Монтескье Шарль Луи де (1689—1755) — француз. правовед и полит философ, представитель идейного течения Просвещения XVIII в.
Произведения "Персидские письма" и "Размышления о причинах величия и падения римлян","О духе законов". М стремился обнаружить объективно существующие зависимости в формировании законов.Принципиальная новизна правового мышления М заключается в использовании им системного метода исследования.Он рассматривает законы во взаимодействии с др элементами окр среды. М, как и все другие просветители, возлагал огромные надежды именно на разумные законы как гарантии человеческой свободы.Свобода, считал М, может быть обеспечена лишь законами, Человеческая свобода, по мнению М, прежде всего зависит от уголовного и налогового закон-ва.
Законы, от которых зависит чел свобода, принимаются гос властью. Однако, считает М, эту власть осущес люди и по опыту веков хорошо известно, что "всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею".Чтобы избежать злоупотребления властью, необходимо ее распределить между разными органами. М разработал теорию разделения властей, опираясь на существующий гос строй Англии, увиденный собственными глазами. Теория разделения властей и концепция свободы, разработанные М, составляют фундамент одного из направлений современной западной политической мысли — политического либерализма.
Продолжая традицию естественно-правовой школы, Монте-е писал, что естественные законы — это законы, которые согласуются с природой человека.
Монте-е устанавливает связь законов с климатом: "От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни —различие законов".
"Законы явл частными и точно опр-ми установлениями законодателя, а нравы и обычаи — установлениями народа в целом. Отсюда следует, что тот, кто желает изменить нравы и обычаи, не должен изменять их посредством законов: это показалось бы слишком тираническим; лучше изменять их посредством внедрения иных нравов и иных обычаев". Монтескье анализирует связь законов с религией, признавая за религией возможность обеспечения общественного порядка.Законы, по мнению М, находятся в зависимости от формы правления гос-ва. М различает 4 формы правления: демокр республику, аристократическую республику, монархию, деспотию. Для демократической республики М выводит правило, согласно которому "законы, определяющие право голосования, явл осн для этого вида правления". В аристократических республиках не должно быть законов, предусматривающих выбор должностных лиц по жребию: "Выбор по жребию не должен иметь места; он проявил бы здесь только свои дурные сторо-ны". В монархиях власть главы гос-ва связана основными законами: "Власти посредствующие, подчиненные и зависимые образуют природу монархического правления, т. е. такого, где правит одно лицо посредством основных законов". В деспотиях значение законов сводится почти к нулю, за искл одного из них: "Учреждение должности визиря есть поэтому основной закон такого гос-ва".
Законодатель не свободен в выборе фор м правления гос-ва,так как каждая из них обусловлена размером территории. М считал, что республики могут существовать на небольших территориях (античные республики), монархии предполагают территорию средних размеров (английская и французская монархии), деспотии могут существовать на огромных территориях (Персия,Китай, Индия, Япония). Однако М делал одно исключение:на большой территории возможно создание федеративной республики.
Политические и правовые идеи М оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное закон-во периода Великой франц революции, на Граждкодекс Франции 1804 г.