Со второй половины XVI в. во Франции разгорелись религиозные войны между католиками и гугенотами. Остановить религиозный и политический хаос могло лишь "сильное" гос-во.
Именно такой точки зрения придерживался правовед Жан Боден(1530—1596), разрабатывая теорию государственного суверенитета. Боден воспринимает гос-во как "правовое управление семьями и тем, что у них общее суверенной властью". Гос-во понимается как правовое управление — это позволяет Бодену отличать гос-во от шайки разбойников, что отмечали еще Цицерон и Аврелий Августин. Основным элементом гос-ва для Бодена является семья: "Гос-во не может существовать без семьи как город без домов или как дом без фундамента". Внутри семьи Боден вслед за Аристотелем различает три вида социальной власти: родительскую, супружескую, господскую. Ослабление власти главы семьи, по Бодену, приводит к деградации гос-ва. Но важнейшим элементом гос-ва выступает суверенная власть, под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть гос-ва: "Суверенитет — есть абсолютная и постоянная власть гос-ва...". Именно Бодену принадлежит научное первенство в создании теории гос суверенитета. Суверенная власть гос-ва, с точки зрения Бодена, — это всегда постоянная власть, которая отличается от временной власти, подобной власти диктаторов Древнего Рима. Суверенная власть гос-ва — это всегда абсолютная власть, — власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь три ограничения абсолютной власти: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Суверенная власть гос-ва — это власть единая, т. е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети. Для Бодена лучшей формой гос-ва для преодоления политического и религиозного кризиса является монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и Неделимости. Основная научная заслуга Бодена — это теория гос суверенитета. Эта теория сформировалась в эпоху становления европейских абсолютных монархий. Теория гос суверенитета оказалась очень продуктивной: некоторые известные мыслители стали ее приверженцами, другие — противниками. В XVII в. понимание Боденом суверенитета как абсолютной власти гос-ва было воспринято английским философом Т. Гоббсом. Созданная Боденом теория гос. суверенитета до сих пор остается важным компонентом современной науки о государстве и руководством для принятия политических решений.
22. Вопросы государства и права в «Утопии» Т.Мора и в книге Т.Кампанеллы «Город Солнца»
В 1516 г. была опубликована «Утопия» Томаса Мора. Сочинение написано в форме диалога: мореплаватель рассказывает автору и другим лицам о различных народах и странах, в том числе об острове Утопия.
В 1 части Мор дал резкую критику законодательства современной ему Англии. Основная причина всех вообще пороков и бедствий, считал Мор, – частная собственность. Он одним из первых подчеркнул и то, что сложность и запутанность законодательства, охрана его жесточайшими наказаниями отвечают интересам богачей и направлены против трудящихся.
Во 2 части книги описываются учреждения и нравы жителей острова Утопия. Утопия – своеобразная федерация 54 городов. При описании гос.учреждений Утопии Мор во многом следовал античным образцам (государство-город, смешанная республика и др.). Вместе с тем он высказал ряд суждений о коренном изменении задач и методов деятельности гос-ва, основанного на общественной собственности. Органы власти Утопии осуществляют общее руководство народным хозяйством и образованием. Именно поэтому должностные лица избираются из среды ученых (траниборы – члены городских сенатов); по той же причине соз-даются спец. учреждения для координации производства и потребления в масштабах страны (общеутопийский сенат). Томас Мор подчеркивает демократизм учреждений утопийцев. Гос-во стремится обойтись без лишних запретов и регламентации. Имеются общественные столовые, но можно готовить пищу дома. Новы и оригинальны рассуждения Мора о праве в Утопии. Поскольку в Утопии нет частной собственности, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. Очень своеобразно для своего времени Мор решает проблему наказания.
Основным препятствием на пути учреждения нового строя Т. Мор считал жадность и гордость богачей.
Последующие теоретики раннего коммунизма испытали на себе сильное влияние "Утопии", в том числе и новых идей о гос-ве и праве.
Эти идеи получили развитие в произведениях Томмазо (Джи-аиа Доменико) Кампанеллы(1568—1639). В тюрьмах; где он провел около 27 лет, Кампанелла написал, в числе других произведений, "Город Солнца" (издано в 1623 г.).
При описании общественного строя Города Солнца Кампанелла во многом следует "Утопии" Томаса Мора. Город находится где-то на острове около экватора. Он основан народом, решившим "вести философский образ жизни общиной". Здесь нет частной собственности, все трудятся в соответствии со своими природными склонностями, труд почетен. Воспитание и обучение связаны с производительным трудом, организуются и регулируются гос-вом.
Мысли Кампанеллы о наилучшем общественном строе отличаются от взглядов Мора тем, что Кампанелла пытался распространить принцип общности на брачно-семейные отношения; Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится гос-во. Однако гос-во, им описанное, отличалось от всего, что было известно истории политической мысли и гос учреждений. Власть и управление в Городе Солнца основываются на трех принципах: 1) главными задачами нового гос-ва будут организация произв-ва и распределения, управление воспитанием граждан; 2) эти задачи гос-ва обусловливают значительную роль ученых в осуществлении власти и управления; 3) новый общественный строй требует участия народа в управлении гос-вом. Мор, наметивший эти принципы, считал возможным их осуществление в рамках соответствующим образом модифицированной смешанной республики, воспроизводящей ряд характерных черт античных и средневековых городских республик. Кампанелла же изображает организацию гос власти, не имеющую аналогии в истории.
Власть должностных лиц опирается на всеобщее уважение и добровольное подчинение; они распоряжаются при производстве работ, решают споры, наказывают нарушителей порядка; поощряют достойных, воспитывают и обучают подрастающее поколение.
В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.