпохи —редневековь€

а) патристика

б) схоластика

в) апологетика

г) неоплатонизм

11. ‘ома јквинский Ц представитель философского направлени€ эпохи —редневековь€

а) патристика

б) схоластика

в) апологетика

г) аристотелизм

12. јвгустин Ѕлаженный считал, что зло Ц это

а) свойство природы человека

б) следствие злоупотреблени€ свободой воли

в) следствие несовершенства человеческого разума

г) независима€ сила мира

13. „еловек, по мнению јврели€ јвгустина

а) изначально добр

б) изначально порочен

в) становитс€ добрым или злым в жизни

г) изначально предрасположен и к добру, и к злу

14. –азум Ц это одно из самых сомнительных и неопределенных свойств человека до тех пор, пока он не просвещен божественным откровением, считал

а) ѕьер јбел€р

б) јврелий јвгустин

в) √ригорий Ќисский

г) ‘ома јквинский

15. »сторическое развитие общества представл€ет собой путь морального совершенствовани€ человека, считал средневековый философ и теолог

а) ѕьер јбел€р

б) √ригорий Ќисский

в) јврелий јвгустин

г) ‘ома јквинский

16. »стори€ человечества показана как вечна€ борьба двух царств Ц «емного и Ѕожьего в произведении средневекового философа

а) ¬асили€  ессарийского

б) јвгустина Ѕлаженного

в) ѕьера јбел€ра

г) ‘омы јквинского

17. ќбщество, основанное на любви к себе, доведенной до презрени€ к Ѕогу, царство зла и греха, согласно учению јврели€ јвгустина, - это

а) √рад земной

б) √рад Ѕожий

в) общество эпохи —редневековь€

г) общество будущего

18. ќбщество, представл€ющее собой духовную общность, основанную на любви к Ѕогу, самоотречении и наход€щеес€ за пределами земного мира, согласно учению јврели€ јвгустина, - это

а) √рад земной

б) √рад Ѕожий

в) общество эпохи —редневековь€

г) общество будущего

19. «адача средневековой философии, с точки зрени€ схоластов, состо€ла в том, чтобы

а) исследовать жизнь общества

б) пон€ть строение мира

в) найти рациональное доказательство веры

г) сформировать христианскую философию

20. »де€ о том, что истина уже открыта в св€щенном писании и трудах богословов, а долг ученых Ц изучать и комментировать эту истину, принадлежит представител€м философского направлени€ эпохи —редневековь€

а) апологетика

б) патристика

в) схоластика

г) неоплатонизма

21.   основным цел€м схоластики не относитс€

а) разрешение проблемы веры и разума

б) дать философское обоснование христианской веры

в) познание религиозной истины с помощью философских методов

г) создание философского метода дл€ изучени€ природного мира

22. ѕознание истины при помощи разума и божественного откровени€ Ц это два самосто€тельных пути познани€, считал представитель —редневековой философии

а) јвгустин Ѕлаженный

б) √ригорий Ќисский

в) ‘ома јквинский

г) ѕьер јбел€р

23. ‘ома јквинский считал, что духовное и телесное в человеке Ц это две

а) одинаково важные части единого целого

б) самосто€тельные части его природы

в) противоборствующие стороны

г) неравнозначные составл€ющие

24. «ло Ц это свойство поведени€ человека, в основе которого Ц несовершенство человеческого разума, считал средневековый философ

а) ‘ома јквинский

б) √ригорий Ќисский

в) јвгустин Ѕлаженный

г) ѕьер јбел€р

25. „еловек Ц то общественное существо, дл€ которого общественное благо должно быть более значимо, чем личное, считал средневековый философ

а) јвгустин Ѕлаженный

б) √ригорий Ќисский

в) ‘ома јквинский

г) ѕьер јбел€р

26. ѕринцип мировоззрени€, согласно которому центром мироздани€ считаетс€ человек Ц это

а) теоцентризм

б) антропоцентризм

г) агностицизм

27. ѕринцип мировоззрени€, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способностей к совершенствованию, требование защиты достоинства личности, ее свободы, иде€ о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей должно быть конечной целью общества, называетс€

а) теоцентризм

б) антропоцентризм

в) гуманизм

г) агностицизм

28. “ермин Ђгуманизмї буквально означает

а) божественный

б) человечный

в) природный

г) животный

29. √уманистическое мировоззрение первоначально стало складыватьс€ в

а) Ќидерландах

б) √ермании

в) »талии

г) –оссии

30. ¬ человеке должны гармонично сочетатьс€ естественное и природное начало считали представители философии эпохи ¬озрождени€ направлени€

а) натурфилософи€

б) гуманизм

в) аристотелизм

г) неоплатонизм

31. »деальный человек Ц это энциклопедист, созидатель, творец своей судьбы считали

а) утописты

б) натурфилософы

в) гуманисты

г) неоплатоники

32. ѕервым италь€нским гуманистом считаетс€

а) ƒанте јлигьери

б) ƒжованни Ѕоккаччо

в) ‘ранческо ѕетрарка

г) Ќикколо ћакиавелли

33. ¬ своих произведени€х ƒанте јлигьери не рассматривает вопросы

а) нравственности и смысла жизни человека

б) устройства гражданского общества

в) отношений общества и церкви

г) познани€ божественной истины

34. ƒанте јлигьери считал, что человек в своем духовном творчестве зависит от

а) законов мира природы

б) и божественного, и природного мира одновременно

в) св€того духа

г) не зависим ни от чего

35. ‘илософ и поэт, впервые поставивший в своих произведени€х проблему новой системы ценностей, в которой на первом месте находитс€ внутренний мир человека в его земном существовании, - это

а) ƒанте јлигьери

б) ‘ранческо ѕетрарка

в) ћишель ћонтень

г) Ќикколо ћакиавелли

36. √лавное в человеке Ц его добродетель, активное про€вление добрых начал человека. ѕодлинное благородство в добродетельной душе, в стремлении человека к знани€м, в творческой де€тельности и в христианской вере, считал философ и поэт эпохи ¬озрождени€

а) ƒанте јлигьери

б) ‘ранческо ѕетрарка

в) ћишель ћонтень

г) Ќикколо ћакиавелли

37. ‘илософ и теолог эпохи ¬озрождени€, который размышл€€ о разуме человека, написал произведение Ђѕохвальное слово глупостиї - это

а) Ќиколай  узанский

б) ћишель ћонтень

в) Ёразм –оттердамский

г) ѕарацельс

38. ‘илософ и теолог эпохи ¬озрождени€, который создавал учение, в котором соединились бы идеалы раннего христианства и культурные традиции древности, - это

а) ћишель ћонтень

б) Ёразм –оттердамский

в) Ќиколай  узанский

г) ѕарацельс

39. »дею о том, что дл€ всех €влений общественной жизни, всех вещей вообще характерны двойственность, наличие у них противоположных свойств, выдвинул философ и теолог эпохи ¬озрождени€

а) Ќиколай  узанский

б) Ќикколо ћакиавелли

в) Ёразм –оттердамский

г) ѕарацельс

40. ѕредставитель гуманистического направлени€ философии эпохи ¬озрождени€, изучавший законы общества, особенно его политической сферы

а) Ќиколай  узанский

б) Ќикколо ћакиавелли

в) Ёразм –оттердамский

г) √алилео √алилей

41. ѕолитика Ц это автономна€ сторона человеческой де€тельности, в которой про€вл€етс€ свободна€ вол€ человека, и котора€ регулируетс€ естественными законами жизни и человеческой психологии, считал выдающийс€ мыслитель и политик эпохи ¬озрождени€

а) Ћеонардо да ¬инчи

б) Ќикколо ћакиавелли

в) Ёразм –оттердамский

г) √алилео √алилей

42. ѕодавл€ющее большинство людей (Ђчеловек толпыї), по мнению Ќ.ћакиавелли

а) добры и благородны

б) изначально добры, но склонны к порокам

в) изначально злы и порочны

г) благородны в зависимости от обсто€тельств

43. »де€ о том, что величие человека состоит в том, чтобы осознать себ€ частью природы, всего живого, существующего в мире, достичь гармонии с природой, принадлежит представител€м философского направлени€ эпохи ¬озрождени€

а) неоплатонизм

б) натурфилософи€

в) гуманизм

г) пантеизм

44. ѕонимание природы как существующей по своим собственным законам, имеющей свое собственное начало, не св€занное с про€влением божественной воли характерно дл€ философского направлени€ эпохи ¬озрождени€

а) гуманизм

б) неоплатонизм

в) пантеизм

г) натурфилософи€

45. „еловек свободен тогда, когда следует законам природы, т.к. он Ц природное существо; истинна€ добродетель состоит в жизни по законам природы, считал нутурфилософ эпохи ¬озрождени€

а) ћишель ћонтень

б) ѕарацельс

в) ƒжордано Ѕруно

г) Ћеонардо да ¬инчи

46. «наменитые философские размышлени€ ћ.ћонтен€ называютс€

а) Ђ–ассуждени€ї

б) Ђ«апискиї

в) Ђќпытыї

г) Ђ–азмышлени€ї

47. ¬рач, философ, св€щеннослужитель, астроном эпохи ¬озрождени€, установивший, что —олнце €вл€етс€ центром мироздани€, а «емл€ имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг —олнца

а) ƒжордано Ѕруно

б) Ќиколай  оперник

в) √алилео √алилей

г) Ќиколай  узанский

48. √елиоцентрическа€ теори€ строени€ космоса, предложенна€ Ќ. оперником имела значение дл€

а) только астрономии

б) только теологии

в) решени€ проблем онтологии

г) всего общественного мировоззрени€

49. √елиоцентрическа€ теори€ строени€ космоса

а) изменила представлени€ о мире и месте в нем человека

б) соответствовала христианскому вероучению

в) подтверждалась научными данными

г) была сразу признана большинством ученых

50. ¬еликий астроном эпохи ¬озрождени€, дополнивший гелиоцентрическую теорию строени€ космоса, открыв новые небесные тела (спутники ёпитера), - это

а) ƒжордано Ѕруно

б) Ќиколай  оперник

в) √алилео √алилей

г) Ќиколай  узанский

51. ѕарацельс считал, что, если познать активную духовную жизненную силу (Ђархэ жизниї), то можно

а) познать Ѕога

б) стать подлинным философом

в) получить возможность магически преобразовывать природу

г) превратить человека в Ѕога

52. ƒл€ ѕарацельса главной и универсальной наукой была

а) медицина

б) философи€

в) астрономи€

г) алхими€

53. Ќиколай  узанский считаетс€ основоположником философского направлени€ эпохи ¬озрождени€

а) аристотелизм

б) неоплатонизм

в) утопизм

г) натурфилософи€

54. “ермин Ђутопи€ї буквально означает

а) удаленный остров

б) идеальное государство

в) несуществующее место

г) велика€ мечта

55. “омас ћор и “аммазо  ампанелла Ц представители направлени€ философии эпохи ¬озрождени€

а) гуманизм

б) натурфилософи€

в) неоплатонизм

г) утопизм

56. ‘илософское направление эпохи ¬озрождени€, в котором исследовалась проблема общества, существующего на принципах гуманизма Ц это

а) гуманизм

б) натурфилософи€

в) утопизм

г) аристотелизм

57. ¬ыдающийс€ мыслитель эпохи ¬озрождени€, который, был не только великим живописцем, но математиком, механиком, инженером, его открыти€ обогатили физику, астрономию, геологию, ботанику, анатомию Ц это

а) Ќиколай  оперник

б) √алилео √алилей

в) Ћеонардо да ¬инчи

г) ѕарацельс

58. Ћеонардо да ¬инчи считал, что научные знани€ должны быть получены при помощи

а) опыта и математических доказательств

б) схоластического метода

в) божественного откровени€

г) логических умозаключений

59. ЂЌи одно человеческое исследование не может назватьс€ истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательстваї, - считал великий мыслитель эпохи ¬озрождени€

а) Ќиколай  оперник

б) √алилео √алилей

в) Ћеонардо да ¬инчи

г) ѕарацельс

60. ¬ыдающийс€ врач эпохи ¬озрождени€, своими исследовани€ми заложивший основы современной анатомии человека Ц это

а) ѕарацельс

б) Ћеонардо да ¬инчи

в) јндреас ¬езалий

г) ”иль€м √арвей

 

Ћитература

ќсновна€:

1. ¬олкогонова, ќ.ƒ. ќсновы философии: ”чебное пособие. / ќ.ƒ. ¬олкогонова, ћ.Ќ. —идорова - ћ.: »ƒ Ђ‘ќ–”ћ-»Ќ‘–ј ћї, 2008. - 480 с.

2. √орелов, ј.ј. ќсновы философии: учеб. пособие: –екомендовано ‘√” "‘»–ќ". - 8-е изд. стер.- ћ.: »здательский ÷ентр "јкадеми€", 2010. - 256 с.

3. —трельник, ќ.Ќ. ќсновы философии: учебник дл€ ссузов / ќ.Ќ. —трельник. Ц ћ.: »здательство ёрайт; »ƒ ёрайт, 2010. Ц 312 с.

3. ‘илософи€. ”чебное пособие. / ѕод ред. ¬.Ќ. Ћавриненко.- ћ.: ёрист, 2006 - 506 с.

4. ’русталев, ё.ћ. ќсновы философии. / ё.ћ ’русталев. - ћ.: √Ёќ“ј–-ћедиа, 2011. Ц 308 с.

ƒополнительна€

1. јлексеев, ѕ.¬., ѕанин, ј.¬. ‘илософи€: ”чебник дл€ вузов Ц 4-е изд., перераб., доп. Ц ( лассический университетский учебник). Ч ћ.: ѕроспект (“  ¬елби). Ц 2010. Ц 605 с.

2. Ѕучило, ё.‘. „умаков, ј.Ќ. ‘илософи€ (—D) - ћ.: »здательство  Ќќ–”—, 2011.

3.¬олкогонова, ќ.ƒ. ќсновы философии: ”чебное пособие. / ќ.ƒ. ¬олкогонова, ћ.Ќ. —идорова - ћ.: »ƒ Ђ‘ќ–”ћ-»Ќ‘–ј ћї, 2008. - 480 с.

5. √орелов, ј.ј. ‘илософи€: учеб. дл€ высш. ”чеб. «аведений / ј.ј. √орелов. Ц 1-е изд. Ц ћ.: ќќќ Ђ»ƒ јль€нсї, 2008 Ц 502 с.

6. √убин, ¬.ƒ. ‘илософи€: учебник. Ц ћосква.: ѕроспект, 2011. Ц 336 с.

7. √уревич, ѕ.—. ќсновы философии. ”чебное пособие. - ћ.: »здательство  Ќќ–”—, 2011. Ц 480 с.

8.  узнецов ¬.√. —ловарь философских терминов Ч ћ.: »нфра-ћ, 2009. Ц 731 с.

9.  узнецов, ¬.√.,  узнецова, ».ƒ., ћомдж€н,  .’., ћиронов, ¬.¬. ‘илософи€. ”чебник дл€ вузов. Ч ћ.: ¬ысшее образование, 2009. Ц 519 с.

10. ћарков, Ѕ.¬. ‘илософи€. ”чебник дл€ вузов. Ч —ѕб.: ѕитер, 2009 Ц 432 с.

11. ћиронов, ¬.¬. ‘илософи€. ”чебник дл€ вузов. / ѕод общ. ред. ¬.¬. ћиронова. Ц ћ., 2006. Ц 896 с.

12. Ќалетов, ». «. ‘илософи€: учебник / ». «. Ќалетов. Ц ћ.: »Ќ‘–ј-ћ, 2010. Ц 399, [1] с.

13.Ќижников, —.ј. ‘илософи€.  урс лекций. / —.ј.Ќижников. - ћ.: Ёкзамен, 2007. - 396 с.

14.Ќова€ философска€ энциклопеди€: в 4 т. / »н-т философии –јЌ; Ќац. обществ.-науч. фонд; ѕредс. научно-ред. совета ¬. —. —тепин. Ч ћ.: ћысль, 2000 Ч 2001.

15. –усска€ философи€: Ёнциклопеди€ / ѕод общ. ред. ћ.ј.ћаслина. —ост. ѕ.ѕ.јпрышко, ј.ѕ. ѕол€ков. - ћ.: јлгоритм, 2007. - 736с.

16. —трельник, ќ.Ќ. ‘илософи€.  онспект лекций. / ќ.Ќ.—трельник. - ћ.: ¬ысшее образование, 2009. - 335 с.

17. ‘илософи€: учебник / [¬. ƒ. √убин и др.]; под ред. ¬. ƒ. √убина, “. ё. —идориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - ћ.: √Ёќ“ј–-ћедиа, 2012. Ц 625 с.

20. ‘илософи€: учебник/ под ред. ј.‘. «отова, ¬.¬. ћиронова, ј.¬. –азина - ћ,: ѕроспект, 2011. Ц 711 с.

21. ‘илософи€: энциклопедический словарь /под. ред. ј.ј. »вина - ћ.: √ардарики, 2009. Ц 1072 с.

23. ’рестомати€ по западной философии. јнтичность, —редние века. ¬озрождение Ч ћ..: ј—“, 2008. Ц 800 с.

25. ’рестомати€ по философии. ”чебное пособие. ѕ.¬. јлексеев. - ћ.: ѕроспект, 2008. Ц 576 с.

26. ’русталев, ё.ћ. ‘илософи€. Ц ћ.: »здательский центр Ђјкадеми€ї, 2008. Ц 352 с.

27. ’русталев, ё.ћ., ÷арегородцев, √.». ‘илософи€ науки и медицины. Ц ћ.: √Ёќ“ј–-ћедиа, 2007. Ц 512 с.

28. ∆урнал „еловек.

29. ∆урнал ‘илософские науки.

 

»нтернет-ресурсы: базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Ќаучный электронный архив јкадемии естествознани€ http://www.econf.rae.ru/category/

2. ѕортал Ђ√уманитарное образованиеї http://www.humanities.edu.ru/

3. ќбразовательный сайт на правах электронного учебника.

http://www.filosofia-totl.narod.ru/

4. Ёлектронна€ библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

5. Ќациональна€ философска€ энциклопеди€. —ловари. http://terme.ru/

6. —айт о философии. http://intencia.ru/FAQ-5.html

7. ‘илософский портал. Ѕиблиотека. http://www.philosophy.ru

8. –усский гуманитарный »нтернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/

9. Ѕиблиотека √умер http://www.gumer.info/

“емы рефератов

1. јвиценна Ц врач и философ.

2. ‘илософский смысл христианских заповедей.

3. ‘илософские идеи христианского вероучени€ о сущности человека в эпоху —редневековь€.

4. Ћеонардо да ¬инчи Ц универсальный гений и титан эпохи ¬озрождени€.

5. Ќикколо ћакиавелли Ц проблема человека и власти.

6. ‘илософские проблемы в ЂЅожественной комедииї ƒанте јлигьери.

7. Ќиколай  оперник: что в центре мира?

8. ƒжордано Ѕруно Ц трагеди€ человека и ученого.

9. √алилео √алилей Ц основатель механистической натурфилософии.

10. ѕарацельс Ц алхимик, врач, философ.

11. —ветлое будущее человечества в учении “омаса ћора.

12. Ётические достижени€ великих гуманистов эпохи ¬озрождени€ (Ћоренцо ¬ала, ƒжаноццо ћанетти, ƒжованни ѕико делла ћирандола).

 

Ћитература дл€ подготовки рефератов

 

1.  оржень€нц Ѕ.ѕарацельс.

2. Ѕлж. јвгустин. »споведь. ћ., 1991.

3. Ћей √. ќчерки истории средневекового материализма. Ц ћ., 1962.

4. —агодаев ј.¬. »бн-—ина (јвиценна). Ц ћ.: ћысль, 1980.

5. ’русталев ё.ћ. ¬ведение в философию. Ц –остов-на-ƒону, Ђ‘ениксї, 1999.

6. Ѕрагина Ћ.ћ. —оциально-этические взгл€ды италь€нских гуманистов (II половина XY века). Ц ћ.: »здательство ћ√”, 1983.

7. »бн —ина (јвиценна). »збранные философские произведени€. Ц ћ., Ќаука, 1980.

8. ћ.јсимов, ћ.ƒиноршоев. »бн —ина и его роль в развитии мировой цивилизации. / »бн —ина (јвиценна). »збранные философские произведени€. Ц ћ., Ќаука, 1980.

9. Ѕогоутдинов ј.ћ.ќчерки по истории такжикской философии. Ц ƒушанбе, 1961.

10. √уревич ј.я. —редневековый мир: культура безмолвствующего большинства, - ћ., 1990.

11. Ѕертран –ассел. »стори€ западной философии и ее св€зи с политическими и социальными услови€ми от јнтичности до наших дней: ¬ трех книгах. Ц ћ.:јкадемический проект, 2000.

12. ћотрошилова Ќ.¬. –ождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты. Ц ћ., 1991.

13. „анышев ј.Ќ.  урс лекций по древней и средневековой философии.

14. ј.‘.Ћосев. Ёстетика ¬озрождени€. Ц ћ., 1978.

15. јнтологи€ мировой философии. ¬ 4 т. Ц ћ., 1969. “.1, „.2.

16. –еале ƒж., јнтисери ƒ. «ападна€ философи€: от истоков до наших дней. Ц ћ., 1994, “.2.

17. ћотрошилова ¬.Ќ. »стори€ философии: «апад Ц –осси€ Ц ¬осток. Ц ћ., 1998.  н. 2.

18. Ѕуркхардт я.  ультура ¬озрождени€ в »талии. ћ., 1996.

19. √орфункель ј.’. ‘илософи€ эпохи ¬озрождени€. Ц ћ.: Ђ¬ысша€ школаї, 1980.

20. —околов ¬.¬. ≈вропейска€ философи€ XY Ц X YII. - ћ.: Ђ¬ысша€ школаї, 1984.

21.  узнецов Ѕ.√. »деи и образы италь€нского ¬озрождени€ (Ќаука ’IY - XYI вв. в свете современной науки). Ц ћ.: Ќаука, 1979.

22. Ѕлинников Ћ.¬. ¬еликие философы: ”чебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и дополн. Ц ћ.: »здательска€ корпораци€ ЂЋогосї, 1999.

23. ƒшивелегов ј.ј. “ворцы италь€нского ¬озрождени€. Ц ћ.: –еспублика, 1998.

24. ¬енелов ¬.¬. 100 великих мыслителей. Ц ћ., 1997.

25. √ребенников ≈.ј. Ќиколай  оперник. 2-е изд. пераб. и доп. Ц ћ.: Ќаука, 1982.

26. ».Ќ.¬еселовский, ё.ј.Ѕелый. Ќиколай  оперник.

27. Ќ. оперник. ќ вращени€х небесных сфер. Ц ћ., 1964.

28. ѕольские мыслители эпохи ¬озрождени€. Ц ћ., 1960.

29. ян ћак-√рил. ¬еликие мыслители «апада. Ц ћ., 1995.

30. Ўеренга великих астрономов /пер. с польск. Ўпак ≈. . Ц ћ.:ћысль, 1995.

31. ƒжордано Ѕруно. ќ причинах, начале и едином. Ц ћ.: ѕросвещение, 1984.

32. ј.—.√орфункель. ƒжордано Ѕруно. Ц ћ.: Ђћысльї, 1973.

33. √ребеников ≈.ј. Ѕорьба Ѕруно за создание нового метода познани€. Ц ћ.: Ќаука, 1973.

34. ¬олков ј.ћ. ¬ поисках правды. Ц ћ., 1987.

35. ƒжордано Ѕруно. ‘илософские диалоги. Ц ћ.: Ђјлетейаї, ЂЌовый јкропольї, 2000.

36. √ендин ј.ћ. Ѕруно и его эпоха.

37. √ельман «.≈. ѕарацельс Ц ЂЋютер в медицинеї // ѕрирода. Ц 1993 - є7.

38. ‘ранц √артман. ∆изнь ѕарацельса и сущность его учени€. /ѕер. с англ. Ц ћ.:јлетейа, 2001.

39. “еофраст ѕарацельс. ћагический јрхидокс. —борник. Ц ћ.: —фера, 1997.

40. Ѕиографический словарь де€телей естествознани€ и техники. ќтв.ред ј.ј.«ворыкин. Ц ћ., √осударственное научное издательство ЂЅ—Ёї.

41. Ѕиографии великих химиков / отв.ред.  .’айниг Ц ћ.: ћир, 1981.

42. —орокина “.—. »стори€ медицины: ”чебник дл€ студ высш. мед. учеб. заведений. Ц ћ.: »здательский центр Ђјкадеми€ї, 2004.

43. „икин —.я. ¬рачи-философы. Ц ћ., ћедицина, 1990.

44. ‘едоровских √. Ўеренга великих медиков. Ц ¬аршава, 1975.

45. —ержантова,  оролькова. ‘илософи€ и медицина. Ц Ћенинград, Ћ√”, 1986.

46. ѕ.≈.«аблудовский. ѕроблемы социальной гигиены и истории медицины. Ц ћ., 1993.

47. ќсиновский ».Ќ.“омас ћор.- ћ.: ћысль, 1985.

48. “омас ћор. ”топи€. Ц ѕ., 1986.

49. ќсиновский ».Ќ. “амас ћор: утопический коммунизм, гуманизм, реформаци€, - ћ.: 1978.

50. Ќикколо ћакиавелли. √осударь. Ц ћ.: ЂЁксмо-ѕрессї., 1999.

51. јбрамсон ћ.Ћ. ќт ƒанте к јльберти. Ц ћ.: Ќаука, 1979.

52. –евуненкова Ќ.¬. –енессансное свободомыслие и идеологи€ –еформации. Ц ћ.: ћысль, 1988.

53. ѕолу€хтова ». . ƒанте јлигьери. Ц ћ., 1997.

54. ».√оленищев- утузов. ƒанте. Ц ћ., 1976.

55. Ћозинский ћ. ƒанте ЂЅоженственна€ комеди€ї. Ц ћ.: ’удожественна€ литература, 1974.

56.  арло ѕедретти. Ћеонардо. Ц ћ., 1986.

57. ƒживелегов ј. Ћеонардо да ¬инчи. Ц ћ., 1974.

 

ѕриложение 1.

ѕосв€щение ѕапе ѕавлу III

Ђƒумаетс€ мне, св€тейший отец, что некоторые лица, как только узнают, что € в сочинении моем о движении небесных сфер допускаю различное движение земного шара, без дальнейшего разбора осуд€т мен€ и мои воззрени€. я вовсе не столь высокого мнени€ о своей теории, чтобы не обращать внимани€ на мнение других.

’от€ знаю, что мысли философа довольно далеки от суждени€ народного, так как первый об€зан во всем доискиватьс€ истины настолько, сколько дано от Ѕога уму человеческому, но, тем не менее, € полагаю, что должно отрешитьс€ от взгл€да, далекого от истины. ѕо этой причине, рассужда€ сам с собой о том, сколь нелепо покажетс€ всем, знакомым с утвердившимс€ в продолжение стольких веков мнение о неподвижном положении «емли в центре ¬селенной, если €, наоборот, стану утверждать, что «емл€ движетс€, € долго колебалс€, обнародовать ли мои исследовани€ в печати, или же следовать мне примеру пифагорейцев и других, которые передавали тайны философии не письменно, а словесно, и то одним лишь родственникам своим и друзь€м. “ак ѕоступали они, конечно, не из недоброжелательства, как думают некоторые, но с той целью, чтобы прекрасные плоды трудных исследований великих мыслителей не были пренебрегаемы теми, которые или не желают заниматьс€ наукой без корыстных целей, или же, будь они примером или увещеванием других побуждены к зан€тию философией.

„ем бессмысленнее в насто€щее врем€ многим покажетс€ мое учение о движении «емли, тем более заслужит оно благодарности и удивлени€, если изданные мои исследовани€, благодар€ €сным своим доводам, рассеют мрак кажущегос€ противоречи€Е

ќбдумыва€ долгое врем€ шаткость переданных нам математических догм касательно взаимного соотношени€ движений небесных тел, наконец стал € досадовать, что философам, обыкновенно стрем€щимс€ к распознаванию даже самых ничтожных вещей, до сих пор еще не удалось с достаточной верностью объ€снить ход мировой машины, созданной лучшим и люб€щим пор€док «одчим. ѕоэтому € прин€л на себ€ труд прочесть доступные мне сочинени€ всех философов с целью убедитьс€, допускал ли кто-либо из них иной род движени€, чем тот, который преподаетс€ в наших школахЕ

ћатематические предметы пишутс€ дл€ одних математиков, а последние, если € не совершенно ошибаюсь, будут того мнени€, что мои исследовани€ могут приносить пользу церкви, ныне





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1906 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

2285 - | 2028 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.608 с.