Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм и его разновидности




 

‘ормирование идеологии современного белорусского государства происходит не на пустом месте. ќно опираетс€ на опыт развити€ и функционировани€ давно уже сложившихс€ мировых идеологий: либерализма, консерватизма, социализма и др. ¬се эти идеологии зародились, развивались и утверждались в услови€х западноевропейской цивилизации.

ƒл€ правильного понимани€ и истолковани€ различных идеологий, их сущностей, особенностей, функций, способов ориентации, сфер вли€ни€ важное значение имеет их типологизаци€.

“ипологизаци€ идеологий может быть осуществлена по нескольким основани€м. ¬ зависимости от пространственной распространенности и масштабов социальных общностей людей, подверженных вли€нию тех или иных идей, взгл€дов, верований, ценностных ориентаций, стандартов поведени€ и т.п., идеологические доктрины могут быть подразделены на глобальные, локальные и частичные. ¬ зависимости от содержани€ распростран€емых концепций, взгл€дов, принципов, убеждений идеологии могут быть дифференцированы на научные, религиозные и политические. ѕо направленности предлагаемых идеалов, целей, средств их достижени€ идеологии относ€тс€ к прогрессивным или реакционным, революционным или контрреволюционным, гуманистическим или антигуманным.

1 ¬озникновение идеологии либерализма было св€зано с утверждением в «ападной ≈вропе капиталистического общества, и по времени совпадало с периодом буржуазных революций XVIII - XIX веков. ѕо существу, либерализм - это идеологи€, выражающа€ интересы класса буржуазии. ќсновоположниками либерализма €вл€лись: ƒж. Ћокк, Ћ. ћонтескье, ј. —мит, “. ƒжефферсон, ƒж. ћиль. ÷ентральное место в либерализме занимает иде€ индивидуальной свободы (от латинского Ђliberatusї - свободный). ѕринцип свободы рассматриваетс€ либералами как важнейшее условие реализации человеком своих неотъемлемых естественных прав.

¬ политической и экономической жизни принцип свободы трактуетс€ либералами как свобода от чрезмерных ограничений со стороны государства. ЂЋучшее правительство то, - подчеркивал американский президент “. ƒжефферсон, - которое меньше всего управл€етї.

»менно в либеральной идеологии была выдвинута иде€ приоритета гражданского общества перед государством.  ак утверждал один из основоположников либерализма ƒж. Ћокк: Ђ...гражданское общество - это посто€нна€ величина, а государство - производное от негої. ≈ще одной важной особенностью либерализма €вл€етс€ то, что его идеологи с самого начала были последовательными сторонниками разделени€ властей на законодательную, исполнительную и судебную. “акое разделение они считали надежным средством от узурпации власти и злоупотреблени€ ею.

‘ункции государства, по мнению либералов, должны сводитьс€ к минимуму: охране частной собственности, установлению общих правил свободной конкуренции, обеспечению общественного пор€дка и контролю за соблюдением законов в обществе, а также защите страны от внешней опасности.

¬ экономической сфере главными принципами либерализма €вл€ютс€: частна€ собственность, лична€ предпринимательска€ инициатива, свободный рыночный обмен, конкуренци€.

¬ социальной сфере либералы - сторонники индивидуализма и противники социального равенства.

¬ духовной сфере - сторонники свободы взгл€дов, слова, совести.

“аким образом, классический либерализм, каким он был в XIX - первой трети ’’ века, €вл€лс€ идеологией, отрицательно относившейс€ к активному вмешательству государства в общественную жизнь.

ќднако, по мере развити€ капиталистического общества, вы€вились не только положительные, но и отрицательные стороны такого отношени€. —тихийно функционировавша€ рыночна€ экономика все чаще и чаще стала переживать кризисы перепроизводства. Ёти кризисы сопровождались закрытием огромного числа предпри€тий, массовой безработицей, уничтожением колоссальной массы товаров и катастрофическим ростом социальной напр€женности. ¬ конце 20-х - начале 30-х годов ’’ века разразилс€ мировой кризис, поразивший все страны «ападной ≈вропы и —еверной јмерики одновременно и поставивший капиталистическое общество на край гибели.

ѕод воздействием кризиса либеральна€ идеологи€ претерпела серьезные изменени€ и возник неолиберализм (–. ƒаль, ƒж. –оулс и др.). ќн дал возможность выработать и осуществить систему мер, по существу, преобразивших капитализм и открывших новые перспективы его развити€.

√лавна€ особенность неолиберализма состоит в том, что он по-новому трактует экономическую и социальную роль государства. — точки зрени€ неолибералов, дл€ того, чтобы избежать разрушительных кризисов, государство должно активно вмешиватьс€ в экономическую жизнь через гибкую систему налогообложени€, государственную собственность, бюджет, планирование. ќно должно формировать специальные социальные фонды, за счет которых оказывать помощь беднейшим сло€м населени€ и тем самым способствовать разрешению социальных конфликтов. ѕо существу, неолибералами была разработана нова€ модель государства, которое они назвали Ђгосударством всеобщего благоденстви€ї. ѕо их мнению, такое государство €вл€етс€ надклассовым и выступает в роли посредника между разными социальными общност€ми, действу€ ради общего блага.

Ќеолибералы стали проповедовать принципы плюралистической демократии, котора€, по их мнению, наилучшим образом может обеспечить учет интересов всех социальных общностей. ќни по-новому стали толковать понимание социальной справедливости. ѕо их мнению, это прежде всего политическа€ справедливость, т.е. равные политические права дл€ всех граждан.

Ќеобходимо признать, что либерализм и неолиберализм оказали огромное вли€ние на развитие человеческой цивилизации. »менно они сыграли определ€ющую роль в процессе выработки и утверждени€ таких универсальных ценностей, как демократи€, свобода и самоценность человеческой личности. ¬недрение принципов неолиберализма в политическую практику с наибольшей полнотой имело место в —Ўј в период с 30-х годов по 70-е годы ’’ века.

2 “ермин Ђконсерватизмї происходит от латинского Ђconserveї, что в переводе означает Ђсохран€ю, охран€юї.

¬ажнейшей особенностью консервативной идеологии €вл€етс€ то, что она ориентируетс€ на защиту существующих устоев общественной жизни, отрицательно относитс€ к народным движени€м и революционным изменени€м.  онсерватизм базируетс€ на приоритете преемственности перед нововведением, на признании незыблемости пор€дка, сложившегос€ естественным образом, а также первостепенного значени€ в жизни общества морали, семьи, религии и собственности.

—формировалась эта идеологи€ в начале XIX века и €вилась противовесом либерализму. ≈сли либерализм выражал интересы буржуазии, то консерватизм - интересы землевладельческой аристократии (јнгли€ - Ё. Ѕерк, ‘ранци€ - де ћестер и де Ѕональе).  аковы главные принципы консерватизма?

ѕрежде всего, это принцип нравственного абсолютизма, суть которого состоит в том, что признаютс€ неизменными и вечными нравственные идеалы и ценности, которые, по мнению консерваторов, совершенно не завис€т от воли человека, а формируютс€ социально-экономическими и политическими услови€ми и учреждени€ми. ¬ажным принципом консерватизма €вл€етс€ положение о том, что любые проекты лучшего общества, какими бы замечательными они ни казались, та€т в себе неизвестность и поэтому должны быть отвергнуты. ќсторожные реформы признаютс€ консерваторами только как возможность избежать социальные потр€сени€.

Ќе менее важен и принцип традиционализма. ќн предусматривает сохранение всего лучшего, что создано в прошлом, как основы дл€ успешного развити€ в насто€щем и обеспечени€ единства поколений.

’арактерен дл€ консерватизма и такой принцип, как политический реализм. —уть его в том, что вс€ка€ истина, по мнению консерваторов, сосредоточена не в теории, а в конкретном опыте, и поэтому лучшим ориентиром дл€ политики €вл€етс€ то, что многократно подтверждено практикой.

ќдним из важнейших принципов консерватизма €вл€етс€ отрицательное отношение к идее социального равенства.  онсерваторы не приемлют социальное равенство, исход€ из того, что люди от природы наделены неравными даровани€ми и способност€ми. » еще один принцип консерватизма - отрицательное отношение к политизации людей, а значит, и демократии.  онсерваторы отрицают приоритет политики в жизни людей и считают, что дл€ них гораздо важнее реализовать свои частные интересы. ѕолитика, по их мнению, - это сфера де€тельности наиболее способных и специально подготовленных дл€ этого людей, т.е. политических элит.

ћожно выделить несколько разновидностей консерватизма в зависимости от того, как он относитс€ к социальным изменени€м. ¬ыдел€ют консерватизм реакционный, стрем€щийс€ возродить отжившие пор€дки, направл€ющий усили€ на сохранение существующего пор€дка, и консерватизм реформистский, которым не только признаютс€, но активно поддерживаютс€ необходимые преобразовани€ при сохранении всего лучшего из прошлого и насто€щего.

Ѕольшие социально-политические и экономические изменени€, произошедшие в мире на прот€жении XIX и ’’ веков, заставили консерваторов, также как и либералов, пересмотреть некоторые положени€ своей идеологии, что привело во второй половине ’’ века к по€влению неоконсерватизма.

¬иднейшими идеологами неоконсерватизма €вл€ютс€ ƒж. Ѕелл (—Ўј), –. √еген, Ё. ёнгер, √.  альтенбруннер (‘–√), –. јрон, ј. де Ѕенуа (‘ранци€).

 аковы же отличительные признаки неоконсерватизма? ¬о-первых, он не отрицает полностью идею демократии, его идеологи только подчеркивают, что демократическое политическое устройство должно сочетатьс€ с элитарным политическим руководством. Ќарод имеет право голоса, но он об€зан считатьс€ с тем, что верховна€ власть находитс€ в руках лучших, наиболее способных и мудрых граждан. ¬о-вторых, отдава€, как и прежде, предпочтение сильной власти и сильному государству, неоконсерваторы считают, что его вмешательство в экономическую жизнь должно быть в известных пределах ограничено.

¬-третьих, они выступают за ограниченные социальные реформы. ќднако неоконсерваторы - противники чрезмерного обложени€ налогами крупного капитала с целью перераспределени€ средств в пользу неимущих слоев населени€. »ндивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на солидарную поддержку сограждан. —овременное государство, по мнению неоконсерваторов, должно создавать равенство возможностей, но не равенство результатов. — 80-х годов ’’ века - неоконсерватизм в јнглии, с 90-х годов ’’ века и по насто€щее врем€ - в —Ўј.

3 »деи, которые впоследствии стали называть социалистическими, впервые по€вились в «ападной ≈вропе в XVI веке. ќни стали отражением стихийного протеста наиболее обездоленных, подвергшихс€ жестокой эксплуатации слоев населени€ в услови€х первоначального накоплени€ капитала и нарождающегос€ капиталистического общества.

¬ этих иде€х были воплощены представлени€ угнетенных классов о более справедливом общественном строе, который навсегда избавил бы их от эксплуатации и нищеты. — наибольшей полнотой в тот период данные идеи были выражены в Ђ”топииї “омаса ћора и Ђ√ороде солнцаї “омазо  ампанеллы. Ётих мыслителей считают основоположниками Ђутопического социализмаї. ƒлительное врем€ это учение носило характер учени€-мечты, которое невозможно осуществить на практике.

¬ажнейшими элементами социалистической (коммунистической) идеологии €вл€ютс€ идеи коллективизма, общественной собственности на средства производства, солидарности, социального равенства и справедливости, ликвидаци€ классового разделени€ общества и эксплуатации человека человеком. —уществует два направлени€ в социалистической идеологии - революционное и реформистское. »дею перехода к социализму путем осуществлени€ революции выдвинули и обосновали  . ћаркс, ‘. Ёнгельс, ¬.». Ћенин. Ёто направление получило название марксизма.

ќсновные принципы марксизма-ленинизма свод€тс€ к следующему:

1) капиталистическое общество, основанное на частной собственности и эксплуатации человека человеком, должно быть коренным образом преобразовано в более справедливое социалистическое общество, основанное на общественной собственности, свободном труде и распределении по труду;

2) преобразование может быть осуществлено только путем социалистической революции;

3) одна из основных задач революции - слом буржуазного государства и создание государства труд€щихс€;

4) осуществить революцию и создать новое государство может только рабочий класс (пролетариат), вооруженный передовой революционной теорией;

5) руковод€щей силой в таком государстве будет коммунистическа€ парти€ как наиболее последовательный выразитель интересов рабочего класса и всех труд€щихс€;

6) государство должно провести обобществление средств производства, превратив их в собственность всего народа, обеспечить планомерное развитие народного хоз€йства в интересах труд€щихс€;

7) после окончательного утверждени€ социалистического стро€ начнетс€ переход к коммунизму. Ќа этой стадии развитие производительных сил достигнет такого высокого уровн€, а сознание населени€ - такой высокой степени, что осуществитс€ принцип Ђот каждого по способност€м, каждому - по потребностиї. »счезнет деление общества на классы и отпадет необходимость в государстве как институте ограничени€, подавлени€ и принуждени€. ”твердитс€ система коммунистического общественного самоуправлени€.

Ќа практике реализаци€ этого проекта столкнулась с огромными, по существу непреодолимыми, трудност€ми.   началу 80-х годов ’’ века вли€ние и попул€рность марксизма-ленинизма резко снизилась. –ешающий удар был нанесен распадом ———– и государств Ђсоциалистического лагер€ї.

—оциал-демократическа€ идеологи€ возникла из марксизма в конце XIX - начале ’’ века, ее основатели Ѕернштейн и  .  аутский под вли€нием изменений в самом капиталистическом обществе отказались от ориентации на революцию и сориентировались на социальные реформы.

—овременные социал-демократы в качестве важнейшей руководствуютс€ идеей демократического социализма:

- в области политической - наличие свободных выборов; реальна€ возможность выбора между различными политическими программами; возможность смены правительства мирным путем; гарантии прав личности и меньшинства; наличие независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона;

- в области экономической - многообразие форм собственности с преобладанием общественной; рыночные отношени€ в сочетании с государственным регулированием; соучастие представителей труд€щихс€ в управлении предпри€ти€ми частнособственнического сектора; социальна€ направленность экономики;

- в социальной области - высока€ степень социальной свободы и защищенности человека; доступность всех ступеней и форм образовани€, духовных ценностей, благопри€тное состо€ние окружающей среды и т.д. (— наибольшей полнотой эти идеи реализованы в —кандинавских странах, √ермании, Ўвеции, Ќорвегии, ‘инл€ндии).

¬ 20-х - 40-х годах ’’ века в странах ≈вропы, а также в р€де других регионов мира (јргентина, „или и др.) достаточно широкое распространение получила идеологи€ фашизма (итал. Fasio - пучок, св€зка, объединение).

ѕри формировании этой идеологии были вз€ты некоторые элитаристские идеи ѕлатона, √егел€, а также италь€нского политолога √. ћоска, французского социолога √. Ћебона, австрийского социолога Ћ. √умпловича, французского синдикалиста ∆. —орел€. ќпределенную роль в формировании фашистских идей сыграли ƒж. ƒжентиле, Ѕ. ћуссолини, ј. √итлер, ј. –озенберг, ». √еббельс.

Ќаиболее полно эти идеи были реализованы в диктаторских политических режимах вначале в »талии (Ѕ. ћуссолини), а затем в √ермании (ј. √итлер). ћенее развитые в теоретическом и агрессивном отношении формы фашизм приобрел в режимах генерала ‘ранко в »спании, ј. —алазара в ѕортугалии, ’орти в ¬енгрии, ѕерона в јргентине, ѕиночета в „или.

‘ашизм отвергает все направлени€ общественно-политической мысли, проповедующие свободу и социальное равенство людей независимо от их национальной и расовой принадлежности, религиозных и политических предпочтений. ќн основываетс€ на идее Ђорганистского государстваї, оправдывающей агрессивные действи€ власти по отношению к абсолютному подчиненному ей населению, проповедует Ђбезграничную волюї государства и руковод€щего им вожд€ (фюрера, дуче, каудильо и т.п.), прославл€ет милитаристскую экспансию и войну как средство ее достижени€.

ќдной из широко распространенных идеологий глобального типа €вл€етс€ национализм. ќн представл€ет собой систему идей, взгл€дов, представлений и практических действий, основанных на этноцентризме (абсолютизации выдающейс€ роли своего этноса или нации и пренебрежение к другим этнонациональным общност€м) и ориентированных на дискриминацию прав и свобод людей и групп иных наций. √лавной идеей данной доктрины €вл€етс€ понимание и истолкование нации как основы и главенствующего субъекта государственно-политической и социокультурной системы общества.

»деи национализма стали формироватьс€ в процессе образовани€ наций и национальных государств в период промышленных революций к XVIII - началу XIX веков. ¬елика€ французска€ революци€ способствовала утверждению принципа суверенности нации как субъекта государственной жизни. ¬первые революци€ обосновала идею о праве национального государства устанавливать права и об€занности граждан.

—овременные исследователи этнонациональных отношений выдел€ют две основные формы национализма: этнический и государственный.

Ётнический национализм исходит из того, что наци€ €вл€етс€ высшей, наиболее развитой формой этнической общности, наделенной исключительным правом на обладание государственностью, а также всеми социальными институтами (культура, образование, право и т.п.) и всеми видами ресурсов - людских, природных, финансовых, материально-технических. ≈го основные идеи и принципы складывались в период возникновени€ наций и национальных государств в конце XVIII - первой половине XIX веков. ¬се основные политические, экономические и социокультурные отношени€ и соответствующие им учреждени€ строились по принципу приоритетной ценности национальных компонентов, по приоритету национального интереса.

Ётнический национализм получил широкое распространение в XIX - первой четверти ’’ веков, особенно в тех странах, широкие круги общественности которых выступали за национальную независимость и создание самосто€тельного национального государства.  райне агрессивные формы национализма - фашизм, национал-социализм).

¬торой формой национализма €вл€етс€ гражданский (государственный) национализм, который сформировалс€ в ’’ веке. Ёта форма национализма направлена на обоснование легитимности и приоритетности национального государства, государственную экспансию или изол€ционизм и широко использует в цел€х консолидации нации (либо граждан страны) государственную символику, средства массовой информации, устную агитационную пропаганду. –азличные разновидности государственного национализма активно используютс€ в современных —Ўј, »ндии, ѕакистане, Ѕразилии и других странах.

Ќа стыке XX и XXI веков активно и крупномасштабно начала развиватьс€ и интенсивно функционировать еще одна идеологическа€ доктрина всемирного масштаба - идеологи€ глобализма. √лобализаци€ представл€ет собой постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспреп€тственно перемещаютс€ информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведени€ и моды, видоизмен€€ миропредставление, де€тельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействи€.

Ѕольшинство западных социологов и политологов оценивают процесс глобализации однозначно позитивно и оптимистически, полага€, что это приведет к консолидации мира и преодолению конфликтов, подъему уровн€ жизни народов, социальной стабильности, всеобщему равноправию. ќднако социальна€ реальность оказываетс€ более сложной, противоречивой и непредсказуемой. »нтенсификаци€ транснациональных отношений неизбежно снижает статус национальных государств и их социально-политическую значимость, а это вызывает обратную реакцию - усиление националистических ориентаций и возмущение народов слаборазвитых стран.

Ќар€ду с глобальными идеологи€ми функционируют идеологии локальные и частичные. Ћокальные идеологии формируютс€ и развиваютс€, как правило, в одной или нескольких сопредельных странах, обладающих сходными или близкими по содержанию особенност€ми €зыка, культуры, религиозных верований, психического самоутверждени€ и самовыражени€ (арабские государства).

’арактерным примером такой идеологии €вл€етс€ исламский фундаментализм. Ћокальные идеологии воспринимают и идеологии глобального типа, но они их воспринимают и преобразовывают в соответствии с традици€ми, национальными и культурными особенност€ми стран, в которых они развиваютс€ и действуют.

„астичные идеологии обычно включены в национально-идеологическую панораму отдельного государства, и в своем содержании, формах про€влени€, идейной направленности, целеустановках выражают множественность интересов и ценностных ориентаций различных социальных групп и общностей.  онкретным про€влением наличи€ в обществе частичных идеологий €вл€етс€ многопартийность, свойственна€ многим современным государствам - »талии, ‘ранции, –оссии, ѕольше, √ермании, Ѕеларуси, ”краины и других. „астичные идеологии воспринимают, трансформируют в своем содержании и способах про€влени€ элементы как локальных, так и глобальных идеологий, часто выража€ претензии на общегосударственное и даже более широкое значение своих доктрин, например, партийные идеологии Ћƒѕ–, Ђяблокаї, —оюза правых сил –оссии.

ѕри всем стремлении любой локальной или частичной идеологии сконструировать свой собственный Ђдуховно-идеологический мирї, ни одна из них не представл€ет собой абсолютно замкнутой системы. ¬се они так или иначе взаимодействуют друг с другом, образу€ в результате многокрасочную панораму современного мира.

Ѕеларусь относитс€ к тем государствам, где идет процесс формировани€ собственной идеологии, где есть сторонники социалистической, социал-демократической, либеральной и националистической идеологических платформ.

»деи какой из этих идеологий лучше приживутс€, покажет только врем€.

 

 онтрольные вопросы

 

1. „то такое иде€, и какова еЄ роль в жизни общества?

2.  ак возникло пон€тие Ђидеологи€ї?

3. „то такое политическа€ идеологи€ и каковы еЄ основные функции?

4. Ќазовите основные типы идеологий.

5. „ем отличаютс€ глобальные идеологии от локальных?

 

Ћитература

1. ћельник, ¬. ј. »деологи€ и вызовы постсовременности (√осударственна€ идеологи€) / ¬. ј. ћельник // Ѕеларусска€ думка. Ц 2001. - є 10. Ц —. 104-116.

2. ¬асилевич, √.  онституционное развитие и белорусское государство / √. ¬асилевич // Ѕеларуска€ думка. Ц 2003. Ц є 2. Ц —. 24.

3. ќсновы идеологии белорусского государства: истори€ и теори€: учеб. пособие дл€ студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образование / —. Ќ.  н€зев [и др.]; под общ. ред. —. Ќ.  н€зева, ¬. ». „уешова. Ц ћинск: »¬÷ ћинфина, 2007. Ц 312 с.

4. Ѕабосов, ≈. ћ. ќсновы идеологии современного государства / ≈. ћ. Ѕабосов. Ц ћинск: јмалфе€, 2004. Ц 352 с.

5. яскевич, я. —. ќсновы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты / я. —. яскевич. Ц ћинск: –»¬Ў Ѕ√”, 2003. Ц 360 с.

6. ¬асилевич, √. ј. ќсновы идеологии белорусского государства /
√. ј. ¬асилевич, я. —. яскевич. Ц ћинск: –»¬Ў, 2004. Ц 477с.

7. ћакаренко, ¬. ѕ. √лавные идеологии современности / ¬. ѕ. ћакаренко. Ц –остов-на-ƒону: ‘еникс монографи€, 2000. Ц 480 с.

8. ћалахов, ¬. —. Ќационализм как политическа€ идеологи€ / ¬. —. ћалахов. Ц ћосква: ”ниверситет, книжный дом, 2005. Ц 320 с.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-22; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4553 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

603 - | 562 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.053 с.