Понятие «правовая система» используется в юриспруденции в трех значениях:
во-первых, как правовая семья (англосаксонская, романо-германская и др.);
в-третьих, как иерархически выстроенная система источников права (федеральные и региональные законы и подзаконные акты: дробность классификации может различаться).
во-вторых, как совокупность всех правовых явлений, включающих в себя кроме законодательства и других источников права, также особенности правотворчества, правоприменения и толкования и правовой культуры;
По мнению Сергея Сергеевича Алексеева, «правовая система – это взятые в единстве основные правовые явления данной страны – и, соответственно, право, и правовая идеология, и судебная (юридическая) практика».
Я придерживаюсь «широкого» понимания правовой системы.
Правовая система – совокупность источников права, а также – судебных, правоохранительных и иных органов государства, других институтов, связанных с правом (правовая идеология, правовая наука, юридическое образование), которые характеризуют взаимодействие права с обществом и государством.
Правовые системы различных государств имеют как сходные черты, так и различия. В современном обществе наблюдается процесс взаимовлияния и взаимопроникновения правовых систем – т. н. конвергенция правовых систем.
Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на данном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или иной мере взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают, хотя и в разной степени, воздействие друг на друга. Разная степень их взаимосвязи и взаимодействия обусловлена тем, по всей видимости, что одни национальные правовые системы имеют больше общих признаков и черт, чем остальные, другие же, наоборот, отличаются доминирующим характером специфических черт и особенностей по отношению друг к другу, имеют между собой гораздо меньше общего, чем особенного.
Правовые системы государств, которые имеют сходные существенные элементы, образуют группы, которые называют правовыми семьями.
Правовая семья – это группировка правовых систем ряда государств, объединяемая общностью происхождения и эволюции права, сходством правовых источников, юридической техники, правовой культуры, правосознания и других правовых институтов.
Всего выделяют:
1) континентальную (романо-германскую правовую семью);
2) англо-саксонскую семью общего права;
3) мусульманскую правовую семью.
4) семью традиционного права с упором на правовые обычаи (раньше была, сейчас ее нет).
Российское право исторически, географически и отчасти даже духовно стоит ближе к романо-германскому праву, нежели к другим правовым семьям и системам права.
Англо-саксонская правовая семья, сложилось в Англии в период норманнского завоевания. В Англии периода нормандского завоевания существовало разрозненное, не связанное между собой локальное нормотворчество, основанное большей частью на местных обычаях. Начиная с X века, королевские судьи от имени Короны начинают формирование единого для всей страны прецедентного права. Вырабатываемые решения принимаются за основу всеми иными судьями; в отсутствие прецедента судья сам, самостоятельно формулирует решение по делу. Таким образом, судья осуществляет нормотворческие функции. Постепенно складывается единая система судебных прецедентов – т.н. общее право. Общее право - судебное право, вырабатываемое судьями в процессе рассмотрения конкретных правовых споров (казусов).
По своему происхождению и источникам общее право базируется на прецедентном праве, создаваемом судами в процессе осуществления своей деятельности. Решение, вынесенное по конкретному делу, обязательно для всех судов равной и низшей инстанций при рассмотрении ими аналогичных дел. Нормы общего права менее абстрактны, чем в континентальном праве, и направлены на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Отличия общего права от континентального выражаются в структуре права и понятийном аппарате, правовых категориях и нормах.
В данной правовой семье одновременно существует и статутное право (система нормативно-правовых актов), и прецедентное. Но главный источник англо-саксонского права - судебный прецедент. Судья здесь - субъект правотворчества. Известны аксиомы англо-саксонского права: “право только там, где есть судебная защита”, “закон – это то, что о нем говорят судьи”, “если нет прецедента - право молчит”. Сила прецедента определяется местом суда в иерархии судебной власти; низшие суды прецедентов не создают. При этом каждый судья формально связан решениями вышестоящих и аналогичных судов.
В рассматриваемую семью наряду с США и Англией входят Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также 36 государств – членов Британского содружества.
К достоинствам англо-саксонского права относится гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью, быстрое приспособление права к изменяющейся обстановке. К недостаткам – несистематизированность системы права, его казуистичность, недостаточная определенность.