Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Религия как форма культуры.




Большинство ученых считают, что религия появилась в лоне мифологического сознания как ответ на экстремальные, стрессообразующие условия существования первобытных людей. Религиозные верования бесспорно были у кроманьонцев, древнейших представителей Homo Sapiens, а возможно, и у их предшественников (по другой версии – современников-конкурентов), неандертальцев. Об этом свидетельствует, например, реконструкция погребальной обрядности палеолита.

Что представляли собой ранние формы религии? Ученые полагают, что они были похожи на те родоплеменные религии, которые мы и поныне наблюдаем у некоторых народов. Их образовывала комбинация следующих верований и сопутствующих практик: анимизма, аниматизма (преанимизма), тотемизма, фетишизма, магии и т.п. Делались попытки установить очередность появления и степень важности этих элементов. Но, в конце концов, эти попытки были признаны неплодотворными.

Анимизм (лат. anima – душа) – это вера в существование духов, а также душ – у людей, животных, растений. Духи есть особый разряд существ, обладающих настолько тонкой телесностью, что в обычном состоянии они для людей неуловимы. Хотя при случае духи могут вступать с людьми в контакт, помогать им или вредить. Души – невидимые двойники людей, животных, порой и растений, которые обеспечивают их земную жизнь и могут сохраняться после их телесной смерти. Разновидностью анимизма является культ предков, покровительствующих своим живым сородичам. По предположению ученых, подлинным источником анимистических верований могло стать своеобразное истолкование ряда оптических и акустических (тени, эхо и т.д.), а кроме того, физиологических (сны, обмороки и т.д.) явлений.

Аниматизм (лат. animatys – одушевленный) порой рассматривается отдельно от анимизма в качестве его предпосылки (преанимизма). Он предполагает веру в единую безликую и могущественную силу, разлитую во всем мире и вызывающую у людей священный трепет. Эту силу часто называют словом из языка меланезийцев – мана.

Магия (гр. magia – колдовство) – вера в способность людей овладеть таинственными сверхчеловеческими силами и соответствующие этой вере процедуры. Например, практикующий магию человек (колдун, шаман) может колоть ножом портрет своего врага или сжечь его волосы. По характеру магического воздействия мы будем иметь в первом случае имитативную или подражательную магию (с помощью портрета имитируется убийство), а во втором случае - парциальную или контагиозную магию (идет «работа» с предметом, находившимся в контакте с объектом ненависти). А вот по назначению мы и там, и там наблюдаем магию вредоносную (другие виды: производственная, лечебная, любовная, метеорологическая и т.д.) Ученые считают, что магия родилась из желания людей снизить уровень непредсказуемости и необеспеченности своей жизни – при отсутствии других, адекватных реальности, средств.

Фетишизм (порт. feitico – волшебный, чудодейственный) – вера в то, что некоторые предметы, фетиши (или, по другому – амулеты, талисманы), могут наделить своих хозяев и поклонников чрезвычайным могуществом, исключительной удачей. Как заметили этнографы, современные «дикари» готовы объявить фетишем любой предмет, каким-то образом поразивший их воображение. Например, камень необычной формы или монетку, найденную непосредственно перед получением радостного известия. Как разновидность фетишизма выступает идолопоклонство – почитание и испрашивание помощи у предмета, которому придана форма человека, животного или некоего фантастического существа.

Тотемизм (на языке индейцев оджибве – род его) – вера в наличие родственной связи между тем или иным человеческим коллективом и тем или иным животным, растением, даже феноменом неживой природы. Животное, избранное в качестве тотема, полагалось родоначальником данной группы людей и дарило ей свое название, например, род кенгуру. Все члены этого рода считали себя (как в указанном случае) кенгуру и видели в диких кенгуру своих братьев и сестер. Возникали многочисленные обряды, имевшие целью поклонение тотему, его умилостивление, приобщение к нему. Объективной основой тотемизма были добывающее хозяйство (охота, рыболовство, собирательство) первобытных людей и их жизнь в общине. Из всех элементов раннерелигиозного комплекса тотемизм в наибольшей степени содействовал укреплению родоплеменного единства и установлению системы табу.

Можно привести много примеров того, что верования, которые мы назвали ранними, широко распространены в обществе и культуре современных развитых стран. Люди, получившие в школах и даже в университетах научное образование, носят амулеты (фетишизм), именуют себя согласно гороскопу Собакой или Сосной (тотемизм), на спиритических сеансах вызывают души умерших (анимизм), верят в приметы и «дурной глаз» (магия). Книжные магазины предоставляют свои полки под оккультную (лат. occultus – тайный, скрытый) литературу, пропагандирующую эти суеверия как сокровенную (эзотерическую) мудрость древних.

На этот факт указывают сторонники концепции прамонотеизма, считающие анимизм, фетишизм, магию и т.д. не отправным пунктом религиозного развития человечества, а относительно поздним результатом его религиозной деградации. Представители этой точки зрения говорят об изначальном единобожии древних людей и соответствующим образом интерпретируют материал, собранный этнографами и археологами. Так, они вспоминают сюжет, весьма распространенный в мифологии: первый и единственны Бог, создатель мира, добровольно или вынужденно уступает власть своим детям и слугам… Правда, в современном религиоведении данная концепция не сильно приветствуется: ее часто критикуют за «христианскую тенденциозность».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 377 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2151 - | 2107 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.