Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ислам как религиозно-идеологическая система




Возникнув в VII в. н. э., ислам воспринял многие положения более ранних монотеистических религий.

Как и другие религии, в первую очередь христианство, ислам не призывает к активному соц.переустройству. Напротив, он учит смирению и послушанию. Рабы должны повиноваться господам, но и господа должны мягко и по-отечески относиться к своим рабам. Частная собственность, согласно Корану, является священной; хотя перед аллахом все равны, все его рабы, в реальной жизни такого равенства нет, и правоверные должны строго соблюдать ту иерархию социальной структуры, которая существует, в частности, - не глядеть завистливыми глазами на те блага, которыми аллах наделил некоторых избранных.

Как и Библия, Коран призывает человека трудиться, - этим в первую очередь он обеспечит себе царство небесное. Человек должен быть скромен и терпелив, мужественно сносить все невзгоды этого мира и уповать на спасение в загробной жизни. Другими словами, ислам, как и любая другая религия, призван был гасить социальную активность масс, направляя ее в мир иллюзорного, концентрируя ее в русле чисто религиозной активности.

Особенность ислама заключаются в том, что главные священные книги данной религии, Коран и Сунна, считаются действующим правом. Предполагается, что в них содержатся решения всех вопросов, возникающих в жизни.

Так суннитское богословие (Сунна - сборник преданий (хадисов) о том, как поступал пророк Мухаммед в различных случаях жизни при решении нравственных, правовых, житейских вопросов) характеризуется непосредственной взаимосвязью с правоведением. Исламские законоведы изначально стремились в трудных ситуациях опереться на авторитет специалистов по богословию (каламу). Для решения возникающих проблем в исламе с течением времени было выработано несколько методов, использующихся различными школами исламского (суннитского) права. Выделяют четыре таких метода 1) рай, индивидуальное толкование какого-либо из авторитетов калама; 2) иджма, согласное мнение многих, а то и всех авторитетов данного времени; 3) кияс (кыяс), заключение по аналогии; 4) истислах (истисхан), признание возможности изменения некоторых хадисов Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано богом.

В соответствии с данными методами, исламскими законоведами в VIII-IX вв. было создано четыре действующие и в настоящее время школы исламского права. Их основателями были известные законоведы-имамы, по именам которых школы (мазхабы) и были названы. Первым и наиболее почитаемым из них был Абу Ханифа (ум. в 767 г.)

Система Ханифы, ханифизм, уделяет наибольшее внимание методам рая и кыяса, т.е. индивидуальному толкованию и решению спорных проблем методами аналогии, со ссылками на аяты Корана и хадисы Сунны. На передний план здесь выводится метод истислах, критика отдельных положений некоторых хадисов. Исламское право ханифитского толка наиболее гибко - ханифизм умело и удачно приспосабливался к новым веяниям, меняющейся этнокультурной среде, уделяя внимание и нормам обычного права.

Система Малика (ум. в 795 г.) опирается, как и ханифизм, на методику истислаха (критики хадисов), но из всех остальных методов предпочитает иджму (согласованное мнение) и рай.

Система Аш-Шафии (ум. в 820 г.), шафиизм, использует иджму и кыяс, но выступает против рая, истислаха (истисхана) Шафииты в сфере своих правовых норм значительно жестче ханифитов и ближе к маликитам с их строгостью и нетерпимостью по отношению к спекуляциям.

Система Ибн Ханбала (ум. в 855 г.), ханбализм, опирается в основном на хадисы и лишь ограниченно использует методы рая, иджмы и кыяса. Эта школа отличается наибольшей нетерпимостью и имеет наименьшее распространение, причем преимущественно в отсталых странах.

Все 4 школы включены в сводную систему мусульманского права - шариат. Мусульманское право едино: оно не подразделяется на гражданское, уголовное, религиозное. Тесно связанное с религией и определяемое в своих основных принципах авторитетами калама, это право прежде всего религиозное, учитывающее и нормы обычного права - адат. Шариат ("намеченный", "предписанный" путь) опирается на Коран и Сунну, а также на сборники фикха, своего рода своды и кодексы исламского законодательства, выработанные указанными школами и имеющие реальный правовой авторитет, силу закона.

Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регламентируют почти все детали его быта и вместе с обычным правом (адатом) создают густую сеть обязательных предписаний. Исламское право предполагает достаточно строгое уголовное законодат-во и систему наказаний: так, суровые наказания предусматриваются в случае хищения чужой собственности, менее жестоко преследуется убийство, - здесь многое решалось по законам адата с его традиционными институтами кровной мести.

Согласно шариату, действия людей подразделяется на пять основных категорий: обязательные, за невыполнение которых следует наказание; рекомендуемые (желательные, но не обязательные); дозволенные; предосудительные (осуждаемые, но не наказуемые) и запрещенные, наказуемые. Очень важно при оценке того или иного действия намерение: в ряде случаев совершенное действие оценивают не столько с точки зрения свершившегося факта, сколько с точки зрения цели, намерения человека.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 726 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2191 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.