Положение (хукм) того, чья религиозная принадлежность неизвестна.
Учёные разделились на три мнения, в отношении того, чья религиозная принадлежность неизвестна, на неисламской территории (дар аль куфр).
Первое мнение: Вынесение такфира каждому, кто находится на земле неверия (дар аль куфр) и чьё религиозное положение неизвестно.
Второе мнение: Остановка, воздержание от вынесения решения (тавакуф - это термин, обозначающий, что учёный затрудняется вынести решение, в силу отсутствия преобладания доводов одной позиции, над доводами другой, или потому что он не может определить преобладающую позицию, или по другим причинам).
Третье мнение: Вынесение решения о Ислама человека (т.е. то, что он мусульманин), из-за выявления внешних признаков исповедания Ислама.
Вопрос: Какое же из этих мнений достоверное. И какой будет ответ на сомнительные доводы (шубухат).
Ответ: Хвала Аллаху, господу миров, мы разъясним ответ на данный вопрос тому, кто поразмыслит над ниже идущим разбором (этой темы).
Первое. Положение страны.
1) Стране даётся положение (хукм) людей населяющих её, это достоверно и с лексической и с шариатской стороны. Слово «страна» (дар) в общем, употребляется на любое место проживания. Местом проживания неверных будет страна неверных, местом проживания мусульман будет страна мусульман.
Сказал Всевышний: «Я покажу вам Обитель нечестивцев». (7:145).
2) Вопрос деления территорий на «страну Ислама» (дар аль Ислям) и «страну неверия» (дар аль куфр) установлен Кораном и Сунной. Аллах повелел проявлять непричастность к мушрикам, повелел, переселяется с их земель в страну Ислама, повелел совершать военные походы на их земли (неверных). Из этого понимается, что это разделение имеет своё место в шариате, а не просто термин в фикхе, в котором можно ошибаться и быть правым.
Всевышний сказал о некоторых кто заявлял, о своём Исламе: «Посему не берите их себе в помощники и друзья, пока они не переселятся на пути Аллаха». (4:89) т.е. пока не переселяться из страны неверия, или из земли неверия, или из городов неверия, - все это с одним смыслом - в страну ислама, или землю ислама, или города ислама - смысл один.
На населённый пункт, в общем говорят «поселение неверных», или «поселение несправедливых», или «поселение нечестивых», когда большинство жителей являются неверными, или несправедливыми, или нечестивыми. На это поселение применяются решения (ахкам) применимые к неверным, даже если там проживают лучший из людей этого поколения нравом и религиозностью. Всевышний сказал: «Аллах привел в качестве притчи селение, которое пребывало в безопасности и покое (Мекку). Они обретали свой удел в изобилии отовсюду, но не благодарили Аллаха за эти блага, и тогда Аллах облек их в одеяние голода и страха за то, что они творили». (16:112) Селение Мекка. Допустимо сказать «Мекка была неверной» вместе с тем, что там находился лучший из творений Аллаха, (допустимо так сказать) из-за неверия её жителей, так как они имели преобладание, они имели влияние и отворачивались от книги их Господа.
Всевышний сказал: «Отчего вам не сражаться на пути Аллаха и ради слабых мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Господь наш! Выведи нас из этого города, жители которого являются беззаконниками. Назначь нам от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника»? (4:75).
Таким образом, Мекка стала селением притеснения, не смотря на её достоинство, и присутствия в ней сподвижников. Потому что жители её были неверными, отвернувшимися от книги их Господа. Так же, в общем, говорят на народ «неверный народ», или «несправедливый народ», или «нечестивый народ» когда в этом народе преобладают и имеют власть неверные, несправедливые, нечестивые. На них распространяются решения (ахкам) неверных, даже если среди них будет лучший своим нравом и религиозностью из людей этого времени. Всевышний сказал народе Лута, мир ему; «Воистину, они были злодеями и нечестивцами» (21:74) они заслужили быть описанными как злодеи и нечестивцы - тут имеется в виду большой куфр - в то время как среди них находился Лут, мир ему, потому что преобладание было у неверных, и применялись их законы. Так же Аллах сказал: «Вот Ибрахим (Авраам) сказал своему отцу Азару: «Неужели ты считаешь идолов богами? Я вижу, что ты и твой народ находитесь в очевидном заблуждении». (6:74) они заслуженно были описаны заблудшими, т.е. заблуждением неверия, в то время как Ибрахим, мир ему, находился среди них. Потому что (в его народе) преобладание было у неверных, и применялись их законы.
3) Известно, что не возможно, чтобы жители страны объединились на исполнении законов неверия, в то время как все они верующие, мусульмане. Так же невозможно представить, чтобы жители одной страны согласились на применения законов неверия, в то время как среди них преобладают, властвуют верующие. Напротив, не будут согласны жители одной страны на применение законов неверия, не иначе как верующие в этой стране, либо под гнётом, либо их там вообще нет.
4) Знать (придворная клика) и последователи в стране неверия одинаковы в решении, (в хукме о том, что они все неверующие без разделения), в грехе и наказании, будь то в мирской, или последней (ахирате) жизни. Всевышний сказал: «Воистину, Фараон, Хаман и их воины были грешниками». (28:8)
Аллах сказал: «Мы схватили его и его воинов и бросили их в море. Посмотри же, каким был конец беззаконников!» (28:40)
Аллах сказал: «Когда они будут препираться друг с другом в Огне, слабые скажут тем, которые превозносились: «Мы следовали за вами. Не избавите ли вы нас от доли Огня?». Те, которые превозносились, скажут: «Все мы - в нем. Воистину, Аллах уже рассудил между рабами». (48:47-48) Потому что Аллах не разделил между «предводителями» и «последователями» в решении (хукме) и в обвинении греха, будь то в земной жизни, или последней (ахирате). Поистине, разделение между этими двумя группами является дорогой заблуждения, отклонения от истинного пути. Кто разделяет жителей одной страны на две части, 1) на правителей, предводителей, которые открыто исповедуют (неверие) куфр, 2) простолюдины, подчинённые, следующие законам куфра, утверждая при этом, что правители кафиры, а простолюдины верующие, тот противочащий Корану заблудший. Поистине, Коран не делит одно общество, которое починяется законам куфра, а делит только на тех, кто подчиняется законам куфра и тех, кто не причастен к ним. Всевышний сказал: «Такими были адиты! Они отвергли знамения своего Господа, ослушались Его посланников и последовали за всяким горделивым упрямцем». (11:59) Он обманул свой народ (или счел свой народ легкомысленным), и они подчинились ему. Воистину, они были людьми нечестивыми».(43:54).
5) Положение (хукм) страны, основано на правлении, исполнения решений, а не на преобладании вероубеждений и жителей. Таким образом, страна бывает Исламской, когда преобладание в ней принадлежит мусульманам, в которой выноситься решения на основании Книги Аллаха, в который применяются наказания установленные Аллахом, не смотря на присутствия в ней отдельных племён (поселений) неверных, живущих внутри страны Ислама, как в Медине, которая была исламским городом после переселения туда пророка, мир ему и благословение, не смотря на живущих в ней иудейских племён: Кайнука', Курайза, и Надир. Так же были и все завоёванные мусульманами города, во времена праведного халифата и после. Города и земли, в которых было преобладание мусульман, в которых действовало шариатское правление, вместе с присутствием в них большого количества групп, не принявших Ислам, с которых брали джизью, как огнепоклонники и люди писания.
И, так же, территория будет страной неверия, если в ней преобладание неверных, в которой судят по законам куфра, не смотря на то, что там присутствуют мусульмане отдельно, или группы мусульман, подобно тому, как Мекка была землёй неверия, до переселения, вместе с тем, что там находился пророк, мир емуии благословение, и его сахабы. И даже после переселения пророка, мир ему и благословение, в ней оставались правдивые мусульмане.
6) Страна может изменяться, становясь страной Ислама, после того, как была страной куфра, и наоборот. Пример этому Египет, который во времена пророка, мир ему и благословение, был страной неверия, потом положение изменилось и он стал страной Ислама, во времена аль Фарука (Умар ибн аль Хаттаб), потом превратился в страну вероотступничества, нововведений и лицемерия, во времена правления Абидиинов, потом опять стал страной Ислама, во времена Салахуддина аль Аййюби, и после него. Потом опять превратился в страну неверия, во времена французских и английских кампаний (по экспансии халифата), и после этого (по сегодняшний день). Этот вопрос крутится вокруг преобладания правления, и исполнения решений (т.е. если решения принимаются согласно шариату, то страна Ислама, если не по шариату, то страна неверия)
7) Призывать людей невежества (джахилии) к Исламу является обязательным, так же следует оставаться среди них с этой целью, если нет Исламской страны, подобно тому, как пророк, мир ему и благословение, и те, кто с ним терпели, находясь с неверными, желая призвать их к наставлению. А если есть исламская страна, и если человек не может открыто исповедовать Ислам, то ему обязательно переселятся из страны неверия в страну Ислама. Если неверие преобладает над обществом, если дозволяется то, что нарушает Иман, то обязательно проявлять непричастность, а тому, кто не может открыто исповедовать, следует переселиться из этой страны в другую, даже если переселяется в другую страну неверия, в которой он может открыто исповедовать свою религию. Если человек в состоянии переселиться. Поистине, к неверию и лицемерию относиться проявления уступчивости к ним, или испытывание сомнения в их открытом неверии, ради этой бренной мирской жизни.