Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История возникновения термина «идеология» и эволюция его содержания




Понятие «идеология» образовано из двух греческих слов: «эйдос» - идея и «логос» - учение, мышление, т.е. учение об идее.

В Европе понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон, однако уже до них человечество понимало роль и значение общих мыслей и духовных ценностей в жизни человека и общества. Мифы были первыми обобщениями мыслей и духовных ценностей, и это были отнюдь не сказки, т.к. люди искренне верили в них, более того, они были своего рода «руководством к действию». Так, миф о Прометее формировал убеждение в том, что идея свободы является ценностью, способной возвысить человека над традиционным страхом наказания и неотвратимости возмездия со стороны сверхъестественных сил.

Роль идей в жизни человека и государства еще более глубоко была раскрыта в религии и теологии (от греч. «теос» - Бог и «логос» - учение). По сравнению с мифологическим религиозное сознание является более организованным, структурированным и исторически зрелым. Правда, многие религиозные идеи излагались в форме мифов – повествований. Например, повествование о Каине и Авеле, Давиде и Голиафе; идеи о святой Земле стали мощными мобилизующими факторами паломничества в «землю обетованную» и в Палестину у христиан, в Мекку у мусульман.

Религиозно-философские идеи сформировались и в Древнем Востоке (Китай, Индия). Так, Конфуций проповедовал, что в основе общественной жизни лежит Воля Неба (культ предков), главной идеей в его учении была идея гуманности, т.е. любви младших к старшим, детей к родителям, подчиненных к начальству. Чтобы эта идея воплотилась в жизнь государства, все должны неукоснительно соблюдать заранее установленные правила поведения.

Идеи конфуцианства и легизма, т.е. идеологии управления и принуждения, были нацелены на решение главной задачи – обеспечение стабильности общественной жизни.

В буддизме обращается больше внимания на практический характер идей в жизни отдельного человека, т.е. поиск собственного «я» и системы ценностных координат. Будда учил, что миром управляют страдания, избавиться от которых можно, только взяв на вооружение четыре идеи: 1)жизнь, связанная со стремлением к наслаждению, является страданием, которое проявляется в болезнях, разлуке, смерти; 2) источником страданий является сама жизнь; 3) от страданий можно избавиться; 4) избавление от страданий - это вера в Будду.

Древние европейские философы, начиная с Фалеса и заканчивая Платоном и Аристотелем, обосновали всеобщий (универсальный) характер науки, отсутствие в ней национальных, государственных границ.

По Платону, идеи являются не столько структурными элементами сознания человека и общества, сколько надындивидуальными и надгосударственными, т.е. божественными моделями вещей.

Идея – это универсальный образец человеческого познания и практики, свойством идеи являются универсальность и всеобщность. Платоновское учение об идеях было частью его учения об идеальном государстве. Хотя идеи Платона пользовались уважением среди мыслителей – теоретиков, однако практики его всерьез не воспринимали.

Господствовавшие вплоть до Нового времени религиозные системы выполняли в общественном сознании функции предыдеологий. Возникновение же исходных компонентов идеологии обычно связывают с учением выдающегося английского философа Ф. Бэкона об «идолах разума». (Ф. Бэкон. Новый органон // Антология мировой философии: в 4-х т., Т.2, М., 1970 г. – с.196). Известный исследователь идеологий, немецкий философ и социолог К. Манхейм утверждает: «… учение Ф. Бэкона об идолах может в известной степени рассматриваться как предвосхищение современной концепции идеологии». Дальнейшее развитие и конкретизацию учение об идеях получило в трудах французских просветителей XVIII века Э. Кондильяка, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция. Они писали о чувственных и интеллектуальных, истинных и ложных идеях.

Сам термин «идеология» был впервые введен в употребление французским философом А. Дестютом де Трасси в работе «Элементы идеологии» (1804г.). Систематизируя и обобщая взгляды Бэкона, Кондильяка, Гельвеция и других философов, он обосновал целесообразность формирования специфической теории об идеях – идеологии. Идеология, по его убеждению, должна стать теоретической основой политической и экономической деятельности, служить средством улучшения общественного устройства страны.

Однако, в то время политики прохладно отнеслись к учению де Трасси. Так, Наполеон утверждал (в силу того, что группа «идеологов» занимала оппозиционное положение по отношению к его режиму), что «учение идеологов – это туманная метафизика, повинная во всех ошибках и несчастьях прекрасной Франции». Тем самым было положено начало традиционной для многих мыслителей XIX – XX веков критики идеологии как ложной, извращающей действительность формы сознания.

С переходом человечества к эпохе промышленных революций и выступлением на ведущее место в обществе промышленного и торгово-промышленного капитала изменяется и идеология, которая воплощает интересы новых социальных групп. Идеологические воззрения, совершенно различные у представителей различных классов, порождали и различные, порой прямо противоположные, позиции в отношении к идеологии и ее оценкам.

Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике современную им идеологию буржуазии, главным образом в ее немецком варианте, как искаженное, превратное сознание, извращенно оценивающее реальную действительность. В. И. Ленин считал, что идеология представляет собой систему идей, теорий, взглядов, отражающих социально-экономическое и политическое развитие общества и выражающих интересы определенного класса – буржуазии или пролетариата, в силу чего она носит классовый характер.

Критические оценки идеологии как ложного, иллюзорного сознания, сознательно или неосознанно искажающего реальные факты действительности, свойственны таким различным по своим философским, социологическим взглядам и политическим предпочтениям мыслителям, как Э. Дюркгейм, М. Шелер, М. Вебер, К. Манхейм, В. Парето, П. Сорокин, Ю. Бохеньский, Т. Парсонс

К. Манхейм в работе «Идеология и утопия. Диагноз нашего времени» (М., 1994г., с.85) утверждает, что «…понятие идеологии (и утопии) связано с пониманием того, что, помимо обычных источников заблуждений, существуют ложные структуры сознания … одни из них опережают «современное» им бытие, другие отстают от него. В обоих случаях эти структуры сознания маскируют бытие».

Широкое распространение различных концепций постиндустриального общества, воплощенных в трудах Р. Арона, Д. Белла, З. Бжезинского, Д. Рисмена, А. Турена и др., в которых резко снижается значение и влияние идеологии, приводит в 70-х годах ХХ века к появлению в США, Франции и других западных странах теорий «конца идеологий».

Д.Белл, в частности, утверждает, что «…все идеологии исчерпали себя», а З.Бжезинский подчеркивает, что в условиях бурного развития науки и наступления «технотронной эры» идеологическое всесилие сменяется «концом идеологии». (Бабосов Е.М. Идеология в современном мире. Мн., 1984г., с.64-65).

Как бы ни были масштабны и влиятельны негативные оценки идеологии, ее оценки как ложного, иллюзорного, извращенного сознания, наряду с концепциями «деидеологизации» периодически возникают и распространяются призывы к «реидеологизации» общества, т.е. к восстановлению идеологии в ее правах. Так, Д.Белл, С.Липсет, выступавшие за деидеологизацию, стали пропагандировать впоследствии необходимость «реидеологизации».

Возникает вопрос – почему же так происходит? Да просто потому, что любое общество нуждается в некой объединяющей, скрепляющей его идее, ориентирующей на определенные цели и ценности. Ф. Достоевский хорошо сказал о роли объединяющей идеи: «Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России…. Это самый насущный вопрос, который только есть.» (Достоевский Ф.М. Подросток. ПСС, т.13, М., 1975г., с.54).

В начале XIX века идеология стала не только формой самосознания классов и больших социальных групп людей, но и формой самоопределения и ориентации государств и отдельных индивидов.

Понятие «идеология» может быть использовано в разных смыслах. Можно выделить пять определений данного понятия:

1) идеологией называют совокупность идей, выражающих интересы своего носителя (отдельные люди, социальные группы, государства);

2) идеологией называют совокупность политических убеждений и установок (либерализм, консерватизм и т.д.);

3) идеологией называют совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества (богатых и бедных, производителей и потребителей, экономического развития и стагнации и т.д.);

4) специальное научное изучение позволяет различать идеологию как превратное, искаженное сознание некоторого социального класса. Маркс и Энгельс «Немецкая идеология» (1846г.) - идеология является ложным классовым сознанием, которое навязывается другим классам;

5) идеологией называют систему идей, обслуживающую и оправдывающую определенные виды общественной практики и отличающуюся от теоретического осмысления действительности (французские философы Барт, Деррида, Фуко).

Сравнение современных определений идеологии показывает, что общим в них является ее истолкование как совокупности идей, раскрывающих интересы своего носителя. Поэтому можно сделать вывод, что идеология - это совокупность (система) идей, выражающая интересы и цели ее носителя.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1974 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.