Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности социально-политических взглядов Б.Спинозы




Видным теоретиком естественного права был голландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677).

Политико-правовое учение С связано с его философией, особенно с идеей строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы, "субстанции", которая никем не создана и является "причиной себя".

Под естественным правом С понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. На познании страстей (аффектов) С стремился построить свое учение о праве и гос-ве.

Взгляды С на гос-во сложились под сильным влиянием Гоббса и в полемике с ним: Гоббс – сторонник абсолютной монархии. С – демократ.

С – сторонник идеи общественного договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно. Необходимость гос-ва и законов обусловлена естественной причиной – противоречием между страстями и разумом людей. Человек только тогда свободен и могуществен, когда руководствуется разумом; однако большинство людей (толпа) не таково – люди одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным поступкам. Именно этим вызвана необходимость права и гос-ва. Законы, обеспеченные поощрением или наказанием, необходимы для того, чтобы подчинить разуму страсти, чтобы сдержать толпу.

Суждения Спинозы о праве и законе основываются на свойственном рационализму представлении о свободе как подчинении равному для всех разумному закону.

Спиноза признавал республику, особенно демократическую. Он осуждал абсолютную монархию. Гос-во, как и любая часть природы, подчинено естественной закономерности, и его право тождественно его "мощи", силе, фактической способности повелевать подданными. Эта способность, а тем самым и право (власть) гос-ва далеко не беспредельны. Власть гос-ва имеет границы.

К праву гос-ва не может относиться то, к чему гос-во не в состоянии побудить подданных наградами или наказаниями. Это касается способности суждения. Граница гос власти и в том, что она не должна совершать действий, подрывающих ее авторитет или вызывающих негодование подданных. Своеобразие идеи общественного договора в концепции С в том, что общественный договор, состоящий в перенесении сил ("мощи", права) каждого на общество, т.е. гос-во, рассматривается, скорее, не как факт древней истории, а как отношение, постоянно существующее между подданными и верховной властью. Между ними имеется нечто вроде равновесия сил, нарушать которое опасно.

Спиноза решительно отвергал абсолютную монархию, считал возможной ограниченную монархию, в которой гос-вом управляет представительное учреждение, а также аристократическую республику, но обе эти формы он видел такими гос-вами, в которых нужны спец меры, предупреждающие тиранию и угнетение.

Единственно абсолютное гос-во, могущественное, опирающееся на согласие подданных, правящее ими при помощи только разумных законов, обеспечивающее свободу, равенство, общее благо, – это демократия, "народная форма верховной власти".Разумность законов в демократии обусловлена тем, что они принимаются многочисленным собранием, в котором взаимопогашаются противоречивые страсти.

Концепция С – первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии.

Политико-правовое учение С было также немалым шагом к постижению сущности государства и права. Его стремление освободить теорию политики от морализирования, привнесения в нее субъективных оценок предопределило отождествление права, "мощи" и законов природы. Применительно к политике такое отождествление в концепции С стало средством обоснования "границ госвласти", прогрессивных политико-правовых программных требований

25. Политико-правовое учение Т. Гоббса о государстве и праве В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парламента, против ряда феодальных пережитков и своеволия короля. Среди защитников королевской власти был английский философ,теоретик естественного права Томас Гоббс (1588—1679). В начале революции он написал трактат в защиту королевской власти и был вынужден эмигрировать. В Париже Гоббс продолжил разработку своей философской системы; там же была издана его книга с осуждением революции и гражданской войны. После окончания гражданской войны Гоббс опубликовал в Лондоне свое основное произведение — "Левиафан, или материя, форма и власть гос-ва"(1651 г.).Гос-во-это великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог; верховная власть-душа гос-ва, судьи и чиновники-суставы, советники-память; законы-разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные одним концом к устам суверена, другим-к ушам подданных;награды и наказания-нервы; благосостояние граждан-сила, безопасность народа-занятие, гражданский мир-здоровье, смута-болезнь, гражданская война-смерть.

Власть суверена абсолютна: ему принадлежат право издания законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назначение чиновников и судей.

В период революции и гражд войны Гоббс осуждал смуты,мятежи, попытки парламента ограничить власть короля. Однако концепция Гоббса не пользовалась популярностью у сторонников короля. Консервативная полит программа в концепции Гоббса соединялась с обоснованием и защитой прогрессивных для того времени принципов частного права. Гоббс — отнюдь не сторонник феодально-сословного деления общества.

В отношениях между подданными суверен должен обеспечить равную для всех справедливость ("принцип которой гласит, что нельзя отнимать ни у кого того, что ему принадлежит. Частная собственность, по Гоббсу, является условием общежития. В трудах Гоббса содержится понимание свободы как права делать все то, что не запрещено законом. Цель законов не в том,чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное направление. Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббс обосновывал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и др. В концепции Гоббса нет оправдания тоталитаризма: Законы установлены не для прекращения, а для направления человеческих действий.

По существу Гоббс обосновывал принципы гражданского общества, защищенного авторитарной властью. Особенность учения Гоббса в том, что гарантией правопорядка и законности он считал неограниченную власть короля, с осуждением отнесся к гражданской войне, усмотрев в ней возрождение пагубного состояния "войны всех против всех". Важно отметить, что, по Гоббсу, цель гос-ва (безопасность индивидов) достижима не только при абсолютной монархии. "Там,где известная форма правления уже установилась, — писал он, —не приходится рассуждать о том, какая из трех форм правления является наилучшей, а всегда следует предпочитать, поддерживать и считать наилучшей существующую". Не случайно эволюция взглядов Гоббса завершилась признанием новой власти (протекторат Кромвеля), установившейся в Англии в результате свержения монархии. Если гос-во распалось, заявлял Гоббс, право свергнутого монарха остается, но обязанности подданных уничтожаются; они вправе искать себе любого защитника.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 323 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2145 - | 2105 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.