Политические и правовые идеи в произведении Илариона "Слово о законе и благодати"
Формирование русской политико-правовой идеологии неразрывно связано с летописями, появление которых относится к первой половине XI в. Одним из первых русских политических произведений стало "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Илариона (конец X - середина XI в.), одного из близких сподвижников Ярослава Мудрого.
В своем произведении Иларион поддерживает политику киевских князей, объединявших русские земли перед лицом внешнего врага, анализирует ситуацию на Руси, формулирует свой политический идеал.
Само "Слово" состоит из трех частей. В первой части, анализируя взаимосвязи между ключевыми понятиями "закон" в Ветхом завете и "истина" в Новом завете, Иларион формулирует религиозно-правовую концепцию мира. Он четко различает понятия "закон" как внешнее установление-предписание, регулирующее насильственными мерами поведение чел-ка в обществе, и "истина", выражающееся в высоком нравственном состоянии человека, не нуждающегося в силу своего совершенства в регулятивной деятельности закона, относительный и преходящий характер которого очевиден.
Вторая часть трактата посвящена Русскому государству, сущностью которого объявляется божественная воля. Глава гос-ва - князь яв-ся "причастником" и "наследником" небесного царства, а великокняжеский престол передается по наследству. Гос. власть суверенна на территории всей русской земли и основана на законе. Правосудие совершается только по закону, но милостиво: автор советует кроме жестких мер юр.характера применять и моральное воздействие в форме помилования, так как суровое наказание противно самой природе человека.
Третья часть "Слова" посвящена тем задачам, которые должно ставить перед собой Русское гос-во, главной из которых является обеспечение мира. Князь обязан заботиться о мире и не развязывать кровопролитные войны, которые могут печально кончиться для русского народа.
Значительное место в "Слове" отведено показу роли Киевской Руси, завоевавшей авторитет среди других европейских и азиатских стран в борьбе за отстаивание своей независимости. "Слово о законе и благодати" явилось, таким образом, первым источником, отразившим политическое значение Русского государства в мировом пространстве XI столетия.
Политические идеи "Повести временных лет"
В начале XII столетия в Киевско-Печерском монастыре создается выдающееся произведение древнерусской литературы - "Повесть временных лет". Автором его принято считать монаха Нестора, но некоторые исследователи отрицают такое авторство.
В "Повести временных лет" разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как часть истории славянской, а позднее - как часть истории всемирной (под последней имелась в виду история библейская и римско-византийская). "Повесть" начинается с рассказа о расселении славян по Европе, их взаимоотношениях с другими народами. Далее повествуется о возникновении государства Русь, деяниях первых его правителей.
Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах летописи - князья, бояре, посадники, тысяцкие, купцы, церковные деятели. Автор "Повести временных лет" рассказывает о военных походах, об организации монастырей, религиозных спорах, касается жизни народа в целом, его настроений, выражений недовольства княжеской политикой. Все это оценивается в "Повести" с точки зрения религиозных понятий, норм христианской добродетели и греха. Убийство, предательство, обман, клятвопреступление осуждаются здесь безоговорочно, при этом превозносятся честность, смелость, верность, благородство.
Летопись проникнута чувством единства Руси, патриотическим настроением; все основные события рассматриваются в ней в соответствии с общерусскими гос. идеалами. "Повесть временных лет" содержит многократно повторяемый призыв к единению русских земель.