НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ
Сложность общественно-политической жизни, социальные катаклизмы отразились на украинской художественной культуре, развитии искусства, приведя к столкновению различные художественно-эстетические течения, обострив борьбу между различными направлениями и тенденциями.
Литература
В литературе, как и в других видах искусства, развиваются различные художественные методы: в основном, это реализм и нереалистические направления.
С манифестом украинского модернизма выступил Н. Вороной, призывавший отказаться от тенденциозности в литературе. Призывы модернистов к высокому художественному мастерству привлекли в их круг многих талантливых писателей. Они группировались вокруг журнала "Украинская хата" (1909 – 1914), издававшегося в Киеве, вокруг львовского издательства "Молодая муза". В журнале "Украинская хата" выступали Н. Филянский, В. Пачовский. Г. Чупринка, М, Евшан, М. Стриблянский (Шаповал). "Молодая муза" объединила таких писателей, как Б.Лепский, В. Бирчак, М. Яцкив, П. Карманский и др. В вопросах эстетики с модернистами смыкался журнал "Колокол" (1913 – 1914), издаваемый Д. Донцовым, Л. Юркевичем, В. Винниченко. К модернистским направлениям примыкал талантливый поэт А. Олесь (1878 – 1944).
Противоречия и столкновения художественных течений сказались в творчестве В. Винниченко (1880 – 1951).В ранних произведениях ("Голота", "Голод", "Возле машин", "Контрасты") писатель обратился к традиционной теме тяжелого положения безземельного крестьянства, эксплуатации батраков, критике господствующих классов.
Михаил Михайлович Коцюбинский (1864 – 1913) – писатель, талант которого раскрылся на рубеже конца XIX – начала XX вв.
Опираясь на традиции украинской литературы, Коцюбинский создает чарующие картины природы, ищет в ней жизнеутверждающую силу, выражает глубокую любовь к родной земле. Эти особенности ярко проявляются в повести " Тени забытых предков ", где автор обращается к жизни гуцулов.
В украинской литературе Коцюбинский остался как мастер новеллы. Красоте и глубине слова учились у него поколения последующих писателей.
Леся Украинка (1871 – 1913).
Творческая деятельность Леси Украинки (Ларисы Петровны Косач) многообразна. Она автор лирических произведений, рассказов, драм, критических и публицистических статей; занималась переводом на украинский язык произведений мировой литературы: Гоголя, Тургенева, Надсона, Мицкевича, Гейне, Гюго, Байрона и других.
Одна из тем поэтических произведений Леси Украинки – место и роль поэта в обществе. Так, в поэме " Старая сказка " автор раскрывает вечную тему искусства – поэт и власть:
Золотых венков не надо,
С ними счастья не добуду,
Буду золотом увенчан –
И поэтом я не буду!
Не поэты те, чьи мысли
Вольно не живут на свете, –
Их опутали навеки
Золоты эти сети.
Не поэт, кто забывает
О страданиях народа,
Золотыми кандалами
Он сковал свою свободу.
Вершиной художественного мастерства Леси Украинки явилась драма-феерия "Лесная песня", отразившая традиции народного творчества – богатство народной мифологии, поэтической фантазии народа.
Она писала: "Реализм и романтизм сочетаются в лице одного автора в тысячах примеров во всех литературах, и это совершенно законное явление"[287].
В период конца XIX – начала XX в. свое слово в литературе сказали и писатели Западной Украины. Это Марк Черемшина (1874 – 1927), подлинная фамилия – Иван Юрьевич Семанюк, автор сборников новелл: "Насечки", "Село вымирает", "Верховина"; Василь Семенович Стефаник (1871 – 1936), также обратившийся к новеллистике (сб. "Синяя книжечка", "Каменный крест". "Дорога" и другие).
Видное место среди писателей Западной Украины занимает Ольга Юлиановна Кобылянская (1863 – 1942). Центральная тема творчества О. Кобылянской – освобождение женщины от рабской зависимости. Такова повесть " Царевна ", героиня которой – "царевна" по своей гордости, человеческому достоинству – сумела подняться над мещанской косной моралью, над условностями будничной жизни.
Лучшее произведение О. Кобылянской – социально-психологическая повесть " Земля ".
О. Кобылянская увлекалась модернизмом, поисками в области формы. Но главное направление ее творчества – гуманизм. Он проявляется и в повести "Иуда" (1915), и в новелле на тему первой мировой войны "Письмо осужденного солдата к своей жене" (1923), изображающей войну как народное горе, и во всех произведениях значительного мастера украинской прозы начала XX века.