ИППУ в системе исторических и юридических наук.
Политика, государство, право, законодательство являются объектами исследования различных гуманитарных наук - юриспруденции, философии, социологии, политологии, этики и т. д. В системе юр. наук и юр. образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юр. дисциплины исследуется и освещается специфический предмет - история возникновения и развития теоретических знаний о гос-ве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. Следует отметить своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юр. дисциплин теоретического и исторического профилей. В отличие от предметов юр. наук, предметом ИППУ являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов - с другой. Без знания истории гос-ва и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность. В соотношении с общетеоретическими юр. науками история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодат-ве. В сложном процессе взаимосвязей в юр. науке исторических и теоретических дисциплин ИППУ играет существенную роль в качестве одной из важных историко -теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания, совершенствования теоретичских разработок проблем гос-ва и права. Соотношение истории политических и правовых учений с другими юр. и философскими науками, равно как и взаимосвязи исторических и теоретических аспектов внутри самой этой дисциплины, отчетливо отражают то принципиальное обстоятельство, что предмет рассматриваемой дисциплины - это не просто совокупность политических и правовых учений прошлого, а именно их история. Выяснение смысла этой историчности значимо для характеристики как предмета данной дисциплины, так и ее методологии. Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено в конечном счете той тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических предметно-методологических позиций юр. науки в целом, представляющей собой единый комплекс государствоведения и правоведения. Политические учения прошлого представлены в предмете не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследований проблем гос-ва как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними, т. е. так, как проблематика теории государственности исследовалась представителями различных школ и направлений в реальной истории политических учений
Периодизация ИППУ
Со временем сложился традиционный круг вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения. К ним относятся воп-росы о происхождении гос-ва и права, об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности, проблемы форм государства, его задач, методов политической деятельности, связи государства и права, основных принципов и форм (источников) права, проблема прав личности и др.
Особенности разных исторических эпох предопределяли различное соотношение права и гос-ва в общественной жизни, а тем самым — разную степень внимания, которое в содержании политико-правовых доктрин уделялось теоретическим вопросам гос-ва, политики, права.
Особенности разных исторических эпох предопределяли различное соотношение права и государства в общественной жизни, а тем самым - разную степень внимания, которое в содержании политико-правовых доктрин уделялось теоретическим вопросам гос-ва, политики, права.
В соответствии с эпохами исторического развития курс истории политико-правовых учений можно достаточно условно разделить на следующие этапы.
- Древний мир. Время, когда господствовала религиозно-мифологическая форма идеологии и политическая мысль не носила четко выраженный характер. Это политико-правовые идеи Египта, Вавилона, Индии и Китая. В развитие политической мысли исключительный вклад внесла Др. Греция. Ее политическая мысль быстро пришла от мифа к теории.
- Средние века. Эпоха развития идеологии (идейных систем) на основе христианства и проблем им порождаемых. Возникновение ислама в VII в.
- Эпоха Возрождения и Реформации XIV—XVI вв. Осмысление политических явлений и процессов перестало быть монополией церкви.
- Новое вре мя: XVII—XVIII вв. Век Просвещения и революций в Нидерландах, Англии, США, Франции.
- Эпоха свободной конкуренции XIX в. Характеризуется расширением понятий свободы, равноправия; появляются понятия либерализма, научного социализма и др.
- Эпоха монополистического капитала, империализма, социалистических революций, кризиса «реального социализма», конец XIX—XX вв. Изменение статуса собственности, расширение экономических функций политической власти.
Эволюция политических идей своеобразна и часто не укладывается в общую схему. Это относится, в первую очередь, к странам Востока и России.
Политико-правовая мысль в Египте и Междуречье
Возникновение наиболее ранних политико-правовых учений связано с образованием первых гос-в на Др.Востоке – в Египте,Месопотамии,Др.Индии,Китае.
Политическая мысль древних народов на протяжении длительного времени развивалась главным образом на религиозных, мифических представлений об окружающем мире, природе, обществе и человеке.
В сознании большинства людей господствовали идеи о божественном происхождении всего сущего. Согласно древним мифам, земные порядки есть неразрывная часть общемировых космических порядков, имеющих божественное происхождение. Модель мира – небеса. Что начертано на небесах, то и должно быть на земле,и, это касалось политико – правовых порядков.
По своей форме все древневосточные гос-ва, кроме Др.Израиля, были деспотиями, с верой в традиции и обычаи.
Божественный характер земной власти (фараона, жрцов,чиновников) и официально одобренных правил поведения (обычаев, законов, судебных решений) означал, что все они- институты власти и институты права соответствуют естественно – божественному порядку справедливости.
Религиозные, мифические представления связывались с запретами и предписаниями. Постепенно запреты превращались в общеобязательные обычаи, традиции. Прежде всего они относились к вопросам управления, власти – семейной, родоплеменной, а затем и политической.
Вожди, священнослужители, старейшины и др.обладатели власти представлялись потомками или наместниками богов, творящими их волю.
После возникновения гос-в выполнение норм и обычаев стало обеспечиваться силой военной дружины. Так обычаи и традиции превращаются в законы. Наиболее ранние источники, содержащие мировоззрения - это надписи на обелисках в Лагаше и Аккаде (XXIII в.до н.э) и царские архивы из города Ура в Месопотамии (XXI в до н.э). в них содержалось учение о сотворении людей богами для того, чтобы они кормили их жертвами и освободили от труда.
Первым дошедшим до нас текстом законов являются Законы Шульги. В них содержались правовые нормы о защите слабых, бедных, положения о преступлениях, порядке заключения и расторж. брака. Рабы в этот период рассматривались как личность, а не как вещь. Они даже могли в суде оспаривать свое рабское состояние. Законы Щульги содержат также и религиозные заповеди, предписания, обязательства.
«Поучения Птахотепа» (ок.XXVIII в. До н.э) – Др.Египет. содержит представления о божественной справедливости как основе земных общественно-политических порядков. Человек должен вести себя согласно принципу «Ка» - критерии добродетельного и справедливого поведения.
Учение Заратустры (VIII в.до н.э). Религия др.народов Ирана, Азербайджана и Ср.Азии. основная идея – борьба добра и зла, почитание огня, запрещение погребения покойников. Гос-во – воплощение небесного царства Ормузда (светлое божество). Монарх – служитель, он должен защищать подданных, борясь против зла в гос-ве. Во главе отдельных сословий должны стоять наиболее добродетельные люди.
Др.Израиль. Ветхозаветная религия не допускала обожествления правителя. Израильтяне считали, что единственный царь, которому следует повиноваться – сам Бог.
Еврейское общество жило на принципах самоуправления. Первого царя указал народу последний из судей – пророк Самуил. При этом пророк изложил народу «права царства». Возникшая в к.2 века до н.э. еврейская монархия предполагала ответственность царя перед Богом и народом и безусловное подчинение царя пророку. Правила и общественные законы черпались из Ветхого Завета.
Законодательство Моисея. Представляло собой выражение свободного союза, договора между Богом и народом. Преобладание духовного начала. Общественный строй – община, в которой весь народ посредством своих глав находил защиту и обеспечение прав и свобод. Кроме политического равенства существовало равенство экономическое, т.е. равное распределение материальных благ, чтобы избежать крайностей богатства и нищеты. В семейных отношениях – равенство полов и нормальные отношения между родителями и детьми. Существовал народный суд и суд присяжных.
4. Политическая и правовая идеология Древней Индии. 1 в.до н.э – 6 в н.э.
Брахманизм. Брахманы – жрецы. Древнейшие памятники права и литературы – Веды, Законы Ману.
Веды – поэтические гимны, воссоздают картину религиозной и социальной жизни индусов. Первооснова общества – семья, находившаяся под абсолютной властью отца – он и царь, и судья, и жрец. Семья неделима и составляла одно юрид.лицо.
Законы Ману объясняли социальную иерархию происхождением каст от отдельных частей высшего существа – Брахмы.
Уста – брахманы – проповедовали священное слово;
Руки – кшатрии – защищали общество;
Бедра – вайши – кормили и одевали страну;
Ноги – шудру – служили 3-м высшим сословиям.
Т.о. гос-во – это единый организм, который составляют части государственного, политического тела. Социальная дифференциация общества связана с выполнением каждой варной своей функции.
Правление было монархическим, власть царей ограничивалась влиянием брахманов. Царь д.б. сообщать обо всех своих делах, отдавать половину своих приношений, им-во брахманов было неприкосновенно.
Наказание есть справедливость.
Правовая основа – учение о праве (дхарме): каждая варна имеет свою дхарму – свой закон жизни и должна выполнять свою функцию. Поощрение – повышение варны.
Упанишады – религиозно – философские трактаты, которые содержат комментарии к Ведам, обосновывают их главные положения. Все люди должны следовать дхарме, т.е. установленному для них закону, долгу, обычаю, правилу поведения.
Буддизм. Своеобразный бунт против религии брахманизма. Идеолог: Сиддхартха Гаутама (Шакья Муни), прозванный Буддой (просветленный).
Будда предлагает путь, открытый для каждого человека – освобождение от желаний и страстей, спокойное отношение к бренному миру, самоуглубление. Люди равны в страдании и в праве на спасение. При жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину. Что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру правил и запретов (253). Жизнь человека обречена на страдания, единственное спасение – нирвана – погружение в покой и безмолвие.
Буддизм достиг апогея в 3 в.до н.э. при царе Ашоке, затем его значение стало спадать. Сейчас лишь 1/3 индусов буддисты, остальные брахманисты. Буддизм утвердился в Китае, Японии, Монголии, о.Цейлон.