Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политико-правовая доктрина Фомы Аквинского




Большое место в политико-правовой доктрине Фомы Аквинского (Аквина-та) занимает учение о законах, их видах и соподчиненности.

1.Закон – общее правило для достижения цели. Законы: естественные (они самоочевидны), положительные (писаные), человеческие (определяют порядок общественной жизни), божественные (указывают пути достижения не-бесного блаженства). Из сочетания двух последних выводятся 4 вида законов: вечный – сам божественный разум, управляющий миром; он лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества; естественный – отражение вечного закона человеческим разумом; это законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода; человеческий – действующее право, выражение требований естественного закона и подкрепление их принуждением; божественный – Библия.

2.Согласно божественному и естественному законам низшие сословия должны повиноваться высшим, ибо подчинение – добродетель подданных. Рабство установлено природой. Его источник – грех.

3.Частная собственность относится к сфере человеческого закона. Она незыблема, т.к. является стимулом к труду, соответствует порядку общежития и устраняет ряд споров между людьми.

4.Когда произвол правителя направляется против церкви и ее учения – правителю нельзя повиноваться; в таких случаях церковь может низложить тирана, его же подданные освобождаются от присяги.

5.Три элемента гос. власти: сущность, происхождение, использование. Сущность, т.е. порядок управления (подчинения и господства) установлен Богом. Но это не означает, что каждый отдельный правитель поставлен Богом. Каждый человек имеет свободную волю, т.е. способность творить зло. В этих случаях суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви.

6.Основной признак гос.власти – издание законов. В аристократии: источник права – мнение юристов; в олигархии: судебная практика. В правильных формах (монархия, аристократия, полития) существует законность (господство справедливости) и признается общее благо; в неправильных (тирания, олигархия, демократия) – попирается то и другое. Выступал за единство всего.

7.Монархия – наиболее естественная форма правления, ибо всякое множество происходит от единства. Республика – раздирается беспорядками, борьбой партий и группировок, пролагает путь тирании. Громадное значение Фома придает религиозно-нравственному воздействию церкви на монарха, обещанием ему «наивысшей награды от бога», полагающейся добродетельному и справедливому царю. Тирана можно сместить по всеобщему решению.

Республику Фома считает гос-вом, раздираемым беспорядками, борьбой партий и группировок, пролагающей путь тирании. В тиранию может выродиться и монархия, но, рассуждает Фома, против вырождения царя в тирана могут быть приняты меры.

Громадное значение Фома придает религиозно-нравственному воздействию церкви на монарха, обещаниям ему "наивысшей награды от бога", полагающейся добродетельному и справедливому царю. Наконец, существует возможность сместить тирана "по всеобщему решению", когда подданные освобождаются от обязанности повиноваться (католическая церковь не раз обращалась к подданным с призывом не повиноваться тому или иному неугодному ей феодальному правителю).

Политико-правовая концепция Фомы Аквинского была основательной апологией западноевропейского феодализма. Не только оправдание казней и гонений еретиков, но и принципиальное обоснование церковного контроля за развитием науки и философии, подчинение последней мертвящим догмам католицизма, возведение господства и подчинения в одну из основ мироздания, прославление подсказанной феодальным строем иерархии как универсального принципа строения общества и природы, обширное обоснование феодального права как божественного установления, исчерпывающая аргументация "рабства" (т.е. крепостничества), концепция гос-ва, вмещающая теократические устремления католической церкви, - все это предопределило господство учения Фомы Аквинского в католической феодальной идеологии, вплоть до провозглашения его "святым", "ангелическим доктором". Специальной энцикликой папы римского в 1879 г. учение Фомы Аквинского объявлено "единственно истинной философией католицизма".





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 947 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2531 - | 2231 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.